Главные вкладки

    Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
    консультация на тему

    Путинцева Наталья Александровна

    Все средства для совершенствования физического развития ребенка можно разделить на три группы методов: профилактические, интенсивные и сильнодействующие.

    К интенсивным методам оздоровления детей относятся:

    ·         Оздоровительный бег,

    ·         Утренняя гимнастика,

    ·         Дыхательная гимнастика,

    ·         Массаж и самомассаж.

    1.Оздоровительный дозированный бег.


    Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.


    Еще раз хочу напомнить вам о значении оздоровительного бега:

    ·         Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.

    ·         Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.

    На что надо обратить особое внимание.


    Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
    Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
    Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.
    Наш опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

                                                                 
    Сколько по времени длится оздоровительный бег.


    В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
    В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.


    В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком.
    Проводить оздоровительный бег лучше:

    ·         до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,

    ·         в конце прогулки,

    ·         после занятий.

    Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.

    Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.
    Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день. Здоровья привалит не меряно!

    Зачем надо облегчить одежду ребенка?
    (то есть снять теплую кофту)

    Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

    2.Утренняя гимнастика и лучший вариант - на свежем воздухе.


    Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.


    В облегченной одежде ребенок начинает утро с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать по комнате. Но лучший вариант, конечно, на улице.


    Бег заканчивается переходом на ходьбу и с выполнением упражнений на регулировку дыхания и выполнением упражнений на расслабление.


    Комплекс упражнений состоит из 2-3 упражнений на разные группы мышц. Сначала для мышц рук и шеи, (разведение-сведение, махи вверх-вниз, вперед-назад, повороты головы вперед-назад, вверх-вниз),затем для мышц туловища(наклоны вниз или в стороны, повороты, прогибания), для мышц ног(приседания, махи) и разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, поочередно, с поворотами, вправо-влево, вперед-назад)

    3.Дыхательная гимнастика по системе Бутейко, Стрельниковой


    Цель – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
    Лучше проводить этот вид гимнастики в тихой комнате, где нет посторонних шумов.


    В чем смысл и значение дыхательной гимнастики.


    Выполняя дыхательную гимнастику, мы приводим себя в гармонию с самим собой (с самой собой) и с Вселенной. 
    Это укрепляет и оздоравливает систему дыхания, улучшает деятельность желудка и желудочно-кишечного тракта в целом, благотворно действует на нервную систему.
    И что еще очень важно - дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазм, применяются при астме.

    4.Аутотренинг.


    Цель – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, а также с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.


    В чем смысл и значение аутотренингов для ребенка.
    После двигательной активности (физкультурного занятия, оздоровительного бега, прогулки) многие дети не в состоянии самостоятельно вернуть системы и органы своего организма в нормальное рабочее состояние.
    Поэтому ребенку надо показать и научить этим простым способам.
    Способ №1. Сесть в кресло или лечь на диван и расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей. Дышать глубоко и спокойно.
    Можно использовать такую формулу:
    Напряженье улетело…
    И расслаблено всё тело(2 раза),
    Будто мы лежим на травке,
    На зеленой мягкой травке…

    Греет солнышко сейчас…
    Руки тёплые у нас…
    Жарче солнышко сейчас…
    Ноги тёплые у нас…

    Дышится легко…ровно…глубоко…
    Губы теплые и вялые
    И нисколько не усталые,
    Губы чуть приоткрываются,

    Всё чудесно расслабляется(2 раза),
    И послушный наш язык
    Быть расслабленным привык.
    Нам понятно, что такое
    Состояние покоя…

    Вполне возможно включить и проговаривать эти слова на фоне спокойной классической музыки или музыки природы (музыка ручейка, моря, ветра…)

    5.Массаж и самомассаж.

    Цель – при влечь ребенка к самопрофилактике, эксперсс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к здоровью, а также повысить защитные средства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и др.
    Во время утренних процедур научите ребенка делать самомассаж ушных раковин и пальцев.

    Что? Вы думаете это долго и неинтересно для ребенка?

    А сколько минут чистит ребенок зубы? Сколько сидит в туалете? И вы не можете использовать эту самую минутку для формирования здоровой привычки? Конечно, можете!

    Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики руки.

    Текс

    Движения

    Ветер по лесу летал,
      Ветер листики считал:

    Плавные, волноообразные движения ладонями.

    Вот дубовый, 
      Вот кленовый,
      Вот рябиновый резной,
      Вот с березки –золотой

    Загибать по одному пальчику на обеих руках.

    Вот последний лист с осинки
      Ветер бросил на тропинку.

    Укладывать ладони на колени.

    Пальчиковая гимнастика «Птички»

    Текс

    Движения

    Эта птичка-соловей,
      Эта птичка-воробей,
      Эта птичка совушка - сонная головушка,
      Эта птичка – свиристель,
      Та птичка-коростель,

    Загибать по одному пальчику

    Эта птичка – злой орлан.

    Махать сложенными кресс-накрест ладонями

    Птички, птички- по домам.

    Махать обеими руками, как крыльями

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"

    Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...

    Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"

    Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают  вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Формирующаяся психика ребёнка чутко реагирует на всевозрастающие негативные  воздействия среды, плохую экологию и напряжённость в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на...

    Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас, взрослых. За последнее время число здоровых детей уменьшилось ...

    Выступление на конференции. Тема: "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников или как повысить индекс здоровья".

    На конференции представлен опыт работы по комплексной системе психосаморегуляции В.В. Антонова, Г.Ю. Вавер....

    Программа дополнительного образования по физической культуре для детей 4-7 лет «Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольников с помощью использования нетрадиционных методов оздоровления» «Неболейка»

    Проблемы воспитания здорового ребенка были и остаются наиболее актуальными в практике общественного и семейного воспитания, они диктуют необходимость поисков эффективных средств их реализации. Важная ...

    Конспект НОД "Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников"

    Данный конспект- это история одного мудрого Йога, который рассказывает детям про то, как Маугли изучал джунгли.  Рассказ сопровождается выполнением упражнений Хатха-йоги.Цель данного за...