рабочая программа по физическому развитию детей от2-х до 7 лет
рабочая программа по физкультуре (младшая группа) на тему

Копырина Ольга Ивановна

Рабочая программа – это учебно-методический документ, характеризующий систему организации     образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста..

       Основанием для разработки служит – устав МБДОУ № 72, Основная образовательная программа  дошкольного образования, Федеральные государственные требования к структуре основной  образовательной программы дошкольного образования, Федеральные государственные требования к условиям основной образовательной программы дошкольного образования, СанПин.

         Рабочая программа разработана  с учетом рекомендаций авторов «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /под редакцией Т.И.Бабаевой и «Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»/под редакцией Е.А. Вераксы.

Основанием для разработки Рабочей программы служит информация о социальном заказе родителей на физическое развитие детей в соответствии с Федеральными государственными

требованиями к основной образовательной программы дошкольного образования.

            Результатом опроса родителей является желание развить в детях физические качества.

           Рабочая программа разрабатывается с учетом возможностей образовательного учреждения, педагогических условий. Предусмотрено удовлетворение социального заказа по физкультурно-

оздоровительной направленности в формах, определённых Законом Российской Федерации «Об образовании».

          В Рабочей программе максимально учитываются возрастные и индивидуальные особенности

воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizo_2013-14.doc439 КБ

Предварительный просмотр:

Орган местного самоуправления «Управление образования города Каменска-Уральского»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

Детский сад № 72

Рабочая программа

по физическому развитию детей 2 – 7 лет

Копыриной О.И.

        

Каменск-Уральский 2013

Содержание:

I. Обязательная часть программы.

1. Пояснительная записка:

                 1.1. возрастные, индивидуальные особенности контингента детей 2-7 лет жизни;

    1.2. приоритетные направления деятельности с детьми 2-7 года жизни по                  

           реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

    1.3. цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной   общеобразовательной программы дошкольного образования с детьми 2-7 лет;

    1.4. особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные,   демографические, климатические и другие) с детьми 5-7 лет;

                1.5. принципы и подходы к организации образовательного процесса с детьми 2-7 лет;

2. Содержание образовательной области «Физическая культура»;

3. Содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

4. Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения детьми 2-7 лет основной      

    общеобразовательной программы дошкольного образования;

5.  Система мониторинга достижений детьми итоговых и промежуточных планируемых      

    результатов основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

II. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса.

1. Специфика воспитательно-образовательного процесса Детского сада №72.

1.1. Особенности оздоровления детей в детском саду.

1.2.  Особенности физического развития детей (цели, задачи, условия и средства реализации). В детском саду.

1.3. Программно-методическое обеспечение реализации части рабочей программы, формируемой участниками образовательного процесса.

2. Специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

1. Пояснительная записка

 

          Рабочая программа – это учебно-методический документ, характеризующий систему организации     образовательной деятельности педагога.

       Основанием для разработки служит – устав МБДОУ № 72, Основная образовательная программа  дошкольного образования, Федеральные государственные требования к структуре основной  образовательной программы дошкольного образования, Федеральные государственные требования к условиям основной образовательной программы дошкольного образования, изменения в СанПин.

         Рабочая программа разрабатывается с учетом рекомендаций авторов «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» /под редакцией Т.И.Бабаевой и «Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»/под редакцией Е.А. Вераксы.

Основанием для разработки Рабочей программы служит информация о социальном заказе

родителей на физическое развитие детей в соответствии с Федеральными государственными

требованиями к основной образовательной программы дошкольного образования.

            Результатом опроса родителей является желание развить в детях физические качества.

           Рабочая программа разрабатывается с учетом возможностей образовательного учреждения,

педагогических условий. Предусмотрено удовлетворение социального заказа по физкультурно-

оздоровительной направленности в формах, определённых Законом Российской Федерации «Об образовании». 

          В Рабочей программе максимально учитываются возрастные и индивидуальные особенности

воспитанников.

Воспитание и обучение производится на русском языке.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении:

      В организации  образовательного  процесса  учитываются  возрастные  характеристики  физической сферы  детей 3-7 лет, определенные  авторами  примерной  основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство»  под редакцией Т.И.Бабаевой для детей 3-7 лет и возрастные характеристики физической сферы детей 2-3 лет, определенные авторами примерной  основной общеобразовательной программы дошкольного  образования «От рождения до школы» под ред. Е.А. Вераксы.

Индивидуальная характеристика детей ДОУ с 2-7 лет:

  1. Количество детей в группах с 2 до 7 лет – 85 человек

В первой младшей группе – 17 детей

Из них девочек – 9 (53%)

Мальчиков – 8 (47%)

в общеобразовательных группах 51человек

из них:

девочек – 55- 46%

мальчиков – 64 – 54%

часто болеющие – 1

с диагнозом:

 ММД- 2 человека

Заболевания сердца- 6 человек

Эпилепсия- 2 человек

Пирамидальная недостаточность- 1 человек

Анемия-1 человек

Атопический дерматит- 2 человека

Астигматизм -2 человек

Синдром навязчивых движений -1 человек

Хронический тонзиллит- 1 человек

Гиперемия миндалин-3 человека

Энтероколит-1 человек

Пилонефрит-1 человек

ДЖРП-1 человек

Аденоиды-1 человек

в оздоровительной группе 17 человек

из них:

Атопический дерматит- 1 человек

НРП-1 человек

ДЦП-1 человек

Косоглазие-1 человек

Заболевания почек – 1

1.2.  Приоритетное направление 

Укреплять физическое и психическое здоровье детей, развивать двигательную активность, воспитывать гигиеническую культуру, приобщать к ценностям ЗОЖ.

Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования.

Осуществляется за счет:

- реализации физического направления развития детей программы «Детство»

-  обогащения предметно-развивающей среды спортивного зала и спортивной площадки;

-  реализации составительской программы «Здоровье»

-  реализации составительской программы по обучению плаванию «Веселый дельфин»

1.3. Цель:

Формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

              Задачи:

- Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

 -Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом      

       совершенствовании.

- Обучение детей дошкольного возраста плаванию.

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные,    

      демографические, климатические и др)

Образовательный процесс строится  на основании ФГТ, СанПин, методических рекомендаций и прочих нормативно-методических документов, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка

Часть рабочей программы, формируемая участниками образовательного процесса, отражает:

       

Приоритетное направление                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                   

     

1.5.Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка..

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач. 

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих:

1) совместную деятельность взрослого и детей,

2) самостоятельную деятельность детей.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

2. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

«Физическая культура»

Цель:

формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие.

 Задачи:

- развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации)

- накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

Виды интеграции образовательной области ″Физическая культура″

По задачам и содержанию

психолого-педагогической работы

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Здоровье» - в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья.

«Социализация» - приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности.

«Труд» - накопление двигательного опыта, овладение навыками ухода за физкультурным инвентарём и спортивной одеждой.

«Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение.

 «Познание» - в части двигательной активности как способа усвоения ребёнком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности, формирования элементарных математических представлений (ориентировка в пространстве, временные, количественные отношения и т. д.).

«Музыка» - развитие музыкально-ритмической деятельности, выразительности движений, двигательного творчества  на основе физических качеств и основных движений детей.

«Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество» - использование художественных произведений, музыкально-ритмической и продуктивной деятельности с целью  развития представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики.

