Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Новосибирского района новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Солнышко» Рабочая программа по физическому развитию детей с 3-7 лет Срок реализации: 2015 – 2019 уч. год
рабочая программа по физкультуре

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2017_g.docx63.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕРЕНО

Педагогическим советом

МКДОУ – детский сад «Солнышко»

Протокол от «___»_________20___г.

           

УТВЕРЖДЕНО

Заведующий МКДОУ –

детский сад «Cолнышко»

Приказ  от «_____»__________20___г.

/_______________/ Г.Ф. Пуганова

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Новосибирского района новосибирской области –

 детский сад комбинированного вида  

«Солнышко»

Рабочая программа по физическому развитию детей с 3-7 лет

Срок реализации: 2015 – 2019 уч. год

Составитель: Пашина Е.А.

Инструктор по физической культуре.

Верх-Тула 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи Программы.

5

1.3

Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

6

1.4

Возрастные особенности детей от 3 до 7 лет

10

1.5

Описание контингента группы, особенности семей.

15

1.6

Планируемые результаты освоения Программы.

в отдельном документе

2

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРОГРАММЫ

2.1

Содержание  образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области: «Физическое развитие» во 2 младшей группе

17

2.2

Содержание  образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области: «Физическое развитие» в средней группе

20

2.3

Содержание  образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области: «Физическое развитие» в старшей  группе

21

2.4

Содержание  образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области: «Физическое развитие» в подготовительной   группе

2.5

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

2.6

Способы и направления поддержки детской инициативы и самостоятельности

в отдельном документе

3

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3.1.

Описание материально-технической обеспеченности

23

3.2.

Обеспечение методическим материалами и средствами обучения и воспитания

24

3.3

 Организация режима пребывания воспитанников

25

3.5.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

27

4

Перечень литературы

29

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания Российской Федерации. Очень важной, составной частью гармоничного развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание всех этих качеств должно начинаться с детства. В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека.

Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Настоящая программа разработана на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательной программы ДОО в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования. 

Настоящая рабочая программа по физической культуре   МКДОУ «Солнышко» (далее - Программа), определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по образовательной области «Физическое развитие», направлена на сохранение и укрепление здоровья  детей с 3 до 7 лет, составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность ДОУ:

  • Законом «Об образовании в Российской Федерации», № 273 от 29.12.2012г
  • Конституцией Российской Федерации ст. 43, 72;
  • Письмом Минобразования от 02.06.1998г № 89/34-16 «О реализации права ДОУ на выбор программ и педагогических технологий»;
  • Санитарно-эпидемиологических правил и норматив СанПиНа 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26;
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержденный приказом от 17.10.2013г. N 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации);
  • Приказом  Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Основной образовательной программой дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Новосибирского района Новосибирской области – детский сад комбинированного вида «Солнышко» (далее ООП ДО МКДОУ – детский сад «Солнышко»);
  • Уставом  МКДОУ.

1.2 Целью Программы физического развития детей 3-7 лет является создание здорового, жизнерадостного, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребенка. В соответствии с возрастными, анатомо-физиологическими и психологическими особенностями теория физического воспитания решает оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи для формирования у ребенка рациональных, экономных, осознанных движений, накопления им двигательного опыта и переноса его в повседневную жизнь, воспитания всесторонне развитой личности.

Решение оздоровительных задач направлено на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка, способствует гармоничному психопатическому развитию, совершенствованию функций организма, повышению – посредством закаливания – его защитных сил и устойчивости к различным заболеваниям и неблагоприятным воздействиям внешней среды, увеличению работоспособности ребенка.

Оздоровительные задачи конкретизируются с учетом особенностей развития организма ребенка и направлены на:

  • Формирование правильной осанки;
  • Своевременное окостенение опорно-двигательного аппарата;
  • Формирование изгибов позвоночника;
  • Развитие свода стопы;
  • Укрепление связочно-суставного аппарата;
  • Развитие гармоничного телосложения;
  • Регулирование роста и массы костей;, плечевого пояса, кистей, пальцев, шеи, глаз, внутренних органов: сердца, кровеносных сосудов, дыхательных мышц и др.;
  • Развитие мышц-разгибателей;
  • Совершенствование деятельности двигательного анализатора, органов чувств.

