Опыт работы по нетрадиционному рисованию: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».
методическая разработка по рисованию на тему

Трухина Галина Борисовна

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_po_netraditsionnomu_risovaniyu.doc180.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 «СВЕТЛЯЧОК» г. МАЛМЫЖА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема опыта:

«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

 

                                                                                                                                               Трухина Галина Борисовна

                                                                              Старший воспитатель

Стаж работы 22г

Категория высшая

г. Малмыж 2014 г.

Введение.

«Все радости жизни в творчестве».

В условиях постоянно ускоряющейся динамики процессов развития в культуре, экономике, образовании, одним из важных факторов успешности человека является творчество.

Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность.

Рисование, как часть изобразительной деятельности является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.

Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались педагоги: А.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Т.Г.Казакова, Т.С.Камарова и другие. В работах психологов: А.В.Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н.Поддькова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувствительности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том числе и рисованием.

Эта проблема актуальна,  она подтверждается тем, что работа по рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном, вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что способствует формированию и развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.

Главная задача, которая стоит перед педагогами по изобразительной деятельности, осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку. Использование нетрадиционных техник по изобразительной деятельности способствует решению этой задачи.

Работа с необычными материалами позволяет детям ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности ребенка, его креативность, что способствует общему психическому и личностному развитию детей.

Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:

Многообразие  способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику руки, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности.

Возникает проблема:

с помощью, какой деятельности должен осуществляться процесс детского творчества, и какими эффективными средствами он будет достигнут.

Меня с самого начала работы в детском саду интересовало художественное направление. Волновал вопрос, почему некоторые дети неохотно берутся за краски, демонстрируют одинаковые, словно отксерокопированные работы мне, как человеку творческому не нравилось. Я задумалась, почему дети не могут себя раскрыть, технически рисунок выполняют правильно, а творчества «восторга души» в работах не видно.

          Все это свидетельствовало об отсутствии творчества, фантазии, воображения в работах детей. По методике типовой программы, постоянная демонстрация образов и приемов работы не удовлетворяла тем, что большинство детей не могло самостоятельно приступить к работе, боясь, что нарисуют «не так, не правильно», ждали указаний от воспитателя. «Прохождение» учебного материала в строго обозначенное время оставляло много незаконченных работ, сделанных  для взрослого, но реально не отражающих того, что было значимо для рисующего ребенка.

 В течении довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным, - искренности в своих рисунках.

          Я поняла, необходимы какие-то другие способы  изобразительной деятельности, чтобы в каракулях и цветных пятнах можно было увидеть момент рождения таланта ребенка. Поэтому, я выбрала эту тему, которая помогает развивать у ребенка творческие способности.

 Начало моей работы было основано на базисных программах: М.А. Васильевой, Т.С.  Комаровой, Р.Г.Казаковой , Т.Н. Дороновой.

           Отработав 8 лет по этим программам, я поняла, эти программы для меня стали не интересны и не актуальны. Дети стали более современнее,  раскрепощеннее, и «махать» кисточкой им стало не интересно.

         «Когда ребенок обращается к искусству, ему дают обычно только карандаш, краски и бумагу. Это, несомненно, ошибка. Необходимо дать ребенку всевозможные материалы. Пускай он рисует и на бумаге, и на стене, делает рисунок к занавескам в своей комнате, рисунок для своего платья … лепит …пусть рядится, делает для себя костюмы из газеты», как говорил

                                                                 Художник В.А.Фаворский

           

Решение этой проблемы составило

Цель исследования:

изучить педагогические условия формирования изобразительного  творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник.

Объект исследования: 

изобразительное творчество дошкольников старшей группы.

Предмет исследования:

 процесс формирования изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник.

Гипотеза исследования:

 применение нетрадиционных техник в процессе обучения рисованию способствует усвоение детьми не только знаний и умений, но и воспитывает у них способности эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках.

