Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре (старшая группа) по теме

Грищенко Татьяна Андреевна

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

«Двигательный  игротренинг для дошкольников»

(с использованием нестандартных методик занятий на фитболах)

Выполнила: Грищенко Татьяна Андреевна

Воспитатель ГБДОУ № 52

СПБ, Красносельского района

ул. Театральная 9

                                                   

                                                     

2013 год

      Оглавление.

1.Актуальность темы

2.Опыт работы

3. Фитбол и его применение

4. Механизмы физиологического воздействия фитбола на организм ребёнка

5. Этапы освоения упражнений с использованием фитболов

6. Организационно-методические указания                

7. «Звучащие стихи» в коррекции общей моторики                          

8. Практикум по двигательной сказкотерапии для дошкольников  

9. Оценка эффективности занятий фитбол – гимнастикой                

10. Заключение

                                         

Актуальность

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития .

Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.

На сегодняшний день в дошкольном возрасте практически здоровые дети составляют 3-4 %, с нарушениями осанки – 50-60%, плоскостопием – 30%, разновеликостью нижних конечностей более

1см – 17%. За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребёнка стало редкостью, растёт число недоношенных детей, число врождённых аномалий, число детей с речевыми расстройствами. Более 20% детей старшего дошкольного возраста имеют ΙΙΙ группу здоровья. Причина роста патологии множество. Это  и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ассоциативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой дествительностью, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворять свою биологическую потребность в активных движениях.

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в ДОУ, особенно в логопедических и оздоровительных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исследования показывают, что дети 90-х годов отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков.

Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти.  Диспропорциональность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качеств их выполнения.

Всё вышесказанное ещё раз убеждает в том, что дети в д/с часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания. необходимо найти такие приёмы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех каналов восприятия(зрения, слух, осязания, обоняния)и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитболами.

1.1. Цель

Цель данной системы заключается в содействии гармоничному физическому развитию ребенка

1.2. Задачи

- формирование базы данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях организма воспитанников;

- разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления детей в образовательном учреждении, исходя из особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

1.3. Показатели эффективности

К ним можно отнести:

- снижение заболеваемости;

- повышение уровня физического развития;

- повышение уровня физической подготовленности (прирост показателей развития физических качеств в динамике);

- стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонных периодах;

- сформированная потребность в движениях (умение самостоятельно организовать и провести подвижную игру, заниматься физическими упражнениями, по назначению использовать спортивный инвентарь);

- умение использовать полученные знания и сформированные умения в изменяющихся условиях обучения.

        

2. Комплексная диагностика

2.1.Исследование состояния здоровья детей специалистами:

- осмотр детей специалистами детской поликлиники (углубленный медосмотр 2 раза в год);

- осмотр детей специалистами для ранней диагностики нарушений опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие) и других функциональных нарушений;

- диагностика речевого и внеречевого дыхания логопедом

2.2. Наблюдение успешности обучения воспитанников в период их пребывания в ДОУ.

2.3. Определение соответствия образовательной сферы (материально-техническое обеспечение образовательного процесса, характеристика педагогического коллектива, организация образовательного процесса) возрастным, индивидуальным, половым особенностям воспитанников, состоянию их здоровья и своевременному выявлению факторов риска для их здоровья и развития по следующим разделам:

- создание условий (наличие адекватного оборудования физкультурного зала, приобретение атрибутов и пособий, наличие физкультурных уголков в группах);

- изучение новейшей литературы и написание перспективных планов с использованием оздоравливающих технологий;

- подготовка сотрудников к выполнению поставленных задач, анкетирование;

3. Физкультурно-оздоровительная работа

3.1. Занятия по физкультуре всех видов: традиционные; занятия-соревнования; самостоятельные; интегрированные с другими видами деятельности; праздники и развлечения.

3.2. Система эффективных закаливающих процедур: воздушное закаливание; водное закаливание; хождение «по дорожкам здоровья» (закаливание, профилактика плоскостопия); хождение босиком; полоскание горла и рта; максимальное пребывание детей на свежем воздухе.

