Инновационные методы организации физкультурных занятий в бассейне ДОУ
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Петрова Татьяна Николаевна

Обучение плаванию дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_my_uchimsya_plavat.docx31.06 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание – это универсальное средство разностороннего воздействия на организм человека, которое относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления. Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, которое относится не только к здоровьесберегающим, но и к жизнесберегающим технологиям. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущения, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В тоже время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц. Во время занятий по плаванию мышцы конечностей напрягаются и расслабляются ритмично. Выполнение статических упражнений в воде способствуют самовытяжению позвоночника, его естественной разгрузке при одновременном укреплении всех групп мышц. В результате формируется правильная осанка. Плавание положительно влияет на деятельность сердечно-сосудистой системы, способствует развитию органов дыхания. Занятия плаванием имеют и воспитательное значение, создавая условия для формирования личности.

Работа нашего дошкольного учреждения в целом направлена на поддержку, сохранение и развитие здорового образа жизни дошкольников, на формирование мотивации ЗОЖ. Все родители хотят видеть своего ребёнка здоровым, сильным, развитым. Плавание – это один из способов достижения этой цели. Малыш, занимающийся в бассейне, будет физически сильнее и подвижнее не плавающих сверстников.

Занятия в бассейне начинается с первой младшей группы (дети от 2 лет). Занятия проводятся дважды в неделю в форме групповых занятий. Группы делятся  на подгруппы, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к подбору и комплектованию групп до 10 человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно. Применяя в своей работе групповой метод обучения, дети обучаются общим для всех плавательным движениям, но осваивают их по-разному, индивидуально. Для каждой подгруппы подбираются различные комплексы упражнений на суше и в воде. Тематическое планирование занятий по плаванию единое с воспитателями, согласно ФГТ это обеспечивает интеграцию образовательного процесса. На занятиях по плаванию обговаривается и закрепляется тема, пройденная в группе. Например, тема: «Фрукты» - дети в воде повторяют движения за инструктором, проговаривая названия различных фруктов (игра - «Варим компот»). Таким образом, решаются задачи, поставленные инструктором  и воспитателем, хотя на занятии по плаванию решаются сразу несколько учебно-воспитательных задач, усваивается материал нескольких разделов программы.

Занятия по плаванию  условно подразделяются на три части, а именно: вводно-подготовительную, основную и заключительную. На каждом занятии последовательно решаются следующие задачи: организовать группу, ознакомить с новыми играми и упражнениями на суше, повторить старые и разучить новые упражнения в воде, а также некоторые элементы техники плавания и организовано завершить занятие.

Можно выделить следующую структуру занятия по плаванию:

  1. Разминка (с ходьбой, пробежками, комплексом общеразвивающих подготовительных к плаванию упражнений, упражнений на суше-«сухое плавание» и в воде);
  2. Упражнения на передвижения: с ходьбой, бегом, подскоками;
  3. Освоение в воде: погружение, задержка дыхания, выдох в воду, открывание глаз в воде, всплывание и т.п.;
  4. Специальные упражнения на овладение определённым способом плавания, усвоение движений рук, ног, согласование движений и т.д., подвижные игры в воде с использованием уже усвоенных умений (Приложение  № 2);
  5. Свободное плавание.

Обучение плаванию организуется в несколько этапов, каждый из которых условно можно отнести к определенному возрасту детей:

 Первый – ранний  дошкольный возраст (дети 2-3лет): начинать с ознакомлением ребенка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, когда ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно передвигаться по дну, совершать простейшие действия играть;

 Второй – младший  дошкольный возраст (дети 3-4 года): этап связан с приобретением детьми умений и навыков, которые помогут им чувствовать себя в воде достаточно надежно, на занятиях дети учатся держаться на поверхности воды, окунаться в воду с головой, делать выдох в воду, упражняться в скольжении на груди;

Третий – средний дошкольный возраст (дети 4-5 лет): на этом этапе закрепляются умения и навыки плавания, приобретённые в младшем возрасте, для их совершенствования  при повторении упражнения усложняются. На занятиях дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить), приучаются двигать ногами, как при плавании кролем, выполнять вдох- выдох в воду, открывать глаза в воде;

Четвёртый – старший дошкольный возраст (дети 5-7 лет) начинается новый этап в обучении: осваиваются умения и навыки определённых способов плавания, разучивается их техника.

Лучшей предпосылкой для раннего и беспроблемного освоения плавания с детьми является их положительное отношение к воде. Родители легко узнают это во время купания ребенка, мытья тела и головы, приема душа, при посещении бассейна и открытых водоемов. Если ребенок воспринимает воду хорошо, то и на все происходящее в ней он реагирует без напряжения и радостно. Отношение ребенка к воде – это результат терпеливых занятий с ним родителей во время купания, их фантазии и изобретательности в играх у воды и в воде.

Одной из первоочередных задач инструктора по физической культуре                    (плавания) является завоевание доверия маленьких пловцов, поэтому на первых уроках необходимо инструктору находиться в воде вместе с детьми. Учитывая двигательную и игровую активность детей, требования к их моторным способностям и навыкам следует постоянно повышать. Время дрейфа в положении на животе и спине, дистанция скольжения и время ныряния увеличиваются и закрепляются благодаря разнообразным заданиям и сменой их, а также последовательным повторением уже пройденного.            

