Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду
методическая разработка по физкультуре по теме

Ибрагимова Анна Сергеевна

Деятельность МБДОУ №32 «Пчелка»  строится с позиции охраны жизни, сохранения и укрепления здоровья детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультурно-оздоровительная работа

в детском саду

Деятельность МБДОУ №32 «Пчелка»  строится с позиции охраны жизни, сохранения и укрепления здоровья детей. 

Работая  в детском саду, я поняла, что показатели здоровья детей требует принятия эффективных мер по улучшению их здоровья. Но как это сделать, какими средствами и путями? Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, показало, что родители мало знают о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий ("не бегай, не прыгай, не лазай, а то упадёшь, посиди"), даже от здорового соперничества в подвижных играх.

Первое, с чем я столкнулась - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, плоскостопию, вследствие чего визуально у них наблюдается неуклюжесть, мешковатость, чувствуется скованность, неуверенность. Поэтому, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в особых упражнениях, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти упражнения  должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития.

       В детском саду сложилась и действует комплексная система физкультурно-оздоровительной работы, основными задачами которой являются:

  • Вести разъяснительную работу со взрослыми о значении здоровья и

зависимости здоровья от образа жизни;

  • Укреплять здоровье детей с учётом современных условий жизни;
  • Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций;
  • Формировать умения и навыки правильного выполнения основных движений;
  • Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности;
  • Воспитывать культурно-гигиенические навыки;

С учетом этого определив  для себя следующие направления работы:

1. Охрана и укрепление здоровья детей;

2. Создание условий для эмоционального развития детей;

3. Формирование основ здорового образа жизни;

4. Взаимодействие детского сада и семьи.

5. Предотвратить нарушение осанки и  развитие плоскостопия.

Одно из важнейших направлений в работе нашего детского сада – физическое воспитание дошкольников, которое координирует инструктор физкультуры. Система физического воспитания включает в себя следующие виды деятельности :

· занятия физкультурой,

· утренняя гимнастика,

. дыхательные упражнения,

· оздоровительная гимнастика,

· физкультминутки,

· подвижные игры,

· массаж и самомассаж,

· спортивные досуги и развлечения,

· комплексы упражнений по релаксации.

         В течение года в детском саду педагогами проводились различные виды физкультурной работы: физкультминутки, гимнастика (утренняя и бодрящая гимнастика, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика); дни здоровья, физкультурные праздники, досуги, спартакиады.

       Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и в летний период времени на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе. Все вместе эти формы деятельности позволяют обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку детей.

        В утреннюю гимнастику и физкультурные занятия включаются корригирующие упражнения для профилактики, нарушения осанки, плоскостопия. На не физкультурных занятиях и между занятиями организовывались двигательно-оздоровительные моменты: упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, задания на развитие мимики и артикуляции и т.п. Для занятий на воздухе используются бадминтон, волейбольная сетка, баскетбольные мячи, скакалки, обручи, кольцеброс. Воспитанники МБДОУ являлись активными участниками спортивных мероприятий: «Быстрее, выше, сильнее», «Папа, мама и я спортивная семья».

       Во всех группах, с учетом возраста детей, оборудованы спортивные уголки, имеется нестандартное оборудование для закаливания, профилактики плоскостопия, коррекции осанки.  На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности. Опираясь на эти сведения, проводится коррекционная работа с детьми ДЧБ, с нарушениями осанки и плоскостопием. Особое внимание уделяется двигательной активности детей. Помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельной двигательной деятельности. Ежедневно в каждой группе – оздоровительная ходьба и оздоровительный бег на прогулке. Учитывая высокий процент ортопедической патологии, в частности деформаций стоп у детей, возникла необходимость увеличения объема целенаправленной двигательной активности с использованием традиционных и нетрадиционных форм физической культуры в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

                         Схема рационального двигательного режима.

Формы работы

Группы /продолжительность занятий

1

Ритмическая утренняя

гимнастика.

1-я младшая группа - 4-5 минут.

2-я младшая группа - 5-6 минут.

Средняя группа - 6-8 минут.

Старшая группа - 8-10 минут.

Подготовительная группа - 10-12 минут.

2.

Физкультминутки, физкультпаузы.

На интеллектуальных занятиях ежедневно не менее 3 минут.

3

Подвижные игры, развлечения, упражнения

В свободное от занятий время. Двигательная активность в неделю составляет 5-8 часов.

4

Занятия по физической культуре:

Физкультура 3 раза в неделю

(младшая - подготовительная группы).

Младшая группа - 15 минут.

Моторная плотность -70% и более, увеличение ЧСС на 50% от исходного.

Средняя группа - 15-20 минут.

Моторная плотность- 70% и более, увеличение ЧСС на 50% от исходного.

Старшая группа - 20-25 минут.

Моторная плотность 75% и более, увеличение ЧСС на 60%-70% от исходного .

