Статья
статья по физкультуре по теме

Семенькова  Оксана Владимировна

"Подвижная игра как средство развития двигательных навыков и повышения двигательной активности дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.53 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел по образованию администрации

города Заринска Алтайского края

Семенькова О.В., инструктор по физической культуре

Муниципального бюджетного дошкольного

 образовательного учреждения детского сада

 общеразвивающего вида №14 «Родничок» города Заринска.

Подвижная игра как средство развития двигательной активности

и двигательных навыков детей дошкольного возраста.

«Подвижная игра является упражнением,

посредством которого ребёнок готовится к жизни.

Увлекательное содержание, эмоциональная

насыщенность игры побуждают ребёнка к

определенным умственным и физическим усилиям».

П.Ф.Лесгафт.

         Вырастить здорового ребёнка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребёнок получил при рождении, создать и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребёнка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.

          Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны, определенная в Программе развития физической культуры и спорта Российской Федерации до 2019 года. В Федеральных Государственных требованиях от 23.11.2009 года №655 к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены образовательные области «Физическая культура» и  «Здоровье» направленные на достижение цели охраны здоровья, формирования  двигательных навыков и развития физических качеств.    

          В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого- то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба – для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье – для преодоления препятствий, метание – для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существования человека – выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости – человек двигался на пределе своих возможностей.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствует постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Физиологи считают движение врожденной, жизненно необходимой потребностью человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

          Гигиенисты и врачи утверждают: без движения ребёнок не может вырасти здоровым. Движение – это предупреждение разных болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно – сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение – это и эффективнейшее лечебное средство. Врач и педагог В.В. Гориневский в результате глубоких медицинских исследований пришёл к выводу, что недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность, тормозит общее развитие, делает детей безразличными к окружающему.

         В настоящее время дети в большинстве своём испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.

          Дошкольный возраст дает прекрасные возможности для развития двигательной активности и двигательных навыков детей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть уровень здоровья детей, их физическое и общее развитие. Следует подчеркнуть, что именно, в первые годы жизни дети обладают высокой пластичностью всех сторон жизнедеятельности, это время наивысших и широчайших возможностей. Это самый благоприятный период, когда в ребёнке накапливается двигательный опыт. По мнению психологов, маленький ребёнок – деятель! И деятельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребёнку приходят через движения, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений – один из показателей правильного нервно-психического развития детей.

Все известные педагоги с древности и до наших дней отмечают: движения – важное средство физического развития детей.

Движения – первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребёнка, а у более, старших детей – форма проявления этих важных человеческих качеств.

          Немаловажная роль в реализации физического развития детей принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию двигательной активности и двигательных навыков воспитанников. Повышение двигательной активности и развитие двигательных навыков у детей считается актуальной задачей на сегодняшний день, и каждый педагог должен найти пути её решения.

          Решение проблемы – создание совокупности социально-педагогических условий, обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное, физическое и личностное развитие ребёнка. Наиболее ценным для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей.

Многие исследователи (В.Г. Барабаш, Т.И. Осокина, Э.Я. Степаненкова) констатируют тот факт, что подвижная игра является средством гармоничного развития и воспитания ребёнка, управления собственным поведением, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния.

Подвижная игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка. Разнообразные движения и действия детей во время игры эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Во время подвижных игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.). Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребёнка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков и повышении двигательной активности.

Поэтому было принято решение широко использовать возможности подвижных игр в формировании у детей двигательных навыков и повышения двигательной активности.

В первую очередь были изучены работы современных педагогов: В.А. Шишкиной, Е.В. Хрущева, М.А. Руновой, Е.Н. Вавиловой, М.Х. Спаевой, С.Д. Полякова. Изучение литературы показало, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации двигательной активности детей в детском саду через проведение подвижных игр и игровых упражнений. Анализ методической литературы и опыта работы, показывает, что ученые и практики обращали большое внимание на развитие двигательной активности, физических качеств, двигательных навыков дошкольников.

После изучения методического материала поставили следующие задачи:

  • Оздоровительные задачи: удовлетворить потребность детей в движении, совершенствовать системы и функции организма, сохранять и укреплять здоровье дошкольников.
  • Образовательные задачи: способствовать овладению детьми объема знаний и умений,  формировать двигательные навыки и определенные физические качества.
  • Воспитательные задачи: развить умственные, духовные и физические способности детей в полном объёме.