 

Задачи физического развития  в разных возрастных группах.

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Развитие физических качеств, накопление

и обогащение двигательного опыта

1.Формировать умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными , свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указаниями педагога.

2.Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

3.Развивать движения

в ходе обучения разнообразным формам двигательной активности.

4.Закреплять навыки ползания, лазанья, разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать).

5.Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

6.Формирование

потребности в

двигательной  

активности и

физическом

совершенствование

  1. Содействовать гармоничному физическому развитию детей.
  2. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта: выполнению основных движений, общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.
  3. Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.
  4. Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.
  5. Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1.содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:

-  уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений

-  соблюдению и контролю правил в подвижных играх;

-  самостоятельному проведению подвижных игр и упражнении

-  умению ориентироваться в пространстве;

-  восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;

-  развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

3. Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.

4.Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей

2.акапливать и обогащать двигательный опыт детей

3.развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость

4.формировать осознанную потребность в двигательной активности детей и физическом совершенствовании

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей

2.акапливать и обогащать двигательный опыт детей

3.развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость

4.формировать осознанную

потребность в двигательной активности детей и физическом совершенствовании.

Система физкультурно-оздоровительной работы в МБДОУ

Основные методы и приемы

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие

с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Утренняя гимнастика

Физкультминутки

Игровые моменты

Организованные образовательные ситуации

Занятия

Подвижные игры

Физкультурные досуги

(праздники, развлечения)

Дни здоровья

Двигательные паузы между занятиями

Туристические походы

Длительные прогулки за территорию детского сада

Спортивные упражнения

Элементы спортивных игр

Физические упражнения на прогулке

Подвижные игры

Спортивные упражнения

Элементы спортивных игр

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Экскурсии

Походы

Физкультурные праздники, развлечения

Расписание непосредственно образовательной деятельности детей 2-7 лет (2013-14 у.г)

День

недели

Время

 Группа детей

Основн.

вид

деятель-

ности

Интеграц.

образова-тельных областей

Формы работы

Понельник

Физкультурные

занятия:

9.00-9.10

9.25-9.40

9.50-10.10

10.20-10.43

10.55-11.25

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подг. группа

Д в и г а т е л ь н а я   д  е я т е л ь н о с т ь

Физическая культура, здоровье, безопасность, коммуникация, социализация, познание.

Подвижные игры с правилами;

Игры малой подвижности;

Игры – забавы;

Игровые упражнения;

Подражательные движения;

Обще развивающие упражнения;

Основные виды движений;

Элементы спортивных игр;

Соревнования, эстафеты;

Ознакомление с правилами и нормами безопасности в двигательной деятельности;

Ознакомление детей с видами спорта;

Наблюдение за способами движения;

Упражнения на развитие мелкой моторики;

Упражнения на развитие крупных мышц;

Гимнастика (корригирующая, дыхательная, расслабляющая, нетрадиционная);

Спортивные досуги;

Спортивные праздники;

Физкультурные развлечения;

Пешеходная прогулка;

Элементарный туризм;

        Вторник

Плавание:

11.10-11.25

11.30-11.45

1 младшая группа

2 младшая группа

среда

Плавание:

11.10-11.30

11.35-11.57

12.00-12.30

Средняя группа

Старшая группа

Подгот.  группа

                                         Четверг

Плавание:

11.35-11.57

12.00-12.30

Старшая группа

Подгот. группа

    Пятница

Физкультурные

занятия (улица):

с 10.45 до 12.30

1 младшая группа

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

группа

Расписание утренней гимнастики детей 3-7 лет (2013-14 у.г)

День

недели

Время

 Группа детей

Основн. Вид деятель-

ности

Интеграц.

Образова-тельных областей

Формы работы

Все дни недели

Физкультурный  зал

       

8.00 - 8.10

8.15-8.25

2 младшая,

средняя группы

старшая,

подготовительная группы

Д в и г а т е л ь н а я   д  е я т е л ь н о с т ь

Физическая культура, здоровье, безопасность, коммуникация, социализация, познание.

Обще развивающие упражнения;

Игровые упражнения;

Подражательные движения;

Ознакомление с правилами и

нормами безопасности в

двигательной деятельности;

Наблюдение за способами

движения;

Упражнения на развитие мелкой моторики;

Упражнения на развитие

крупных мышц;

Гимнастика (корригирующая, дыхательная, расслабляющая, нетрадиционная);

           Улица

       

8.00 - 8.10

8.15-8.25

2 младшая,

средняя группы

старшая,

подготовительная группы

 

  Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы

Блоки физкультурно-оздоровительной работы

Содержание физкультурно-оздоровительной работы

Создание условий двигательной активности

-гибкий режим

-занятия по подгруппам

-оснащение (спортинвентарем, оборудованием, наличие спортзала,

бассейна, спортивных уголков в группах)

-индивидуальный режим пробуждения после сна

Система двигательной активности + система психологической помощи

-утренняя гимнастика

-прием детей на улице в теплое время года

-физкультурные занятия

-двигательная активность на прогулке

-физкультура на улице

-подвижные игры

-физкультурные минутки на занятиях

-гимнастика после дневного сна

-физкультурные досуги, забавы, игры

-спортивно-ритмическая гимнастика

-игры, хороводы, игровые упражнения

- оценка эмоционального настроения группы с последующей

коррекцией плана работы

-психогимнастика

Система

закаливания

В повседневной

жизни

-прием детей на воздухе в теплое время года

-утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика,

ОРУ, игры)

-облегченная форма одежды

-ходьба босиком по спальне до и после сна

-сон с доступом свежего воздуха

-контрастные воздушные ванны (перебежки)

-солнечные ванны (в летнее время)

-обширное умывание

Специально организованная

-полоскание рта

-кислородные коктейли

-«С»-витаминизация пищи

Организация рационально питания

-организация второго завтрака (фрукты, соки)

-введение овощей и фруктов в обед и полдник

-питьевой режим

Диагностика уровня физического развития, состояния здоровья, физической подготовленности

- диагностика физического развития

-диспансеризация детей детской поликлиникой

- диагностика физической подготовленности

- диагностика развития ребенка

   

Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Направления и мероприятия

Возрастная группа

Продолжительность

(мин)

Организация двигательного режима

Утренняя гимнастика

Все

5-10

Физкультурные занятия

Все

10-30

Двигательная разминка

Все

3-5

Подвижные игры, физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная активность детей

Все

Не менее 3 часов

Физкультурные праздники

Все

25-45

Походы, экскурсии

Старшая и подготовительная группы

60-120

Индивидуальная работа по развитию движений детей

Все

12-15

Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Закаливающие мероприятия:

-оздоровительный бег

-ходьба босиком

-дыхательная гимнастика  после сна, на физ.занятиях и пятиминутках во время занятий

-упражнение для укрепления стоп и мышц спины

-спортивные игры на воздухе

Все

Все

Все

Все

Все

Все

5-7

5

10-20

Коррекционная работа

Работа по профилактике плоскостопия

Все

От 10 мин

Упражнения по формированию правильной осанки

Все

3-5

  Система закаливающих мероприятий

Характер действия

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух

(температурное воздействие на

организм)

Утренняя гимнастика

Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде.

