Главные вкладки

    Конспект НОД "Хатха-йога - нетрадиционный метод оздоровления дошкольников"
    план-конспект занятия по физкультуре (старшая, подготовительная группа) по теме

    Снарская Валерия Александровна

    Данный конспект- это история одного мудрого Йога, который рассказывает детям про то, как Маугли изучал джунгли.  Рассказ сопровождается выполнением упражнений Хатха-йоги.

    Цель данного занятия - развитие физических качеств у дошкольников с помощью  нетрадиционного метода оздоровления детей - Хатха-йоги. Хатха-йога является инновационным методом оздоровления детей. Для выполнения упражнений не требуется никакого специального оборудования, кроме ковриков. Занятия вызывают большой интерес и положительные эмоции у детей. Упражнения Хатха-йоги развивают и укрепляют все группы мышц, развивают выносливость, гибкость, чувство равновесие, дети начинают чувствовать свое тело и управлять им. Психоэмоциональное влияние огромно -  упражнения учат концентрироваться на определенной задачи, вовремя успокаиваться. Хатха-йога-отличное средство для расслабления, помогает снять усталость. Благодаря таким занятиям ребенок лучше осознает свое тело, свой характер и внутренний мир.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    города Красноярска «Детский сад №330 комбинированного вида»

    Конспект открытого занятия

    Хатха-йога – нетрадиционный метод оздоровления дошкольников

    Тема: «История одного Йога»

    Составила: Снарская Валерия Александровна

    Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №330»

    Цель: развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    Обучающие:  продолжить обучение различным видам ходьбы и бега, продолжить обучению детей асанам (упражнениям) «Хатха-Йоги», получение детьми знаний о правильном дыхании и пользе асан «Хатха-Йоги».

    Развивающие: развивать координацию движений, статическую выносливость, силу, гибкость, укреплять все группы мышц, способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе выполнения упражнений, нормальзации психического состояния детей.

    Воспитательные: воспитывать внимание, упорство, дисциплинированность, самостоятельность, воспитывать умение действовать согласованно, следить за дыханием и осанкой.

             

     Продолжительность: 30 минут

    Оборудование: коврики, музыкальный центр.

    Часть занятия

    Содержание

    Дозировка

    Организационно методические указания

    І. Вводно-подготовительная часть:

    Ребята здравствуйте, проходите на построение.

     Помните,   мы с вами ходили в гости  к Йогу. Хотели бы вы еще раз сходить к нему?  

     Дорога  к нему не легкая, для того, чтобы пройти этот путь, мы должны вспомнить правила.

    Кто  нам их напомнит?

    1.сохранять ровное дыхание,

    2.соблюдать дистанцию,

    3.следить за своей осанкой.

     Вы согласны? Тогда в путь.

    1 мин

    В одну шеренгу становись!

    Пятки вместе, носки врозь!

    На право!

    За направляющим,  налево в обход  по залу шагом – марш!

    1.Наш  путь проходит по узкой тропинке, впереди рассвет, смотрим  вдаль.

    1 упражнение:  ходьба на носочках, правая рука на поясе, левую приставить ко лбу.

    0.5 круга

    Следим за осанкой, дыхание равномерное

    Представляем, как смотрим вдаль на рассвет.

    2.Ребята перед нами большое ущелье нам его не обойти. Превратимся в птиц! Руки это крылья. Расправили их, вместе со мной, полетели!

    0.5 круга

    Пальцы сомкнуты, дыхание равномерное, соблюдаем дистанцию.

    3.Тропинка узкая, впереди много камней, нам не пройти, давайте постараемся убрать как можно больше камней!

    Выполняем наклоны, на каждый шаг,

    0.5 круга

    Наклон ниже, колени не сгибать. Вместе со мной начи-най!

    Имитируем  руками как – будто собираем камни.

    Шаг – короткий, но частый.

    4.Даже по пути в джунгли встречаются болотистые места, выполняем ходьбу высоким шагом.

    0.5 круга

    Держим спину прямой, пальцы сомкнуты. Выше шаг!

    5.Ребята наш Йог уже на горизонте!

    Руки в локтях согнуть - бегом марш!

    1 мин

    Дыхание ровное. Руки согнуты в локтях.

    Наши ладони превращаются в цветы!

    6.Восстанавливаем дыхание: «Цветочное дыхание»

    4-5 циклов

    На счет 1-3 короткие вдохи «цветы закрыты», 4-6 выдох цветы раскрываются.

    Ребята проходим на кружочки, сели по-турецки. Выполняем пальминг,

     Закончили.

    40 сек.

    Инструктор по физической культуре дает сесть на кружочки, занять свои места.

    (в спортивном зале расклеены цветные круги). Дети садятся в удобную позу, и поворачиваются спиной к инструктору, выполняют пальминг.

    Растираем руки, затем складываем в виде бабочки, прикладываем к глазам.

    Пока дети выполняют пальминг, инструктор по Фк перевоплощается в Йога.

