Рекомендации для родителей
методическая разработка по физкультуре на тему

Подвижные игры и игровые упражнения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_dlya_roditeley.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей «Подвижные игры и оздоровительные упражнения с детьми 3-5 лет в семье»

Подвижные игры и игровые упражнения имеют большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.

Также характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка. В игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.

В связи с усиленной двигательной деятельностью и влиянием положительных эмоций повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем. Возникновение в игре неожиданных ситуаций приучает ребенка разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для воспитания физических качеств (ловкость, быстрота и др.) Например, изменить направление движения. Чтобы увернуться от ловушки, или спасаясь от него, бежать как можно быстрее.

Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке положительных качеств.

Необходимость выполнения правил игры, преодоления препятствий способствуют воспитанию волевых качеств: выдержка, смелость, решительность и др.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть поставленной цели. Изменение условий заставляет детей искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.

У ребенка с помощью подвижных игр расширяются и углубляются представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения и т.д.

Для некоторых игр необходим коллектив, по меньшей мере, из трех детей. Если же у ребенка нет братьев и сестер, детский коллектив, как правило, заменяется родителями Единственный ребенок должен как можно больше общаться с детьми, чтобы научиться приспосабливаться к партнерам по соответствующей игре.

Оздоровительные упражнения.

Птичка. Ребенок в положении сидя ноги скрестно сгибает руки в локтях, касаясь пальцами плеч (крылышки). Взрослый помогает ребенку выпрямить спину, поглаживая его по лопаткам и притягивая локти назад как можно ближе к телу. Затем ребенок выполняет прыжки на месте. Подсвечник. Ребенок стоит на коленях, руки в стороны. Затем сгибает руки в локтях, при этом предплечья направлены вертикально вверх, а локти отведены как можно больше назад Вращение туловища поочередно вправо и влево.

Дирижер. Дирижирующие движения руками в ритме 2/4: на «раз» - всегда показывайте вниз ( сильная доля), на «два» - всегда вверх ( слабая доля) Выполняйте упражнения стоя, на коленях, сидя, лежа на спине (поочередно одной и другой рукой).

Посмотри на носки! Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Затем поднимает носки и, одновременно приподнимая голову, смотрит на них. Взрослый контролирует положение позвоночника: ребенок должен всей спиной прижиматься к подстилке. Спустя 1-2 с ребенок медленно опускает голову на пол и затем постепенно опускает носки.  Повторить 6 раз

Часы. В положении сидя ноги скрестно, руки на коленях ребенок покачивает головой вперед и назад, вправо и влево (бим-бом, тик-так, тики-таки). Взрослый следит за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Кто сумеет? Лежа на спине, ребенок пытается сесть без помощи рук Взрослый помогает ему, прижимая ступни к полу. Затем в положении сидя ребенок низко наклоняется вперед, опуская лицо на колени и руками дотягиваясь до носков

Ножницы. Лежа на спине, ребенок поднимает ноги почти на 20 см над полом и выполняет напряженно выпрямленными ногами скрестные махи: ноги в стороны, затем вверх и вниз. Взрослый придерживает ребенка за плечи и прижимает его к полу. Упражнение повторить 6 раз и затем после короткого отдыха (лежа на спине) - еще 6 раз.

Плавание на спине. Лежа на спине, ребенок поднимает руки вверх (вдох) и затем движением рук по полу через стороны вниз опускает их вдоль туловища (выдох). Упражнение сочетать с интенсивным дыханием.

Вытянуться - свернуться. В положении сидя ноги скрестно ребенок поднимает руки и максимально вытягивается вверх (взрослый корректирует выпрямленное положение ребенка. Позволяя ему опираться о голень спиной). Затем наклоняется вперед, опускает голову между коленей и обхватывает ноги под коленями.

Кошечка. Стоя на четвереньках, ребенок откидывает голову вперед и выгибает спину. Взрослый следит затем, чтобы руки были постоянно напряжены. Упражнение способствует подвижности позвоночника.

Собирание предметов. Учите ребенка захватывать пальцами ног камешки, палочку, шар и подбрасывать их (сначала одной, затем другой ногой). Упражнение укрепляет свод стопы Большие и маленькие. Ребенок чередует ходьбу на носках с ходьбой в приседе, стараясь держать спину прямо. Это очень трудное упражнение, но после многократного повторения присед без помощи взрослого могут освоить все дети.

Собачка такса. Ходьба на внешнем своде стопы в качестве профилактической меры против плоскостопия. Взрослый показывает ребенку упражнение, ребенок его повторяет. Упражнение выполнять босиком.

Подвижные игры

Шаги. Ребенок демонстрирует свое умение ходить размеренным шагом с правильной осанкой, движение рук при ходьбе, красивую посадку головы. Взрослый корректирует походку и оценивает её по пятибалльной системе. На второй день игра повторяется, и ребенок старается улучшить оценки. Позже ходьба усложняется тем, что ребенок машет над головой веточкой или несет на голове легкий предмет (картонку, резиновый кружок, дощечку и т.п.)

Соревнования в ходьбе. Взрослый соревнуется с ребенком в быстрой ходьбе на возвышении (на скамейке, узком бревне), по неровной поверхности (снегу, высокой траве), в ходьбе на носках, в приседе и т.п. Взрослый следит, красиво ли ходит ребенок (например, не идет ли он вразвалку, не топает ли, не опускает ли голову), и постоянно исправляет недостатки.