Гимнастика в трусах и

майках, хождение босиком

Медицинский

отвод по болезни

Прогулка

Прогулки на свежем воздухе

 в любую погоду в одежде по сезону

Солнце (общее температурное воздействие на организм)

Прогулка

Солнечные ванны

Световоздушные

ванны

Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня)

Проведение солнечных ванн в

облачные дни

Использование отраженных лучей (в тени)

Изменение площади открытой кожи подбором одежды

Изменение продолжительности

процедуры

Лихорадочные

состояния, последствия

глубокой недоношенности, хронические

заболевания,

температура воздуха свыше 300С

Связь с другими образовательными областями

«Здоровье»

В части решения общей задачи по охране жизни и укреплению физического и психического здоровья

«Социализация»

Приобщение к ценностям физической культуры; формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в совместной двигательной активности

«Труд»

Накопление опыта двигательной активности

«Познание»

В части двигательной активности как способа усвоения ребенком предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным составом различных видов детской деятельности

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение

«Чтение

художественной

литературы»

Развитие представлений и воображения для освоения двигательных эталонов в творческой форме, моторики для успешного освоения указанных областей

Развитие музыкально-ритмической деятельности на основе основных движений и физических качеств

«Художественное творчество»

«Музыка»

Программное обеспечение

Перечень программ, технологий и методик

«Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Т.И.Бабаевой СПб Детство-Пресс 2011г.

Социальная технология научно-практической школы им. Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» авторы-составители: Антонов Ю.Е. и др. – М.: АРКТИ, 2001г.

«Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Л.А. Глазырина, В.А. Овсянкин М.: ВЛАДОС, 1999г.

«Физкультурные занятия в детском саду. Творческая школа для дошколят» Н.Н. Ермак Ростов н/Д Феникс, 2003.

«Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников» Л.Л. Соколова СПб Детство-Пресс 2012г.

Образовательная область «Физическая культура». Методический комплект программы «Детство» Т.С. Грядкина, СПб Детство-Пресс 2012г.

«Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников»Н.Б. Муллаева, СПб Детство-Пресс 2010г.

«Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет» К.К. Утробина, М ГНОМ и Д 2005г.

«Физкультура для малышей» Е.А. Синкевич, Т.В. Большева, СПб Детство-Пресс 2002г.

«Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований» /под огбщей редакцией Н.В. Микляевой, М.: УЦ «Перспектива», 2011г.

«Физкультура – это радость!» Л.Н. Сивачева, СПб Детство-Пресс 2002г.

«Мир движений мальчиков и девочек» С.О. Филиппова СПб Детство-Пресс 2001г.

«Воспитание двигательной культуры дошкольников» Л.Н. Волошина М, АРКТИ 2005г.

«Спортивные праздники и развлечения» В.Я. Лысова М, АРКТИ 2001г.

«Подвижные игры и игровые упражнения» М.Ф. Литвинова, М, ЛИНКА-ПРЕСС 2005г.

«Физическое развитие детей 2 – 7 лет автор – составитель Е.И. Подольская, В Учитель 2009г.

«Контроль физического состояния детей дошкольного возраста» Т.А. Тарасова, М ТЦ Сфера 2006г.

«Веселая физическая для детей и их родителей» О.Б. Казина, Ярославль Академия развития, Академия Холдинг, 2005г.

«Здоровьесберегающая система ДОУ» М.А. Павлова и др., Волгоград, Учитель, 2008г.

«Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» И.М. Воротилкина, М, НЦ ЭНАС, 2004г.

«Физическая культура – дошкольникам» Л.А. Глазырина,  М.: ВЛАДОС, 1999г.

«Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях» Н.Н. Кожухова и др. М., АКАДЕМА 2002г.

3. Содержание коррекционной работы

Система комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

Основными направлениями комплексного сопровождения детей в детском саду являются:

оказание помощи в решении проблем:

  • формирования здорового образа жизни;
  • личностных проблем развития ребенка;
  • выбора образовательного маршрута;
  • преодоления затруднений в обучении; разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения;
  • гигиеническое нормирование нагрузок;
  • обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
  • организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов.

Цикл организации индивидуального сопровождения ребенка:

  • Индивидуальное сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: индивидуальное сопровождение детей;
  • системное сопровождение, направленное на профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Основные этапы индивидуального сопровождения:

  • сбор информации о ребенке;
  • анализ полученной информации;
  • совместная выработка рекомендаций;
  • консультирование всех участников сопровождения;
  • решение проблем;
  • анализ выполненных рекомендаций;
  • дальнейший анализ развития ребенка.

      Первые два этапа индивидуального сопровождения проходят все дети учреждения, дальнейшая работа ведется в случае выявления проблем в развитии ребенка или способностей.

      Основные этапы системного сопровождения:

  • диагностический этап;
  • поисковый этап;
  • консультативно-проективный (или договорной) этап;
  • деятельностный этап;
  • рефлексивный этап.

Служба сопровождения начинает работу с ребенком в следующих случаях:

  • выявление проблем в ходе массовой диагностики;
  • обращение родителей за консультациями;
  • обращения педагогов, администрации;
  • обращение специалистов других социальных служб.

Принципы коррекционно-развивающей работы

Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, помня об уникальности и неповторимости, своеобразии каждой личности.

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику, возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка, принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Принцип сотрудничества. Этот принцип позволяет создать атмосферу доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.

Особенности содержания психолого-педагогической работы по освоению детьми групп оздоровительной направленности образовательных областей.

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области

 «Физическая культура»

Цель:

Формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой

Коррекционно- развивающие задачи:

-развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации

-развитие моторной памяти

-накопление и обогащение двигательного опыта

-развитие речи посредством движения

 Виды интеграции ОО «Физическая культура»

По задачам и содержанию психолого-

педагогической

работы

«Здоровье» (в части решения общей задачи по охране жизни и укреплению

физического и психического здоровья)

«Музыка» (развитие музыкально-ритмической деятельности на основе

основных движений и физических качеств)

«Познание» (в части двигательной активности как способа усвоения ребенком

предметных действий, а также как одного из средств овладения операциональным

составом различных видов детской деятельности)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части необходимости двигательной активности и физического совершенствования; игровое общение)

«Социализация» (приобщение к ценностям физической культуры;

формирование первичных представлений о себе, собственных двигательных

возможностях и особенностях; приобщение к элементарным общепринятым

нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

в совместной двигательной активности)

«Труд» (накопление опыта двигательной активности)              

        Формы работы:

Режимные моменты

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная

деятельность

Совместная деятельность с семьей

Формы организации

Индивидуальная

Подгрупповая

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Индивидуальная

Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

Утренняя гимнастика;

Физкультминутки

Подвижные игры

Народные игры

Гимнастика:

-пальчиковая

-дыхательная

-артикуляционная

-кинезиологические упражнения

Занятия

Праздники

Развлечения

Дни здоровья

Экскурсии

Туристические походы

Плавание в бассейне

Спортивные упражнения

Упражнения на фитбол- мячах

Подвижные игры

Народные игры

Спортивные упражнения

Игры- соревнования

Совместные спортивные праздники

Развлечения

Походы

Программное обеспечение

Программы

-«Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Т.И.Бабаевой СПб Детство-Пресс 2010г.