3.2. Активизация двигательного режима воспитанников:

- создание необходимой развивающей среды;

- проведение подвижных игр, пеших переходов во время прогулок;

- строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;

- проведение утренней гимнастики, физкультминуток, подвижных игр в свободной деятельности;

- организация спортивных праздников и физкультурных досугов;

3.3. Использование оздоровительных технологий на занятиях:

- пальчиковая и артикуляционная гимнастика;

- дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой; психогимнастика по методике Чистяковой; хождение по «дорожке здоровья ».

3.4. Профилактическая работа:

- постоянный контроль осанки;

- контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной нагрузкой;

- подбор мебели в соответствии с ростом детей;

-профилактический прием дибазола, элеутерококка, оксолиновой мази для носа в период эпидемии простудных заболеваний (под контролем педиатра);

- витаминотерапия, кварцевание;

- сбалансированное питание; вакцинация против гриппа; закаливание;

- употребление свежего чеснока и лука; употребление соков и фруктов (второй завтрак).

 Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Группы

1.

Обеспечение

здорового

ритма жизни

- Щадящий режим (адаптационный период)

- гибкий режим

- создание комфортной обстановки

Все

2.

Физические

упражнения

- утренняя гимнастика

- физкультурные занятия

- подвижные игры

- профилактическая гимнастика (дыхательная, улучшение осанки, зрения, исправление плоскостопия, фитбол-гимнастика)

- спортивные игры

- прогулки, походы

- гимнастика после дневного сна

Все

3.

Гигиенические

и водные процедуры

- обширное умывание

- мытье рук

- игры с водой

- обеспечение чистоты среды

Все

4.

Свето-воздушные ванны

- проветривание помещений

- сон при открытых фрамугах

- прогулки на свежем воздухе

- обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все

5.

Спецзакаливание

- ходьба босиком

- полоскание горла

Все

6.

Активный отдых

- неделя здоровья (каникулы)

- физкультурно-спортивные праздники

- дни здоровья

- физкультурный досуг

Все

7.

Арома-

фитотерапия

- фитопитание (чай, отвары)

Все

8.

Диетотерапия

- рациональное питание

- индивидуальное меню (для детей аллергиков по согласованию с педиатром)

Все

9.

Свето-

и цветотерапия

- обеспечение светового режима

- цветовое и световое сопровождение учебного процесса

Все

10

Музотерапия

-музыкальное сопровождение учебного процесса

- сон под музыку

- музотеатральная деятельность

- пение

Все

                       Физкультурно-массовые мероприятия.

1. Неделя здоровья                       2 раза в год

2. Физкультурно-спортивные     2 раза в год по 30-40 мин.

                              праздники

3.Физкультурный досуг              2 раза в месяц по 30-40 мин.

4. День здоровья                          2 раза в год по 30-40 мин.

                      Учебные занятия в режиме дня.

Физкультурные и индивидуальные занятия  - 2 раза в неделю по 20-25 минут.(1 раз в неделю занятие на улице)

                Физкультурно- оздоровительные занятия.

1.Утренняя гимнастика     Ежедневно в зале или на открытом воздухе

                                                                                                         (10-12мин)

2. Физкультминутка           Ежедневно по мере необходимости (3-5 мин)                      

3. Подвижные игры и         Ежедневно во время утренней или            

    физические упр-я            вечерней прогулки(20-25мин.)

    на прогулке

4. Пробежки по мас-           2-3 раза в неделю после дневного

сажным дорожкам               сна (5-7 мин.)

(с воздушными ван-

нами)

5. Гимнастика после          2-3 раза в неделю(5-7мин.)

   дневного сна

Оценка эффективности занятий фитбол – гимнастикой

Для оценки  психомоторного развития дошкольников в практике ДОУ используются диагностические методики Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич.

Критерии оценки выполнения:

- 3 балла- правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;

- 2 балла- неправильное выполнение после третьего движения. Есть отдельные изолированные движения, но навык не автоматизирован;

- 1 балл – ребёнок не может выполнить задание уже на втором движении;

- 0 баллов- отказ от выполнения движения.