Исходя из цели, сформулированы следующие

Задачи исследования:

1. Раскрыть понятие о творчестве;

2.Рассмотреть особенности формирования изобразительного творчества у детей старшей группы;

3. Охарактеризовать средства формирования изобразительного творчества у детей;

4. Провести опытно- практическую работу по исследованию педагогических условий формирования изобразительного творчества у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник.

Методы исследования: 

изучение работ отечественных педагогов и психологов по проблеме развития художественных способностей в процессе изобразительного творчества детей; анализ, сравнение, синтез; обобщение как общетеоретический метод исследования; изучение продуктов деятельности.

          Литература, поэзия, живопись, музыка – источники прекрасных образов, чувств, мыслей, которыми мы вместе с детьми можем, восхищаться и которые дают много импульсов для жизни и творчества. Среди всего этого мы честно должны выбирать то, что нас самих не оставляет безразличными, тогда и дети скорее что-то увидят и почувствуют.

           Известно, что увлечение детей самоделками развивает фантазию, вкус, чувство гармонии и, как пишет известный художник Н.Н. Жуков, «вселяет веру в силу собственной мысли и, что очень ценно, приучает человека с ранних лет из пустяков делать вещи, милые глазу и сознанию, - вещи, одухотворенные веселым и жизнерадостным ощущение мира».

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.

Одним из важных факторов успешности человека является творчество.

Творчество- это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Так Выготский Л.С., обращаясь к творчеству, указывает на «необходимость использования нетрадиционных методов рисования и развития способности нового, все равно будет ли это созданное какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства».

Особым потенциалом развития творческих способностей обладает изобразительная деятельность.

Рисование, как ее часть является одним из важнейших средств познания мира и развитие знаний эстетического восприятия, т.к. оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью дошкольника.

В поисках новых методов я обращалась к разным авторам: Н.А.Ветлугиной, И.А.Лыковой, Г.Н.Давыдовой, А.В.Никитиной, и разработала новую систему в работе с детьми по нетрадиционным методам и способам рисования, опираясь на психолого – педагогические принципы, возрастные особенности.

Первое  условие развития творческих способностей, создание эстетической среды.

Второе - отношение детей к продуктам  своего творчества.

Третье  -  подготовка руки к письму, и развитие речи.

Четвертое - дальнейшая успешная  адаптация к школе, становление личности ребенка.

          Нетрадиционное рисование доставляет ребенку удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представление о мире. Выбор этот не случаен. Название говорит само за себя: здесь присутствует элемент необычности, что позволяет в работе отойти от условленных рамок, ограничений и тем самым вызвать интерес у детей.

           «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества», говорил  В.А.Сухомлинский.                                                                                                      

Учитывая, что каждый ребенок обладает определенным потенциалом художественного развития, поставила перед собой

цель:

Формировать интерес к рисованию различными нетрадиционными способами,  раскрывая талант и творчество ребенка.

Исходя из цели, сформулировала следующие

задачи:

  • Совершенствование умений и навыков у ребенка в работе с разными изобразительными материалами в нетрадиционных способах.
  • Развитие детского изобразительного творчества, используя нетрадиционные художественные технологии влияющие на развитие детской художественной одаренности и личностному интеллектуальному развитию детей.
  • Развитие мелкой моторики, подготовка  руки  к письму.

Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:

многообразие  способов рисования; многообразие средств рисования; проявляет характер ребенка, его индивидуальность; вызывает целый комплекс эмоций; развивает мелкую моторику руки, готовность руки к письму, прививает любовь к изобразительному искусству; непринужденно развивает творческие способности, речь ребенка.

Для выявления уровня интереса мною был разработан и апробирован тест для  разных возрастов «Проявление интереса детей к занятиям по рисованию»

Тест «Проявление интереса детей к занятиям по рисованию.

Младшие группы  «Чем ты хочешь заниматься?»

                    

               Выбор интереса.

1.Машинка

2.Пластилин

3.Кубик

4.Кисточка

5.Краски

6.Тряпочка

7.Книжка

8.Альбом

Результаты теста

                  Ясельная группа- 8 ребят

                   1 младшая- 12

                  2 младшая- 13

Средняя - старшая группы   «Чем ты хочешь рисовать ?»