Технологии и

пособия

Щебеко В.Н, Ермак Н.Н. Физическое воспитание дошкольников. М:Академия, 2000

Сивачева Л.Н. Физкультура- это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием.-СПб.:Детство-Пресс,2002

-        Мастюкова Е.М. физическое воспитание детей с ЦП-М.: Просвещение, 1991.-159с.

-        Маханева М.д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников образовательных учреждений- М.: Издательство Аркти, 2000.- 107с.

-        Овчинникова ТС, Потапчук ЛА. Двигательный игротренинг для дошкольников.-СП6.:Речь, 2002.

-        Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет.- М.:Издательство ГНОМ и Д,2009.-128с.

-Трясорукова Т.П. Речедвигательный тренинг: коррекционно-развивающие занятия для детей дошкольного возраста - Ростов н/Д : Феникс, 2010.-93с.

4. Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения детьми 2-7 лет образовательной области «Физическая культура»

Первая младшая группа

  • Умеет ходить и бегать, не наталкиваясь на других детей.
  • Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед и т. д.
  • Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
  • Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее
  • на полу.

Интегративное качество «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеет соответствующими возрасту основными движениями.

Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными

движениями.

Самостоятельно или при небольшой помощи взрослого выполняет доступные возрасту

гигиенические процедуры, владеет доступными возрасту навыками самообслуживания.

Имеет первичные представления о себе как о человеке, знает названия основных частей

тела, их функции.

Вторая младшая группа.

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок гармонично физически развивается, с желанием двигается, его двигательный опыт достаточно многообразен.
  • Интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями.
  • При выполнении упражнений демонстрирует достаточную в соответствии с возрастными возможностями координацию движений, быстро реагирует на сигналы, переключается с одного движения на другое.
  • Уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе; легко находит свое место при совместных построениях и в играх.
  • С большим желанием вступает в общение с другими детьми и с воспитателем при выполнении игровых физических упражнений и в подвижных играх.
  • Проявляет инициативность, с большим удовольствием участвует в подвижных играх, строго соблюдает правила, стремится к выполнению ведущих ролей в игре.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок малоподвижен, его двигательный опыт беден.
  • Неуверенно выполняет большинство упражнений, движения скованные, координация движений низкая (в ходьбе, беге, лазании).
  • Не умеет действовать по указанию воспитателя, согласовывать свои движения с движениями других детей; отстает от общего темпа выполнения упражнений.
  • Не испытывает интереса к физическим упражнениям, действиям с
  • физкультурными пособиями.
  • Не желает вступать в общение с воспитателем и другими детьми для выполнения игровых физических упражнений и участия в подвижных играх, не инициативен, его результаты ниже минимальных.

К концу младшего дошкольного возраста ребенок:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформирована соответствующая возрасту координация движений. Он. проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм. Дошкольник владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыками самообслуживания — умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).

Средняя группа

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок гармонично физически развивается, в двигательной деятельности проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.
  • Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, обще развивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве.
  • Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности.
  • Осуществляет элементарный контроль за действиями сверстников: оценивает их движения, замечает их ошибки, нарушения правил в играх.
  • Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Способен внимательно воспринять показ педагога и далее самостоятельно успешно выполнить физическое упражнение.
  • Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна. Ребенок самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и воспитателем, проявляет инициативность, контролирует и соблюдает правила.
  • Проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создает комбинации из знакомых упражнений, передает образы персонажей в подвижных играх.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья, часто болеет. Его двигательный опыт (объем основных движений) беден.
  • Ребенок допускает существенные ошибки в технике движений. Не соблюдает заданный темп и ритм, действует только в сопровождении показа воспитателя. Затрудняется внимательно воспринять показ педагога, самостоятельно выполнить физическое упражнение.
  • Затрудняется в оценке движений других детей, выделении их ошибок, нарушении правил в играх. Сам нарушает правила в играх, хотя с интересом в них участвует.
  • Движения недостаточно координированы, быстры. Испытывает затруднения при выполнении скоростно-силовых, силовых упражнений и упражнений, требующих проявления выносливости, гибкости. Не всегда уверенно и активно свободно ориентируется в пространстве.
  • Интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями нестойкий. Потребность в двигательной активности выражена слабо.
  • Не проявляет настойчивость для достижения хорошего результата при выполнении физических упражнений. Не переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Самостоятельная двигательная деятельность не разнообразна. Ребенок не всегда самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и воспитателем, редко проявляет творчество, инициативность, не контролирует правила.

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 

Физические возможности детей значительно возросли: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Дети испытывают острую потребность в движении, отличаются высокой возбудимостью. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста.

Ребенок выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; рассказывает о последовательности и необходимости выполнения культурно- гигиенических навыков — одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены. Ребенок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определенных действий.

Старшая группа

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опыт богат (объем освоенных основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений).
  • В двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.
  • В поведении четко выражена потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании. Проявляет высокий, стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений.
  • Уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений.
  • Проявляет необходимый самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру.
  • В самостоятельной двигательной деятельности ребенок с удовольствием общается со сверстниками, проявляя познавательную и деловую активность, эмоциональную отзывчивость.

 Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

  • Ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья. Его двигательный опыт беден (малый объем освоенных основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений).
  • В двигательной деятельности затрудняется проявлять выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. В поведении слабо выражена потребность в двигательной деятельности.
  • Не проявляет интереса к новым физическим упражнениям, избирательности и инициативы при выполнении упражнений.
  • Ребенок неуверенно выполняет упражнения. Не замечает ошибок других детей и собственных. Интересуется простыми подвижными играми, нарушает правила, увлекаясь процессом игры.
  • Слабо контролирует способ выполнения упражнений, не обращает внимания на качество движений. Не может составить несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений.

К концу шестого года жизни ребенок:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Физическое развитие. Ребенок проявляет интерес к физическим упражнениям. Правильно выполняет физические упражнения, проявляет самоконтроль и самооценку. Может самостоятельно придумать и выполнить несложные физические упражнения, стремится к проявлению индивидуальности.

Освоение культурно-гигиенических навыков. Дошкольник самостоятельно выполняет основные культурно-гигиенические процессы (культура еды, умывание, одевание), владеет приемами чистки одежды и обуви с помощью щетки. Самостоятельно замечает, когда нужно вымыть руки или причесаться. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своем самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать.

Подготовительная группа

Итоги освоения содержания образовательной области

Достижения ребенка (Что нас радует)

  • Ребенок гармонично физически развивается, его двигательный опьгг богат.
  • Результативно, уверенно, мягко, выразительно и точно выполняет физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость.
  • Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности: самостоятельно составляет простые варианты из освоенных физических упражнений и игр, через движения передает своеобразие конкретного образа (персонажа, животного), стремится к неповторимости (индивидуальности) в своих движениях.
  • Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознает зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом, стремится к физическому совершенствованию, самостоятельному удовлетворению потребности в двигательной активности за счет имеющегося двигательного опыта.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов

и родителей

  • Ребенок имеет отклонения в состоянии здоровья.
  • В двигательной деятельности затрудняется в проявлении быстроты, ловкости, выносливости, силы и гибкости.
  • Ребенок допускает ошибки в основных элементах сложных физических упражнений. Слабо контролирует выполнение своих движений и движений товарищей, затрудняется в их оценке.
  • Допускает нарушение правил в подвижных и спортивных играх, чаще всего в силу недостаточной физической подготовленности.
  • Не проявляет стойкого интереса к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательности и инициативы при их выполнении.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.

ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА, ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность, необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

5. Мониторинг достижений детьми итоговых и промежуточных планируемых      

    результатов программы.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги  группы, воспитатель  по ФК и фельдшер.

Направления мониторинга:

  • Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной  области «Физическая культура»
  • Уровень развития интегративного качества «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»
  • Уровень развития физических качеств  

Экспресс-диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени ее освоения. В ходе экспресс-диагностики целесообразно установить особенности развития у детей физических качеств, накопленного двигательного опыта (овладения основными движениями), динамику этих показателей в течение года.

ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Физическими (двигательными) качествами называются отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Быстрота

Быстрота — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

В качестве тестового предлагается бег на 30 м. Длина беговой дорожки должна быть на 5—7 м больше, чем длина дистанции. Линия финиша наносится сбоку короткой чертой, а за ней на расстоянии 5—7 м ставится хорошо видимой с линии старта черта- ориентир (флажок на подставке, куб), чтобы избежать замедления

ребенком движения на финише. По команде «На старт, внимание!» поднимается флажок, и по команде «Марш!» ребенок с максимальной скоростью стремится добежать до финиша. После отдыха нужно предложить ребенку еще две попытки. В протокол заносится результат лучшей из трех попыток.

                              Сила

Сила — это способность преодолевать внешнее сопротивление и противодействовать ему посредством мышечного напряжения. Проявление силы обеспечивается в первую очередь силой и концентрацией нервных процессов, регулирующих деятельность мышечного аппарата.

Сила рук измеряется специальным ручным динамометром, сила ног — становым динамометром.

                       Скоростно-силовые качества

Скоростно-силовые возможности плечевого пояса и мышц ног можно измерить по расстоянию, на которое ребенок бросает двумя руками набивной мяч массой 1 кг, и прыгает в длину с места. Это связано с тем, что прыжок и бросок набивного мяча требуют не только значительных мышечных усилий, но и быстроты движений.

Метание набивного мяча массой 1 кг проводится способом из-за головы двумя руками. Ребенок совершает 2—3 броска; фиксируется лучший результат.

Прыжок в длину с места. Для проведения прыжков нужно положить мат и сделать вдоль него разметку. Для повышения активности и интереса детей целесообразно на определенном расстоянии (чуть дальше среднего результата детей группы) разместить три флажка и предложить ребенку прыгнуть до самого дальнего из них. Замеряются результаты от носков ног в начале прыжка до пяток в конце прыжка. Прыжок выполняется три раза, фиксируется лучшая из попыток.

              Ловкость

Ловкость — это способность быстро овладеть новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Развитие ловкости происходит при условии пластичности нервных процессов, способности к ощущению и восприятию собственных движений и окружающей обстановки.  Ловкость можно оценить по результатам бега на дистанцию 10м: она определяется как разница во времени, за которое ребенок пробегает эту дистанцию с поворотом (5 м + 5 м) и по прямой. Ребенку следует дать две попытки с перерывом для отдыха между ними. Для повышения интереса и результативности действий задание лучше выполнять в условиях соревнования.

Дошкольники 3—7 лет с интересом выполняют и другое, более сложное задание, которое называется «Полоса препятствий». В это задание входят: бег по гимнастической скамейке (длина 5 м); прокатывание мяча между предметами (6 штук), разложенными на расстоянии 50 см друг от друга (кегли, набивные мячи, кубы т.д.); подлезание под дугу (высота 40 см). Каждому ребенку дается по три попытки, засчитывается лучший результат.

Для оценки ловкости у старших дошкольников используются три упражнения повышенной координационной сложности — УПКС-1, УПКС-2, УПКС-3.

После трех показов ребенку предлагается повторить упражнение. Выполнение оценивается по пятибалльной системе. Каждому ребенку даются три попытки. За правильное выполнение с первой попытки ставится «5», со второй — «4», с третьей — «3». Если с трех попыток упражнение у ребенка не получается, то повторяется показ, и далее выполнение оценивается аналогично, но уже по четырехбалльной системе.

УПКС-1

и. п. - о. с.

  1. — левая рука к плечу;
  2. — правая рука к плечу;
  3. — левая рука вверх;
  4. — правая рука вверх;
  5. — левая рука к плечу;
  6. — правая рука к плечу;
  7. — левая рука вниз;

8-И. П.

УПКС-2

И. П. - О. С.

  1. — правая рука вперед, левая рука в сторону;
  2. — правая рука вверх, левая рука вперед;

3 — правая рука в сторону, левая рука вверх;

4-И. П.

УПКС-3

Упражнение выполняется на основе мышечных ощущений без включения зрительного анализатора.

И. П.-О. С.

  1. — руки в стороны;
  2. — вращение правой рукой на 360°;
  3. — правая рука вниз;

4-И. П.

При непосредственной помощи экспериментатора, направляющего движение рук, ребенку предлагается запомнить порядок выполнения движений.

                      Выносливость

Выносливость — это способность противостоять утомлению в какой-либо деятельности. Выносливость определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

Выносливость можно оценить по результату непрерывного бега в равномерном темпе: на дистанцию 100 м - для детей 4 лет; 200 м - для детей 5 лет; 300 м - для детей 6 лет; 1000 м - для детей 7 лет. Тест считается выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановки.

                           Гибкость

Гибкость — морфофункциональне свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

Гибкость оценивается при помощи упражнения: наклон вперед, стоя на гимнастической скамейке или другом предмете высотой не менее 20—25 см. Для измерения глубины наклона линейку или планку прикрепляют таким образом, чтобы нулевая отметка соответствовала уровню плоскости опоры. Если ребенок не дотягивается кончиками пальцев до нулевой отметки, то результат определяется со знаком «минус». При выполнении упражнения ноги в коленях сгибаться не должны.

Возрастно-половые показатели развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста

Пол

Бег на 30 м,

 с

Бег

на 10 м, с

Бег

на расстояние, с

Метание набивного мяча, см

Метание мешочка с песком вдаль, см

Прыжок

в длину

с места, см

Прыжок

в высоту

с места, см

Статическое

равновесие,

С

Становая сила, кг

Сила кисти рук, кг

Правая рука

Левая рука

Правая рука

Левая рука

4 года

Мальчики

10.5-8.8

3.3-2.4

117-185

2.5-4.1

2.0-3.4

60-90

14-18

3.3-5.1

14-18

3.9-7.5

3.5-7.1

Девочки

10.7-8.7

3.4-2.6

97-178

2.4-3.4

1.8-2.8

55-93

12-15

5.2-8.1

12-16

3.1-6.0

3.2-5.6

5 лет

Мальчики

9.2-7.9

2.5-2.1

187-270

3.9-5.7

2.4-4.2

100-110

20-26

7.0-11.8

18-25

6-9

6-8

Девочки

9.8-8.3

2.7-2.2

138-221

3.0-4.4

2.5-3.5

95-104

20-35

9.4-14.2

14-20

6-8

5-7

6 лет

Мальчики

7:8—7.0

2.2-2.0

450-570

6.7-7.5

5.8-6.0

116-123

22-25

40-60

20-23

11

10.5

Девочки

7.8-7.5

2.4-2.2

340-520

4.0-4.6

4.0-4.4

111-123

21-24

50-60

19-21

10

9

 Расстояние и время пробега на дистанции на выносливость колеблются у детей в больших пределах, поэтому в таблице они не приводятся.

