Главные вкладки

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
    статья (физкультура) по теме

    Пирогова Дарья Владимировна

      Формирующаяся психика ребёнка чутко реагирует на всевозрастающие негативные  воздействия среды, плохую экологию и напряжённость в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на психическое, но и на физическое здоровье детей.

    Состояние здоровья подрастающего поколения России вызывает обоснованную тревогу. Ребёнок, родившийся здоровым, может приобрести серьёзные отклонения в развитии из-за, например, неблагоприятной обстановки в семье, внутрисемейных конфликтов, неправильного  воспитания ит.д. Уже в дошкольном возрасте у многих наблюдаются нарушения в поведении. Поэтому наряду с основными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми необходимо использовать оздоровительные технологии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл netraditsionnye_metody.docx20.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ
    ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Вес средства, избранные нами для совершенствования физического развития детей, можно разделить на 3 группы.

    1-я группа – профилактическая

    Цель: повысить адаптационные возможности организма ребенка к неблагоприятным воздействиям внешней среды, создать условия для последующей работы.

    Закаливание носоглотки

    чесночным раствором

    Цель: профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессах в полости рта.

    Методические рекомендации. Применять как лекарственное средство (известное в народе со времен Гиппократа), которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВИ.

    Из расчета – 1 зубчик на 1 стакан воды. Чеснок размять, залить охлажденной кипяченой водой и настоять 1 час. Полоскать горло, можно (кому необходимо) закапать в нос. Использовать раствор в течение 2 часов после приготовления.

    Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на прогулку.

    Очистительный салат

    Цель: способствовать очистке организма от шлаковых веществ; оптимальному режиму работы желудочно-кишечного тракта; выработке желудочного сока с помощью клетчатки.

    Методические рекомендации. Салат из свежих овощей в полусыром виде (капуста, морковь, укроп, сельдерей и др.) детям дают перед основным завтраком (за 15 мин.) по столовой ложке на голодный желудок.

    Получение праны

    Цель: дать детям заряд бодрости, снять внутреннее напряжение, освободиться от болевых ощущений, помочь почувствовать единение с природой посредством слова, мысли, чувства. Дать духовные и физические силы. Отдать больную энергию.

    Методические рекомендации. В течение дня (по мере необходимости) на прогулке, по дороге домой подойти к дереву, прикоснуться спиной к стволу, обхватить его руками, подогнуть одну ногу, прикоснуться голой стопой к коре дерева, закрыть глаза и мысленно попросить: «Мать Природа, дай Здоровья». Направить мысль внутрь себя, прислушаться к ритму работы всех своих органов. Сосна и береза подпитывают человека энергией; ель, осина, тополь снижают боль при воспалительных процессах, т. е. удаляют избыток энергии.

    Традиционные прогулки в рощу возле яслей-сада и мини-походы в лес.

    Промывание носа холодной водой

    Цель: восстановить носовое дыхание, что очень важно для естественного оздоровления. Освободить носоглотку от вирусной инфекции, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути.

    Методические рекомендации. Подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой – легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть ее (затем то же правой и левой ноздрями).

    Здоровое питание

    Цель: усилить значимость растительной пищи для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно-кишечного тракта. Повышать жизненные силы, устойчивость к простудам.

    Методические рекомендации. Пшеницу тщательно промывают холодной водой. Затем в эмалированной, стеклянной или керамической посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в теплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32–34 часа пшеницу, у которой появились ростки, нужно несколько раз промыть холодной кипяченой водой, и «элексир жизни» готов к употреблению. Эта целебная и стимулирующая пища приготавливается в физиокабинете и употребляется детьми всех возрастных групп по 1 столовой ложке после дневного сна.

    2-я группа интенсивная

    Оздоровительный бег (дозированный)

    Цель: дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия; тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости, суставы.

    Методические рекомендации. Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце, легкие, вызывает активное потоотделение; вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более интенсивным нагрузкам. Однако его надо строго дозировать. Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот лейкопластырем (медицинским) перед бегом, что позволяет им самим регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу. Проводить во время утренней гимнастики (перед общеразвивающими упражнениями); в конце прогулки; перед босохождением; после занятий.

    Утренняя гимнастика на свежем воздухе
    (в течение всего года)

    Цель: повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развивать приспособляемость к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

    Методические рекомендации. В облегченной одежде (куртки, теплые свитера) дети выстраиваются друг за другом и начинают утреннюю гимнастику с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать стайкой. Исходное время – 3–3,5 мин. В подготовительных к школе группах – от 7 до 12 мин. Воспитатель бежит вместе с детьми, следит за состоянием детей, предлагает сойти с дистанции и отдохнуть тем, кто устал. Заканчивается бег постепенным переходом на ходьбу с выполнением упражнений на регулировку дыхания. Затем выполняются упражнения на расслабление.

    Дыхательная гимнастика
    по системе Бутейко и элементы цигун

    Цель: обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

    Методические рекомендации. Проводится в специально отведенной комнате (без посторонних шумов) как со всеми детьми, так и индивидуально. Выполняя дыхательную гимнастику, мы как бы приводим себя в гармонию с океаном праны Вселенной, оживляющей наше тело. Это укрепляет и оздоравливает систему дыхания, улучшает деятельность желудка и желудочно-кишечного тракта в целом; благотворно действует на нервную систему. Дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазм, применяются при астме.

    Аутотренинг

    Цель: воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов; с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.

    Методические рекомендации. После двигательной активности (физкультурного занятия, бега, прогулки) необходимо в изолированной от посторонних шумов комнате сесть в кресло или лечь в постель, расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей; дышать глубоко и спокойно.