Задания для детей 5-6 лет

А- пятка правой(левой) ноги примыкает к носку левой(правой) ноги. Стопы расположены по прямой линии, руки – вдоль туловища.

Необходимо сохранить заданную позу(устоять на носках)с закрытыми глазами. Для детей этого возраста норма 15 сек

В - ребёнку предлагается сделать прыжок с двух ног на расстояние 30 см вперёд, а затем спиной назад. Оценивается точность приземления на две ноги одновременно и « свобода» совершаемого движения.

С – ребёнок должен поразить мячом цель размером 25Χ25см с расстояния 1,5м (диаметр мяча 8 см). оценивается выполнение для каждой руки отдельно.

Д- ребёнку предлагается скатать  шарики из листа папиросной бумаги размером 5 Χ5см, рука вытянута вперёд(помощь другой рукой отсутствует0 для ведущей руки норма 15 сек., для второй – 20 сек.

Задания для детей 6-7 лет

А- в течение 10 сек. Ребёнок должен устоять на одной ноге; другая нога согнута, приставлена к колену и отведена под прямым углом.

После 30-секундного отдыха ту же позицию предлагается повторить с опорой на противоположную ногу.

В- ребёнку предлагается по команде быстро, без помощи рук, сесть по-турецки, затем встать.

С- ребёнок должен преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигаясь перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение от воображаемой прямой не должно быть при этом более 50 см.

Д- ребёнку предлагается разложить 36 игральных карт(или им подобных)одной рукой на 4 кучки. Нормой для ведущей руки считается 35 сек., для второй- 45сек.

Контрольные упражнения для оценки сформированности основных движений (согласно возрастным нормам по типовой программе)

1.Ходьба

5 лет -  ходьба на носках, руки за голову; на пятках; перекатом с пятки на носок; ходьба в ритме на месте и с продвижением;

6 лет – гимнастическая ходьба; ходьба на наружных сторонах стопы; приставным шагом с хлопком.

2.Бег

5 лет -  бег в ритм на месте и с продвижением; с преодолением препятствий(обегать, перепрыгивать, пролезать)

6 лет – высокий бег, бег с захлёстыванием голени; уметь убегать от водящего, догонять убегающего.

3.Прыжки

5 лет -  прыжки на месте с поворотом на 90 градусов; ноги вместе – ноги врозь; поскок в ритм с продвижением; прыжки с места в высоту, глубину, длину;

6 лет - прыжки на одной ноге с продвижением; подпрыгивать на месте- одна нога вперёд, другая назад; поскок в ритм на месте; прыжки с разбега в высоту, длину; прыжки через длинную качающуюся скакалку; через короткую вращающуюся скакалку.

4.Лазанье

5 лет -  перелезание через бревно; ползание по гимнастической скамейке; ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони;

6 лет – лазание по гимнастической стенке( до верха) и слезание с неё ритмично, не пропуская реек; ползание на четвереньках, толкая головой мяч; на четвереньках назад: на животе. Пролезая под скамейкой.

5.Метание

5 лет -  метание мяча в цель одной рукой, отбивание мяча от пола не более 10 раз; бросание мяча вверх, а после удара мяча о землю уметь ловить мяч руками- выполнять не менее 10 раз подряд;

6 лет – свободное отбивание мяча от пола на месте и с продвижением; перебрасывание мяча друг другу и умение ловить его стоя, сидя и разными способами; овладение элементарными приёмами волейбола и баскетбола; метание мяча в горизонтальную и вертикальную цели.(центр мишени на расстоянии 2м) с расстояния 3-4 м.

6.Равновесие

5 лет -  ходить и бегать по горизонтальной и наклонной доске переменным шагом прямо и приставным шагом боком; уметь сделать остановку во время бега, присесть или повернуться кругом, затем продолжать бег; кружиться в обе стороны; ходить по гимнастической скамейке, перешагивая через набивные мячи; то же с мешочком на голове;

6 лет – уметь выполнять сложные упражнения на равновесие(«ласточка», «пистолетик», «цапля») на полу  и на гимнастической скамейке; стоя на гимнастической скамейке, поднимать на носки и опускаться на всю ступню; поворачиваться кругом; после бега и прыжков приседать на носках, руки в стороны; останавливаться и стоять на одной ноге, руки на поясе.