К образовательным задачам относятся:

  • Формирование двигательных умений и навыков;
  • Развитие психофизических качеств (быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость);
  • Развитие двигательных способностей (функции равновесия, координаций движений).

Воспитательные задачи. В процессе физического развития у детей формируются основы физической культуры:

  • Потребность в ежедневных физических упражнениях;
  • Навык рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности
  • Грациозность, пластичность, выразительность движений;
  • Творчество;
  • Навык самоорганизации, взаимопомощи;
  • Гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности;
  • реализовать систему коррекционно-развивающей работы в логопедических группах для детей с ОВЗ. 

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:

Принципы, сформулированные  на основе требований  ФГОС

1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.

2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников  ДОО) и детей.

3.  Уважение личности ребенка.

4.  Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основные принципы дошкольного образования

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития.

2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).

3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Сотрудничество  ДОУ с семьей.

6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.

А также  принципы,  отражающие  специфические закономерности физического воспитания:

  • Принцип оздоровительной направленности, согласно которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для  двигательной  активности детей.
  • Принцип разностороннего и гармоничного развития личности, который выражается в комплексном решении задач физического и умственного, социально – нравственного и художественно – эстетического воспитания, единства своей реализации с принципом взаимосвязи физической культуры с жизнью.
  • Принцип гуманизации и демократизации, который позволяет выстроить всю систему физического воспитания детей в детском саду и физкультурно – оздоровительной работы с детьми на основе личностного  подхода, предоставление выбора форм, средств и методов физического развития и видов спорта, принципа комфортности в процессе организации развивающего общения педагога с детьми и детей между собой.
  • Принцип индивидуализации позволяет создавать гибкий режим дня и охранительный режим в процессе проведения занятий по физическому развитию учитывая индивидуальные способности каждого ребенка, подбирая для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность, индивидуальный темп двигательной активности в процессе двигательной активности, реализуя принцип возрастной адекватности физических упражнений.
  • Принципы постепенности наращивания развивающих, тренирующих воздействий, цикличности построения физкультурных занятий, непрерывности и систематичности чередовании я нагрузок и отдыха, лежащие в основе методики построения физкультурных занятий.
  • Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках, походах.

В Программе учитываются следующие подходы:

  • Деятельностный подход: организация образовательного процесса строится на основе ведущих видов детской деятельности: общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка. Деятельность развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма.
  • Индивидуально-дифференцированный подход: все воспитательные мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Обучение и воспитание соматически ослабленных детей в образовательно-воспитательном процессе ДОУ имеют реабилитационную направленность. Педагог владеет информацией о состоянии здоровья, знанием возрастных и индивидуальных особенностей, специфических возможностей развития каждого ребенка.
  • Компетентностный подход позволяет структурировать содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с потребностями, интересами воспитанников.
  • Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

1.4 Возрастные особенности детей с 3-7 лет

Образовательная область «Физическое развитие».

Младший дошкольный возраст. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).

Рост на четвертом году жизни несколько замедляется относительно первых трех лет. К 2 годам рост увеличивается на 10-12 см, к 3 годам – на 10 см, к четырем годам – на 6-7 см. В 3 года средний рост мальчиков – 92,7, девочек – 91,6 см, а в 4 года – 99,3 и 98,7 см.

Дети высокого роста бегают быстрее сверстников, а невысокие ребята делают относительно мелкие шаги, но дополняют их высоким темпом передвижения. Способность к быстрому бегу определяется также индивидуальными различиями, координационными возможностями. Способность к быстрому бегу определяется также индивидуальными различиями, координационными возможностями, которые в данной возрастной группе еще не велики.

В возрасте от трех до шести лет прибавка в весе составляет в среднем 1,5-2 кг. В 3 года вес мальчиков- 14, 6 кг, а девочек – 14, 1 кг. К 4 годам – 16, 1 кг и 15, 8 кг. Окружность грудной клетки увеличивается. Разница между мальчиками и девочками незначительна. В 3 года – 52, 6 см (мальчики) и 52 см (девочки), в 4 года – 53, 9 см и 53, 2 см.

1. Опорно-двигательный аппарат. К 3-4 годам завершается срастание затылочной кости. К четырем годам приобретает свою форму и височная кость, завершается формирование межкостных швов. Объем черепа продолжает увеличиваться, достигая к трем годам 80% объема черепа взрослого человека.