Возрастно-половые показатели развития гибкости у детей дошкольного возраста

Пол

Наклон ниже уровня скамейки, см

4 года

Мальчики

3-7

Девочки

2-6

5 лет

Мальчики

2-7

Девочки

4-8

6 лет

Мальчики

3-6

Девочки

4-8

Изучение степени динамики развития физических качеств у детей как показателя эффективности физического воспитания в группе

Для оценки темпов прироста показателей физических качеств (степени динамики развития физических качеств) мы рекомендуем пользоваться формулой, предложенной В. И. Усаковым:

W = 100(У2 - V,)

m + v2>, где W — прирост показателей темпов, %; Vj — исходный уровень; V2 — конечный уровень.

Оценка темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы прироста, %

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

8-10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности

10-15

Хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ

ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА ДЕТЕЙ)

Наряду с особенностями развития физических качеств важно оценить имеющийся двигательный опыт, представленный основными движениями, и качество выполнения различных заданий. Критерии оценки основных движений зависят от возраста ребенка. До трех лет можно применять достаточно простую оценку — «умеет», «не умеет». В дальнейшем предпочтение следует отдавать более точной системе оценки результатов — в баллах: «отлично» — все элементы упражнения выполняются в полном соответствии с заданием и схемой движения (5 баллов);  «хорошо» — при выполнении теста допущена одна ошибка, существенно не изменяющая характер движения и результат (4 балла); «удовлетворительно» — тест выполняется с большим трудом, имеются значительные ошибки, отступления от заданной модели (3 балла); «неудовлетворительно» — упражнения практически не выполнено, однако ребенок делает попытки (1—2 элемента движения) к его выполнению (2 балла); «плохо» — ребенок не предпринимает попыток к выполнению теста, физически не в состоянии его выполнить (0 баллов). Пятибалльная система оценки результатов тестирования двигательных навыков позволяет не только получить достаточно объективную картину физической подготовленности отдельных детей, но и выявить уровень развития детей группы, сравнить их с показателями детей другой возрастной группы, и даже появляется возможность сравнить уровень физической подготовленности детей всего дошкольного учреждения. Результаты в баллах заносятся в протокол.

Примерный протокол проведения диагностики

Фамилия, имя ребенка

Пол

Основные движения (оценка в баллах)

Средний балл

№1

№2 J №3-

Мальчики

Сережа К.

М

4

3

2

3,6

Петя Л.

м

И т.д.

м

Фамилия, имя ребенка

Пол

Основные движения (оценка в баллах)

Средний балл

№1

№2

№3

Средний балл по группе мальчиков

5

4,7

5

3,5

Девочки

Лена В.

Д

?

?

?

?

Вера К.

д

Марина П.

д

Средний балл по группе девочек

?

?

?

?

Средний балл по всей группе (мальчики + девочки)

?

?

?

?

Примечание. «?» — сведения, которые получает педагог в результате тестирования или обработки результатов.

Качественные показатели освоения элементов техники основных движений детьми дошкольного возраста

Ходьба обычная

Младший возраст. 1. Прямое ненапряженное положение туловища и головы. 2. Свободные движения рук (еще не ритмичны и не энергичны). 3. Согласованные движения рук и ног. 4. Примерное соблюдение направления с опорой на ориентиры.

Средний возраст. 1. Прямое ненапряженное положение туловища и головы. 2. Свободные движения рук от плеча. 3. Шаг ритмичный: но еще не стабильный и тяжеловатый. 4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры и без них.

Старший возраст.1. Хорошая осанка. 2. Свободные движения рук от плеча со сгибанием в локтях. 3. Шаг энергичный, ритмичный, стабильный. 4. Выраженный перекат с пятки на носок, небольшой разворот стоп. 5. Активное разгибание и сгибание ног в коленных суставах (амплитуда небольшая). 6. Соблюдение различных направлений и умение менять их.

Методика обследования ходьбы. Время учитывается с точностью до 0,1 с, старт и финиш отмечаются линиями. Ребенок находится на расстоянии 2—3 м от линии старта. Он проходит 10 м до предмета: (игрушки), расположенного на расстоянии 2—3 м за линией финиша. Задание выполняется 2 раза. Фиксируется лучший результат.

Бег

Младший возраст. Бег на скорость. 1. Туловище прямое или немного наклонено вперед. 2. Выраженный момент «полета». 3. Свободные движения рук. 4. Соблюдение направления с опорой на ориентиры.

Средний возраст. Бег на скорость. 1. Небольшой наклон туловища, лова прямо. 2. Руки полусогнуты в локтях. 3. Выраженный вынос маховой ноги (примерно под углом 40—50°). 4. Ритмичность бега. Медленный бег. 1. Туловище почти вертикально. 2. Шаг короткий, сгибание ног с небольшой амплитудой. 3. Руки полусогнуты, движения ненапряженные.

Старший возраст. Бег на скорость. 1. Небольшой наклон туловища, голова прямо. 2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперед внутрь. 3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60—80°). 4. Опускание толчковой ноги носка с выраженным распрямлением в суставах. 5. Прямолинейность, ритмичность бега.

Медленный бег. 1, Туловище почти вертикально. 2. Сгибание ног с неболыпой амплитудой, шаг короткий, постановка ноги — с пятки. 3. движение полусогнутых рук свободное, с небольшой амплитудой, кисти расслаблены. 4. Устойчивая ритмичность движений.

 Методика обследования бега. До проведения проверки движений воспитатель размечает беговую дорожку: длина не менее 40 м, до линии старта и после линии финиша должно быть 5—6 м. В конце беговой дорожки помещается яркий ориентир (флажок на подставке и т.д.). Воспитатель знакомит детей с командами («На старт!», Внимание!», «Марш!»), правилами выполнения задания (начинать бег по сигналу, возвращаться к линии старта только по краю дорожки). Целесообразно организовать бег парами: в этом случае появится элемент соревнования, повышающий интерес и мобилизующий группы детей. Даются две попытки с интервалом для отдыха 2—3 мин, фиксируется лучший результат.

Прыжки

Прыжки в длину с места

Младший возраст. 1. Исходное положение: небольшое приседание слегка расставленных ногах. 2. Толчок: отталкивание одновременно двумя ногами. 3. Полет: ноги слегка согнуты, положение рук свобод- . 4. Приземление: мягко, одновременно на две ноги.

Средний возраст. 1. И. П.: а) ноги стоят параллельно, на ширине ступни; б) полуприседание с наклоном туловища; в) руки слегка отодвинуты назад. 2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) мах руками вперед вверх. 3. Полет: а) руки вперед вверх; б) туловище и ноги выпрямлены. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с пятки на носок, мягко; б) положение рук свободное.

Старший возраст. 1. И. П.: а) ноги стоят параллельно на ширине ступни, туловище наклонено вперед; б) руки свободно отодвинуты назад. 2. Толчок: а) двумя ногами одновременно (вверх вперед); б) выпрямление ног; в) резкий мах руками вперед вверх. 3. Полет: а) туловище согнуто, голова вперед; б) вынос полусогнутых ног вперед;

в)        движение рук вперед вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, вынесенные вперед, с переходом с пятки на всю ступню; б) колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; в) руки движутся свободно вперед — в стороны; г) сохранение равновесия при приземлении.