Диагностика двигательного развития детей логопедической группы

Ф. И.

ребёнка

психомоторное развитие

сформированность основных движений

А

В

С

Д

1

2

3

4

5

6

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Диагностика двигательного развития детей ЧБД группы

Ф. И.

ребёнка

психомоторное развитие

сформированность основных движений

А

В

С

Д

1

2

3

4

5

6

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Методика проведения занятий по фитбол-гимнастике

По структуре двигательный тренинг напоминает классические занятия по физическому воспитанию со строгой трехчастной формой, где есть:

  • вводная часть, в задачи которой входит развитие всех видов внимания, восприятия и памяти, ориентировки в пространстве на материале основных движений;
  • основная часть — освоение общеразвивающих упражнений и упражнений на тренажерах;
  • заключительная часть — подвижная игра и релаксация.

В этой возрастной группе дети уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений.

На седьмом году жизни происходит переход от игровой деятельности к учебной. Ребенок подолгу сидит на занятиях, получая повышенную нагрузку на позвоночник. Эту неизбежную нагрузку можно уменьшить упражнениями фитбол-ритмики, о которой более подробно будет изложено ниже. У детей седьмого года жизни крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сильным размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, дифференцированными, требующими большой точности. В этом возрасте больше внимания следует уделять игровым упражнениям разминочной части, которая включает задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля и саморегуляции. После сильного возбуждения с эмоциональной основной частью, с ее повышенной двигательной активностью, в этом возрасте особенно необходима заключительная релаксационная часть. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Несмотря на то, что игровая деятельность переходит в учебную, игра для детей этого возраста продолжает занимать очень важное место. Изменяется качество игр. Все большее значение приобретают коммуникативные, психокоррекционные и командные игры с элементами спорта.

Приступая к занятиям, необходимо соблюдать «золотые правила» фитбол-гимнастики.

  1. Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
  2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
  3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и нескользкую обувь.
  4. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
  5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять дискомфорт.
  6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси могут повредить межпозвонковые диски, играющие роль буферов.
  7. При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.
  8. Выполняя на мяче упражнения лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперед-назад, что связано с частой у детей проблемой нестабильности шейного отдела позвоночника. По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на мячах.
  9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
  10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
  11. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке на занятиях с мячами.
  12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. В связи с этим одним из эффективных средств является музыкальное сопровождение.
  13. Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение и выполняют другие логопедические задания.
  14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

Нельзя забывать о необходимости контроля за физическим состоянием детей. Дети с нарушениями речи, как правило, относятся ко второй-третьей группам здоровья. У многих из них есть противопоказания, которые необходимо учитывать на занятиях по ритмике. Следует помнить, что дети не способны сами контролировать свое состояние и ответственность за их здоровье лежит на педагоге.

Следует обращать особое внимание на признаки физического неблагополучия ребенка, при появлении которых необходимо снизить нагрузку или даже прекратить на время занятие:

  • изменение цвета кожного покрова, особенно в виде резкого побледнения или покраснения, появления пятен на лице ребенка;
  • обильное потоотделение;
  • поверхностное, аритмичное дыхание через широко открытый рот;
  • потеря равновесия, резкая сгорбленность, неуверенная походка;
  • страх, сонливость, тоска, искаженный гримасой рот, тусклый взгляд.

Физическое состояние ребенка в результате полученной нагрузки можно контролировать по степени учащения пульса и дыхания и по времени возвращения этих показателей к исходным величинам. В норме при физической нагрузке пульс дошкольников может учащаться на 25—50% по отношению к исходной величине, а дыхание — на четыре-шесть раз в минуту. При этом данные показатели после занятия должны вернуться к исходным величинам через две-три минуты. Отклонениями от нормы считается учащение пульса более чем на 50% и увеличение показателей дыхания (более 4—6 раз в минуту).

Если состояние ребенка не нормализуется после отдыха, его нужно направить на консультацию к врачу.