    Выбор интереса.

1. Кисточка

2. Тряпочка

3. Свеча или восковой мелок

4.  «Тампоны»

5. Ниточки

6. Бумага

7. Тряпочка

8. Трубочка из-под коктейля

9. шампунь

10 Гуашь

11 Соль

12 Расческа

13 Зубная щетка

14. Печатка

     Результаты теста

         Средняя группа- 17

Старшая группа- 20

                                                                  Тест

«Проявление интереса детей к занятиям по рисованию»

2010 год

Мл. гр.

Ср.гр.

Ст.гр.

Начало года

8

10

15

Конец года

16

19

25

Младшая группа – 18 детей в группе

Средняя группа – 22 ребенка в группе

Старшая группа – 26 детей в группе

Из результатов теста видно, что интерес у детей по рисованию в начале года был невысокий, а концу года он повысился почти в 2 раза.

Развитие личности, как пишет психолог, Л.С. Выготский – «Специфический механизм, где взрослый играет уникальную роль: он, как садовник, подготавливает почву, создает условия для этого»

Важным условием детского художественного творчества служит эстетическая среда в детском саду, я в своей группе ее изменила, создала  условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше самого разнообразного материала.

          Когда ребенок рисует, он изливает на бумагу свои эмоции, переживания, проблемы, которые не умеет еще решить самостоятельно, он просто подражает взрослому или другому ребенку. Я даю детям возможность наблюдать за процессом создания художественного образа, на формирование которого влияет художественное слово, музыка, живопись.

Обращала внимание на то, что искусство смешивания красок позволяет художнику получить разнообразный спектр оттенков, воспитывала культуру цвета.

Следующим из  условий развития творческой деятельности ребенка является отношение окружающих к продуктам детского художественного творчества. Как правило, дети не равнодушны к своим работам, они берегут их. Особое значение для ребенка имеет, если его работа вывешивается в группе, выбирается в подарок малышам, для выставки в зале. Выбор детской работы укрепляет веру ребенка в свои силы, повышает желание рисовать.

Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать с разными материалами для рисования, свободно координируя движения руки. При этом решается еще одна задача – подготовка руки к письму. Проводя диагностику подготовки руки к письму  по тесту Керна - Ирасека я увидела, что повысился уровень в сравнении с прошлым выпуском  с 48%, до 68%.

Уровень готовности руки к школе

По тесту Керна-Ирасека

         Я добиваюсь того, чтоб дети рисовали  как можно больше разными способами, чтобы у них был выбор, развивалась фантазия, воображение, мышление, творчество; чтобы после выполнения своих работ, их счастливые глаза сияли, сверкали, раскрылась их душа, чтоб они нарисовались вдоволь и с удовольствием. Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится, и получается красиво. Приобретая знания, ребенок будет не только развиваться, но и адаптироваться к жизни, к школе.

Е.П.Торренс связывает понятие креативности с понятием творчества,  по разработанной нами методике проведен мониторинг «Креативность дошкольников» на основе его технологии.

Сочетание изобразительной деятельности с деятельностью других видах творчества повысилась креативность дошкольников. За 3 года повысился высокий уровень от 28% до 75%,  низкий уменьшился с 32% до 8%. Развивая творчество повышается креативность. Во всех группах наблюдается рост креативности у детей.

Критерии развития креативности.

1. Оригинальность: не такай как у других, новизна.

2. Быстрота: быстрое усвоение новых нетрадиционных способов рисования

3. Гибкость: использование новых способов для известного объекта.

4. Вариативность: ребенок использует разные нетрадиционные методы и способы в изобразительной деятельности.

3 уровня развития креативности дошкольников:

Низкий уровень: ребенок не может предложить новый замысел, хочет рисовать по известному методу. Затруднения при принятии нового метода (трудность при адаптации к новому методу). Использует известный вариант рисования.

