Воспитание осознанного отношения к своему здоровью через использование здоровьесберегающих технологий
материал по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Миронюк Лариса Юрьевна

Доклад из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_mironyuk.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 40 «Сороконожка»

Доклад из опыта работы  

               Миронюк Лариса Юрьевна,

    воспитатель по физическому воспитанию,

                        1 квалификационная категория.

2010 год

г. Усть-Илимск

В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми.

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых актуальных. Дошкольные учреждения, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека XXI века – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Именно поэтому утверждение здорового образа жизни подрастающего поколения должно сегодня рассматриваться в практике работы детских садов, как одно из приоритетных направлений гуманизации образования, т.к. от того, насколько успешно удается сформировать и закрепить навыки здорового образа жизни в дошкольном возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни и здоровье человека.

Неблагоприятные эколого-климатические условия г. Усть-Илимска приводят к ослаблению иммунитета, и, как следствие к увеличению простудных заболеваний, инфекций. В образовательном учреждении и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, компьютера и т.д.). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие.

Поэтому возникла необходимость вести поиск новых подходов в вопросах формирования здоровья, в организации процесса физического воспитания, в преемственности семьи и детского сада – тех социальных структур, которые в основном определяют уровень здоровья детей.  

Проанализировав все вышеизложенное, я поставила перед собой цель: создать условия для полноценной работы по сохранению и укреплению здоровья детей на основе использования современных здоровьесберегающих технологий.

Оздоровительные задачи

  1. Сохранять и укреплять здоровье детей.
  2. Формировать правильную осанку и развивать все групп мышц.
  3. Содействовать профилактике плоскостопия.

Образовательные задачи

  1. Развивать двигательные способности детей и физические качества (быстроту, силу, выносливость, гибкость, подвижность в суставах, ловкость).
  2. Формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движений.

Воспитательные задачи

  1. Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности.
  2. Воспитывать чувство уверенности в себе.
  3. Формировать представление о здоровом образе жизни.
  4. Вызвать эмоционально-положительное отношение к играм, спортивным упражнениям, соревнованиям, к занятиям спортом, к совестным прогулкам.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Решая задачи сохранения и укрепления здоровья и физического развития детей, я использую различные формы организации физкультурно-оздоровительной работы.

Физкультурно-оздоровительная работа вписывается в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения  в виде занятий или в качестве кружковой работы, построена в соответствии с современными подходами к воспитанию детей дошкольного возраста и направлена на формирование поведенческих навыков здорового образа жизни.

В структуру оздоровительных занятий тесно вплетены различные виды деятельности:

  1. коррекционные упражнения во время ходьбы и бега («Позвони в колокольчик», «Походим в шляпах», «Великаны и карлики» и др.),
  2. комплекс упражнений, направленных на укрепление мышечного корсета, на формирование правильной осанки, укрепление мышц брюшного пресса, голеностопного сустава и т.д.,
  3. дыхательная гимнастика,
  4. разнообразные виды самомассажа,
  5. гимнастика для глаз,
  6. подвижные игры-забавы
  7. упражнения на релаксацию.

Синтез различных видов деятельности, соответствующий существующим научно обоснованным оздоровительным системам, подчинен одной цели – мотивации здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные мероприятия нацелены на функциональное совершенствование детского организма, на повышение его работоспособности, на формирование защитных способностей к неблагоприятным природно-климатическим факторам, т.е. я создаю условия для того, чтобы дети росли здоровыми.

Однако при проведении оздоровительных занятий обязательно учитываю самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

С целью закаливания стоп и профилактики плоскостопия во время оздоровительных занятий дети занимаются босиком.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей. Я широко использую музыкальное сопровождение  на занятиях для эмоционального комфорта во время организации и проведения двигательной активности детей.

Дыхательные упражнения в комплексном оздоровлении занимают, отнюдь, не последнее место. Одна из задач дыхательных упражнений - научить детей правильному полному глубокому дыханию. При таком дыхании увеличивается газообмен, подвижность грудной клетки и диафрагмы, массируется печень, желудок и другие внутренние органы, что благотворно действует на нервную систему. Для привлечения внимания и заинтересованности со стороны детей мы выполняем дыхательные упражнения по методике Б.Толкачева и ………  в игровой форме.