С первых же занятий, независимо от возраста, необходимо:

1. Дать детям представления о форме и физических свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как:

  • прокатывание мяча по полу, по скамейке, между опорами «змейкой», вокруг различных ориентиров;
  • поглаживание, похлопывание, отбивание мяча двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
  • передача мяча друг другу, броски мяча;
  • игры с мячом: «Догони мяч», «Попади в цель», «Докати мяч» (варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступней).

2. Учить правильной посадке на мяче:

  • сидя на мяче у твердой опоры, уметь самостоятельно проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу).

3. Учить основным движениям с мячом, которые соответствуют возрастным возможностям детей:

  • ходьбе с мячом в руках;
  • бегу с мячом в руках;
  • прыжкам на месте с мячом в руках на одной, двух ногах;
  • прыжкам на месте с мячом между ног с различными движениями рук;
  • прыжкам с продвижением вперед, мяч в руках.

4. Учить основным исходным положениям фитбол-гимнастики.

Положение стоя с мячом:

  • мяч в опущенных руках;
  • мяч перед грудью в вытянутых руках;
  • мяч перед грудью в согнутых руках;
  • мяч над головой в вытянутых руках;
  • мяч за головой;
  • мяч за головой в согнутых руках.

Положение приседа с мячом:

  • присед с опорой руками на мяч, колени в стороны;
  • присед с опорой руками на мяч, колени вместе.

Положение сидя на мяче:

  • сидя на мяче, ноги вместе, с различными исходными положениями рук — руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.
  • ноги на ширине плеч; с различными исходными положениями рук — руки на поясе, руки к плечам, руки за головой и т. д.

Положение сидя на полу:

  • руки в упоре сзади, мяч между ног;
  • руки в упоре сзади, вытянутые ноги на мяче;
  • сидя на полу, мяч перед собой на коленях; и сидя на полу, мяч за спиной;
  •  сидя на полу, мяч поднят над головой;
  • сидя на полу, руки и ноги крепко охватывают мяч, голова прижата к мячу.

Положение стоя на коленях:

  • с опорой руками на мяч;
  • с упором руками на мяч сбоку;
  • положение сед на пятки, руки в опоре на мяч;
  • положение сед на пятки, мяч сбоку.

Лежа на полу:

  • лежа на спине, вытянутые ноги на мяче, таз опущен;
  • лежа на спине, мяч удерживается стопами или коленями;
  • лежа на спине, мяч удерживается руками на груди или на животе;
  • лежа на спине, мяч на вытянутых руках за головой или перед собой;
  • лежа на животе, мяч удерживается стопами;
  • лежа на животе, мяч на спине прижимается к ягодицам стопами; и лежа на животе, мяч в вытянутых руках;
  • лежа на боку, ноги на мяче;
  • лежа на боку, мяч в вытянутых руках;
  • лежа на боку, мяч удерживается стопами.

Лежа на мяче:

  • на животе в упоре ногами в пол, руки свободны;
  • на передней поверхности бедер в упоре руками в пол, ноги свободны;
  • на груди с упором ладонями и стопами в пол;
  • на спине в упоре на стопах, руки за головой;
  • на боку в упоре на стопах, руки на мяче.

«Звучащие стихи» В коррекции общей моторики

На последующих этапах коррекционной работы вводятся общеразвивающие упражнения на развитие динамической координации, которые направлены прежде всего на коррекцию опорно-двигательного аппарата. Во всех предложенных заданиях указан терапевтический эффект и  даны методические пояснения по безопасному их исполнению.

Необходим учёт  основных принципов коррекционной работы в саду — комплексный подход, где особую значимость приобретает сочетание и освоение материала на всех других занятиях: музыкальных, физкультурных, логопедических, по изобразительной деятельности и прочих. Следующая серия общеразвивающих упражнений разучивается с музыкальным сопровождением как более сложным видом выполнения заданий, так как именно музыка задает темп, динамику, амплитуду и силу движений. Музыку для упражнений написал композитор С. М. Антипов, все мелодии которого просты по интонации и ритму, но вместе с тем очень образные и яркие по характеру. Каждое упражнение серии разучивается на музыкальном занятии как маленькая песенка, в свободное от занятий время в группе ребенок рисует тот или иной персонаж, что способствует лучшему запоминанию как упражнения, так и стихотворения. Здесь основное внимание педагога уделяется соответствию выразительных пластических движений создаваемому образу.(смотреть картотеку.)