Средний уровень: ребенок предлагает старый метод, не всегда готов принять новый, изменить его, строго действует в соответствии со старым методом. Затрудняется в предложении нового использования методов рисования. ( использует 1 из знакомых методов).

Высокий уровень: ребенок может предложить различные новые методы и способы рисования, может быстро адаптироваться к ним. Может предложить не один метод рисования, способен предложить новое использование различных методов для известных предметов и объектов.

Низкий уровень = 1 баллу = 4-6 баллам

Средний уровень = 2 баллам = 7-9 баллам

Высокий уровень = 3 баллам = 10-12 баллам

   

                     

Развитие креативности у детей в использовании нетрадиционных методов и способов рисования.

В старшей группе  2013 г.

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Оригина

льность

Быст

рота

Гиб

кость

Вариативность

Итог

1

Вася С.

3

3

3

3

12

2

Саша К.

2

2

3

2

9

3

Наташа Е.

3

3

3

3

12

4

Ирина К.

2

1

1

2

6

5

Лена М.

3

3

3

3

12

6

Антон О.

3

3

3

3

12

7

Олег С.

3

3

3

3

12

8

Марина В.

3

3

3

3

12

9

Дима Т.

2

2

2

2

8

10

Алена С.

3

3

3

3

12

11

Глеб У.

3

3

3

3

12

12

Эвелина Х.

3

3

3

3

12

Низкий уровень – 1 ребенок  - 8%

Средний уровень – 2 ребенка  - 17%

Высокий уровень – 9 детей  - 75%

Проверила воспитатель МДОУ д/с №1: ____________ Трухина Г.Б.

Диагностика креативности детей по нетрадиционным методам и способам рисования (на конец года)

%

2010-2011 уч.г.

2011-2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

Низкий %

32

17

8

Средний %

40

33

17

Высокий %

28

50

75

Подгруппа 12 человек

В своей работе я использовала многие способы нетрадиционной техники рисования, и все они пришлись по душе мне и детям. Опыт по своей  системе разработан  на 5 лет, как видно из диаграммы использование нетрадиционных технологий занимают больше половины.

Использование различных методов и способов рисования при работе с детьми дошкольного возраста

Использование методов и способов рисования.


п/п

Название методов

Что нужно для рисования

1.

Рисование солью

Вода, кисть, соль, сделать набросок

2.

Способ выдувания

Трубочка, краска, лист бумаги, картинки с животными и предметами

3.

Монотипия

Гуашь, согнутый лист бумаги.

4.

Рисование свечой

Свеча, кисть, краски.

5.

Рисование по мятой бумаге

Лист бумаги, краски.

6.

Рисование мыльными пузырями

Шампунь, гуашь, вода, лист бумаги, трубочка для коктейля

7.

Набрызг

Расческа, зубная щетка, краска, трафарет

8.

Цветные ниточки

Нитки длинной 25-30см., краска, лист сложенный пополам

9.

Печать от руки

Краска или гуашь, вода, кисточка

10.

Тампонирование

Сделать тампон из марли или кусочек поролона, краска

11.

Рисование по сырой бумаге

Лист бумаги, салфетка, вода, акварельный мелок

12.

Граттаж

Гуашь, шампунь, парафин, заостренная палочка

13.

Рисование тычкам

Жесткая кисть, обязательно сухая, краска или гуашь

14.

Рисование тряпочкой

Тряпочка, скрученная в рулончик, краска

15.

Печатка

Ластик или пол. картошки, краска

16.

Кляксография

Краска, трубочка для коктейля, вода

17.

Пальчики - палитра

Гуашь, вода

         На основании психологических особенностей и учитывая возрастные возможности, я распределила технологии по возрастным группам.

Для самых маленьких:

- «рисование пальчиком», «печать от руки», «тампонирование», «рисование тычком».

С помощью этих технологий развивается не боязнь белого листа, появляется желание,  удовольствие рисовать, развивается мелкая моторика, речь.

Дети 4-5 лет:

- «рисование по сырой бумаге», «монотипия», «рисование мыльными пузырями», «рисование свечой»,  «печатка», «рисование тряпочкой».