Определены следующие принципы работы:

  1. ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ – суть принципа раскрывается в чередовании нагрузки и отдыха, во взаимосвязи между различными сторонами содержания подвижной игры.
  2. ПРИНЦИП РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ – при обучении подвижным играм следует учитывать «зону ближайшего развития», т.е. предлагаемые игры должны опережать имеющийся у детей в данный момент уровень умений и навыков.
  3. ПРИНЦИП ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ – в процессе обучения подвижной игре обязательно решаются воспитательные задачи: воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств.
  4. ПРИНЦИП СОЗНАТЕЛЬНОСТИ – основополагающий принцип обучения подвижным играм. Он предполагает понимание ребёнком сути того или иного движения, которое он производит, и подчинение правилам.
  5. ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ – суть принципа заключается в создании у ребёнка с помощью различных органов чувств представления о движении. В зависимости от того, какой анализатор является ведущим в регулировании движения, можно говорить о зрительной, слуховой, тактильно – мышечной наглядности.
  6. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ – этот принцип обязывает учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Решение поставленных задач начали с оснащения предметно – развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. Созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей и совершенствования двигательных навыков через проведение подвижных игр. Во всех возрастных группах оборудованы спортивные уголки, в которых представлено разнообразное оборудование, пособия, изготовленные своими руками, повышающие интерес детей к организованной и самостоятельной двигательной активности. Все оборудование размещено так, что оно доступно для детей. На территории детского сада имеется спортивно – игровое оборудование. В детском саду имеется спортивный зал, оснащенный современным спортивным инвентарем. Созданная предметно-развивающая среда способствует эффективному проведению различных подвижных игр.  

 Перед  началом работы были рассмотрены теоретические вопросы и методики игровой деятельности детей дошкольников. Подобраны, классифицированы и адаптированы игры, игровые упражнения и стихотворения с целью организации деятельности по повышению двигательной деятельности и совершенствования двигательных навыков детей.

 Существуют следующие классификации подвижных игр: по сложности; по двигательному содержанию; по степени физической нагрузки; по преимущественному формированию физических качеств.

По сложности подвижные игры классифицируются следующим образом:

  • Сюжетные («Волк во рву», «Лиса в курятнике», «Бездомный заяц», «Птички и кошка», «Караси и щука» и др.) имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила, игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающем мире.
  • Бессюжетные («Ловишки», «Салки», «Сделай фигуру», «Бегите ко мне», «Затейники» и др.) содержат интересные для детей двигательные игровые задания, ведущие к достижению понятной им цели. Такие игры очень близки к сюжетным, в них  нет образов, которым дети подражают.
  • Игровые упражнения («Канатоходец», «Подлезь под верёвочку», «Через ручеёк» и др.), где  отсутствуют игровые действия группы детей. Каждый ребёнок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит только от него.
  • Хороводные игры («Зайка беленький сидит», «Колпачок», «Ровным кругом», «Пузырь» и др.), проходят под песню или стихотворение, что придает специфический оттенок движениям.
  • Игры-аттракционы часто используются на физкультурных праздниках, досугах. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях, и часто включают элемент соревнований.
  • Игры – забавы для маленьких детей («Ладушки», «Коза рогатая») побуждают детей к двигательной активности.

 По двигательному содержанию игры классифицируются  на игры с ходьбой, бегом, лазанием, прыжками, метанием. В таких играх развиваются основные физические качества ребёнка, такие как сила, быстрота, выносливость, и совершенствуются разнообразнейшие двигательные навыки.

          По степени физической нагрузки подвижные игры бывают:

  • большой подвижности – где одновременно участвует вся группа детей; построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.
  • средней подвижности – где активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движения выполняются подгруппами.
  • малой подвижности – где движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание).

Для обучения и проведения подвижных игр, используем следующие методы и приёмы.

 

Методы обучения

Приёмы как части метода, дополняющие и конкретизирующие его

Цель

Наглядный метод

1.Наглядно - зрительные приёмы:

  • показ движений;
  • использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии);
  • имитация (подражание);
  • зрительные ориентиры (разметка поля, предметы).

2. Наглядно – слуховые приёмы:

  • музыка, песни.

