двигательное творчество в психомоторном развитии детей старшего дошкольного возраста
статья по физкультуре (подготовительная группа) по теме

Верхозина Любовь Геннадьевна

 

«Мы вступаем в новую эру воспитания,

 целью  которого,  является скорее открытие,

нежели обучение»

Маршал Маклюэн  

 Тема детского творчества, становления творческих способностей ребёнка – дошкольника обсуждается традиционно и вместе с тем не утрачивает своей актуальности и значимости. По мнению профессора, д.п.н. В.Т.Кудрявцева, творческое становление ребёнка – системообразующий вектор его общего психического развития. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.Г. Верхозина  г. Ангарск

Двигательное творчество в психомоторном развитии детей старшего

 дошкольного возраста.

«Мы вступаем в новую эру воспитания,

 целью  которого,  является скорее открытие,

нежели обучение»

Маршал Маклюэн

     Физическое воспитание в детском саду предусматривает охрану и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие и направлено на своевременное формирование у дошкольников двигательных навыков и умений.

Стратегия организации физического воспитания базируется на физиологических механизмах становления движений ребёнка и его психическом развитии. Известно, что, если хорошо развита моторика, то и психическое развитие ребёнка в норме, особенно в раннем возрасте, так, как  движение является источником познания. Если движение в раннем возрасте это компонент сенсомоторных реакций, то в дошкольном возрасте ребёнок овладевает более сложными двигательными умениями и начинает выполнять движения более осознанно и произвольно.

     В исследованиях отечественных и зарубежных учёных экспериментально доказано, что развитие моторики в большей степени обусловлено естественным созреванием соответствующих структур мозга и опорно – двигательного аппарата. С точки зрения физиологии движения делятся на простые непроизвольные и сложные произвольные движения. Непроизвольные движения сначала проявляются как врождённые, а затем приобретают условно-рефлекторный характер. Произвольные движения формируются изначально как заученные, представляя собой множество приобретаемых в жизненном опыте навыков и движений. По мнению М.М. Кольцовой, А.В. Запорожца и др. авторов развитие врождённых движений – «фактор созревания» в единстве с выработанными движениями – «фактор научения» могут обеспечить успешное двигательное развитие ребёнка.

     Приобщая дошкольников к физической культуре, перед нами встаёт вопрос (общая проблема дошкольного образования):

нужно ли учить ребёнка в детском саду ходить, бегать, прыгать и т.д., когда это всё он умеет делать сам?! Всё зависит от того, как учит. Например, работа над развитием основных видов движения

-2-

с одной стороны – требует тренировки автоматизма, непроизвольной регуляции для построения «штампа движений», а с другой стороны, это произвольная регуляция формирования индивидуального стиля конкретного движения.

   Тема детского творчества, становления творческих способностей ребёнка – дошкольника обсуждается традиционно и вместе с тем не утрачивает своей актуальности и значимости. По мнению профессора, д.п.н. В.Т.Кудрявцева, творческое становление ребёнка – системообразующий вектор его общего психического развития.

В связи с этим, нами были выделены актуальные направления  психомоторного развития детей дошкольного возраста средствами физического воспитания (приложение 1.)

     Одним из этих направлений  является двигательное творчество детей на занятиях физическими упражнениями. В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение – основа творческой, осмысленной, по выражению А.В. Запорожца, моторики.

 В последние годы в науке стали дифференцироваться понятия «творчество» и «креативность»: если творчество в большинстве случаев понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

В повседневной жизни ребёнка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. Это, например, самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания, т.е., открытие самого себя в мире движений.

      В нашем детском саду развитию определённого опыта двигательного творчества способствуют секционные занятия гимнастикой студии «Семицветик» (приложение 2). Так раздел «Креативная гимнастика» предусматривает целенаправленную работу педагога по использованию нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы.

   Целью этого раздела является открытие творческого потенциала и развитие креативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

 Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Развитие познавательной активности, воображения, мышления у старших дошкольников.
  2. Формирование навыков самовыражения через движение посредством музыки
  3. Воспитание личностных качеств: эмпатии, активности, любознательности.

-3-

   Совместная творческая деятельность инструктора и детей, построенная в форме живого эмоционального общения, позволяет не только развивать творческое воображение, но и формировать осмысленную моторику ребёнка, а главное делает эти занятия бесценным средством оздоровления.

 Предлагаем вашему вниманию примерный развивающий двигательный комплекс, используемый на занятиях по развитию двигательного творчества:

  1. Упражнения на самовытяжение (растяжка) до 2-3 минут
  2. Дыхательные упражнения до 2-3минут
  3. Элементы самомассажа до 2-3 минут
  4. Телесно-ориентированные упражнения до 5-7 минут
  5. Упражнения на развитие мелкой моторики рук до 5 минут
  6. Упражнения на развитие коммуникативной и когнитивной сферы ребёнка до 5-7 минут
  7. Подвижные и  творческие игры до 5-7 минут
  8. Упражнения на релаксацию до 2-3 минут

   Комплекс составлен и адаптирован на основе авторских разработок А.Л. Сиротюк (приложение 3),

 Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощённости.