    ІІ. Основная часть

    Приветствую вас, мои друзья! Я  мудрый Йог! (руки в намасте).  Я рад вновь встретиться с вами! Сегодня я расскажу вам историю про то, как маленький Маугли изучал джунгли, в которых обитал, но мне необходима будет ваша помощь! Вы поможете мне?!

    Сначала для него все казалось большим и страшным, особенно ночью.  И тогда Маугли делал приветствие СОЛНЦЕ, чтоб оно побыстрее проснулось.

    1. «Приветствие Солнцу»

    И.п. – «Поза Горы»,

    1.  «Небо» - потянуться наверх (руки держать в намасте)

    2. «Земля» - опустить руки через стороны на пол, стоять с прямыми ногами

    3. «Планка»  - прыгнуть назад в упор ног и рук в пол

    4. «Чатуранга» - сгибая и прижимая локти к себе лечь на пол

    5. «Змея» - прогнуться наверх, отталкиваясь руками выше, ноги лежат на полу

    6. «Собака мордой вниз» - встать домиком, упираясь руками и ногами в пол, головой тянуться вниз

    Повторить «Земля» - оттолкнуться и прыжком принять упор присев, а затем «Небо» - и завершить приветствие «Намасте».

    Сделать 3 круга «Приветствие Солнцу»

    25 мин

    Удержание каждой позы 5 сек.

    Превращаясь в Йога приветствую детей руки в намасте (намаста - приветствие).

    Начинаем с позы «Горы». Нужно сконцентрироваться, макушкой тянуться наверх. В «Небе» делать небольшой пригиб назад. В «Земле» стараться выпрямить коленки. В «Планке» стоять ровно не прогибаясь. В «Змее» отводить плечи назад.  В «Собаке мордой вниз» стараться ставить пятки на пол, руки и ноги держать прямыми.

    Даже деревья казались живыми. Ребята давайте превратимся в деревья!?

    Приняли позу «Горы», затем плавно переходим в позу «Дерева»

    2.«Поза дерева» и.п стоя на правой ноге, левую поставить на внутреннюю поверхность голени. Руки в намасте перед грудью. Дышим равномерно, постепенно поднимаем руки, вверх оставляя их в приветствий намасте.

    Ну что деревья испугали вас?

    Удержание

    2 x8-10 сек

    Начинаем с позы «горы»

    Необходимо сконцентрироваться. Представить, что руки это крона дерева, в которой  накапливается энергия. Ноги это корни дерева, которые уходят глубоко в землю.

    Глаза открыты, дышим равномерно.

    Но для Маугли в ночном лесу все казалось страшным, даже птицы которые летали высоко в небе.  Давайте изобразим  птиц

    3. «Поза Птицы». И.П. Поза горы,

    1-принять позу «Небо» - потянуться наверх (руки держать в намасте)

    2- «Земля» - опустить руки через стороны на пол, коленки прямые

    3-«Планка» прыгнуть назад в упор ног и рук в пол

    4. «Собака мордой вниз»

    5.-«Птица» - шагнуть вперед  правой ногой, ее в колене,левая нога прямая, руки в стороны дыхание ровное.

    6-принять позу «собаки мордой вниз» - и.п стоя на всей стопе, руки на ширине плеч  в упоре на полу, дыхание ровное, Выдох!

    7. Поза «Спящего ребенка» сесть на пятки, руки вытянуть вперед

    Повторить тоже на другую ногу

    Начиная с «Собаки мордой вниз» - «Птицы» - «Собака мордой вниз» - «Гора»

    Удержание

    «Кошка» 3-5 сек.

    «Собака»

    3-5 сек

    «Птица»

    2х8-10 сек

    Поза птицы:

    Одна нога согнута в колене, вторая прямая, плечи держать прямо, колено не заваливается, руки держать в стороны, не опускать.

    Дышать равномерно.

    Ребята, но ночью в лесу очень холодно,  поможем Маугли согреться!? Давайте разведем для него костер.

    4. «Костер»

    И.п лежа на спине, упор на локти, ноги прямые.

    По команде поднимаем прямые ноги, изображая костер.

    1-8 держим ноги; принять И.П., отдыхаем, дышим, вдох, выдох.

    Повторяем упражнение еще один раз.

    Встаём, занимаем свои места.  

    Удержание

    3 х6-8сек

    Команда, которая стоит по белым кружкам берутся за руки, садятся на пол, упор рук сзади , ноги прямые, поднимают ноги до острого угла, делают один костер с левой стороны зала. Команда которая стоит по желтым кружкам делают второй костер с правой стороны зала.  

    Встать на свои места.

    Маугли уснул, и вместе с ним засыпаем мы.

    Поза «Спящего ребенка»

    Сесть на пятки, вытянуть руки вперед, голову положить на пол. Заснули

    Рассветает, мы просыпаемся (встать - выходим на носочки руки вверх), и  помогаем Маугли проснуться! Наутро Маугли увидел, что джунгли не такие страшные, как ему казалось. Бабочки перелетали с места на место, как будто играя друг с другом.