3.  Тактильно – мышечные приёмы:

  • непосредственная помощь инструктора.

Создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении.  Обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребёнка.

Словесный метод

  1. Объяснения;
  2. Пояснения;
  3. Указания;
  4. Подача команд, распоряжений, сигналов;
  5. Вопросы к детям;
  6. Образный сюжетный рассказ;
  7. Беседа;
  8. Словесная инструкция.

 Помогать детям, осмысленно поставить двигательную задачу; раскрыть содержание и структуру  игры.

Практический метод

  1. Повторение игр без изменений и с изменениями.

Закреплять на практике знания, умения и навыки в подвижных играх.

В игре создаются благоприятные условия для формирования двигательных навыков и повышения двигательной активности. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно  повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения.

          В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном возрастном этапе игра выступает как важное средство обучения. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. В младшем дошкольном возрасте подвижные игры используются во всех частях физкультурного занятия. Организуются элементарные по содержанию и правилам сюжетные и бессюжетные подвижные игры, в которых все дети выполняют однородные роли или двигательные задания при непосредственном участии инструктора по физической культуре (все дети – птицы, инструктор – птица – мама). В играх типа «Кот и мыши» главную роль играет инструктор. Постепенно дети переходят к выполнению индивидуальных ролей (все дети – птицы, один или два ребёнка – автомобили). Количество ролей в играх незначительно. Правила просты и носят подсказывающий характер, они связаны с сюжетом, вытекают из содержания игры. Выполнение правил сводится к действиям по сигналу. На один сигнал дети выбегают из домика, на другой – возвращаются на свои места. Подвижные игры часто сопровождаются словами – стихами, речитативом, которые раскрывают содержание игры и её правила, объясняют какое движение и как надо выполнять; служат сигналами для начала и окончания игры; подсказывают ритм и темп. Итог игры  оптимистичный, конкретный, короткий. Малышей обязательно хвалят.

          Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений становится все более произвольным, преднамеренным. У детей проявляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед детьми ставятся более сложные задачи – овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов. В среднем дошкольном возрасте подвижные игры и игровые упражнения используются также во всех частях физкультурного занятия, но чаще в основной и заключительной частях. Появляются игры с простейшим соревнованием, как индивидуальным («Кто скорее принесет игрушку», «Кольцеброс», «Не пропусти мяч», «Достань до предмета»), так и коллективным («Самолёты», «Чьё звено быстрее»), простые игры - аттракционы. В начале, инструктор по физической культуре выполняет главную роль сам, а затем передает её детям. Итог игры короткий: надо отметить детей, которые проявили ловкость, быстроту, и похвалить всех детей.

          В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все ещё тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение подвижных игр на разных этапах обучения старших дошкольников. Возросшие возможности организма и требования к качеству движений накладывают отпечаток на содержание и характер игр старших дошкольников. Все чаще встречаются игры, требующие напряжения внимания и проявления физических и морально-волевых качеств. Дети начинают заботиться об общекомандном результате, проявлять доброжелательное отношение друг к другу. В старшем дошкольном возрасте подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Используются игры - эстафеты. Количество ролей увеличивается, роли распределяются между всеми детьми. Инструктор по физической культуре руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Но иногда инструктор участвует в игре. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, поощряет детей, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Отмечать тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила. Называть тех, кто нарушил правила. К обсуждению игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

Подвижная игра используется на каждом физкультурном занятии в основной части. Учитывая, что систематически организуемые подвижные игры оказывают положительное влияние на динамику физического развития дошкольников, в 2010 году был разработан план проведения физкультурных занятий с увеличением количества подвижных игр в каждой возрастной группе.

В младшем дошкольном возрасте все занятия проводятся в игровой форме с использованием подвижных игр и игровых упражнений во всех частях физкультурного занятия.

В среднем и старшем дошкольном возрасте при обучении основным видам движений и общеразвивающих упражнений в вводной и основной частях физкультурного занятия дети осваивают определенные двигательные навыки и умения, которые затем совершенствуются в подвижных играх. Поэтому подбираются подвижные игры с чередованием основных движений на занятиях по физической культуре. Еженедельно планируется 6-7 подвижных игр, из которых 3-4 повторяются 2-3 раза. На каждую неделю планируется разучивание новой игры. В основном, планируются знакомые игры для того, чтобы повторение способствовало закреплению двигательных навыков.

