Статья из опыта работы "Динамический час, как форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"
статья по физкультуре по теме

Шабуневич Татьяна Николаевна
  • Что такое динамический час?
  • Структура динамического часа.
  • Формы проведения динамического часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dch_doklad.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 14 комбинированного вида

Динамический час, как форма организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

(слайд 2)

«Движение – это жизнь. Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие».

Аристотель

     Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Движения необходимы ребенку, так как они определяют темп и характер нормального функционирования детского организма. Но в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника.

     Кроме того, мышечная нагрузка у наших детей, живущих на севере, уменьшается в силу объективных причин. Это и долгая полярная ночь, и погодные условия, которые порой не позволяют детям достаточное количество времени проводить на свежем воздухе, это и одежда для прогулок, которая зачастую стесняет движения детей. Некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков). Именно поэтому большая роль в воспитании здорового ребенка должна принадлежать организации его двигательной деятельности в дошкольном учреждении и конечно в семье.

     (слайд 3) В содержание двигательного режима в детском саду включается как организованная, так и самостоятельная деятельность. Процентное соотношение их разное в группах младшего и старшего дошкольного возраста. Однако самостоятельные движения детей всех возрастов должны составлять не менее 2/3 объема их общей двигательной активности. По данным Марины Алексеевны Руновой, для полноценного развития и укрепления здоровья ребенок дошкольного возраста должен проводить в движении от 15 до 24 часов в неделю. Практикой подтверждено, что в этом случае дети более активны в интеллектуальной и продуктивной деятельности, меньше вступают в конфликты друг с другом.

     (слайд 4) Так в нашем детском саду на каждую возрастную группу составлена модель двигательного режима, с учетом особенностей возраста, здоровья и физического развития детей, где предусмотрена организация и самостоятельной и организованной деятельности детей  (слайд).

     Формы организации двигательной деятельности общеизвестны. Это традиционные утренняя гимнастика, гимнастика после сна, двигательная разминка, физминутки, подвижные и спортивные игры и упражнения, физкультурные занятия и ритмические движения на музыкальных занятиях, физкультурные праздники, развлечения, спартакиады, туристические походы и прогулки, индивидуальная работа по закреплению и совершенствованию основных видов движений.

     Кроме того, за последние годы в практику работы многих дошкольных учреждений вошли и такие виды двигательной деятельности, как оздоровительная ходьба, оздоровительный бег, упражнения на тренажерах, аэробика, спортивные секции, т.е. дополнительные часы двигательной активности.

     Мы, в своем детском саду проанализировав двигательный режим всех возрастных групп, а так же приняв во внимание выше перечисленные причины снижения двигательной активности, пришли к решению возможности увеличить двигательную активность детей за счет проведения динамических часов.

     (слайд 5) Динамический «час» – это час движения, подвижный час, час динамики.

     (слайд 6) Если обратиться к методической литературе по физической культуре, то мы нигде не найдем методику проведения динамического часа. Но понятно одно, что все физкультурные мероприятия обязательно должны включать в себя несколько частей:

  1. Вводно-подготовительную часть – разминку, ее назначение – подготовить организм к нагрузкам, которые планируются в основной части, настроить детей на выполнение задания.
  2. Основную часть, в ходе, которой решается комплекс запрограммированных задач, и происходит формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств.
  3. Заключительную часть, назначение которой – восстановить пульс и дыхание.

Можно по-разному называть эти части, но суть их от этого не меняется.

     При планировании  динамических часов в своем детском саду мы сделали упор на основной вид детской деятельности – игру. Потому что именно подвижная игра способствует закреплению и совершенствованию двигательных умений и навыков, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Разнообразные игровые действия развивают ловкость, быстроту, координацию движений и, самое главное, благоприятно влияют на эмоциональное состояние детей, доставляя им радость и удовольствие.

     (слайд 7) Ведь вся педагогическая мудрость игр в их простоте, и если взрослого человека мы называем «человеком разумным», то ребенка «человеком играющим».

     Известный немецкий психоаналитик Э. Фром писал: «Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете».

     А Фред Роджерс говорил:  «Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать, им требуется уметь играть».