Физиологические изгибы позвоночника в 3-4 года неустойчивы, кости и суставы легко подаются деформации под влиянием неблагоприятных воздействий.

Рост и развитие костей связаны с работой мышц. Мышечный тонус (упругость) у младших школьников еще недостаточный. В период 3-4 лет диаметр мышц увеличивается в 2-2,5 раза, происходит дифференциация мышечных волокон. Строение мышц, характерное для детей четвертого года жизни, сохраняется без существенных изменений до шестилетнего возраста. Мускулатура по отношению к общей массе тела и мышечная сила у ребенка3-4 лет недостаточно развиты. Кистевая динамометрия (правая рука) у мальчиков – 4,1 кг, у девочек – 3,8 кг.

В этом возрасте крупная мускулатура в развитии преобладает над мелкой. Детям даются движения всей рукой, но постепенно в других видах деятельности совершенствуются движения кисти, пальцев.

2. Органы дыхания. Рост легких с возрастом происходит за счет увеличения количества альвеол и их объема, что важно для процессов газообмена. Жизненная емкость легких в среднем равна 800-1100 мл. В раннем возрасте главной дыхательной мышцей является диафрагма, поэтому у малышей преобладает брюшной тип дыхания.

3. Сердечнососудистая система. Сердечнососудистая система ребенка, по сравнению органов дыхания, лучше приспособлена к потребностям растущего организма. Однако сердце ребенка работает хорошо лишь при условии посильных нагрузок.

4. Высшая нервная деятельность. Продолжается совершенствование центральной нервной системы, как морфологическое, так и функциональное. К трем годам у ребенка значительно развита способность к анализу, синтезу и дифференциации (различению) раздражений окружающей среды. В этих процессах значительная роль принадлежит непосредственным восприятиям и речи, с помощью которых обобщаются и уточняются получаемые ребенком впечатления.

Средний дошкольный возраст. Средняя группа (от 4 до 5 лет)

В возрасте 4 - 5 лет у детей происходит дальнейшее изменение и совершенствование структур и функций систем организма. Темп физического развития остается таким же, как и в предыдущий год жизни ребенка.

Прибавка в росте за год составляет 5-7 см, массы тела – 1,5-2 кг. Рост (средний) мальчиков в 4 года – 100,3 см, 5 лет – 107,5 см. Рост (средний) девочек 4 года – 99,7 см, 5 лет – 106,1 см. Масса тела (средняя) мальчиков и девочек равна в 4 года 15,9 кг и 15,4 кг, а в пять – 17,8 кг и 17,5 кг соответственно.

1. Опорно-двигательный аппарат. В связи с особенностями развития строения скелета детям 4 – 5 лет не рекомендуется предлагать на физкультурных занятиях и в свободной деятельности силовые упражнения. Необходимо также следить за правильностью принимаемых детьми поз.

Сила кисти правой руки от 4 до 5 лет увеличивается в следующих пределах: у мальчиков – от 5,9 до 10 кг, у девочек – от 4,8 – 8,3 кг.

2. Органы дыхания. К 5 годам брюшной тип дыхания начинает заменяться грудным. Это связано с изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается жизненная емкость легких (в среднем до 900-1000 см в кубе), причем у мальчиков она больше, чем у девочек. К 4 – 5 годам увеличивается подвижность грудной клетки, более частые, чем у взрослого, дыхательные движения.

3. Сердечнососудистая система. Частота сердечных сокращений в минуту колеблется у ребенка 4-5 лет от 87 до 112, а частота дыхания от 19 до 29.

Регуляция сердечной деятельности к пяти годам окончательно еще не сформирована. В этом возрасте ритм сокращений сердца легко нарушается, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. О реакции организма на физическую нагрузку судят по внешним признакам утомления: отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение лица и нарушение координации движений.

4. Высшая нервная деятельность. К 4 – 5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов. Особенно характерно для детей данного возраста совершенствование межализаторных связей и механизмов взаимодействие сигнальных систем. Малышам трудно сопровождать словами игровые действия или воспринимать указания, объяснения воспитателя в процессе выполнения гимнастических упражнения, рисования, конструирования и даже одевания.