В работе с детьми основным и главным средством  обучения является игровая деятельность, все задания и упражнения проводятся в игровой форме, так как игры и развлечения являются обязательной частью занятия. При обучении дошкольников плаванию используются самые разнообразные формы игр – игровые упражнения, игры-забавы, игры – путешествия, сюжетные и бессюжетные, игры с элементами соревнования, эстафеты. Игры используются мною с самых первых занятий для освоения детей в воде. Игры на воде вносят в учебную деятельность радостную эмоциональную окраску. Создание положительных эмоций помогает детям преодолеть водобоязнь, способствует разучиванию упражнений. Мое общение с детьми предполагает и внимательное, заботливое и вместе с тем требовательное отношение к ним, их поступкам. В работе со старшими дошкольниками, когда дети овладевают техникой плавания, я использую игры для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений спортивного способа плавания, для достижения устойчивости и гибкости навыков. Также, в игровой форме, перед занятием я провожу разминку (определенные упражнения, выполняемые на суше). Для меня важно поддерживать положительное эмоциональное отношение детей к занятиям на всех этапах обучения – стремиться к тому, чтобы упражнения и игры в воде доставляли ребятам удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться хорошо плавать.

На занятии по плаванию  используются следующие приёмы:

  • Выполнение упражнений в парах с поддержкой партнером.  Используя этот прием, я  приучаю детей (особенно поддерживающих) контролировать качество выполнения движений партнером, помогать в устранении замеченных ошибок. Как правило, этот прием применяется в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
  • Вариативность при изучении движений. Для того чтобы дети научились технически грамотно плавать, они должны опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать «свой», соответствующий индивидуальным особенностям каждого. Для этого предусматривается изучение различных движений — прямыми и согнутыми руками по кругу, ромбом, «лепестком», в форме песочных часов, дугой и т. д.
  • Облегчение (усложнение) условий выполнения упражнений. На мелком дети выполняют упражнения хорошо. Для проверки прочности изучаемых навыков я детей временно перевожу на более глубокую часть бассейна, где им предлагаю выполнить те же упражнения, но сначала в небольшой дозировке. Если и здесь все идет успешно, время работы в усложненных условиях увеличивается. Усложнением условий может быть также безостановочное выполнение упражнений по всей длине бассейна, плавание только с помощью рук или ног с дополнительным сопротивлением и т. д.
  • Медленное плавание. Это наиболее действенный прием, направленный на изучение согласования движений с дыханием (особенно в кроле на груди). Дело в том, что маленькие дети, чтобы удержать тело у поверхности воды, рефлекторно выполняют очень быстрые движения руками, не успевают своевременно сделать вдох и захлебываются, а затем останавливаются. Суть данного приема состоит в умении подчинить движения ритму дыхания, что на данном этапе обучения можно осуществить только с помощью медленного плавания. Однако для овладения этим приемом необходимо следующее: во-первых, научиться хорошо выполнять скольжение (длительное время сохранять исходное положение для выполнения плавательных движений); во-вторых, проплывать хотя бы несколько метров в очень медленном темпе, опустив лицо в воду (с задержкой дыхания); и в-третьих, уметь многократно выполнять ритмичные выдохи в воду, погружаясь с головой («Насос»).
  • На занятии, особенно в подготовительной его части, я часто применяю музыкальное сопровождение. На занятиях в воде, когда упражнения выполняются в игровой форме или проводятся подвижные игры, музыкальное сопровождение целесообразно и даже обязательно. Музыка создает хороший эмоциональный фон, способствует развитию ритма, культуры движений, выявлению музыкального слуха, служит средством повышения настроения и эстетического воспитания детей.

 Основные группы методов, используемые при обучении плаванию: словесные, наглядные и практические:

  • Словесные методы  используются при описании, объяснении, рассказе, беседе, разборе, давая указания, оценку действий, давая команды и распоряжения, подсчет и др. Словесные методы помогают детям создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки. В связи со спецификой плавания, все необходимые объяснения, разборы, оценки я провожу в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Когда группа находится в воде, применяю только лаконичные команды, подсчет, распоряжения, поскольку в бассейне ухудшаются условия слышимости и возрастает опасность переохладиться. Описание использую для создания предварительного представления об изучаемом движении;
  • Использование наглядных методов помогает  создать у детей конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у  дошкольников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных наглядных пособий, применение жестикуляции;
  • Практические методы — это методы упражнения, изучения движений в целом и по частям, соревновательный, контрольный. Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения. Метод разучивания в целом. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод я применяю на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения ее элементов по частям.
  • Соревновательные и игровые методы широко применяются мною при обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Поэтому соревновательный и игровой методы я   применяю с первых уроков плавания.