     Так структура наших динамических часов состоит из трех частей:

     (слайд 8)

1. Оздоровительная разминка:

А) различные виды ходьбы (на носках, пятках, перекатом с пятки на носок, на внутренней и внешней стороне стопы, в полуприседе, в полном приседе, высоко поднимая колени, с различным положением рук),

Б) - бег в медленном и среднем темпе и виды бега (со средней группы) (с захлестыванием к голени, на прямых ногах,  с высоким подниманием бедра, спиной вперед, приставным шагом правым и левым боком);

- прыжки на месте и с продвижением вперед (на одной и двух ногах, 3 прыжка на правой и  3 прыжка на левой, из стороны в сторону, ноги врозь – ноги вместе, с поворотом на 90 и 180 градусов);

В) - имитационные движения,

- упражнения для профилактики плоскостопия и осанки (ходьба по ребристой доске, катание стопой различных предметов, упражнения с палочками плоскими, лежать на различных массажных ковриках, самомассаж)

     Оздоровительная разминка может быть заменена игровыми упражнениями и подвижными играми с ходьбой и бегом (слайд).(«По ровненькой дорожке», «Поезд», «Карусели», «Сделай  фигуру», «Чье звено скорее соберется», «Построй шеренгу, круг, клону» и т.д.)

     (слайд 9 - 10)

 2.     Оздоровительно-развивающая часть:

          •    игровые упражнения и подвижные игры;

•   игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;

•   спортивные игры и игровые упражнения;

•   игровые упражнения, игры-эстафеты;

•   игровые упражнения, хороводные игры.

     (Слайд 11)

 3.     Заключительная часть: (слайд). («Найди игрушку», «Летает – не летает», «Эхо»)

- игры  на расслабление,

- игры на внимание,

- игры малой подвижности.

     (слайд 12) Основным приемом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент, сюжет». Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю, инструктору, который должен создать положительный эмоциональный фон, поднять настроение, заинтересовать детей игрой, чтобы они захотели превратиться в глупых мышат, веселых медвежат. Для этого мы используем музыкальное сопровождение, вводим игровые персонажи, используем художественное слово и др.

     Наверно все сталкивались с тем, когда физкультурное занятие заканчивается, а детям еще хочется поиграть в любимую игру, взять скакалку и попрыгать, придумать забавные упражнения с обручем, полежать в сухом бассейне и т.д.   Но график работы физкультурного зала сделать нам это не позволяет. Так вот для того чтобы дать детям возможность в конце концов наиграться в проведение динамического часа для детей среднего и старшего возраста мы вводим «минутки» двигательного творчества.

     (слайд 13) То есть – это время, когда дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь,  партнера и т.д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство.

     (слайд 14) Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.

     Все это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.

(слайд 15) Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние детей.

Поэтому длительность таких мероприятий должна соответствовать возрасту детей, здоровью и физическому развитию. САНПИНУ

Длительность:

2-я младшая группа – 15 мин.

средняя группа – 20 мин.

старшая группа – 25 мин.

подготовительная группа – 30 мин.

    Именно такая форма повышения двигательная активность детей,  в нашем детском саду разработана совсем недавно. В графике работы спортивного зала мы выделили время проведения динамических часов, которые в основном проводятся во вторую половину дня. Почему именно в спортивном зале?  

    (слайд 16) Потому что именно здесь есть достаточное место для движений; оптимальное количество, и разнообразие спортивного инвентаря и различных пособий. Но в зависимости от времени года, погодных условий они могут проводиться и на улице, кроме этого начали оформлять картотеку динамических часов.

     (слайд 17) Таким образом, динамические часы можно проводить в форме подвижных игр и эстафет, игровых заданий, минут двигательного творчества, народных игр, упражнений на тренажерах, ритмической гимнастики, спортивных секций и т.д.

    Самое главное, что внедрение  динамического часа дает возможность, без увеличения нагрузки дать детям насыщенную разнообразными возможностями двигательную деятельность, что позволяет реализовать главную их потребность - потребность в движении.

    (слайд 18)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Физкультурные праздники и развлечения, как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы»

В системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения существуют разные формы организации активного отдыха дошкольников. Физкультурные праздники являются особой эффективной формой актив...

Физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно – оздоровительной работы

Изучая вопрос физкультурных занятий на воздухе как эффективной формы физкультурно – оздоровительной работы, мы выделили ряд проблем возникших в воспитании детей....

СООБЩЕНИЕ "Физкультурные минутки как одна из форм физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками" из опыта работы Бралиевой Яны Тулегеновны

Физкультурные минутки  проводятся на занятиях как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой. Перерыв в работе необходим д...

Консультация для воспитателей "Физкультурное занятие - одна из форм физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ"

Ознакомление воспитателей со структурой и формой физкультурного занятий является одной из важных задач, которую инструктор по физической культуре должен выполнять на протяжении всей своей трудовой дея...

Консультация для педагогов «Игровые физкультурные занятия на воздухе как эффективная форма физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ»

Одной из важнейших проблем в настоящее время является недостаточная активность детей, как следствие повышения образовательной нагрузки, пристрастие к компьютерным играм, негативное отношение к физичес...

Выступление на педсовете "Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы"

Выступление на педсовете "Из опыта работы "Формирование навыков здорового образа жизни у младших дошкольников через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы"...