На пятом году жизни, особенно к концу года, развивается механизм сопоставления слов с соответствующими им раздражителями первой сигнальной системы. Повышается самостоятельность действий, умозаключений. Однако нервные процессы у ребенка еще далеки от совершенства. Преобладает процесс возбуждения. Так, при нарушении привычных условий жизни, утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдение правил поведения.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогического воздействия, направленного на концентрацию нервных процессов. Поэтому на занятиях и в быту следует предлагать упражнения, совершенствующие реакции ребенка на какой-либо сигнал: вовремяостановиться, изменить направление или темп движения и т.д.

Старший дошкольный возраст. Старшая группа (от 5 до 6 лет).

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет).

Возрастной период от 5 до 7 лет называются периодом «первого вытяжения»; за один год ребенок может вырасти до 7 - 10 см. Средний рост в 5 лет составляет 106-107 см, а масса тела -17-18 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200г, а роста – 0,5см.

1. Опорно-двигательный аппарат. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура) ребенка к 5-6 годам еще не завершено. Каждая из 206 костей продолжает меняться по размеру, форме, строению, причем у разных костей фазы развития не одинаковы.

Окостенение опорных костей носовой перегородки начинается с 3-4 лет и к 6 годам не окончено, что необходимо учитывать при проведении занятий по физической культуре.

Позвоночный столб ребенка 5-7 лет чувствителен к деформирующим воздействиям. Скелетная мускулатура характеризируется слабым развитием сухожилий, фасций, связок. При излишней массе тела, при неблагоприятных условиях осанка ребенка нарушается: может появиться вздутый или отвислый живот, плоскостопие, у мальчиков может образоваться грыжа.

У детей 5-7 лет наблюдается незавершенность стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление у детей плоскостопия, причиной которого могут стать обувь большого, чем нужно, размера, излишняя масса тела, перенесенные заболевания.

В развитии мышц выделяют несколько этапов, среди которых - возраст 6 лет. К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук.

Основной проявления двигательной деятельности является развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени взаимодействия проприоцептивных, вестибулярных и других рефлексов, а также от массы тела и площади опоры. При выполнении упражнений на равновесие девочки имеют некоторые преимущество перед мальчиками.

2. Органы дыхания. Жизненная емкость легких в среднем составляет 110-1200 кубических см, но она зависит и от многих факторов: длины тела, типа дыхания и др. Максимальная вентиляция легких к шести годам составляет примерно дц в кубе воздуха в минуту. Число дыханий в минуту в среднем – 25. При выполнении гимнастических упражнений она увеличивается в 2-7 раз, а при беге – еще больше.

Потребность в двигательной активности у многих ребят настолько велика, что врачи и физиологи период от 5 до 7 лет называют «возрастом двигательной расточительности».

3. Сердечнососудистая система. Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем. К пяти годам размеры сердца у ребенка увеличиваются в 4 раза. Интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс продолжается на протяжении всего дошкольного возраста.

В первые годы жизни пульс ребенка неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя его частота к 6-7 годам составляет 92-95 ударов в минуту. К 7-8 годам развитие нервного аппарата, регулирующего сердечную деятельность, в основном заканчивается, и работа сердца становится более ритмичной.

4. Высшая нервная деятельность. Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90 процентов размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения.

В этом возрасте совершенствуются основные процессы: возбуждение и особенно торможение, и несколько легче формируются все виды условного торможения.

У детей 5-6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов

1.5 Характеристика индивидуальных особенностей развития детей, воспитывающихся в ДОУ.

Общее количество воспитанников – 100 человек.

из них:

мальчики – 50 ч.

девочки – 50 ч.

Характеристика индивидуальных особенностей развития детей 3-4-летнего возраста.

Физическое развитие и здоровье всего детей – 24 человек.

Группы здоровья детей:

1 группа – % ( )

2 группа - % ( )

3 группа – % ( )

4 группа – % ( )

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие – 100% в соответствии с возрастом.

Характеристика индивидуальных особенностей развития детей 4-5-летнего возраста.

Физическое развитие и здоровье. Всего детей – 24.

Группы здоровья детей:

1 группа – 27% (8 чел)

2 группа - 71% ( 14 чел)

3 группа – 2% (2 чел )

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие – 100% в соответствии с возрастом

Характеристика индивидуальных особенностей развития детей 5-6-летнего возраста.

Физическое развитие и здоровье. Всего детей - 27.

Группы здоровья детей:

1 группа – 45% (8)

2 группа - 54% (17 чел)

3 группа – 1% (1 чел)

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие – 100% в соответствии с возрастом

Характеристика индивидуальных особенностей развития детей 6-7-летнего возраста.