С помощью этих технологий развивается уверенность в рисовании, появляется самостоятельность, и получают удовлетворение от выполненной работы, подготовка руки к письму.

Для старших дошкольников:

- «рисование солью», «граттаж», «набрызг», «кляксография»,  «цветные ниточки», «рисование по мятой бумаге».

К уже знакомым способам добавляются новые технологии, появляется умение  у детей самостоятельно находить свои оригинальные способы изображения, идет подготовка руки к письму, о чем свидетельствуют детские работы, которые отличаются индивидуальностью, неповторимостью образов. Методики я распределила от простого к сложному.

Данные технологии развивают свободу,  и спонтанность взаимодействия с художественным материалом. Использование в рисовании больших по формату размеров бумаги, особенно хорошо для робких и застенчивых детей, а крупное рисование способствует укреплению внутреннего «Я» ребенка. Нетрадиционные технологии позволяют детям экспериментировать, дают возможность самовыражения, реализовывать свой  творческий потенциал. С помощью нетрадиционных методик мне удается не подавлять детское доверие к своим чувствам, своей руке, своим возможностям, а опираться на него.

          Сколько для ребенка доставляет радости мыльные пузыри, вы все знаете. Вот, как я их использую.

          Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В баночки с разной гуашью вливаем шампунь, добавляем немного воды, все хорошо размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Осталось к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали и рисунок готов. Вот здесь и развивается детская фантазия, творчество. Способ помогает развитию речевого дыхания, укрепляются мышцы речевого аппарата, что способствует укреплению здоровья ребенка, и начинается воспитание культуры цвета.

Я придумала новые способы рисования. Один из них «Печатанье пленкой», можно на ватмане, на стене, на обоях и т.д. Пленку смять, обмакнуть в краску и штамповать, можно обмакнуть в другую краску (не смывая старой) и продолжать делать печати. Получается очень красиво. Этот способ прост,  удобен в обращении. Развивает мелкую моторику, координацию движений, укрепляет мышцы рук. Развивает фантазию, творчество, мышление, воображение. Таким способом можно рисовать кусты, деревья, траву, облака и мн.др.

           Коллективная работа детей «Лебеди в пруду», где используются в комплексе  различные нетрадиционные способы.  

В этой работе, видно, как можно, используя несколько техник, развивать творческие способности детей, как с помощью выразительных средств можно передать форму, линию, цвет, оригинальность выполнения.

Хочется отметить творческий подход каждого ребенка, умение, фантазию и можно с уверенностью сказать, что дети очень любят рисовать, творить, экспериментировать красками.

В литературе я нашла много различных технологий, добавила свои и составила картотеку по нетрадиционным способам рисования. Этой картотекой, пользуются воспитатели нашего детского сада, воспитатели других детских садов, я делилась опытом работы с воспитателем д/с №2. Проводила консультации, мастер -  класс для педагогов и родителей.

Провела собрания для родителей, семинар – практикум, сделала альбом по нетрадиционным способам рисования. Поняв, что при этом у ребенка  развивается кисть руки для подготовки письма, творчество, фантазия, воображение, семья способна развивать творческий потенциал ребенка в дошкольном возрасте.

Перспективный план работы

по развитию интереса дошкольников к рисованию  путем применения нетрадиционных методов и способов рисования.

Месяц

Работа с родителями

Работа с воспитателями

Работа с детьми

Сентябрь

Информация « Подружись с карандашом»

Рисование «тычком»

«Тампонирование»

Октябрь

Занятие по теме: «Поспешим на помощь краскам»(ст.гр.)

Рисование по мятой бумаге.

