НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (физкультура) по теме

Пирогова Дарья Владимировна

  Формирующаяся психика ребёнка чутко реагирует на всевозрастающие негативные  воздействия среды, плохую экологию и напряжённость в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое, но и на физическое здоровье детей.

Состояние здоровья подрастающего поколения России вызывает обоснованную тревогу. Ребёнок, родившийся здоровым, может приобрести серьёзные отклонения в развитии из-за, например, неблагоприятной обстановки в семье, внутрисемейных конфликтов, неправильного  воспитания ит.д. Уже в дошкольном возрасте у многих наблюдаются нарушения в поведении. Поэтому наряду с основными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми необходимо использовать оздоровительные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_metody.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Вес средства, избранные нами для совершенствования физического развития детей, можно разделить на 3 группы.

1-я группа – профилактическая

Цель: повысить адаптационные возможности организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создать условия для последующей работы.

Закаливание носоглотки

чесночным раствором

Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта.

Методические рекомендации. Применять как лекарственное средство (известное в народе со времен Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

Из расчета – 1 зубчик на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлажденной кипяченой водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно (кому необходимо) закапать в нос. Использовать раствор в течение 2 часов после приготовления.

Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

Очистительный салат

Цель: способствовать очистке организма от шлаковых веществ; оптимальному режиму работы желудочно-кишечного тракта; выработке желудочного сока с помощью клетчатки.

Методические рекомендации. Салат из свежих овощей в полусыром виде (капуста, морковь, укроп, сельдерей и др.) детям дают перед основным завтраком (за 15 мин.) по столовой ложке на голодный желудок.

Получение праны

Цель: дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, освободиться от болевых ощущений, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Дать духовные и физические силы. Отдать больную энергию.

Методические рекомендации. В течение дня (по мере необходимости) на прогулке, по дороге домой подойти к дереву, прикоснуться спиной к стволу, обхватить его руками, подогнуть одну ногу, прикоснуться голой стопой к коре дерева, закрыть глаза и мысленно попросить: «Мать Природа, дай Здоровья». Направить мысль внутрь себя, прислушаться к ритму работы всех своих органов. Сосна и береза подпитывают человека энергией; ель, осина, тополь снижают боль при воспалительных процессах, т. е. удаляют избыток энергии.

Традиционные прогулки в рощу возле яслей-сада и мини-походы в лес.

Промывание носа холодной водой

Цель: восстановить носовое дыхание, что очень важно для естественного оздоровления. Освободить носоглотку от вирусной инфекции, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути.

Методические рекомендации. Подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой – легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть ее (затем то же правой и левой ноздрями).

Здоровое питание

Цель: усилить значимость растительной пищи для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно-кишечного тракта. Повышать жизненные силы, устойчивость к простудам.

Методические рекомендации. Пшеницу тщательно промывают холодной водой. Затем в эмалированной, стеклянной или керамической посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в теплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32–34 часа пшеницу, у которой появились ростки, нужно несколько раз промыть холодной кипяченой водой, и «элексир жизни» готов к употреблению. Эта целебная и стимулирующая пища приготавливается в физиокабинете и употребляется детьми всех возрастных групп по 1 столовой ложке после дневного сна.

2-я группа интенсивная

Оздоровительный бег (дозированный)

Цель: дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия; тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости, суставы.

Методические рекомендации. Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потоотделение; вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более интенсивным нагрузкам. Однако его надо строго дозировать. Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот лейкопластырем (медицинским) перед бегом, что позволяет им самим регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу. Проводить во время утренней гимнастики (перед общеразвивающими упражнениями); в конце прогулки; перед босохождением; после занятий.

Утренняя гимнастика на свежем воздухе
(в течение всего года)

Цель: повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развивать приспособляемость к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

Методические рекомендации. В облегченной одежде (куртки, теплые свитера) дети выстраиваются друг за другом и начинают утреннюю гимнастику с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать стайкой. Исходное время – 3–3,5 мин. В подготовительных к школе группах – от 7 до 12 мин. Воспитатель бежит вместе с детьми, следит за состоянием детей, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть тем, кто устал. Заканчивается бег постепенным переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания. Затем выполняются упражнения на расслабление.

Дыхательная гимнастика
по системе Бутейко и элементы цигун

Цель: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

Методические рекомендации. Проводится в специально отведенной комнате (без посторонних шумов) как со всеми детьми, так и индивидуально. Выполняя дыхательную гимнастику, мы как бы приводим себя в гармонию с океаном праны Вселенной, оживляющей наше тело. Это укрепляет и оздоравливает систему дыхания, улучшает деятельность желудка и желудочно-кишечного тракта в целом; благотворно действует на нервную систему. Дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазм, применяются при астме.

Аутотренинг

Цель: воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов; с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.

Методические рекомендации. После двигательной активности (физкультурного занятия, бега, прогулки) необходимо в изолированной от посторонних шумов комнате сесть в кресло или лечь в постель, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

Массаж. Самомассаж

Цель: привлечь детей к самопрофилактике, экспресс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к здоровью. Повысить защитные средства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и др.