Физическое развитие и здоровье. Всего детей – 24.

Группы здоровья детей:

1 группа –  25% (6ч.)

2 группа - 74% (18 ч )

3 группа – 1% (1)

Речевое, познавательное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие – 100% в соответствии с возрастом.

1.6 (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ОТДЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ)

2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 Система работы по физическому развитию детей, описанной в настоящей Программе включает в себя четыре направления:  

  • с детьми: построение модели приобщения детей к физической культуре и спорту, ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов самосохранения, воспитание привычки заботиться о своем здоровье через все направления работы с детьми:  организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью;  обновление содержание учебно-воспитательного процесса дополнительными программами и инновационными здоровьесберегающими технологиями, ориентированными на развитие целостной, физически подготовленной, культурно-нравственной личности ребенка, формирование у него основ здоровья, физических свойств и качеств, соответствующих возрастным, индивидуальным и личностным особенностям и возможностям;  воспитание у детей чувства ответственности за свое здоровье, формирование целостного понимания здорового образа жизни;  использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности;
  • родителями: осуществление преемственности ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания и оздоровления детей, изучение и активизация педагогического потенциала семьи: формирование у родителей активной позиции в физическом воспитании и оздоровлении ребенка; разработка и внедрение инновационных форм и приемов работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни; систематизация деятельности через разработку перспективного планирования работы с родителями по формированию здорового образа жизни;
  • педагогами ДОУ: повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива в вопросах физического развития и оздоровления детей:  обеспечение освоения программы физического развития и внедряемых технологий физического воспитания и оздоровления;  создание условий для профессионально-творческого роста педагогов в дошкольном образовательном учреждении и проявления их активности;
  • предметно-развивающая среда: организовать предметно-развивающую среду, стимулирующую развитие двигательной активности детей в разных видах деятельности.

При разработке рабочей программы использовались парциальные программы:

Образовательная область

Парциальные программы

Физическое развитие

1.Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя груп-за.-М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5. Программа «Физическая культура дошкольникам» Л.Д. Глазырина

6. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.

7. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008

8. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

2.2 Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка

Четвертый год жизни

Пятый год жизни

Шестой год жизни

Седьмой год жизни

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:

 -выполнению основных движений,

общеразвивающих упражнений, участию в подвижных играх.

3.Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять  построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями воспитателя.

4.Развивать у детей физические качества: быстроту, координацию, скоростно-силовые качества, реакцию на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию общей выносливости, силы, гибкости.

5.Развивать у детей потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:

-уверенному и активному выполнению основных элементов техники общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;

-соблюдению и контролю правил в подвижных играх;

-самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

-умению ориентироваться в пространстве;

-восприятию показа как образца для самостоятельного выполнения упражнения;

-развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

3.Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.

4.Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:

-добиваться осознанного, активного, с должным мышечным напряжением выполнения всех видов упражнений (основных движений, общеразвивающих упражнений);

-формировать первоначальные представления и умения в спортивных играх и упражнениях;

-учить детей анализировать (контролировать и оценивать) свои движения и движения товарищей;

-побуждать к проявлению творчества в двигательной

деятельности;

-воспитывать у детей желание самостоятельно организовывать и проводить подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.

3.Развивать у детей физические качества: общую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.

4.Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовани.

1.Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

2.Накапливать и обогащать двигательный опыт детей:

-добиваться точного, энергичного и выразительного выполнения всех упражнений;

-закреплять двигательные умения и знание правил в спортивных играх и упражнениях;

-закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами;

-закреплять умение осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять элементарное планирование двигательной деятельности;

- развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.

3.Развивать у детей физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте быстроту и ловкость, координацию движений.

4.Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

2.3 ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНО В ОТДЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ФОРМЫ РАБОТЫ

«Физическое развитие»

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ  ВОЗРАСТ

Игровая беседа с элементами движений

Игра

Утренняя гимнастика

Интегративная деятельность

Упражнения

Экспериментирование

Ситуативный разговор

Беседа

Рассказ

Чтение

Проблемная ситуация

Физкультурное занятие

Утренняя гимнастика

Игра

Беседа

Рассказ

Чтение

Рассматривание.