Ноябрь

Выставка детских работ, выполненных    тычком и тряпочкой

Рисование тряпочкой

Монотипия

Декабрь

Консультация «Младшие дошкольники рисуют»

Семинар- практикум «Нетрадиционные приемы рисования»

Рисование свечой

Цветные ниточки

Январь

Совместная с детьми творческая деятельность

Граттаж

Печать от руки

Февраль

«Чудеса, чародеи цвета»- папка- передвижка

Консультация «Учу детей творить», «Сказочная история»

Набызг

Рисование по сырой бумаге

Март

Информация «Игра и изобразительное искусство»

Семинар- практикум «Учите детей рисовать»

Рисование солью

Печатка

Апрель

Выставка детских работ по нетрадиционным методам

Отчет по ОПОР

Кляксография

Пальчики- палитра

Май

Цветовосприятие и позитивное отношение к миру

Рисование мыльными пузырями

Мои воспитанники являются участниками различных конкурсов, участниками фестиваля-конкурса юных дарований «Алмазные грани», продолжают развивать  свой творческий потенциал в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования.

Ресурсное обеспечение минимальное: краски, вода и творчество.

Исходя из полученных мной результатов, я считаю, работа в изобразительной деятельности нетрадиционными способами актуальна, полезна, эффективна, интересна, меняет кардинально качество детских рисунков. За 2009 год интерес к изобразительному творчеству повысился с41% до 85%, овладели основными навыками и умениями к апрелю 2010 года 78% воспитанников, системой цветовых эталонов 83%, проявляют самостоятельность и творческий подход 73%. Развивает у детей память, творчество, психику и способствует детской художественной одаренности и личностному интеллектуальному развитию детей, является итогом долгой систематической работы. Это настолько увлекательный и интересный процесс, который на этом не заканчивается.

В перспективе мне бы хотелось поделиться своим опытом с учителями начальной школы для обеспечения преемственности.

Хорошо развитое творчество - это одно из условий успешного развития креативности. От того насколько сформированы механизмы творчества у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность в учебной деятельности.

Основная задача в развитии творчества в дошкольном возрасте лежит на воспитателе детского сада, дошкольное учреждение является тем звеном в воспитании личности ребенка, которое должно обеспечивать необходимое для будущего школьника формирование всех психических процессов.

Таким образом, работа в данном направлении представляется актуальной и важной в свете введения новых образовательных стандартов и обновления образовательной системы. Развитие творчества детей повышает мотивацию к учебным занятиям, дает дополнительный ресурс для работы, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни. В дошкольном возрасте важно сохранить и развить стремление ребенка к творчеству, инициативы ребенка, любознательность, самостоятельность одним словом креативность.

Литература.

  1. Бурмецкая Г.В., Слуцкий В.М. кандидаты психологических наук Одаренные дети М.: «Прогресс» 1991, с 111.
  2.  Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн.для учителя. 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.- с.93
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: Скрипторий, 2003. – с.80
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И. Рисование с детьми дошкольного возраса: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2005.- с. 155
  5. КомароваТ.С. Изобразительная деятельность в детском саду.-М.: Педагогика, 2006.-с 328
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Планирование, конспекты, методические рекомендации. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.- с.208
  7. Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников // Дошкольное воспитание.-1991 № 7. с.12-16
  8. Нетрадиционные художественные техники в творчестве дошкольников: Учеб-метод. Пособие под ред. Коротких О.В. – Елец ЕГУ им. И.А.Бунина, 2008-.с.320
  9. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду: планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. СПБ.: КАРО, 2008.- с.90
  10. Рефлексия как механизм личностного развития  //Дошкольное воспитание №4 2007г.- с.10
  11. Художественное творчество в детском саду/под. Ред. Ветлугиной.-М: Просвещение,2004.- с.347

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1г. Малмыжа

Трухина Галина Борисовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Мастер класс для родителей с детьми «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»....

Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"

Мастер - класс для родителей "Развитие творческих способностей в  изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий", рассказывает о нетрадиционных технологий в развитии тво...

Мастер-класс для родителей на тему: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Мастер-класс для родителей   на тему: «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»....

Мастер- класс «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий».

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции....

Мастер-класс для родителей «Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий»

Основная идея по работе с нетрадиционными техниками способствует развитию детской художественной одаренности, личностному интеллектуальному развитию детей, развивает память, психику, творчество, подго...

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"

Семинар-практикум для родителей "Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных технологий"...