Также во всех возрастных группах используем такой вариант проведения физкультурного занятия, как занятие, построенное на подвижных играх, которое целесообразно использовать для закрепления движений в новых условиях, для обеспечения положительных эмоций. Вводная часть такого занятия может быть короткой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой или средней подвижности. В основную часть включаются игры высокой подвижности, совершенствующие двигательные навыки и повышающие двигательную активность дошкольников. Заключительная часть такого занятия должна обеспечить снижение нагрузки.

В младших группах детского сада занятия такого вида планируется 3-4 раза в неделю.

В средних группах занятия, построенные на подвижных играх, планируется 2-3 раза в неделю, а в старших и подготовительных – 1-2 раза в неделю.

Также подвижные игры активно используем на всех спортивных мероприятиях: праздниках, развлечениях и физкультурных досугах.

 

В сотрудничестве с родителями стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к физическому воспитанию детей, а становятся активными союзниками и помощниками инструктора по физической культуре и воспитателей. Одной из интересных форм является привлечение родителей для участия в спортивных соревнованиях («Мама, папа, я – дружная семья», «Мамочка и я – спортивные друзья»). Также мамы и папы привлекаются к работе над изготовлением нетрадиционного оборудования. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают спортивные телепередачи, посещают соревнования, спортивные секции. Для проведения эффективной работы по физическому развитию детей в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций, бесед, в виде наглядно представленной информации (оформлены «Уголки здоровья»). Проводим дни открытых дверей, родительские собрания, выставки совместных работ, рисунков детей и взрослых по данной тематики, изготавливаем буклеты, памятки.  Все это способствует расширению кругозора, обогащению внутреннего мира, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Итоги наблюдений за детьми позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы:

  • у большинства детей успешнее происходит формирование двигательных навыков и умений;
  • дети с удовольствием выполняют двигательные задания, проявляют самостоятельность и инициативу;
  • пассивные, быстро устающие дети стали проявлять интерес к различным движениям, стали более инициативными, подвижными, активными;
  • дети с высокой подвижностью, отличающиеся неуравновешенным поведением и чаще других попадающие в конфликтные ситуации, стали более дисциплинированы,  научились адекватно проявлять эмоции, подчиняться правилам игры;
  • по данным диагностики выпускников дошкольного учреждения за период с 2010 по 2013 годы высокий уровень общей физической подготовленности увеличился с 52,2% до 65,2% и с 65,2% до 75%, а уровень ниже среднего уменьшился с 2,8%  до 1,8% и с 1,8% до 0,5%.

УРОВНИ

2010 – 2011 уч.г.

2011 -2012 уч.г.

2012-2013 уч.г.

Высокий

52,2%

65,2%

75%

Средний

35,5%

33%

24,5%

Ниже среднего

2,8%

1,8%

0,5%

   По окончании детского сада, выпускники продолжают заниматься в спортивных секциях дополнительного образования. Многие дети посещают спортивную школу,  кружки спортивного танца. Выступают на школьных и городских соревнованиях и занимают призовые места.

           Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития  двигательной активности и двигательных навыков детей посредством проведения подвижных игр достиг значительного подъёма и соответствует поставленным  задачам.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по развитию двигательной активности и двигательных навыков детей через подвижную игру;  ознакомлении с опытом работы других педагогов – практиков. Будем продолжать работу по подготовке картотек по подвижным играм и атрибутов к ним для всех возрастных групп дошкольного учреждения.  

 Список используемой литературы.

  1. Рунова М.А., «Двигательная активность детей в детском саду»,  Москва, «Мозаика-Синтез», 2004 год.
  2. Мирская Н.Б., «Целебная сила движений», Москва, Чистые пруды, 2006 год.
  3. Конева Е.В. «Детские подвижные игры», издательство «Феникс», 2006 год.
  4. Шишкина В.А., «Движение», Москва, «Просвещение», 1992 год.
  5. Панкина Т.В., «Здоровье ребёнка в ваших руках», Воспитатель ДОУ №7, 2008 год.
  6. Коротков И.М., «Подвижные игры для детей», Москва, 1978 год.
  7. Пензулаева Л.И., «Физкультурные занятия в детском саду», Мозаика – Синтез, Москва 2010 год.
  8. Кожухова Н.Н., «Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях», Издательский центр «Академия», 2002 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...