Статья "Досуг, как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта"
проект по физкультуре (старшая группа) по теме

Гончарова Наталья Михайловна

Проект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i_1_goncharova_statya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Досуг как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта

Охрана здоровья подрастающего поколения в нашем обществе имеет большое государственное и социальное значение. Именно дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Сегодня необходим поиск новых подходов к оздоровлению. Т.к. заботясь лишь о физическом развитии детей, педагоги и родители забывают о том, что здоровье человека, в первую очередь зависит от самого человека, его отношения к нему. Т.е. наша задача не только обучить ребёнка выполнению необходимых действий для оздоровления, но и донести до ребёнка ценность собственного здоровья и необходимость бережного отношения к нему.  Отношение ребёнка является производным от тех представлений, которые складываются в той или иной области познания -  с одной стороны. А с другой – отношение – это базисная личностная характеристика человека, влияющая на жизнь и образ жизни. В развитии ЗОЖ ребёнка, формировании правильного отношения к здоровью представления играют важную роль. В число представлений ЗОЖ попадают и представления о разных видах спорта.

Результаты теоретического анализа показали, что чаще  ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта ограничиваются лишь разучиванием элементов разных видов спорта и спортивных игр на физкультурных занятиях, а также одной - двумя беседами на занятиях по Валеологии или на ОБЖ.  И не всегда в детских садах есть возможность познакомиться со всеми необходимыми по программе  видами спорта, т.к. нет бассейна или необходимых спортивных снарядов.

Таким образом, ознакомление детей с разными видами спорта, в условиях ДОУ, опираясь на особенности дошкольников, возможно в  специально организованной детской деятельности, в интересной для них  форме досуга. Досуговая деятельность – это такая деятельность, которая включает в себя отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество (Созинова М. В.). Наиболее успешно это будет происходить при условии если:

- досуг представляет собой интегративную детскую деятельность, сочетающий разные виды активности ребёнка;

-  досуг организован с использованием современных методов и средств организации детской деятельности;

 - досуг организуется как совместная деятельность ребёнка и его родителей.

В начале, моей целью было изучить особенности представлений детей старшего дошкольного возраста о разных видах спорта и условиях их развития в ДОУ. Для этого мною была разработана диагностика.  

Задачи эксперимента были  

  1. Изучить особенности отношения детей старшего дошкольного возраста к разным видам спорта
  2. Изучить особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о разных видах спорта
  3. Изучить условия ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта в ДОУ

         

В констатирующем эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста: 9 девочек и 11 мальчиков. Задания проводились индивидуально с каждым ребёнком. В это же время проводилось наблюдение за поведением детей, беседа с 4 воспитателями ДОУ, анализ документации и анкетирование родителей. Данное учреждение работает по программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, досуги проводятся 1 раз в неделю, физкультурные 1 раз в месяц.

        Итоги обследования свидетельствовали о средне-низком уровне знаний и отношений детей старшего дошкольного возраста к спорту: распределение детей по 0-1 уровням, с преобладанием 0 уровня (55%), большим числом на 1 уровне (45%), отсутствием на 2  и 3 (высоком и превосходном) уровне.

        Дети, рассуждая о спорте, чаще не понимали значение данного понятия или имеют обобщённое представление, опираясь на свой личный опыт, а не знания, полученные в детском саду. У незначительной части детей есть предпочтения в занятиях спортом, опыт занятий спортом в условиях ДОУ и семьи и в использовании элементов спорта, спортивного инвентаря в самостоятельной спортивной деятельности. О положительном отношении к разным видам спорта свидетельствует наличие у большинства детей комментариев во время выполнения задания о своих успехах в спортивной деятельности. Обнаружено, что знания детей о разных видах спорта ограниченные, неконкретные и несистематизированные. Дети недостаточно эрудированны в вопросах, касающихся спорта для старшего дошкольного возраста. Причинами данных особенностей представлений детей старшего дошкольного возраста о спорте могут являться несовершенные  педагогические условия:

  1. Недостаточно высокий уровень представлений о разных видах спорта и его значения  в старшем дошкольном возрасте у воспитателей;
  2. Не конкретно и не логично спланированный педагогический процесс по ознакомлению с разными видами спорта;
  3. Недостаточно разработана развивающая среда групп по данному направлению;
  4. Недостаточно внимания уделяется работе с родителями по ознакомлению детей со спортом.

Результаты констатирующего эксперимента определили содержание формирующего эксперимента. На этом этапе исследования была разработана система досугов по ознакомлению детей с разными видами спорта.