Интегративная деятельность

Контрольно-диагностическая деятельность

Спортивные и физкультурные досуги

Спортивные состязания

Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Проектная деятельность Проблемная ситуация

 2. 3 Вариативные  формы, способы, методы и средства реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГР ПРЕДСТАВЛЕНОЕ В ОТДЕЛЬНОМ ДОКУМЕНТЕ

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 

3.1 Материально-технические условия

Материально-технические условия ДОУ обеспечивают высокий уровень физического развития.

Детский сад оснащен в достаточном количестве мягким и жестким инвентарем, имеется необходимое физкультурное и игровое оборудование, технические средства.

Имеются: телевизоры, видео- и аудио- магнитофоны, DVD, цифровой фотоаппарат, музыкальные центры, мультимедийная установка.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ содержательна, насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Для занятий физической культурой в ДОУ функционирует спортивный зал и планируется оборудовать спортивную площадку, тропа здоровья.

Зал оснащен всем необходимым инвентарем и оборудованием для физической активности детей тренажеры, гимнастические лестницы, ребристые доски массажные коврики, мячи, атрибуты к подвижным и спортивным играм и многое другое.

3. 2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения

Оснащенность учебно-методическим обеспечением соответствует предъявляемым требованиям.

В нашем детском саду созданы все условия для физического развития детей:

  •  - Спорткомплекс из мягких модулей – 1 шт.
  • - Скамейки – 4 шт.
  • - Гимнастическая стенка – 1 шт.
  • - Мешочки для метания – 20 шт.
  • - Ленточки разноцветные – 38 шт.
  • - Флажки красные – 36 шт.
  • - Мячи резиновые малого диаметра –  20 шт.
  • - Мячи резиновые среднего диаметра – 20 шт.
  • - Мячи резиновые большого диаметра – 18 шт.
  • -  Мячи-массажеры большого диаметра - 20 шт.
  • - Мячи-массежеры малого диаметра – 14 шт.
  • - Прыгающий мяч с ручкой (д - 45 см) – 4 шт.
  • - Мяч для фитбол-гимнастики – 15 шт.
  • - Мяч футбольный – 4 шт.
  • - Мяч баскетбольный – 1 шт.
  • - Тоннель мягкий – 2 шт.
  • - Коврик со следочками (для отработки различных способов ходьбы) – 2 шт.
  • -  Стойка с регулируемой высотой – 2 шт.
  • - Обруч пластмассовый диам. 55 см – 25 шт.
  • - Детские велотренажер  – 2 шт.
  • - Батут – 1 шт.
  • - Мат гимнастический 2,0×1,0×0,1м цветной (искусственная кожа) - 2 шт.
  • - Канат для перетягивания х/б 10м диам.30мм – 1 шт.
  • - Клюшка с шайбой (комплект) – 10 шт.
  • - Конус сигнальный – 12 шт.
  • - Лыжи пластиковые – 25 шт.
  • - Скамья наклонная с гладкой поверхностью – 2 шт.
  • - Скамья наклонная с ребристой поверхностью – 1 шт.
  • - Лестница наклонная – 2 шт.

3.3 ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

Настоящая Программа рассчитана на один год, который рассчитывается с 1 сентября по 31 августа.

Режим работы группы – пятидневный, с 7.00 – 19.00, выходные – суббота, воскресенье, праздничные дни.

ООП ДО МКДОУ – детский сад «Солнышко» учитывает климатические, географические особенности, то образовательная деятельность в группе организуется  с учетом трех периодов:

Холодный период:  конец ноября – начало марта

Теплый период:  сентябрь – середина ноября, март - май

Также в МКДОУ – детский сад «Солнышко» организуется летний оздоровительный период: июнь- август.

Адаптационный период после летних каникул для подготовительной к школе группе составляет 1 неделю, для вновь поступившего ребенка – 2 недели, т.к. адаптационный период индивидуален для каждого ребенка, то он может продлиться до 4 месяцев для вновь поступившего ребенка.

 Занятия по физическому развитию основной образовательной программы ДОУ для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуются не менее 3 раз в неделю. Длительность занятий по физическому развитию зависит от возраста детей и составляет:

- в младшей группе – 15 мин.;

- в средней группе – 20 мин.;

- в старшей группе – 25 мин.;

- в подготовительной группе – 30 мин.