   Осознанное отношение ребёнка к своему здоровью, уровень сформированности его физической культуры  является одним из важных мотивов творческой деятельности детей дошкольного возраста. В связи с этим нами были проведены мини – исследования (модификация экспериментальной методики Д.Б Эльконина, А.Л. Венгера, 1988), а именно: изучение мотивов двигательной активности детей старшего дошкольного возраста; изучение мотивов в сфере физической культуре и вне сферы физической культуры; изучение эмоционального отношения старших дошкольников к занятиям физическими упражнениями. Детям индивидуально предлагался рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Ребёнку, после прочтения каждого абзаца, показывали соответствующий содержанию рисунок – внешнюю опору для запоминания. Далее, ребёнку задавался вопрос: «Кто из героев прав и почему. А ты почему ходишь на физкультурные занятия?»  Мы обратили внимание, что после эксперимента у детей снизилась частота выборов «мотива по принуждению» (дети старшей группы-5%), и не имеет места у детей подготовительной

-4-

группы.  Увеличился процент частоты выбора «учебного» мотива и «здоровье, сила, красота» у детей подготовительной группы (27% и 36% соответственно), что подтверждает осознанное отношение детей  к занятиям физической культурой.

Полученные данные мы представили в виде таблицы:

                                                                                                          Таблица 1

Частота выбора различных мотивов, %

                                               


     

     Мотив

           Старшая группа

  Подготовительная группа

До эксперимента %

После эксперимента %

До эксперимента %

После эксперимента %

Игровой

38

42

34

22

Учебный

-

13

20

27

Здоровье, сила, красота

9

20

22

36

Похвала

41

20

17

15

Принуждение

12

5

7

-

    Творческое развитие представляет собой, по мнению В.Т. Кудрявцева, всеобщую и ведущую форму детского развития. Поэтому развивающее образование в любом случае должно устремлять ребёнка в перспективу саморазвития, расширения его сознания на основе творческой деятельности. Мы сделали попытку определить развитие творческого потенциала наших старших дошкольников через экспресс-диагностику творческих способностей детей 5-6 лет. Методика «День рождения гномика», разработанная В.Кудрявцевым и Г.Уразалиевой,  позволила выявить уровень развития творческой надситуативности детей,  т.е. способность выйти из ситуации, мысленно построить новую и принять надситуативное решение.

 В эксперименте участвовали дети нашего детского сада (экспериментальная группа) и дети  детского сада, где такая форма работы не имеет места (контрольная группа). Анализ результатов обследования показал, что в контрольной группе преобладает процент

детей, имеющих 1-уровень ответов (50%), в экспериментальной группе таких детей меньше, соответственно -24% Это значит, что дети не выходят за рамки простого выбора и используют предметы в готовом виде. В экспериментальной группе преобладает процент детей, имеющих 2-уровень ответов (42%), которые  используют в решении

-5-

проблемных ситуаций  элементы простейшего символизма и волшебства. 3-уровень ответов соответствует высокому уровню развития. В контрольной группе такой уровень у 15% детей, а в экспериментальной –  34%.   Эти  дети способны принять  надситуативные решения, связанные с преобразованием наличного материала,  как средства наиболее оптимального решения проблемной ситуации. В связи с этим, мы можем сделать вывод, что в целом уровень развития творческой надситуативности у детей экспериментальной группы выше, чем  контрольной. Детей, не справившихся или отказавшихся от выполнения задания, не было.

  Показатели развития творческих способностей участников эксперимента мы обозначили в таблице (таблица 2):

Таблица 2

Показатели развития творческой  надситуативности:

Группы

Количество детей

I

Уровень ответов

%

II

Уровень ответов

%

III

Уровень ответов

%

Контрольная группа (17 человек)

50%

35%

15%

Экспериментальная группа(17 человек)

24%

42%

34%

   Таким образом, проведение эксперимента показало, что выбранная форма  работы в нашем детском саду способствует созданию устойчивого интереса детей к занятиям физической культурой. А также, что, наши дошкольники  имеют свою активную позицию,  возможность выбора, свободу творчества, а

это, безусловно, играет важную роль в становление  личности ребёнка, его гармоничном развитие, «открытии себя» в мире движений.

Данный опыт работы по развитию двигательного творчества представлен в материалах сборника региональной научно-практической конференции «Детский сад – открытая социально-педагогическая система», г.Иркутск, 2008год.

