Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников
консультация

Путинцева Наталья Александровна

Все средства для совершенствования физического развития ребенка можно разделить на три группы методов: профилактические, интенсивные и сильнодействующие.

К интенсивным методам оздоровления детей относятся:

·         Оздоровительный бег,

·         Утренняя гимнастика,

·         Дыхательная гимнастика,

·         Массаж и самомассаж.

1.Оздоровительный дозированный бег.


Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.


Еще раз хочу напомнить вам о значении оздоровительного бега:

·         Оздоровительный бег отлично действует на верхние дыхательные пути, на мускулатуру кишечника, сердце легкие, вызывает активное потоотделение.

·         Оздоровительный бег вырабатывает выносливость, подготавливает организм к более сильным нагрузкам.

На что надо обратить особое внимание.


Оздоровительный бег – это не многочасовые гонки на преследование или выживание. Оздоровительный бег для детей дошкольного возраста должен быть строго регламентирован и дозирован.
Детям дошкольного возраста рекомендуется заклеивать рот медицинским лейкопластырем перед бегом. Зачем? Чтобы позволить ребенку самому регулировать физическую нагрузку и вовремя переходить на ходьбу.
Первые тренировки в экспериментальных детских садах показали, что, с одной стороны, рот заклеивать надо – ребенок учится правильно дышать носом и через рот в организм ребенка не попадает ненужный холодный воздух и частички пыли. Ребенок четко чувствует время и место остановки и переход на ходьбу. Но с другой стороны, дошкольникам не нравится сама процедура заклеивания и отклеивания рта.
Наш опыт показывает, что вначале ребенка надо научить правильно дышать и лишь затем постепенно увеличивать нагрузки и время бега.

                                                             
Сколько по времени длится оздоровительный бег.


В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет)оздоровительный бег начинается с 1 минуты и постепенно увеличивается до 3-3, 5 минут.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) длится от 1, 5 минут до 7 -12 минут в среднем темпе.


В какое время заниматься оздоровительным бегом с ребенком.
Проводить оздоровительный бег лучше:

·         до утренней зарядки перед общеразвивающими упражнениями,

·         в конце прогулки,

·         после занятий.

Родители могут делать утреннюю пробежку вместе с ребенком до детского сада, предварительно облегчив одежду ребенку или перед непосредственным возвращением домой после вечерней прогулки.

Непрерывно бежать в течение 1- 1,5 минут дошкольники не могут, хотя, как кажется родителям, ребенок «носится» целый день.
Засеките время пробежки до детского сада и начните бегать вместе с вашим ребенком каждый день. Здоровья привалит не меряно!

Зачем надо облегчить одежду ребенка?
(то есть снять теплую кофту)

Во время бега вырабатывается много энергии, температура тела ребенка повышается. И если ребенок будет еще и в теплой одежде, то неминуемо быстро вспотеет, и в прохладную погоду переохладится, что приведет к заболеванию, а не к оздоровлению.

2.Утренняя гимнастика и лучший вариант - на свежем воздухе.


Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.


В облегченной одежде ребенок начинает утро с оздоровительного бега в медленном темпе. Можно бегать по комнате. Но лучший вариант, конечно, на улице.


Бег заканчивается переходом на ходьбу и с выполнением упражнений на регулировку дыхания и выполнением упражнений на расслабление.


Комплекс упражнений состоит из 2-3 упражнений на разные группы мышц. Сначала для мышц рук и шеи, (разведение-сведение, махи вверх-вниз, вперед-назад, повороты головы вперед-назад, вверх-вниз),затем для мышц туловища(наклоны вниз или в стороны, повороты, прогибания), для мышц ног(приседания, махи) и разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, поочередно, с поворотами, вправо-влево, вперед-назад)

3.Дыхательная гимнастика по системе Бутейко, Стрельниковой


Цель – обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.
Лучше проводить этот вид гимнастики в тихой комнате, где нет посторонних шумов.


В чем смысл и значение дыхательной гимнастики.


Выполняя дыхательную гимнастику, мы приводим себя в гармонию с самим собой (с самой собой) и с Вселенной. 
Это укрепляет и оздоравливает систему дыхания, улучшает деятельность желудка и желудочно-кишечного тракта в целом, благотворно действует на нервную систему.
И что еще очень важно - дыхательные упражнения с задержкой снижают бронхоспазм, применяются при астме.

4.Аутотренинг.


Цель – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, а также с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.


В чем смысл и значение аутотренингов для ребенка.
После двигательной активности (физкультурного занятия, оздоровительного бега, прогулки) многие дети не в состоянии самостоятельно вернуть системы и органы своего организма в нормальное рабочее состояние.
Поэтому ребенку надо показать и научить этим простым способам.
Способ №1. Сесть в кресло или лечь на диван и расслабиться, отвлечься от тревожных мыслей. Дышать глубоко и спокойно.
Можно использовать такую формулу:
Напряженье улетело…
И расслаблено всё тело(2 раза),
Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке…

Греет солнышко сейчас…
Руки тёплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги тёплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы теплые и вялые
И нисколько не усталые,
Губы чуть приоткрываются,

Всё чудесно расслабляется(2 раза),
И послушный наш язык
Быть расслабленным привык.
Нам понятно, что такое
Состояние покоя…

Вполне возможно включить и проговаривать эти слова на фоне спокойной классической музыки или музыки природы (музыка ручейка, моря, ветра…)

5.Массаж и самомассаж.

Цель – при влечь ребенка к самопрофилактике, эксперсс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к здоровью, а также повысить защитные средства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и др.
Во время утренних процедур научите ребенка делать самомассаж ушных раковин и пальцев.

Что? Вы думаете это долго и неинтересно для ребенка?

А сколько минут чистит ребенок зубы? Сколько сидит в туалете? И вы не можете использовать эту самую минутку для формирования здоровой привычки? Конечно, можете!

Пальчиковая гимнастика на развитие мелкой моторики руки.

Текс

Движения

Ветер по лесу летал,
  Ветер листики считал:

Плавные, волноообразные движения ладонями.

Вот дубовый, 
  Вот кленовый,
  Вот рябиновый резной,
  Вот с березки –золотой

Загибать по одному пальчику на обеих руках.

Вот последний лист с осинки
  Ветер бросил на тропинку.

Укладывать ладони на колени.

Пальчиковая гимнастика «Птички»

Текс

Движения

Эта птичка-соловей,
  Эта птичка-воробей,
  Эта птичка совушка - сонная головушка,
  Эта птичка – свиристель,
  Та птичка-коростель,

Загибать по одному пальчику

Эта птичка – злой орлан.

Махать сложенными кресс-накрест ладонями

Птички, птички- по домам.

Махать обеими руками, как крыльями

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...

Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"

Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают  вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Формирующаяся психика ребёнка чутко реагирует на всевозрастающие негативные  воздействия среды, плохую экологию и напряжённость в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на...

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас, взрослых. За последнее время число здоровых детей уменьшилось ...

Выступление на конференции. Тема: "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников или как повысить индекс здоровья".

На конференции представлен опыт работы по комплексной системе психосаморегуляции В.В. Антонова, Г.Ю. Вавер....

Конспект НОД "Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников"

Данный конспект- это история одного мудрого Йога, который рассказывает детям про то, как Маугли изучал джунгли.  Рассказ сопровождается выполнением упражнений Хатха-йоги.Цель данного за...

Методические рекомендации для родителей «Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников»

С приходом в детский сад у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Он попадает в новую обстановку, в которой чувствует себя дискомфортно, что отражается на его настроении и поведении.В первое время...