Один раз в неделю для детей 5-7 лет  круглогодично организовываются занятия по физическому развитию на открытом воздухе. Они проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям.

Особенности организации образовательной деятельности:

  • организация образовательной деятельности без принуждения; ненасильственные формы организации;
  • присутствие субъектных отношений педагога и детей (сотрудничество, партнерство);
  • игровая цель или другая интересная детям;
  • преобладание диалога воспитателя с детьми;
  • предоставление детям возможности выбора материалов, оборудования, деятельности;
  • более свободная структура ОД;

3. 4 Организация двигательного режима

Двигательный режим в  ДОУ включает всю динамическую деятельность детей, как организационную, так и самостоятельную.

При разработке рационального двигательного режима в настоящей программе, было важным не только обеспечить удовлетворение биологической потребности детей в двигательной активности, но, и предусмотрено рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель двигательного режима

Виды ДА 

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

Подвижные игры во время приёма детей

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно

5-7 мин.

Ежедневно

7-10 мин.

Ежедневно

10-12 мин.

Утренняя гимнастика

Ежедневно

3-5 мин.

Ежедневно 5-7 мин.

Ежедневно 7-10 мин.

Ежедневно 10-12 мин.

Физкультмин-ки

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

2-3 мин.

НОД по физическому развитию (2 в зале, 1 на улице)

2 раз в неделю

10-15 мин.

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 15-20 мин.

3 раза в неделю 25-30 н.

 

Подвижные игры

Ежедневно не менее двух игр по 5-7 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 7-8 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 8-10 мин.

Ежедневно не менее двух игр по 10-12 мин.

Оздоровительные мероприятия:

-гимнастика пробуждения

Ежедневно

5 мин.

Ежедневно

 6 мин.

Ежедневно

7 мин.

Ежедневно

8 мин.

Физические упражнения и игровые задания

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

8-10 мин.

Ежедневно, сочетая упражнения по выбору

10-15 мин.

Самостоятельная двигательная деятельность детей в течение дня

Ежедневно.

Характер и продолжительность зависят от индивидуальных данных и потребностей детей.

Проводится под руководством воспитателя.

4. Перечень литературы

Методические материалы и средства обучения

Методические пособия:

1. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

2. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Средняя груп-за.-М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

3. Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

4. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

5. Программа «Физическая культура дошкольникам» Л.Д. Глазырина

6. Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. — М., 2005.

7. Степаненкова Э. Я. Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2008

8. Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду, —М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.

Физкультурные занятия

1. Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду: Книга для воспитателей детского сада / Г.В.Хухлаева - М.: Просвещение, 1992.-191 е., ил.

2. ОРУ в дет. саду: Книга для воспитателей дет. сада / П.П.Буцинская, В.И.Васюкова, Г.П.Лескова. - М.: Просвещение, 1981. - 160с., ил.

3. Учите бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: просвещение, 1983. - 144с., ил.

4. Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке. М.: Просвещение, 1986.-158 с.

5. Физические занятия и спортивные игры в саду: Пособие для воспитателей подготовительной группы / А.И.Фомина. М.: просвещение, 1984- 160с., ил.

6. Физ. занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада./Фролова В.Г., Юрко Г.П.- М.: Просвещение, 1983. - 191 е., ил.

7. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе (из опыта работы). Под ред. А.В.Кенеман, М.Ю.Кистековской, Т.И.Осокиной. М.: Просвещение, 1980. - 142 е., ил.

8. Физическая культура - дошкольникам. Младший возраст: Пособие для педагогов дош. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр В/1АДОС, 1999. - 272с.

9. Физическая культура - дошкольникам. Средний возраст: Пособие для педагогов дош. учреждений. - М.: Гуманит. Изд, Центр ВЛАДОС, 1999.-304с.

10. Физические упражнения для дошкольников./Осокина Т.И. и Тимофеева Е.А. - Изд. 2-е, доп. - М.: Просвещение, 1971. - 80 е., ил.

11. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении./ Голицина Н.С.- М.: «Издат. Скрипторий 2003», 2006. - 72 с.

12. Рунова М.А.: Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. (с учетом уровня двигательной активности): метод, пособие для воспитателяинструкторов физкультуры / М.А. Рунова. - М.: Просвещение, 2007. - 79 е., ил. – (Дошкольный мир).

