Физкультминутки
методическая разработка по физкультуре (средняя группа) по теме

Нестеренко С.Д.

Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников, проводится с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fiz._min.docx153.86 КБ

Предварительный просмотр:

Веселая зарядка

Главная мечта любого родителя, отдавшего своего ребенка в детский садик, это, конечно же, чтобы ребенок ходил в садик с радостью. Один из способов заинтересовать детишек садиком и тем, как в нем весело и здорово является регулярное проведение физкультминуток в группах.

Физкультминутки - это кратковременные упражнения, в течение 2-3 минут, проводимые с целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности Упражнения веселой зарядки доступны малышам даже самого младшего возраста. Незатейливая подвижная игра позволяет детишкам знакомиться с возможностями своего тела, а также открыть для себя красоту музыки. Физкультминутка дает возможность воспитателям и педагогам, а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Темы физкультминуток могут быть самыми разнообразными. Множество стихотворений написано для проведения подвижных игр с детьми. Рифмы предлагают изобразить всевозможных животных, природные стихии, игрушки или технику.

Физкультминутка, как форма активного отдыха дошкольников, проводится с целью предупреждения и снятия утомления, повышения активного внимания и работоспособности. Достигается это тем, что переключение нервной деятельности в одних областях коры головного мозга на другое, создаёт возможность ранее функционировавшим областям коры восстановить обмен веществ. Кроме того, энергичные движения и дыхание усиливают кровообращение в мозгу, что тоже способствует снятию утомления. Результатом является восстановление устойчивости внимания, поднятие общего тонуса, повышение работоспособности. Физкультминутка устраняет застойные явления в нижних конечностях, в области таза и грудной клетке.

Здоровье детей – наша забота, и применение физкультминуток – один из этапов работы по его сохранению.

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения,  связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, приседания, наклоны в стороны, махи руками и т.п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи таких физкультминуток - мышки, кошки, хомячок, кузнечик, зайка, медведи,  петух, аист, жук, ворона; плавцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша  во всех группах детского сада. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие  упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы (наклоны, потягивания). Используется 3-4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

Требования к проведению физкультминуток:

  1. Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
  2. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  3. Выполнять упражнения следует вместе с детьми.
  4. Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
  5. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
  6. Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
  7. Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
  8. Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
  9. Нельзя принуждать делать физкультминутку, если у ребенка нет на это       желания.

  Примеры физкультминуток.

1. Буратино  потянулся,

Раз – нагнулся  два – нагнулся,

Руки в стороны развёл, ключик,  видно,  не нашёл.

Чтоб ключик нам достать, нужно на носочки встать.

 (дети декламируют стихотворение, выполняя движение.)

2. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише, деревцо всё выше, выше.

 (дети имитируют дуновение ветра, качаясь то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются).

3. Гриша шёл-шёл-шёл, белый гриб нашёл.

Раз – грибок, два – грибок,

Три – грибок, положил их в кузовок

(декламируя стихотворение, дети имитируют движение грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

4. Приплыли тучи дождевые: - Лей,  дождь,  лей!

Дождинки пляшут,  как живые: - Пей,  рожь, пей!

И рожь, склоняется к земле зелёной,  Пьёт,  пьёт,  пьёт.

А тёплый дождик неугомонный, Льёт,  льёт,  льёт.

 (Дети стоят вытянув руки вперёд, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем,  продолжают встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.)

5. Если нравится тебя, то делай так (два щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (два хлопка в ладони).

Если нравится тебе, то делай так (два хлопка за коленками).

Если нравится тебе, то делай так (два притопа ногами).

Если нравится тебе, то ты скажи: «Хорошо! »

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай всё.

6. Хомка-хомка,  Хомячок

Полосатенький бочок

Вместе с солнышком встает,

Щечки моет, шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

(дети декламируют стихотворение, выполняя движение.)

7. Белки прыгают по веткам.
Прыг да скок, прыг да скок!
Забираются нередко
Высоко, высоко!
(прыжки на месте.) 
Будем в классики играть,
Будем в классики играть,
На одной ноге скакать.
А теперь ещё немножко
На другой поскачем ножке.  
(прыжки на одной ножке.)

8. Я нашла себе жука на большой ромашке.

Не хочу держать в руках – пусть лежат в кармашке (дети показывают).

Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью. (нагибаются) 

Улетел зелёный жук, улетел на крыльях (дети машут руками).

9. Зайка серенький сидит и ушами шевелит (дети показывают).

Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть (дети показывают).

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать (дети скачут).

Кто-то зайку напугал – Зайка – прыг – и убежал (дети садятся).

10. Поднимайте плечики,

Прыг- скок,  прыг-  скок.  Прыгайте кузнечики,

Сели, травушку покушаем, тишину послушаем.

Тише, тише, высоко, прыгай на носках легко.

 (Надо оттолкнуться одной ногой и мягко приземлиться на другую.)

11. Самолёты загудели (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками),
Самолёты полетели
(руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
На полянку тихо сели (присесть, руки к коленям),
Да и снова полетели.

12. Мы весёлые матрёшки,  ладушки,  ладушки.

На ногах у нас сапожки, ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пёстрых,  ладушки, ладушки,

Мы похожи, словно сёстры, ладушки,  ладушки.

 (руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произношении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают сапожки на ногах; ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.

 

13. Зайки, где вы пропадали? 
 Мы в капусте отдыхали
(трясутся от страха) 
А капусту вы не ели?
Только носиком задели.
Вас бы надо наказать.
Так попробуй нас догнать!

14. Мы пилили доску, с утра у нас дела.

Стальные зубы остры, легко идёт пила.

Мы сейчас бревно распилим, пилим,  пилим, пилим, пилим.

Раз-два, раз-два,  будут на зиму дрова.