Практикум по двигательной сказкотерапии для дошкольников

В основе психологических игр, проведенных с использованием коррекционных мячей, лежат все общеразвивающие упражнения, разученные ранее. Одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно в логопедических детских садах, является принцип повторяемости, что объясняется сниженной способностью автоматизировать выученные умения. Одни и те же упражнения, повторяющиеся из урока в урок, быстро надоедают ребенку, поэтому для разнообразия и заинтересованности детей все упражнения объединены в литературные сказки.

Фитбол-сказки могут быть самостоятельными занятиями с детьми младшего дошкольного возраста, .когда педагог рассказывает сюжет сказки, сопровождая ее выученными ранее знакомыми движениями. Внимание детей приковано к содержанию сказки, и выполнение упражнений не становится скучным и однообразным повторением.

Для детей старшего дошкольного возраста фитбол -сказки могут использоваться в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания детей в группе, когда дети находятся еще в полусонном состоянии, педагог предлагает детям прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя собой один из вариантов мнемотехники (эйдотехники), позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку как единый двигательный комплекс.

В конце каждой сказки даны схемы описанных выше упражнений (мнемотаблицы), показывая которые детям можно рассказывать сказку с одновременным выполнением упражнений.

Полезно, чтобы после гимнастики, в свободной деятельности в группе, дети смогли повторить и воспроизвести сказку. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи. Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, за-бота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие.

В практикуме по двигательной сказкотерапии предлагается наиболее удачные сказки, написанные А. И. Константиновой и предложенные А. Г. Назаровой в игровом стретчинге. Сказки адаптированы авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп. Опыт работы в логопедическом детском саду показал, что две оздоровительные методики (фитбол-гимнастика и игровой стретчинг) должны быть взаимодополняемы, не исключая друг друга. Коррекционная логопедическая работа будет наиболее эффективной, если многократное повторение одной и той же сказки будет осуществляться в различных режимных моментах, на всевозможных занятиях с многообразными целями: образовательными, воспитательными, коррекционными.

Опыт работы.

Для решения поставленной цели, мною были отобраны и обобщены методики по физкультурно-оздоровительной работе:

- систематизирована и адаптирована к условиям нашего ДОУ, в неё входят: формы и методы оздоровления детей (смотреть таблицу), физкультурно - массовые мероприятия,

Учебные занятия в режиме дня, физкультурно-оздоровительные занятия;

- проведена диагностика (автора А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова) , которая показала -  дети имеют низкий уровень психомоторного развития ,а именно имеют низкую статистическую координацию и статическую выносливость, не способны выражать в пластике движения, не достаточно сформирована техника выполнения основных движений(в основном на равновесие, метание, ловля мяча, прыжки).

Необходимо уделять внимание двигательную активность детей, сформированности двигательным навыкам, упражнениям на координацию, равновесие, укреплять различные группы мышц, формировать и закреплять навык правильной осанки, побуждать детей к проявлению самостоятельности, творчества, активности.

При помощи фитбол - гимнастики решаются  все выявленные проблемы, а именно - оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Фитболы эмоционально украшают занятия, позволяя использовать мяч в качестве «лошадки», что способствует формированию очень важного для ребёнка двигательного навыка- прыжка из различных исходных положений. Упражнения с фитболом развивают координацию движений, укрепляют мышцы спины, улучшают пищеварение, работу дыхательной системы. (смотреть таблицу в приложении)

- совместно с мед.сестрой и педиатром  проанализирована заболеваемость в ДОУ и установлен характер состояния здоровья детей для  их оздоровительных мероприятий., разработан режим двигательной активности для  детей

- для более углублённого  изучения, поставленной цели мною был проведён анализ социального паспорта семьи. Было выявлена взаимосвязь уровня заболеваемости с положением ребёнка в семье: из 21 семьи – 8 детей из неполных семей, у 10 семей - неблагоприятные жилищные условия, 16 семей  имеют материальное положение – статус малообеспеченных, в 6 семьях неблагоприятный психологический климат (воспитанием занимается только один из родителей, нехватка времени на ребёнка, употребление спиртных напитков, и т.п.), из этого следует– дети часто болеют,  имеют хронические заболевания.