Следует отказаться от слишком частого корректирования указаний, так как воплощение речевых сигналов в движение связано в этом возрасте с определенными трудностями. Для дошкольников затруднительно овладение теми движениями, которые требуют координации и регулируемого дыхания, поэтому надо исходить из упражнений на погружение и дыхание. Положение тела вытянутое, вода как бы «несет» голову.

Важнейшие упражнения для освоения водной среды:

  • погрузить лицо в воду, при этом рот закрыть и задержать дыхание;
  • погрузить лицо и выдувать воздух через рот и нос;
  • погрузиться и открыть глаза, при этом считать пальцы, подбирать со дна предметы, подныривать под препятствия;
  • прыжки «солдатиком» с последующим нырянием и принятием затем устойчивого выпрямленного положения стоя;
  • дрейф в положении лежа на животе и на спине;
  • отталкивание для скольжения в положении на животе и спине с последующим продвижением вперед;
  • прыжки в глубокую воду с последующим продвижением к борту; ныряние головой вниз и прыжки с последующим продвижением вперед.

Положительные эмоции и желание ребенка плавать зависят от развивающей среды акватории бассейна, правильно организованного педагогического пространства.

Работу в дошкольном учреждении я провожу в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями. Взаимодействие с родителями строю на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Считаю, что важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием – соблюдение педагогического такта и гибкостиовместно с воспитателями и  родителями детей, посещающих детский сад, мы стараемся оформить помещение бассейна таким образом, чтобы, приходя на занятия, у ребенка появлялись положительные эмоции. Вход в бассейн  мы оформили в виде моря с плавающими в нём дельфинами, в фойе вывесили большой красочный  информационный стенд для детей и воспитателей. В раздевалках мальчиков и девочек  поставили  индивидуальные кабинки с изображением морских обитателей, на пол положили яркие массажные коврики,  по зонам разложили необходимый занятию красочный инвентарь и  игрушки.  В самом бассейне родители помогли установить аквагорку.  Для формирования двигательных навыков плавания, при большой помощи родителей и воспитателей, был собран различный  вспомогательный  материал  и  оборудование, включая  стандартное, нестандартное и современное. Оборудование  должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное безопасным,  чему я уделяю особое внимание при укомплектовании бассейна. При помощи родителей были также приобретены  тематические игрушки, надувные рукава, плавательные очки и маски. Благодаря этому, появилась возможность использования различных приемов и форм работы, применения индивидуального и дифференцированного подхода.

Обязательным условием в  работе с дошкольниками является индивидуальный подход. Хрупкость, несформированность детского организма требует тщательного учета способностей, склонностей, а главное – возможностей каждого ребенка. Только при строгом учете пола, возраста, степени физического развития и здоровья, подверженности простудным заболеваниям, привычки к воде и изменениям температурных условий, индивидуальных реакций на физические нагрузки можно находить наиболее верные приемы работы при обучении плаванию детей. Склонность ребенка к тому или иному способу плавания я обязательно учитываю наряду с его индивидуальными данными и поддерживаю. Зачастую ребенку легче плавать определенным способом, так как организм сам «диктует» как ему легче. Нарушение осанки и техника плавания ребенка при начальном обучении очень взаимосвязана.  Я позволяю учиться тому способу, который ему нравиться больше, в этом случае и результаты обучения становятся лучше. Опираясь на самостоятельно избранный способ плавания, ребенок увереннее чувствует себя в воде, быстрее осваивает навык плавания как «своим» способом, так и остальными. Возможность самостоятельного выбора способа плавания на начальном (подготовительном) этапе обучения, а также отбор средств и их планирование в системе учебных занятий, в соответствии с основными дидактическими принципами, позволяет детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата успешно осваивать технические приемы разных способов плавания и проплывать контрольные дистанции, устанавливаемые для каждой возрастной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ физкультурного занятия в бассейне

Анализ физкультурного занятия в бассейне...

Использование новых методов и приемов в организации физкультурных занятий с целью повышение их моторной плотностью

Двигательная активность детей зависит от методики и организации занятия. Она выше при использование фронтального или групповых способа организации детей. Но на первых этапах о...

Консультация для педагогов: "Технология проектирования как инновационный метод организации обучения дошкольников"

В этой консультации вы можете найти определение метода проектов как педагогическую технологию, что она предполагает, классификацию и виды проектов....

Использование инновационных технологий на физкультурных занятиях (Беби- йога)

«Использование инновационных технологий в физкультурно -оздоровительной работе (Беби-Йога)»Подготовила: Муркина О.В.Вряд ли кто будет спорить с тем, что важное значение для гармоничного развития ребен...

Консультация для родителей Использование новых методов и приемов в организации физкультурных занятий с целью повышения моторной плотности

Консультация для родителей Использование новых методов и приемов в организации физкультурных занятий с целью повышения моторной плотности...

Нетрадиционные формы организации физкультурных занятий в детском саду - Совместные физкультурные занятия родителей с детьми.

Основная цель: помочь  родителям   и   детям   ощутить   радость   от совместной   двигательной   деятельности,...

Конспект к физкультурному занятию в бассейне .Путешествие за здоровьем.

Занятие для детей подготовительной группы в бассейне.Путушествие за здоровьем....