13. Рунова М.А.: Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 5 лет. (с учетом уровня двигательной активности): метод, пособие для воспитателя и инструкторов физкультуры / М.А. Рунова. - М.: Просвещение, 2007. - 111 е., ил. - (Дошкольный мир).

14. Коньки в детском саду./Пустынникова Л.Н. - М.: Просвещение, 1979. - 80 е., ил. - (Из опыта работы)

15. Методика физ. воспитания детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошк. учреждений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 176 е., ил.

16. Мир движений мальчиков и девочек: Метод, пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений./ С.О.Филиппова. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. - 96 с. - (Серия: из опыта педагога)

17. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1981.

18. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). / Волосова Е.Б. -М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с.

19. Физическая культура - дошкольникам: Программа и программные требования. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 114 с.

20. Физическая культура в детском саду. / Юсокина Т.И. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1986. - 304 е., ил. - (Б-ка воспитателя дет. сада.)

21. Дворкина Н.И. Методика сопряженного развития физических качеств и психических процессов у детей 3-6 лет на основе подвижных игр [текст]: учебно-методическое пособие/ Н.И.Дворкина. - М: Советский спорт. 2005. - 184 с.

22. Шишкина В.А. Движение + движение: Книга для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1992. - 96 е., ил

Утренняя гимнастика

1. Комплексы утренней гимнастики для детей 3-4 лет: Методическое пособие. - Спб.: «Детство - ПРЕСС», 2009. - 48 с.

2. Утренняя гимнастика под музыку: Пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада (из опыта работы) / Сост. Е.П.Иова, А.Я.Иоффе, О.Д.Головчинер. - 2-е изд., исп. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 176 е., ил., нот.

Дополнительная литература

Детские подвижные игры

1. 80 игр для детского сада./ Кильпио Н.Н. - Изд. 3-е, испр. И доп. М.: Просвещение, 1973. - 95 е., ил.

2. Детские народные подвижные игры: Книга воспитателей дет.сада и родителей./ Сост. А.В.Кенеман, Т.И.Осокина - 2-е издание, дораб. - М.: Просвещение; ВЛАДОС, 1995. - 224 с.

3. Детские подвижные игры народов СССР./ Пособие для воспитателя дет. сада, Сост. Кенеман А.В., под ред. Осокиной Т.И. - М.Просвещение, 1988. - 239 е., ил.

4. Игры детей мира./ Андраш Лукачи. - М.: «Молодая гвардия», 1977.- 269 е., ил

5. Игры на свежем воздухе. / Автор-сост. Дмитриев В.Н.- Издательский дом МСП, 1998.-238 с., ил.

6. Игры и развлечения детей на воздухе./Осокина Т.И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л.С. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1983. - 224 е., ил. - (Б-ка воспитателя дет.сада)

7. Подвижные игры в занятиях спортом./ Сост. Коротков И.М., под ред. Комарова А.В.. - М.: изд. «Физкультура и спорт», 1971. - 119 е., ил.

8. Подвижные игры с детьми младшего школьного возраста: Книга для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 79 е.

9. Русские народные подвижные игры: Пособие для воспитателя дет. Сада./ Под редакцией Л.В. Руссковой. - М.: Просвещение, 1986. - 79 е., ил.

10. Спортивный серпантин: сценарии спортивных мероприятий для младших школьников. / Автор-сост. Е.А.Гальцова, О.П.Власенко. - Волгоград: Учитель, 2007.-191 с.

11. Физкультура - это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием / Л.Н.Сивачева, гл. ред. С.Д.Ермолаева. - СПб.: «Детство - ПРЕСС», 2001. - 48 е., ил.

12. Физкультурные праздники для дошкольников: (пособие)/ А.Р.Куаншкалиева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. - 104 е., ил. - (Пособие для педагогов дошкольных учреждений)

13. Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет. - М.: ВАКО, 2007. - 304с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

14. Козак О.Н. Зимние игры для больших и маленьких. - Спб.: СОЮЗ, 1999. - 96 с.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по физическому развитию детей от2-х до 7 лет

Рабочая программа – это учебно-методический документ, характеризующий систему организации     образовательной деятельности по физическому развитию детей дошкольного возраста.....

Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы.

Рабочая программа по физическому развитию детей подготовительной к школе группы....

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №215 комбинированного вида «Кораблик детства»

Структура проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность: краткосрочный (с 06.09.2018 г. по 13.09.2018 г.). Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители. Про...