- проведено анкетирование на тему: «Физическое воспитание в семье»

Где было установлено – что родители выписывают своего ребёнка с остаточными явлениями болезни в 97% случаях;

меню ребёнка в выходные дни:

- каши- 24,2 %

- супы – 38,7%

- макароны и рис – 88,7%

- молочные изделия – 29%

- рыба- 8%

- мясо, кура – 4,8%( смотреть приложение)

           Наиболее часто встречающие заболевания – вирусные.

       

Проводятся дома с детьми закаливающие мероприятия в таких соотношениях

мероприятия

да %

нет %

Обливание стоп прохладной водой

3,2%

96.8%

Прогулки на свежем воздухе

1 00%

Хождение босиком

22,5%

77,5%

Контрастный душ

3,2%

96,8%

Баня, контрастный душ

3,2%

96,8%

 -  Имеют дома физкультурное оборудование- 61%

           - Делают дома зарядку – 9,7%

-  Ребёнок дома  вечерами и в выходные дни занят :

           - подвижные игры  -   39%        -телевизор- 100%

- настольные игры   - 60%        - компьютер - 35,5%

Что ещё раз подтверждает необходимость в работе с родителями по таким разделам как консультации на темы: «Как заинтересовать ребёнка занятиями физкультурой»;

- «Зарядка- это весело»

- «Профилактика плоскостопия»

- «Закаливание детского организма»

- Памятка для родителей по оздоровлению детей.

- проведение совместных мероприятий

- обучение родителей конкретным приёмам и методам

Мною подобрана и систематизирована – система закаливания

В неё входят такие разделы:  

     - Система закаливания.

     - Организация рациональной двигательной активности .

     - Создание представлений о здоровом образе жизни (совместно с воспитателями, и другими педагогами ДОУ)

     - Применение психологических и психопрофилактических средств и методов (совместно с воспитателями, и другими педагогами ДОУ)

     - Коррекционно-педагогическая работа с детьми (со специалистами)

     - Лечебно-профилактическая работа (со специалистами)

Теоретическая часть работы:( автор А.А. Потапчук)

- Фитбол  и для чего его применяют
- Механизмы физиологического воздействия фитбола на организм ребёнка

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов

Ι Этап:

   1– дать представления о форме и физических свойствах фитбола

   2 – обучать правильной посадке на фитболе

   3– учить базовым положениям при выполнении упражнений

ΙΙ Этап:

  1. научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе

ΙΙΙ Этап:

  1- научить выполнению комплекса ОР с использованием фитбола

  2- научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола

ΙV Этап:

  1. совершенствовать качество выполнения упр. В равновесии.
  2. Научить сохранению правильной осанки при уменьшении площади опоры(тренировка равновесия и координации)
  3. Обучать упр. на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе
  4. Научить упр. в расслаблении мышц на фитболе.

Для  решения коррекционных задач использую в работе «Звучащие стихи»

Вводятся общеразвивающие упражнения на развитие динамической координации, которые направлены, прежде всего, на коррекцию опорно-двигательного аппарата. Во всех предложенных заданиях указан терапевтический эффект и даны методические пояснения по безопасному их исполнению.

Необходим учёт основных принципов коррекционной работы в саду — комплексный подход, где особую значимость приобретает сочетание и освоение материала на всех других занятиях: музыкальных, физкультурных, логопедических, по изобразительной деятельности и прочих. Следующая серия общеразвивающих упражнений разучивается с музыкальным сопровождением, как более сложным видом выполнения заданий, так как именно музыка задает темп, динамику, амплитуду и силу движений. Музыку для упражнений использую, написанную композитором С. М. Антипов, все мелодии которого просты по интонации и ритму, но вместе с тем очень образные и яркие по характеру. Каждое упражнение серии разучивается на музыкальном занятии, как маленькая песенка, в свободное от занятий время в группе ребенок рисует тот или иной персонаж, что способствует лучшему запоминанию, как упражнения, так и стихотворения. Здесь основное внимание педагога уделяется соответствию выразительных пластических движений создаваемому образу.(смотреть картотеку.)

