нетрадиционные технологии
материал по физкультуре по теме

Нуралиева Саулеш Сарсынбаевна

Однообразие на занятиях подтолкнули меня искать новые формы, методы. Использование нетрадиционных технологий дает детям:

1. Эмоциональную нагрузку, они «узнают себя»;

2. У детей развивается дыхательная мускулатура грудной клетки;

3. Укрепляется весь организм;

4. Развивается память, мышление, внимание.

Совместное применение традиционных и нетрадиционных технологий повышает резервные возможности организма, улучшают обмен веществ, функции внутренних органов, нервной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netradicionnye_tehnologii.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для инструкторов и воспитателей

«Использование нетрадиционных технологий в работе по физическому развитию детей»

Инструктор по физкультуре и плаванию

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11

МО «Ахтубинский район»

Астраханская область г. Ахтубинск.

Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, психологическое и социальное благополучие.

Здоровый  и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.  Ведь не зря великие поэты, вдохновляющие нас гимном прекрасному, часто отождествляют красоту и здоровье. Целостность человеческой личности проявляются, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

Физическая культура пронизывает всю жизнь ребенка – дошкольника, многие его виды деятельности. К ней ребенок постоянно приобщается как в дошкольном учреждении, так и дома. Чем активнее и разнообразнее вовлечение ребенка в мир человеческих движения, тем богаче и интенсивнее его психофизическое развитие.

Процесс приобщения к ценностям физической культуры традиционно рассматривается как воспроизведение суммы соответствующих знаний, умений и навыков. Главная его особенность состоит в том, что доступное содержание данного культурного «пласта передается ребенку в готовом виде», через посредников (воспитателей и родителей). При этом он точно воспроизводит заданные для повторения двигательные эталоны. Однако двигательное развитие ребенка совершается и в форме активного творческого освоения всевозможных видов человеческой моторики. Подобное представлении приводит к идее о том, что содержательная часть исторических форм культуры, в том числе и физической, выступает для ребенка не как система готовых, застывших, окончательно сложивших элементов, а как открытая для изменений и перестройки складывающаяся структура. Отсюда вытекает возможность представления того двигательного опыта, которым овладевает ребенок в проблемной форме. Поэтому исходным моментом при построении творчески развивающей практики  физической культуры должна стать проблематизация педагогом различных форм и содержания двигательного опыта людей.

Раскрытие и развитие у детей неограниченных возможностей творческого овладения различными способами и средствами двигательной деятельности предполагает в первую очередь переориентация программного содержания физического воспитания детей, на проблематизацию ценностей физической культуры более широкой педагогической значимости.

Программное содержание творчески развивающей среды физической культуры для дошкольников должно включать специальные формы исследовательской деятельности детей, направленное на проектирование, конструирование и изменение форм движений в зависимости от целей конкретных двигательных заданий. Помимо этого предметом исследования и экспериментирования должны стать и движения другого человека.

С этой целью можно выделить особые формы тактильно-двигательного контакта детей друг с другом, в которых будет предусмотрена их совместно - разделенная творческая деятельность. Путь к пробуждению творческого потенциала лежит через овладение ребенком специальными средствами внешней (двигательной) выразительности образа собственного «Я» (передача через движение своих чувств, состояний различных действий и обобщенного образа движений различных объектов (бытовых вещей, природных явлений, животных, птиц, сказочных персонажей, героев литературных произведений и т.д.). Творчески созданные перевоплощения ребенка в воображаемый  образ, его мысли и чувства позволяют ему вносить в действие эмоциональную окрашенность и личностное отношение. В то же время особое значение приобретает проблема «чтения» движений человека и овладения культурного способа ведения диалога через предельно лаконичный язык жестов, мимики и поз.

Для развития творческих способностей физического воспитания целесообразно сохранить и упрочить многообразные связи физической культуры с разными областями искусства (музыкой, хореографией, художественной литературой и др.), а также осуществлять комплексирование двигательной деятельности с другими видами детских занятий. Так, в своеобразных двигательных формах могут выступать танцевальные и хореографические композиции, в которых разыгрываются ситуации из жизни людей, животных, сюжеты художественных произведений и т.д.

Любое физическое занятие должно превратиться в маленький детский праздник, главное предназначение которого заключается в осмыслении и демонстрации собственных сил, возможностей и коллективных достижений. для этого необходимо в основу этики общения детей заложить такие универсальные человеческие категории как дружелюбие, доброжелательность, взаимопонимание. Эффективной формой оздоровительной физкультуры является психофизическая тренировка. Она использует общеразвивающие и специальные упражнения, а также некоторые виды специальных упражнения и точечный массаж в целях повышения функциональных возможностей организма, восстановления здоровья и работоспособности. Роль психофизической тренировки особенно велика в условиях резкого сокращения двигательной активности человека.