         Гимнастика для глаз снимает утомление глаз и повышает двигательную активность в течение дня.

Зрительные ориентиры (пятна)  по-разному воздействуют на детский организм.

  1. Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
  2. Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему

                    настроению. Это тепло, оптимизм, радость.

  1. Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Релаксация способствует развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.  Мы часто используем минутки покоя:

- посидим молча с закрытыми глазами;

- посидим и полюбуемся на горящую свечу;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

- помечтаем под прекрасную музыку.

Наряду с вышеперечисленными формами работы мы проводим с детьми  самомассаж  от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В каждой группе есть картотека схем этих точек, и воспитатели делают с детьми самомассаж по лечебным точкам в течение дня.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется параллельно с воспитателями и специалистами дошкольного учреждения. На первом месте стоят занятия, которые помогают выработать у детей осознанное отношение к своему здоровью, умению определить свое состояние.

С целью освоения детьми навыков здорового образа жизни воспитатели проводят тематические занятия:

  1. Познай свое тело.
  2. Правила безопасного поведения.
  3. Как победить простуду.
  4. Соблюдай правила гигиены     и др.

Воспитателю изодеятельности я подобрала и рекомендовала к использованию в работе с детьми физ.минутки и физ.паузы, способствующие развитию мелкой моторики пальцев, укреплению мышц спины, снятию усталости и напряжения.  Воспитателю компьютерно-игрового класса – игры, способствующие снятию усталости глаз и укреплению глазных мышц.  

Ежегодно в нашем дошкольном учреждении проводятся Дни здоровья -  это форма активного отдыха детей, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе. Подготовка к проведению дней здоровья осуществляется в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми. В подготовке дней здоровья принимает участие весь педагогический коллектив и родители.

 «День здоровья» мы проводим с использованием следующих форм физкультурно-оздоровительной работы:

- Утренняя бодрящая гимнастика с элементами коррегирующей гимнастики.
- Дыхательная гимнастика.

 - Пальчиковая гимнастика.
- Гимнастика для глаз.

- Психогимнастика.

- Самомассаж .

- Закаливающие процедуры.
 - Беседы и рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.

- Игры-эстафеты.

- Спортивные сюжетные развлечения.
- Подвижные игры с использованием атрибутов.
- Экскурсии на природу.
- Длительное пребывание на свежем воздухе, сон в хорошо проветриваемом помещении.

Через экскурсии в лес, походы дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.

Серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка-дошкольника оказывают отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению.

Наличие детей с нарушением осанки и плоскостопием в нашем детском саду потребовали проведения работы по профилактике этих заболеваний.

В ДОУ работает физкультурно-оздоровительная группа «Здоровячок», цель которой – укрепление опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста через профилактику плоскостопия и нарушений осанки и поддержание их эмоционально-положительного тонуса.

Группу «Здоровячок» посещают 15 детей старшего дошкольного возраста. Комплектование группы детей для оздоровительных занятий проводилось с учетом рекомендаций врача-ортопеда по данным медицинского осмотра, результатов проверки исходного уровня физической подготовленности.

Занятия обеспечивают сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей посредством реализации современных и адаптированных к условиям дошкольного учреждения оздоровительных технологий, которые носят сугубо профилактический характер.

Хочется отметить, что за период с октября 2009 г. по март 2010 г. ни один ребенок из числа детей, посещающих группу «Здоровячок», не поставлен на учет, что является результатом проводимой профилактической работы.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам.

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.

Традиционными в ДОУ являются спортивные мероприятия с участием родителей и детей: спартакиады, праздники, турниры.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка. Вместе составляем памятки здоровья. Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу.

Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы по физическому развитию и оздоровлению детей. Предлагаем разнообразные формы совместной работы по укреплению и сохранению здоровья детей и повышению их физических качеств: информация для родителей на стендах, в папках-передвижках; консультации психолога, медиков; занятия по профилактике нарушений осанки, деформации стопы; деловые игры и тренинги; физкультурные досуги и праздники с участием родителей и т. д.