Прыжки в глубину (спрыгивание)

Младший возраст. 1. И. П.: небольшое приседание с наклоном туловища. 2. Толчок: одновременно двумя ногами. 3. Полет: ноги слегка выпрямляются, руки в свободном положении. 4. Приземление: мягко, на две ноги одновременно.

Средний возраст. 1. И. П.: а) ноги стоят параллельно, слегка расставлены; б) полуприседание; в) руки свободно движутся назад. 2. Толчок: а) двумя ногами одновременно; б) мах руками вперед вверх. 3. Полет: а) ноги почти прямые; б) руки вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с носка с переходом на всю ступню; б) руки вперед — в стороны.

Старший возраст. 1. И. П.: а) ноги стоят параллельно на ширине ступни, слегка согнуты в коленях; б) туловище наклонено, голова прямо, руки свободно назад. 2. Толчок: а) сильное отталкивание вверх с распрямлением ног; б) резкий взмах руками вперед вверх. 3. Полет: а) туловище вытянуто; б) руки вперед вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с переходом с носка на всю ступню, колени полусогнуты; б) туловище наклонено, в) руки вперед — в стороны;

г)        сохранение равновесия при приземлении.

Прыжки в длину с разбега

Старший возраст. 1. И. П.: а) равноускоренный разбег на носках, корпус слегка наклонен вперед; б) энергичная работа полусогнутых в локтях рук, корпус выпрямляется. 2. Толчок: а) толчковая нога почти прямая, ставится на всю ступню, маховая нога выносится вперед вверх; б) прямое положение туловища; в) руки вперед вверх. 3. Полет: а) маховая нога вперед вверх, к ней подтягивается толчковая нога, туловище почти прямое, одна нога идет вверх, другая — несколько в сторону; б) наклон туловища вперед, группировка; в) ноги (почти прямые) — вперед, руки — вниз назад. 4. Приземление: а) одновременно на обе ноги, с переходом с пятки на всю ступню; б) туловище наклонено, ноги согнуты в коленях; в) руки свободно движутся вперед.

Прыжки в высоту с разбега способом «согнув ноги»

Старший возраст. 1. И. П.: а) разбег с ускорением на последних шагах; б) энергичная работа полусогнутых в локтях рук. 2. Толчок: а) выпрямление толчковой ноги с резким выносом вперед вверх маховой;

б)        наклон туловища вперед; в) сильный мах руками вверх. 3. Полет: а) подтягивание толчковой ноги к маховой, группировка; б) руки вперед вверх. 4. Приземление: а) одновременно на обе полусогнутые ноги с переходом с носка на всю ступню; б) туловище наклонено вперед;

в)        руки свободно движутся вперед; г) сохранение равновесия при приземлении (шаг вперед — в сторону).

Методика обследования прыжков. В зале необходимо подготовить стойки для прыжков в высоту, резиновую дорожку и четко обозначить место отталкивания. На участке следует предварительно подготовить яму для прыжков: разрыхлить песок, указать место отталкивания и т. д.

Высота увеличивается постепенно (на 5 см). Каждому ребенку даются три попытки подряд, фиксируется лучший результат. Перед оценкой сложных видов прыжков (в длину и в высоту с разбега) целесообразно дать 1—2 пробные попытки (при высоте 30—35 см).

Метание

Метание вдаль

Младший возраст. 1. И. П.: стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, правая рука согнута в локте. 2. Замах: небольшой поворот вправо. 3. Бросок: с силой (для сохранения направления полета предмета).

Средний возраст. 1. И. П.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди: б) правая рука держит предмет на уровне груди. 2. Замах: а) поворот туловища вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука идет вниз назад; в) поворот в направлении броска, правая рука; вверх вперед. 3. Бросок: а) резкое движение руки вдаль вверх; б) сохранение заданного направления полета предмета. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.

Старший возраст. 1. И. П.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая — впереди, правая — на носке; б) правая рука с предметом на уровне груди, локоть вниз. 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу и перенося на нее вес тела, левую — на носок; б) одновременно разгибая правую руку, размашисто отвести ее вниз — назад — в сторону; в) перенос веса тела на левую ногу, поворот груди в направлении броска, правый локоть вверх, спина прогнута — «положение натянутого лука». 3. Бросок: а) продолжая переносить вес тела на левую ногу, правую руку с предметом резко выпрямить; б) хлещущим движением кисти бросить предмет вдаль вверх; в) сохранять заданное направление полета предмета. 4. Заключительная часть: шаг вперед (или приставить правую ногу), сохранение равновесия.

Метание в горизонтальную цель

Младший возраст. 1. И. П.: ноги слегка расставлены, рука перед собой (прицеливание). 2. Бросок: а) резкое движение рукой вверх- вниз; б) попадание в цель.

Средний возраст. 1. И. П.: стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч, правая рука выдвинута вперед (прицеливание). 2. Замах: а) поворот в сторону мишени, наклон туловища вперед, бросок с силой; б) попадание в цель.

Старший возраст. 1. И. П.: а) стойка вполоборота к мишени, ноги на ширине плеч; б) правая рука выдвинута вперед (прицеливание), левая свободно опущена вниз. 2. Замах: а) перенос тяжести тела на правую ногу, левую на носок; б) одновременно правую руку поднять вверх. 3. Бросок: а) поворот в сторону мишени, перенос тяжести тела на левую ногу, правую на носок; б) резкое движение правой рукой вниз, одновременно хлещущее движение кисти; в) попадание в цель. 4. Заключительная часть: шаг вперед или приставление правой ноги, сохранение равновесия.

Метание в вертикальную цель

Младший возраст. 1. И. П.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги слегка расставлены, левая впереди; б) правая рука согнута в локте, на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: правая рука слегка согнута в локте и поднята вверх. 3. Бросок: а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель.

Средний возраст. 1. И. П.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука с предметом на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу; б) одновременно правая рука, согнутая в локте, движется вниз — назад — вверх; в) поворот в направлении броска. 3. Бросок: а) резкое движение рукой от плеча; б) попадание в цель. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.

Старший возраст. 1. И. П.: а) стоя лицом в направлении броска, ноги на ширине плеч, левая впереди; б) правая рука с предметом на уровне глаз (прицеливание). 2. Замах: а) поворот вправо, сгибая правую ногу, левую на носок; б) одновременно правая рука, согнутая в локте, движется вниз назад вверх; в) поворот в направлении броска. 3. Бросок: а) перенос веса тела на левую ногу; б) резкое движение руки вперед от плеча; в) попадание в цель. 4. Заключительная часть: сохранение равновесия.

Методика обследования метания. Метание вдаль проводится на площадке (длина не менее 10—20 м, ширина 5—6 м), которую следует заранее разметить на метры флажками или цифрами. Мешочки или мячи удобно положить в ведерки (коробки) для каждого ребенка. Воспитатель уточняет порядок выполнения задания: по команде бросить мешочек (мяч) в определенном направлении, затем по команде собрать мешочки (мячи). Метание в цель проводится индивидуально, каждому ребенку также дается по три попытки каждой рукой.