    5. Упражнение  «Бабочка» - выполняются также в кругу.

    Бабочка: и.п сед ступни ног соединены,  колени разведены в стороны, выполняем покачивающие движения вверх-вниз.

    Бабочки прилетели - Опускаем колени как можно ниже –удержание, коснуться лбом ног.

    «Бабочка»

    Покачивание

    10-12сек

    Удержание

    8-10 сек.

    Принять позу «спящего человека»

    Просыпаясь «потянулись к солнцу». Наши пальчики это- «лучики солнца»

    Принять и.п. Выполняем покачивающие движения ног вверх – вниз.

    С каждым покачиванием амплитуду движения увеличивать. Спину держать прямо.

    6.Проидя немного дальше в джунгли Маугли увидел на своем пути  стаде слонов, в котором были и маленькие слоники, А вы хотите превратиться в слоников?

    Игра «Слоники»

    А как, я вам сейчас скажу и покажу!

    Прогнуться  чуть вперед, одну руку вытянули перед собой, - это хобот, другую руку пропустить между ног и направить назад, это будет хвост. Слоны гуляют по джунглям, ваша задача идти вместе, и крепко держаться.

    Маугли подружился с маленькими слониками.

    Берем коврики, Занимаем свои места. Садимся на пятки.

    За мной в одну колонну становись!

    Ходьба за направляющим «Змейкой», вокруг ковриков (препятствий).

    Выйдя на поляну, Маугли встретил Льва, бежать было уже поздно, поэтому, он решил сразиться:

    Мальчики выполняют упражнение «Маугли», а девочки выполняют упражнение «Рычащий Лев»

    7. Упр. «Маугли»

    и.п сед на пятки, 1- сложить обе руки в крепкий кулак и на вдохе поднять руки над головой, 2 – опустить руки между ног, колени не разгибайте сопровождая выдохом  громким звуком хааа!». «Вдохните и снова поднимите руки над головой. Повторите упражнение.

    8. Упр. «Рычащий лев»

    и.п сед на пятках, руки на полу, порычать «РРррр» затем встать на колени, руки выставить перед собой ладонями вниз, показать язык).

    По команде:

    1 - Кричат Маугли.

    2 – Рычат львы.

    3.-Для всех

    Затем смена, повторить.

    1-2 мин

    Эмоциональная сила.

    Постепенно увеличивать звуковую интенсивность.

    ІІІ. Заключительная часть

    В этой нелегкой схватке победил Маугли,. Разгоряченный, он пошел к водоему. Там он поплавал вместе с водной черепахами держась руками за ее панцирь .

    9. Упр. «Черепаха» 

    И.п. сед на пятках, вытащить пятки в стороны, сесть на ягодицы на пол, отклониться и лечь спиной на пол, руки лежат на полу вытянутые за голову.

    Затем Маугли, вышел из воды, упал на траву и прислушался к звукам джунглей, услышал, как кричат птицы, воют волки, Он как будто понимал, о чем они говорят.

    Маугли понял, что он теперь часть джунглей.

    И.п – поза глубоко расслабления«Шавасана»

    1.«Время фантазий» - глубокая релаксация.

    Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, мысленно мы возвращаемся в детский сад.

    Медленно поворачиваемся на правый бок, садимся на колени, благодарим друг друга за сегодняшнюю встречу. Встаем, берем коврики, поочереди склыдываем их на место.  

    Ребята сегодняшняя встреча подошла к концу,  

    На протяжении всего путешествия были ли у вас трудности, какие, как вы с ними справлялись? Вам понравилось?

    до встречи!

    1 мин

    Восстановление дыхания.

    Использование визуализаций.

    «Возвращение в детский сад» - дети представляют джунгли, всю окружающую их обстановку. Далее представляют как они возвращаются в детский сад.

    По окончании детям задаются вопросы…..

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников"

    Консультация для воспитателей "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" - Предпочтительно проводить оздоровительную профилактическую и коррекционную работу совместно с родителями, другими член...

    Опыт работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хатха - йога"

    Материалы опыта работы "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников в системе хаиха - йога" отражают  вопросы преемтственности участников образовательного процесса в организации физичес...

    НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Формирующаяся психика ребёнка чутко реагирует на всевозрастающие негативные  воздействия среды, плохую экологию и напряжённость в обществе. Неблагоприятные факторы влияют не только на...

    Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

    Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребёнка и его полноценное физическое развитие являются главной для нас, взрослых. За последнее время число здоровых детей уменьшилось ...

    Выступление на конференции. Тема: "Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников или как повысить индекс здоровья".

    На конференции представлен опыт работы по комплексной системе психосаморегуляции В.В. Антонова, Г.Ю. Вавер....

    Хатха-йога как нетрадиционный метод здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

    Хатха-йога как нетрадиционный метод здоровьесбережения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ...

    Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

    Все средства для совершенствования физического развития ребенка можно разделить на три группы методов: профилактические, интенсивные и сильнодействующие.К интенсивным методам оздоровления де...