Методические рекомендации. Во время утренних процедур самомассаж ушной раковины, пальцев. Массаж и самомассаж во время дыхательной гимнастики.

3-я группа – сильнодействующая

Обливание холодной водой

Цель: способствовать «пробуждению» нервной системы, мобилизации внутренних сил организма.

Методические рекомендации. Обливание проводится, как правило, 20–30 сек., после чего ребенка быстро вытирают насухо. Вся процедура вместе с растиранием тела не должна превышать 3–4 мин. Если обливание происходит в бассейне, то после него желательно искупаться в теплой воде. Обливание лучше проводить до еды или спустя 1,5–2 часа после нее (нельзя обливать детей перед сном).


Моржевание

Цель: повысить сопротивляемость организма, способствовать совершенствованию терморегулирующих процессов.

Методические рекомендации. Купания в естественных водоемах проводятся раз в месяц во время прогулки с детьми. (Инструктор по физкультуре, воспитатель, помощник воспитателя сопровождают группу к месту купания.) После купания дети быстро обмакиваются пеленкой, одеваются, делают пробежку, пьют горячий чай-бальзам.

Предлагаемые средства комплексно воздействуют на ребенка. Все мероприятия проводятся без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять предложенный вид закаливания, могут просто наблюдать. Дозировка и темп зависят от возраста и настроения на данный момент. Дети должны почувствовать радость, которую дарят активное движение и закаливание. Необходим индивидуальный подход к детям с учетом времени их наибольшей активности («жаворонки», «совы», «голуби»).

Первый этан пройден, и сделан вывод: дети и взрослые (сотрудники и родители) нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Есть и результат. По данным врачебно-физкультурного диспансера, в отделении компьютерной диагностики было проведено обследование детей и дана оценка состояния их здоровья. При первом контрольном обследовании через три месяца выявлены значительные улучшения механизма адаптации по ответной реакции гипотизарно-гипоталямической системы на стандартную физическую нагрузку. Из анализа данных за шесть месяцев видно, что уменьшилось количество пропущенных по болезни дней; снизилась заболеваемость.

*   *   *

Отрадно видеть, что дети с удовольствием приняли наш режим, ритм работы. Во время оздоровительных мероприятий дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции. Для них это игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети обретают самое дорогое – здоровье, внутреннюю свободу, открытость миру.

У  воды своя музыка, и к ней надо прислушаться, поверить в нее, принять ее, а для этого детям и взрослым необходимо преодолеть психологический барьер. Слова воспитателя должны быть примерно такими: «Ощутим тепло в сердце, в середине грудной клетки. Там – маленький, теплый кусочек солнышка. Он пульсирует, растет, заполняет теплом всю грудь. Его лучики просятся наружу... Посылаем их вперед всем, протягиваем, как теплые ладошки, как знак дружбы...»

Предлагаем примерный план-схему мини-похода в лес.

Наедине с природой

Время года – лето.

Место проведения – лес.

Форма – спортивная летняя.

Инвентарь – аптечка, флажки для перехода улицы.

Две команды «Родничок» и «Лесовичок»; эмблема у каждой команды. Команды получают задание, карту-схему и сами решают, как правильно добраться до конечного пункта.

Дети приходят в назначенное место и рассказывают, что они встречали на пути.

1. Какое это дерево? Как определили? Признаки.

2. Кто это? Загадки:

Хоть и круглый, а не мяч.

Рта не видно, а кусач.

Голой горстью не возьмешь,

Потому что это... (еж).

Шевелились у цветка все четыре

лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.                                                                                                           (Бабочка.)

Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Много рук, а голова одна. (Дерево.)

3. «Получение» праны. Побыть наедине с природой.

4. Спортивные игры типа «Кто дальше бросит», «Удержи волан на ракетке», «Раз, два, три,  к названному дереву беги».

5. Чай-бальзам. Подведение итогов, награждение эмблемой.

6. Сбор природного материала. Возвращение в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...

Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"

Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают  вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас, взрослых. За последнее время число здоровых детей уменьшилось ...

Выступление на конференции. Тема: "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников или как повысить индекс здоровья".

На конференции представлен опыт работы по комплексной системе психосаморегуляции В.В. Антонова, Г.Ю. Вавер....

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Все средства для совершенствования физического развития ребенка можно разделить на три группы методов: профилактические, интенсивные и сильнодействующие.К интенсивным методам оздоровления де...

Конспект НОД "Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников"

Данный конспект- это история одного мудрого Йога, который рассказывает детям про то, как Маугли изучал джунгли.  Рассказ сопровождается выполнением упражнений Хатха-йоги.Цель данного за...

Методические рекомендации для родителей «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников»

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Он попадает в новую обстановку, в которой чувствует себя дискомфортно, что отражается на его настроении и поведении.В первое время...