Важнейшим условием при овладении психофизической тренировки является умение регулировать процессы дыхания, мышечный тонус и состояние психики. Специальные упражнения не только повышают устойчивость организма, но и способствуют уравновешиванию нервных процессов.

От степени мышечного напряжения во многом зависит потребность организма в кислороде, а пол воздействием расслабления мышц (релаксации) снижается поток импульсов, идущих от рецепторов мышц, связок и суставов в центральную нервную систему. Переход от напряжения мышц к релаксации и снова к напряжению способствует своеобразной гимнастике нервных центров, в частности вегетативной нервной системы. Правильное применение дыхательных упражнений повышает устойчивость организма к кислородной недостаточности, что благотворно влияет на ферментные системы, кровообращение сердца и мозга.

Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте преследует следующие задачи:

1) повышение общего жизненного тонуса ребенка и его сопротивляемости, закаленности и устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы;

2) развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо-кровообращения в легких, улучшение деятельности сердечно – сосудистой системы и кровообращения;

3) позволяет улучшить дыхательную функцию ребенка и обучить его правильному дыханию.

Немаловажную роль играет на физическое воспитание детей пальчиковая гимнастика. На основе проведенных опытов и обследования было выявлено, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Пальчиковая гимнастика формирует двигательные навыки и дифференцированное движение пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формированности тонких пальцев рук. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают «народные игры - потешки, стишки («Сорока-сорока», «Пальчики…»).

В качестве методов физического воспитания используются динамические, статические, дыхательные упражнения хатха-йоги и упражнения разработанные на основе китайских оздоровительных систем, из которых создаются специальные комплексы, оказывающие целенаправленный оздоровительный эффект на организм ребенка с учетом характера патологического процесса.

Динамические упражнения хатха-йоги выполняются в игровой форме, с использованием образных представлений под спокойную музыку. Упражнения способствуют развитию подвижности суставов, гибкости позвоночника, тренируют костно-мышечную и сердечно-сосудистую систему. Выполняемые упражнения могут имитировать полет насекомых, птиц, движения животных и т.д. Дыхательные упражнения системы хатха-йоги включают в себя освоение навыков нижнего (брюшного) дыхания с последующим переходом к полному дыханию, очистительного дыхания и очистительного дыхания «ха». Полное дыхание оказывает положительный эффект, особенно у часто болеющих детей. Очистительное дыхание хорошо снимает возбуждение и усталость после динамических нагрузок, восстанавливает силы, очищает дыхательные пути.

Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и др. органов. Под действием точечного массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.

Большинство заболеваний связано с тем, что нарушена циркуляция биоэнергии внутри организма. Основой биоэнергетического саморегуляции организма является восстановление энергетического баланса организма, ликвидация блоков и нормализация циркуляции биоэнергии.

Способ подпитки основных меридианов и каналов  - это предлагаемы набор упражнений, состоящих из простых движений массирующего характера, приходящие на важнейшие биологически активные точки, как правило, тонизирующего характера.

Использование нетрадиционных технологий дает детям:

1. Эмоциональную нагрузку, они «узнают себя»;

2. У детей развивается дыхательная мускулатура грудной клетки;

3. Укрепляется весь организм;

4. Развивается память, мышление, внимание.

Совместное применение традиционных и нетрадиционных технологий повышает резервные возможности организма, улучшают обмен веществ, функции внутренних органов, нервной системы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование изобразительных навыков у детей раннего возраста с использованием нетрадиционных технологий .Конспекты занятий.

Материал предназначен для творческих воспитателей ясельных групп. Прилагаются конспекты занятий по рисованию, с использованием нетрадиционных техник рисования....

Развитие математических представлений у детей с задержкой психического развития с использованием нетрадиционных технологий методов и приемов

Р   В статье представлены материалы по системе работы с детьми дошкольного возраста с песком и водой, тканевыми модулями направленные на обучение и закрепление детьми математических представ...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Использование нетрадиционных технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля ...

Развитие эстетического восприятия с помощью нетрадиционных технологий

В данной презентации рассматривается необходимость развития эстетического восприятия дошкольников, а так же методы, технологиии и приемы, применяемые в работе....

Опыт работы по нетрадиционному рисованию: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творч...

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн".

Использование нетрадиционных технологий в работе по развитию речи старших дошкольников. Технология "синквейн"....