   Активизация творческого потенциала уже на раннем этапе развития детей, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия от всего, чем ребёнок живёт и что он делает, является одним из эффективных средств сохранения психического и физического здоровья ребёнка (В.Т.Кудрявцев).

Литература.

  1. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1,2,Развитие произвольных движений. М.1986.

  1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления.- М.; «Линка-Пресс», 2000.

  1. Кудрявцев В.Т., Синельников В. Ребёнок – дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. Дошкольное воспитание. -1995.-№9,10.-с.52-59,62-70.

  1. Нестеров В.А. ,Воротилкина И.М. и соавторы. Мотивационно - эмоциональный аспект двигательной активности детей дошкольного возраста. Хабаровск,1998.

  1. Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. М., «5 за знания»,2007.

Приложение 1

        Приложение 3

Развивающий двигательный комплекс

(для детей старшего дошкольного возраста)

  1. «Приветствие» (упражнения и игры на развитие коммуникативной сферы) дети приветствуют друг друга, сначала касаясь носами. Затем плечами, руками и так далее, можно придумать свой вариант.
  2. Упражнение «Росток» или «дерево» (рекомендуется и.п. – лёжа)
  3. Элементы самомассажа биологически активных точек (БАТ)
  4. Телесные упражнения (на активизацию межполушарного взаимодействия) «Яйцо-цыплёнок», «Перекрёстное марширование», «Перекрёстные танцы»
  5. Упражнение «Колечко» на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)
  6. Когнитивные игры и упражнения «Моя рука, твоя рука» (формирование пространственных представлений), дети в парах определяют, где у соседа правая и левая рука
  7. Подвижная игра «Шалуны» с использованием полусфер или больших гимнастических мячей – дети под музыку передвигаются по залу, по окончании музыки занимают «домики» (полусферы и т.д), усложнение дети закрывают глаза, встают на одну ногу или придумывают свои нестандартные упражнения (эти упражнения развивают способность сохранять равновесие, включают в работу практически всю группу мышц, укрепляют вестибулярный аппарат, улучшают работу правого и левого полушарий, формируют тактильную чувствительность); подвижная игра «Спортивная фигура» - вариант игры «Море волнуется», дети придумывают свои нестандартные варианты спортивных фигур.
  8. Дыхательные упражнения (ребёнку предлагается вокализировать, на выдохе пропевая отдельные звуки «А», «У» и т.д.)
  9. «Снеговик» упражнение на релаксацию (рекомендуется выполнять под медленную музыку).

Составила инструктор по физической культуре:

 Верхозина Л.Г.

   Единство телесного и духовного в жизни ребёнка        

  Актуальные направления психомоторного развития детей

                    средствами физического воспитания

Приобщение к

культуре тела и телесных движений, как особому объекту проектирования, преобразования и познания ребёнка.

Формирование        ОДС и индивидуального стиля движения

  Работа над двигательным воображением, как основой творческого осмысления моторики

    Поиск  новых подходов к   формированию:  

  1. Поло ролевых стереотипов в двигательной деятельности
  2. Психомоторики у детей с высоким и низким уровнем Д.А.
  3. Психомоторное развитие детей «группы риска»

           Формирование личностно - ориентированной  

                       психомоторики ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эмоционально-двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по программе "Эмоционально-двигательное развитие детей старшего дошкольного возраста"  Задачи:Закреплять представление детей о радости, страхе, злости, спокойствии, робости,...

Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

Совместная деятельность с детьми  доставляет  чувство радости, вызвает у детей положительный настрой; расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; воспитывает командные качес...

Совместная деятельность взрослого и ребенка с использованием игровых двигательных технологий, направленных на физическое развитие детей старшего дошкольного возраста «В мире сказок»

Совместная деятельность доставляет чувство радости, вызвает у детей положительный настроение;  расширяет  представление детей о здоровом образе жизни; развивает двигательные умения и навыки...

Применение корригирующей гимнастики в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста

Существует прямая зависимость между речевой патологией и развитием опорно-двигательного аппарата дошкольников. Также негативно на формирование правильной осанки влияет недостаточная двигательная актив...

Статья "Применение элементов здоровьесберегающих технологий в развитии психомоторных функций детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР)".

Деятельность, направленная на здоровьесбережение и личностно-ориентированное развитие ребёнка, должна носить интегрированный характер, а не сводиться только к физическому воспитанию и проведению медиц...

Особенности психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста

Особенности психомоторного развития детей старшегодошкольного возраста Психомоторика относится к высшим психическим функциям.Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого...

Комплексная методика психомоторной коррекции речевого развития детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми формами речевой патологии на основе фольклорных и телесноориентированных игр «Егоза»

Методика содержит описание специфической структуры занятий, подборку фольклорных игр, способствующих комплексному развитию моторного и когнитивного уровней, формированию произвольной регуляции, развит...