Эстафета с предметами. Начертите для ребенка дорожку (длиной около 10 м ) с двумя кружками. Ребенок постепенно складывает игрушки и различные предметы в кружок, вновь их собирает и переносит в другой кружок. То же проделайте, соревнуясь; при этом ходьба переходит в бег. Действия с предметами во время бега и элементы соревнования в игре учат ребенка владеть собой и быстро выполнять поставленные задачи.

Соревнования по бегу. Ребенок готовится на стартовой черте; дорожкой ему служит тропинка в парке, тротуар перед домом и т.д. Взрослый подает команды: «На старт! Внимание! Марш!». Ребенок должен быстро стартовать и, стараясь не замедлять темпа, как можно быстрее добежать до финишной черты, где стоит взрослый. Конечно, игра становится гораздо интереснее, если у ребенка на дорожке есть соперник Если нет детей такого же возраста, организовать «соревнование» довольно сложно, но в гаком случае бег проходит гораздо эмоциональнее, чем когда ребенок бежит один Бежать можно на дистанцию 10 - 15 метров, 11 лет на 20 м

Пчелы и медведь. Ребенок-пчела вылезает из улья (его можно обозначить, низко натянув канат над землей) и «летает» - легко бегает , свободно раскинув руки При возгласе: «Медведь!» -быстро прячется в улей. Игру можно разнообразить тем, что взрослый-медведь незаметно появляется без звукового предупреждения, и ребенок должен реагировать только на зрительный сигнал. Затем игроки меняются местами, ребенок изображает медведя, а взрослый - пчелу.

Лошадки. Взрослый держит скакалку за оба конца, а её середина опоясывает грудь ребенка-лошадки. Ребенок бежит впереди, взрослый за ним Потом они меняются местами: взрослый изображает лошадку, ребенок - кучера (взрослый должен бежать медленно, чтобы ребенок успевал за ним).

Груз. Ребенок ползает на четвереньках и несет на спине небольшую игрушку или другой предмет, стараясь не уронить его в течение всего пути.  Игра способствует развитию координации движений, подвижности позвоночника и выносливости

Борьба за мяч. Взрослый катит 2-3 мяча по очереди навстречу ребенку; тот быстро возвращает мячи. Иногда можно катить и большее количество мячей одновременно, у ребенка развивается быстрота реакции и ловкость. Между взрослым и ребенком на высоте почти 30 см над землей натягивается веревка или резинка. По неожиданной команде «Достаточно!» оба игрока ложатся на землю и перестают перекатывать мячи. Выигрывает тот, на чьей стороне осталось меньше мячей. Как только ребенок поймет смысл игры, он полюбит её и благодаря ей приобретет хорошую реакцию, ловкость, внимательность; научится играть, соблюдая правила.

Метание (на оценку). Не следует недооценивать тренировку метания на дальность. Во дворе начертите линию, к которой ребенок должен встать боком, чтобы развернуться для броска. Учите ребенка метать вперед-вверх через веревку, натянутую высоко над головой, через кустик или через ветку дерева и т.п. каждый бросок оценивайте по пятибалльной системе, чтобы стимулировать ребенка. Можно метать желуди, бумажных голубей, мячик После того как все предметы будут брошены, приучайте ребенка сразу их собирать (соблюдение безопасности необходимо для выполнения коллективных метаний).

Упражнения с мячом. Ребенок пробует отражать и ловить мяч различными способами (например, отбивание мяча о стенку, «дриблинг») и старается, чтобы мяч все время находился в движении. На основе имеющегося у ребенка опыта движений с мячом родители составляют «программу упражнений» и подводят ребенка к тому, чтобы он чаще повторял её, даже играя самостоятельно.

Прыгающие кружки. Начертите на спортивной площадке несколько кругов недалеко друг от друга (так, чтобы из них получился человечек) и учите ребенка прыгать из круга в круг на одной или обеих ногах. Позже малыш будет сочетать прыжки с бросками. Ребенок бросает камешек в круг; куда упал камешек, туда он и прыгает. Постепенно формируются правила игры, прыгай только туда, где камешек; не наступи на черту круга; подбери камешек так, чтобы не переступить черту круга, и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наглядный материал в уголок для родителей : "РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ К НОВОМУ ГОДУ И ПРОВЕДЕНИЮ С ДЕТЬМИ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КАНИКУЛ"

Наступают зимние каникулы, которые дадут возможность Вам как можно больше уделить внимания Вашим детям. Мы знаем, что в связи с Вашей занятостью, у Вас нет достаточно времени уделить Вашем...

«Развитие ребенка от 0 до года». Сборник методических рекомендаций, игр и упражнений по развитию детей раннего (от 0 до года) возраста (рекомендации для родителей).

Здоровье человека в периоде раннего детства является определяющим для его развития на протяжении всей последующей жизни. Ранний детский возраст  относится к критическим периодам онтогенеза ...

Рекомендации для родителей "Выходной с малышом. Рекомендации по социальному развитию ребенка третьего года жизни".

Как известно, понедельник – день тяжелый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут....

Рекомендации родителям Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»

Рекомендации для родителей дошкольников на период самоизоляции «Организация пространства для ребенка и режима дня»...

Рекомендации для родителей «Рекомендации по проведению занятий в домашних условиях»

Для того, чтобы Ваши домашние занятия проходили как можно эффективнее и не были затруднительны для ребенка, Вам следует придерживаться определенных правил их проведения. Все занятия должны строиться п...