Лазание

Лазание по гимнастической стенке

Младший возраст. 1. Крепкий хват руками. Поочередный перехват руками рейки. 2. Чередующийся шаг. 3. Активные, уверенные движения.

Средний возраст. 1. Одновременность постановки руки и ноги на рейку. 2. Ритмичность движений.

Старший возраст. Одноименный и разноименный способы. 1. Одноименная (или разноименная) координация рук и ног. 2. Одновременность постановки руки и ноги на рейку. 3. Ритмичность движений.

Лазание по канату способом «в три приема»

Старший возраст. И. П.: вис на прямых руках на канате. Первый прием: согнуть ноги, захватить канат ступнями. Второй прием: выпрямить ноги, согнуть руки. Третий прием: поочередный перехват каната руками над головой.

Методика обследования лазания. Проверка движений проводится индивидуально. Необходимо расположить маты около снаряда. Возможны 1—2 предварительные попытки. Начало подъема сопровождается командами: «Приготовиться!», «Марш!» Каждому ребенку дается по три попытки, учитывается лучший результат. Одновременно с оценкой качества движения фиксируется время подъема и спуска.

II. Часть программы формируемая участниками образовательного процесса

1. Специфика воспитательно-образовательного процесса Детского сада №72.

Детский сад №72 является дошкольным образовательным учреждением комбинированного вида. Подготовительная группа – оздоровительная группа, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиморфна и представлена следующими диагнозами:

•дети с минимальными нарушениями зрения, в том числе с астигматизмом, косоглазием, миопией;

•дети с нарушенными формами поведения органического генеза (ММД, синдром навязчивых движений);

•дети с легкими проявлениями двигательной патологии церебрально-органической

природы (ДЦП);

Основная задача коррекционно-педагогической работы - создание условий для

всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и

гармоничного включения в коллектив сверстников.

Основные направления работы по Физическому  развитию:

Основная задача—совершенствование функций формирующегося организма, развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации.

В режиме предусмотрены занятия физкультурой, игры и развлечения на воздухе, при проведении которых учитываются региональные и климатические условия.

Работа по физическому воспитанию строится таким образом, чтобы решались и общие, и коррекционные задачи. Включаются физические упражнения: построение в шеренгу (вдоль линии), в колонну друг за другом, в круг; ходьба; бег, прыжки; лазанье; ползание; метание; обще развивающие упражнения на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, на координацию движений, на формирование правильной осанки, на развитие равновесия.

Планируется  проведение подвижных игр, направленных на совершенствование двигательных умений, формирование положительных форм взаимодействия между детьми.

В процессе физического воспитания наряду с образовательными и оздоровительными решаются специальные коррекционные задачи:

• развитие речи посредством движения;

• формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;

•изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;

•управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств

личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.

Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

Этап дошкольного детства - время вхождения ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему - дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении сочетаются индивидуальный и дифференцированный подходы,  это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы

является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, музыкально-

театральная среда и др. (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева).

Работа с родителями:

Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для

родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к

физкультуре и спорту; привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями (лыжи, коньки, фитнес), совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, лыжи, коньки, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на

разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической

культурой и спортом, открывая разнообразные секции и клубы (любителей туризма, плавания и пр.). Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

1.1.  Особенности физического развития детей (цели, задачи, условия и средства реализации) в детском саду.

Физическое направление развития детей в детском саду реализуется через создание психолого – педагогических условий развития двигательной сферы на физкультурных занятиях в зале и на улице, занятия по обучению детей плаванию в бассейне, утренней гимнастики, проведение подвижных игр на прогулке, оптимизация двигательного режима в группах, реализацию составительской программы «Театр физической культуры», направленной на развитие двигательного творчества посредством ритмической гимнастики, в контексте сказочного сюжета и составительскую программу «Веселый дельфин».

1.2. Программно-методическое обеспечение реализации части рабочей программы, формируемой участниками образовательного процесса.

программы

-«Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Т.И.Бабаевой СПб Детство-Пресс 2010г.

-Программа обучения детей плаванию в детском  саду. Е.К. Воронова СПб Детство-Пресс 2010г.

Технологии,  пособия, методические рекомендации

-Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. И.А. Большакова, М., АРКТИ 2005г.

- Обучение детей плаванию. В.С. Васильев, М., Физкультура и спорт, 1989г.

- Физическая культура. Ритмические упражнения, хореография, игры. Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. М., Дрофа 2003г.

- Физкульт – привет минуткам и паузам! Е.Г. Сайкина, Ж.Е. Фирилева, СПб Детство-Пресс 2005г.

- Сказочный театр физической культуры. Физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок.  Авторы – составители Н.А. Фомина и др. Волгоград, Учитель 2003г.

- Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст). В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров, М., ЛИНКА – ПРЕСС 2000г.

- СА-ФИ-ДАНСЕ Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, СПб Детство-Пресс 2001г.

- Русские народные подвижные игры М.Ф. Литвинова М., Просвещение, 1986г

2. Специфика национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Программа реализуется в условиях среднего Урала и имеет некоторые особенности:

- утренняя гимнастика проводится на свежем воздухе в теплый период года (с мая по сентябрь);

- физкультурные занятия на улице планируются круглогодично, проводятся в соответствии с требовавниями СанПиН;

- физкультурные досуги планируются и проводятся один раз в месяц, в соответствии с календарно – тематическим планом детского сада,   спортивные праздники по плану;

- в содержание программы вводятся подвижные игры русского народа и коренных жителей Урала (татары, башкиры, ханты, манси), а также национальностей детей группы;

- занятия в бассейне проводятся при соблюдении температурного режима в соответствии с СанПиН для младшего и среднего возраста один раз в неделю, для старших дошкольников – 2 раза в неделю;

Климатические особенности региона

При проектировании содержания Образовательной программы учитываются специфические климатические особенности региона, к которому относится Свердловская область, - Средний Урал: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д. Эти факторы с необходимостью учитываются при составлении перспективно-тематического годового плана психолого-педагогической работы в ДОУ.

      Осуществление образовательного процесса с учетом специфики климатических, национально-культурных, демографических, и других условий направлено на развитие личности ребенка в контексте детской субкультуры, сохранение и развитие индивидуальности, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития, обеспечивающего успешность познания мира ближайшего окружения через разнообразные виды детских деятельностей.

Одной из разнообразных организационных форм является туристическая деятельность.

   Задачи:

-на примере ближнего природного и социального окружения познакомить дошкольников с окружающим миром Урала, помочь ему осознать свое место в нем;

-средствами краеведо - туристской деятельности развивать интеллект ребенка, формировать образно - наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками;

-воспитывать нравственные качества дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своему городу, краю;

-учить ориентироваться в природной и социальной сфере общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Направление «Физическое развитие» образовательная область «Физическая культура»

Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое ра...

Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы.

Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы....

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Солнышко» Рабочая программа по физическому развитию детей с 3-7 лет Срок реализации: 2015 – 2019 уч. год

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое сов...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы по физическому развитию детей 3-8 лет ( в соответствии ФГОС дошкольного образования).

Рабочая образовательная программа по физическому развитию детей 3-8 лет ( в соответствии ФГОС дошкольного образования)....

Рабочая программа по физическому развитию детей в МДОУ

         Ведущие цели программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, ...


 

Комментарии