    Массаж. Самомассаж

    Цель: привлечь детей к самопрофилактике, экспресс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к здоровью. Повысить защитные средства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и др.

    Методические рекомендации. Во время утренних процедур самомассаж ушной раковины, пальцев. Массаж и самомассаж во время дыхательной гимнастики.

    3-я группа – сильнодействующая

    Обливание холодной водой

    Цель: способствовать «пробуждению» нервной системы, мобилизации внутренних сил организма.

    Методические рекомендации. Обливание проводится, как правило, 20–30 сек., после чего ребенка быстро вытирают насухо. Вся процедура вместе с растиранием тела не должна превышать 3–4 мин. Если обливание происходит в бассейне, то после него желательно искупаться в теплой воде. Обливание лучше проводить до еды или спустя 1,5–2 часа после нее (нельзя обливать детей перед сном).


    Моржевание

    Цель: повысить сопротивляемость организма, способствовать совершенствованию терморегулирующих процессов.

    Методические рекомендации. Купания в естественных водоемах проводятся раз в месяц во время прогулки с детьми. (Инструктор по физкультуре, воспитатель, помощник воспитателя сопровождают группу к месту купания.) После купания дети быстро обмакиваются пеленкой, одеваются, делают пробежку, пьют горячий чай-бальзам.

    Предлагаемые средства комплексно воздействуют на ребенка. Все мероприятия проводятся без принуждения. Дети, по каким-либо причинам не желающие выполнять предложенный вид закаливания, могут просто наблюдать. Дозировка и темп зависят от возраста и настроения на данный момент. Дети должны почувствовать радость, которую дарят активное движение и закаливание. Необходим индивидуальный подход к детям с учетом времени их наибольшей активности («жаворонки», «совы», «голуби»).

    Первый этан пройден, и сделан вывод: дети и взрослые (сотрудники и родители) нуждаются в квалифицированной помощи и поддержке. Есть и результат. По данным врачебно-физкультурного диспансера, в отделении компьютерной диагностики было проведено обследование детей и дана оценка состояния их здоровья. При первом контрольном обследовании через три месяца выявлены значительные улучшения механизма адаптации по ответной реакции гипотизарно-гипоталямической системы на стандартную физическую нагрузку. Из анализа данных за шесть месяцев видно, что уменьшилось количество пропущенных по болезни дней; снизилась заболеваемость.

    *   *   *

    Отрадно видеть, что дети с удовольствием приняли наш режим, ритм работы. Во время оздоровительных мероприятий дети «плачут» и смеются, могут вволю покричать и погримасничать, свободно выражая свои эмоции. Для них это игра, а в результате, кроме радостного настроения и хорошей мышечной нагрузки, дети обретают самое дорогое – здоровье, внутреннюю свободу, открытость миру.

    У  воды своя музыка, и к ней надо прислушаться, поверить в нее, принять ее, а для этого детям и взрослым необходимо преодолеть психологический барьер. Слова воспитателя должны быть примерно такими: «Ощутим тепло в сердце, в середине грудной клетки. Там – маленький, теплый кусочек солнышка. Он пульсирует, растет, заполняет теплом всю грудь. Его лучики просятся наружу... Посылаем их вперед всем, протягиваем, как теплые ладошки, как знак дружбы...»

    Предлагаем примерный план-схему мини-похода в лес.

    Наедине с природой

    Время года – лето.

    Место проведения – лес.

    Форма – спортивная летняя.

    Инвентарь – аптечка, флажки для перехода улицы.

    Две команды «Родничок» и «Лесовичок»; эмблема у каждой команды. Команды получают задание, карту-схему и сами решают, как правильно добраться до конечного пункта.

    Дети приходят в назначенное место и рассказывают, что они встречали на пути.

    1. Какое это дерево? Как определили? Признаки.

    2. Кто это? Загадки:

    Хоть и круглый, а не мяч.

    Рта не видно, а кусач.

    Голой горстью не возьмешь,

    Потому что это... (еж).

    Шевелились у цветка все четыре

    лепестка.

    Я сорвать его хотел,

    Он вспорхнул и улетел.                                                                                                           (Бабочка.)

    Голубой аэропланчик

    Сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

    Много рук, а голова одна. (Дерево.)

    3. «Получение» праны. Побыть наедине с природой.

    4. Спортивные игры типа «Кто дальше бросит», «Удержи волан на ракетке», «Раз, два, три,  к названному дереву беги».

    5. Чай-бальзам. Подведение итогов, награждение эмблемой.

    6. Сбор природного материала. Возвращение в детский сад.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"

    Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...

    Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"

    Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают  вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...

    Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас, взрослых. За последнее время число здоровых детей уменьшилось ...

    Выступление на конференции. Тема: "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников или как повысить индекс здоровья".

    На конференции представлен опыт работы по комплексной системе психосаморегуляции В.В. Антонова, Г.Ю. Вавер....

    Программа дополнительного образования по физической культуре для детей 4-7 лет «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольников с помощью использования нетрадиционных методов оздоровления» «Неболейка»

    Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная ...

    Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

    Все средства для совершенствования физического развития ребенка можно разделить на три группы методов: профилактические, интенсивные и сильнодействующие.К интенсивным методам оздоровления де...

    Конспект НОД "Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников"

    Данный конспект- это история одного мудрого Йога, который рассказывает детям про то, как Маугли изучал джунгли.  Рассказ сопровождается выполнением упражнений Хатха-йоги.Цель данного за...