Подготовительная группа-25-30 минут

Моторная плотность -80% и более, увеличение ЧСС на 70%-80% от исходного.

5

Физкультурный досуг 1 раз в месяц.

Праздник 2 раза в год.

Досуг: младшая и средняя группы -15-20 минут;

старшая и подготовительная группы - 25-30 минут

Праздник: Младшая и средняя группы - 45 минут

Старшая и подготовительная группы - 60 минут

Моторная плотность - 60% и более.

6

Прогулки и развлечения на воздухе.

Во всех группах 2 раза в день

7

Дыхательная гимнастика, самомассаж после дневного сна.

Во всех группах ежедневно.

8

Профилактики плоскостопия, нарушения осанки.

Во всех группах 2-3 раза в неделю.

9

Диагностика физического развития

2 раза в год (с 4-х летнего возраста).

10

Физкультурная переменка после каждого занятия.

10 минут

Материально-техническое обеспечение МБДОУ

Материально-техническое оснащение и оборудование, пространственная организация среды МБДОУ №32 соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и обеспечивают физкультурно-оздоровительную работу. Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в МБДОУ созданы следующие условия:

  • Спортивный зал со спортивными комплексами и спортивным инвентарем; (гимнастические стенки, модули, гимнастические мячи, различные тренажеры, бегущая дорожка, гимнастический станок, сухой бассейн, степы, скамейки, обручи и т.д.); спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • физкультурные уголки (во всех группах);
  • существует кабинет медицинского работника (изолятор и процедурный кабинет).

Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительной работы включает оздоровительные мероприятия.

Формы работы с родителями

На мероприятиях в МБДОУ мы знакомим родителей с результатами диагностики, пропагандируем значение соблюдения гигиенических требований, говорим о необходимости рационального режима дня и пользе закаливания.  Привлекаем родителей к участию совместных мероприятий, направленных на воспитание здорового ребенка.

Все это помогает создать климат сотрудничества педагогов и родителей, достигнуть успехов в воспитании детей, сделать родителей активными соучастниками педагогического процесса.

А так же  мы проводим анкетирование, беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок, консультации, папки-передвижки. 

(приложение 1). Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.

Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар. Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем, однако люди не заботятся о здоровье так, как это необходимо.
Но важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Анкета для родителей.

какое место занимает физическая культура в вашей семье?

1. Ф.И.О., образование, место работы, количество детей в семье_______________________

______________________________________________________________________________

2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?_______________________

______________________________________________________________________________

3. Есть ли в доме спортивный снаряд? Какой?_______________________________________

4. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию? Какую?____________________________

______________________________________________________________________________

5. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня?_______________________________

6. Соблюдает ли ребенок этот режим?_____________________________________________

7. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику? Мама (да, нет), папа (да, нет),

- дети (да, нет), взрослый вместе с ребенком (да, нет),

- регулярно, нерегулярно____________________________________________________

8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед едой, после

туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги перед сном и т.п.)?________________________

9. Знаете ли Вы основные принципы и методы закаливания? Перечислите их____________

______________________________________________________________________________

10. Проводите ли дома с детьми закаливающие мероприятия?_________________________

11. Что мешает вам заниматься закаливанием детей дома?____________________________

______________________________________________________________________________

12. Кто из членов семьи чаще всего гуляет с ребенком?_______________________________

______________________________________________________________________________

13. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада?__________________________________

14. Гуляет ли Ваш ребенок один, без взрослых?_____________________________________

15. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные дни:

- подвижные игры, - просмотр телепередач,

- спортивные игры, - музыкально-ритмическая деятельность,

- настольные игры, - чтение книг.

- конструирование,

Resource id #3150

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный проект "Футбол в детском саду"

Представляю 2-х месячный проект по обучению детей элементам игры в футбол....

Отчет по годвому плану:"Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада"

Отчет по годовому плану: «Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада»...

Физкультурно-оздоровительный уголок в группе детского сада

laquo;Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»....

Физкультурно-оздоровительный проект для педагогов детского сада "Здоровье, сила, красота".

Проект отражает систему деятельности ДОУ по здоровьесбережению сотрудников, эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления, профилактической  работе в коллективе....

«Волшебные хлопки» или «Аплодисменты здоровья» - китайская хлопково – ударная гимнастика, как одна из нетрадиционных оздоровительных технологий физкультурно – оздоровительной работы в детском саду.

Профилактическая и оздоровительная деятельность в детском саду является чрезвычайно важной и первостепенной задачей. Для достижения основных цели и задач используются различные традиционные и нетрадиц...

«Использование малых фольклорных форм в оздоровительной деятельности как один из факторов модернизации системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду».

Фольклор как сокровищница русского народа находит свое применение в различных разделах работы с дошкольниками: речевой, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной. В ДОУ приходят дет...