Для ознакомления детей с разными видами спорта на первом досуге дети были поставлены в проблемную ситуацию – помочь жителям «Лентяево»(детский сериал). Дети, отгадывая загадки и выполняя различные двигательные задания,  нашли «Азбуку спорта», на страницах которой исчезли все виды спорта и их необходимо отгадать и восстановить обратно на  страницы.

        Вначале проводились досуги с тематикой посвящённой зимним видам спорта, что соответствовало сезону. Один из досугов обобщал зимние виды спорта и был проведён совместно с родителями. На этих досугах дети отгадывали загадки о соответствующих видах спорта, пели песни, проявляли творчество в придумывании движений, соревновались в ловкости и быстроте.  Родители, также были  активны, помогали детям выполнять задания и проявляли свои знания, умения самостоятельно, показывая детям пример.  До проведения данного мероприятия родители готовили «домашнее задание», учили стихи, загадки, помогали в изготовлении и подготовке атрибутов.

          Затем были проведены досуги, посвящённые индивидуальным летним видам спорта, таким как, городки, настольный теннис. Где дети смастерили воланчики, отгадывали загадки о спортивном инвентаре, необходимом для этих видов спорта, придумывали фигуры из городков, упражнялись в выполнении двигательных действий для данных видов спорта, а также  соревновались в ловкости.          

        Позже дети познакомились с  летними командными видами спорта, которые также были проведёны совместно с родителями. Здесь детям предлагалось сравнить командные виды спорта с мячом, определить лучшую поделку, сделанную совместно с родителями, отгадать двигательные загадки и посоревноваться в ловкости с родителями.  

        Далее использовались досуги, тематикой которых являлись те виды спорта, с элементами которых дети знакомятся вне дошкольного учреждения (плавание, велоспорт). На этих досугах дети участвовали в экспериментировании с водой, отгадывали кроссворды, соревновались в быстроте и ловкости, конструировали свои велосипеды из крупного лего.  

        В одном из последних досугов решалась задача познакомить детей с соревнованиями, где дети соревновались в эстафетах среди сверстников других дошкольных учреждений и их представления пополнились знаниями о процессе соревнования, судействе, награждении.  

        И последний досуг был проведён, как обобщающий, где знания детей уточнялись, обобщались с помощью отгадывания и  придумывания загадок для  «Азбуки спорта» в сочетании с двигательными заданиями, играми. Этот досуг являлся итогом работы на данном этапе.

        Работа по придумыванию загадок уже велась в детском саду, поэтому это было неново для детей. Новым было лишь содержание загадок. Но полученные знания о разных видах спорта на досугах позволило детям проявить своё творчество. Перед тем, как придумывать загадки, дети рассматривали  материалы, которые были собраны на каждом из досугов (фото, поделки, рисунки детей), далее предлагалось вспомнить, что больше всего запомнилось,  играли в полюбившиеся им  игры, отгадывали загадки  и затем придумывали свои загадки.

Для воспитателей была проведена 1. консультация «Проблема ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта»

Цель: ознакомление с итогами диагностик, активизация внимания к проблеме ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта.

2.  Семинар - практикум «Досуг, как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта»

Цель: уточнение представлений воспитателей о средствах формирования представлений о разных видах спорта у детей, углубление и обмен знаниями о современных методах, приёмах и формах ознакомления детей со спортом

        На этапе формирующего эксперимента осуществлялась апробация данной системы, и по итогам формирующего эксперимента, нами был проведён контрольный срез с целью проверки результатов проведённой экспериментальной работы.

        В основе проверочных заданий формирующего эксперимента лежали задания констатирующего. Мы постарались выявить особенности ознакомления с разными видами спорта детей экспериментальной группы на данный период времени.

В результате, на низком уровне осталось 5% детей, что значительно меньше от числа начального результата 55%.

        Обращая внимание на процентное соотношение полученных результатов, мы видим положительную динамику представлений детей о разных видах спорта. Таким образом, проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что ознакомление детей старшего дошкольного возраста с разными видами спорта эффективно происходит в условиях досуга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Развитие мелкой моторики руки и ребенка старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Ребенок в повседневной жизни, о...

«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности»

В дошкольном возрасте закладываются основы личности. Именно в эти годы, для которых характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, являются благоприятным для нравственного и духовног...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста через разные виды творческих рассказов»...

Методическая разработка «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в разных видах детской деятельности посредством использования камешков»

При формировании познавательного интереса просто необходимо использовать игровой занимательный материал, который сможет увлечь, активизировать умственную деятельность, способствует организации общения...