 (дети имитируют движения пильщиков.)

15. Вот окошко распахнулось (руки в стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки кошки)
Посмотрела кошка наверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась, (
повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух. (повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)
Потянулась, улыбнулась
(соответствующие движения и мимика)
И уселась на карниз.

16. Спал цветок и вдруг проснулся, (туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потянуться.) 
Взвился вверх и полетел
. (руки вверх, вправо, влево.) 
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
(покружиться.)

17. Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт  
(наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(дети садятся в глубокий присед.) 
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.
(вращение туловищем вправо.) 
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой
. (вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (ходьба на месте.) 
Иногда вдруг отстают.
(замедление темпа ходьбы.) 
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят
! (бег на месте.) 
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(дети останавливаются.)

18.Едем-едем мы домой (движения имитирующие поворот руля)
На машине легковой
Въехали на горку: хлоп,
(руки вверх, хлопок над головой)
Колесо спустилось: стоп.
(руки через стороны вниз, присесть)

19.Мы листики осенние,
На ветках мы сидим
. (присесть) 
Дунул ветер - полетели,
Мы летели, мы летели
(легкий бег по кругу) 
И на землю тихо сели.
(присесть) 
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(легкий бег по кругу) 
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(присесть)

20.Бегал по двору щеночек, (медленный бег на месте)
Видит пирога кусочек
. (наклон вперед, руки в стороны)
Под крыльцо залез и съел, (присесть, руки ко рту)
Развалился, засопел. (руки в стороны, голову на бок)

21.Раз, два, три, четыре, пять! 
Будем прыгать и скакать!
(прыжки на месте.)
Наклонился правый бок.  (наклоны туловища влево-вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки
(руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку
, (присели на пол.) 
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку,
(сгибаем ноги в колене.)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
Ноги высоко подняли
(подняли ноги вверх.)
И немного подержали.
Головою покачали
(движения головой.) 
И все дружно вместе встали.
(встали.)

22.Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка- попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!
(прыжки.)

23.Ванька-встанька, (прыжки на месте) 
Приседай-ка
. (приседания)
Непослушный ты какой!
Нам не справиться с тобой!
(хлопки в ладоши.)

24.Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз — хлопок и вверх — хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем — будет прок.
(приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(вращение головой вправо и влево.)

25.Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок.
Ножками топчут: топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Глазками моргают
(ритмичное зажмуривание глаз),
После отдыхают
(приседают, руки свободные)

26.Утром гномы в лес пошли (шаг на месте)
По дороге гриб нашли (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!
(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали,
(наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали.
(руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили
(бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

27.Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
(присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам
. (прыжки на месте)
Быстро встаньте.  

28.Руки в стороны — в полёт
Отправляем самолёт,
Правое крыло вперёд,
Левое крыло вперёд.
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт. (
ноги врозь, руки в стороны, поворот вправо; поворот влево)

29.Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Пусть немножко отдохнут,
Снова рисовать начнут.
Дружно локти отведем,
Снова рисовать начнем.
(кисти рук погладили, встряхнули, размяли.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
Ноги вместе, ноги врозь,
Заколачиваем гвоздь.
(дети плавно поднимают руки перед собой, встряхивают кистями, притопывают.)
Мы старались, рисовали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем,
Снова рисовать начнем.
Мы старались, рисовали,
Наши пальчики устали,
А теперь мы отдохнем —
Снова рисовать начнем. .

30.Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
(ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (потягивания — руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево.
(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
(потягивания — руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели
. (дети садятся.)

31.Наша ёлка велика (круговое движение руками),
Наша ёлка высока (встать на носочки),
Выше мамы, выше папы
(присесть и встать на носочки),
Достаёт до потолка
(потянуться).

32.Во дворе растёт подсолнух,
Утром тянется он к солнцу.
(дети встают на одну ногу и тянут руки вверх.)
Рядом с ним второй, похожий,
К солнцу тянется он тоже.
(дети встают на другую ногу и снова тянут руки вверх.)
Вертим ручками по кругу.
Не задень случайно друга!
Несколько кругов вперёд,
А потом наоборот.
(вращение прямых рук вперёд и назад.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора нам сесть на место.
(дети садятся.)

33.Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать.
(ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.
(прыжки на месте.) 
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах.
(ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы,
А теперь замрем и мы!
(дети садятся.)

34.Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу.
(одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки. Улыбнись.
Вправо-влево наклонись
. (наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай
. (приседания.)


35.Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки.
(потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём.
(потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.

36. Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
— Топай правою ногою,
Топай левою ногою,
Снова — правою ногою,
Снова — левою ногою.
После — правою ногою,
После — левою ногою.
И тогда придешь домой.

37. Кузнечики
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Стоп! Сели.
Травушку покушали.
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко!

38.Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется
. (покружиться)

39.Будем прыгать, как лягушка,
Чемпионка-попрыгушка.
За прыжком — другой прыжок,
Выше прыгаем, дружок!

40.Вышли мышки как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час. (повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (руки вверх и приседание с опусканием рук «дернули за гири».)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки перед собой)
Убежали мышки вон (бег на месте).




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-физкультминутки

Игры-физкультминутки...

Физминутки (физкультминутки) в детском саду

Физминутки" (физкультминутки) находятся различные упражнения основанные на зрительно-поисковых стимулах, применяемые на конкретных занятиях для переключения внимания детей, развития общей координации ...

Физкультминутки как средство развития и коррекции зрительных функций и снятия зрительного утомления

Здесь представлена наиболее полная подборка упражнений для снятия и профилактики зрительного утомления и снижения остроты зрения при различных нарушениях зрения....

физкультминутки

содержится материал для картотеки физкультминуток...

физкультминутка

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...