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, приобщить их к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.

Физическое воспитание строится с учетом физической подготовленности детей. С этой целью 2 раза в год проводится диагностика, что помогает прогнозировать и корректировать воспитательно-образовательную работу, осуществлять дифференциальный подход, позволяет обеспечить максимальное развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями.

Все усилия, направленные на сохранение, укрепления и улучшение здоровья детей и их результаты обсуждаются на педсоветах, медико-педагогических совещаниях ДОУ. На них присутствуют воспитатели, специалисты, медицинские работники. Ставится проблема: результаты диагностики физического развития  и физической подготовленности детей, процент заболеваемости по группам. На основании этого выносится решение по улучшению оздоровительной работы и способы его выполнения.

Таким образом, видно, что работа не проходит бесследно. Использование комплекса здоровьесберегающих технологий в физкультурной и оздоровительно-профилактической работе с детьми дошкольного возраста имеет огромный учебно-воспитательный потенциал. Это очень важно в воспитании здорового поколения.

   И хотя впереди еще много работы, результаты убеждают, что объединение семьи и  дошкольного учреждения  поможет нам на практике создать и реализовать индивидуальный образовательный маршрут каждого ребенка, сохранив при этом его здоровье, позволит создать в нашем ДОУ свою модель педагогики оздоровления, основанную на принципах здоровьесберегающих технологий.  Все это позволит говорить не об охране или поддержании, а именно о развитии здоровья наших детей.

Библиографический список.

1.    Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. / Авторы составители Антонов  Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. – М.: АРКТИ, 2001.
2.    Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки  // Дошкольное воспитание, №12-1998.
3.    Кузнецова М. Современные пути оздоровления дошкольников // Дошкольное воспитание, №11-2002.
4.    Кузнецова М. Контрастное закаливание // Дошкольное воспитание, №12-2001.
5.    Лосева В.С. Плоскостопие у детей 6-7 лет: профилактика и лечение. –М.: ТЦ Сфера, 2004.
6.    Маханева М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и начальной школе.- М.:  АРКТИ, 2004.
7.   Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н.А.  Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович. – СПб.: «Акцидент», 1998.
8.   Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.-М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2003.
9.   Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет.-М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2002.
10. Понаморев С.А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет). «Спарт» 1992.
11.  Рукова М. Особенности организации занятий по физкультуре // Дошкольное воспитание, №9-2002.
12.  Рунова М., Пукинская М. Активный отдых - физкультурные праздники и досуги // Дошкольное  воспитание, №12-2001.
13.  Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста /Сост.  С.С.Бычкова. АРКТИ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по воспитанию у детей осознанного отношения к своему здоровью

Утренняя гимнастика  ,Физкультурные занятия ,Прогулки на свежем воздухе ,Закаливание,Чтение художественной литературы,Работа с родителями и т.д...

Методическая разработка на тему: «Развитие интереса и осознанного отношения к своему организму через идею триединства здоровья: физического, психического и духовно-нравственного»

в методической разработке расскрываются теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни детей дошкольного возраста, формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, пси...

Статья "Сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью"

Одно из преоритетных направлений педагогической деятельности - сохранение и укрепление здоровья детей через формирование осознанного отношения к своему здоровью....

О ВОСПИТАНИИ ОСОЗНАННОГО ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Современный мир полон проблем, здоровье – главная ценность человека – стоит на первом месте. Ни новые медицинские технологии  лечения людей, ни обеспеченность рынка фармакологическими...

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Необходимость воспитания у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью

Дать информацию родителям о том как сформировать у ребенка правильное отношение к своему здоровью. Какие необходимые навыки и привычки должны знать дети дошкольного возраста....

Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий

Формирование у старших дошкольников осознанного отношения к своему здоровью посредством здоровьесберегающих технологий...

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к своему здоровью и приобщение их к здоровому образу жизни»

На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. У большинства взрослых слабый аспект двигательной активности, низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, недостаточная компетент...