Для детей старшего дошкольного возраста  использую (авторы А.А. Потапчук, Т.С.Овчинникова) фитбол –сказки, которые применяются в качестве «бодрящей» гимнастики после дневного сна. В момент просыпания детей в группе, когда дети находятся еще в полусонном состоянии, педагог предлагает детям прослушать сказку с закрытыми глазами и запомнить ее. Такое постепенное пробуждение полезно для детей, так как быстрый подъем часто может быть причиной негативного настроения. Сказка активизирует слуховое внимание, вызывает в воображении малышей ряд ассоциаций и образов, тем самым представляя собой один из вариантов мнемотехники (эйдотехники), позволяющей с помощью образов запомнить и воспроизвести весь рассказ. В каждой сказке есть своеобразная «мнемотаблица» движений, с помощью которой дети выполняют сказку, как единый двигательный комплекс.

В конце каждой сказки даны схемы описанных выше упражнений (мнемотаблицы), показывая их детям  можно рассказывать сказку с одновременным выполнением упражнений.

Полезно, чтобы после гимнастики, в свободной деятельности в группе, дети смогли повторить и воспроизвести сказку. Подобное закрепление материала во второй половине дня может быть дополнительным коррекционным заданием по развитию связной речи. Все сказки отобраны не случайно, психокоррекционная направленность сказок подчеркивает значимость таких проявлений, как доброта, забота о ближнем, взаимопомощь, дружба и доверие.

В практикуме по двигательной сказкотерапии использую наиболее удачные сказки, написанные А. И. Константиновой и предложенные А. Г. Назаровой в игровом стретчинге. Сказки адаптированы авторами в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей речевых групп. Опыт работы в логопедическом детском саду показал, что две оздоровительные методики (фитбол-гимнастика и игровой стретчинг) должны быть взаимодополняемы, не исключая друг друга. Коррекционная логопедическая работа будет наиболее эффективной, если многократное повторение одной и той же сказки будет осуществляться в различных режимных моментах, на всевозможных занятиях с многообразными целями: образовательными, воспитательными, коррекдионными..

Для планомерной работы систематизирована перспективное планирование., подобраны комплексы ОРУ на фитболах (авторы А.А. Потапчук), аутотренинги- релаксации, игры для коррекции зрения, массаж рук и ног.(диск  серии дошкольник «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ»)

Для конкретизации обобщающей работы создала презентацию на данную тему, сделала подборку фото за последние 2 года.

В перспективе:

Продолжать физкультурно-оздоровительную работу

I этап -профилактика - подготовка ребёнка к самому неблагоприятному в сезоне времени.(кислородные коктейли, дыхательная гимнастика, релаксация, оздоровительная гимнастика с использованием фитболов)

П этап- восстановительный, на котором используется система защитных мер по предупреждению ОРВИ, ангины - полоскание горла и рта лечебными настоями.

III этап- реабилитационный. Детям предлагаются оздоровительные напитки, витаминотерапия, щадящий режим занятий, индивидуальный подход по группе здоровья.

• Проводить специальные коррекционные занятия с использованием фитбол -гимнастики для детей с нарушением осанки и плоскостопия.

• Углублённые врачебные осмотры с комплексной оценкой здоровья.

• Организация занятий по группам здоровья, с учётом индивидуального подхода отдельно для девочек и мальчиков.

Оборудовать комнату психологической разгрузки, как для детей, так и для сотрудников.

2. Учить детей приёмам релаксации, выполняя упражнения не менее трёх раз в день (через 1,5-2 часа) индивидуально.

3. Продолжать использовать в работе элементы психогимнастики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста

В последнее время в воспита­тельном процессе приобрел осо­бую актуальность индивидуаль­но-дифференцированный под­ход к ребенку в зависимости от пола, однако содержание рабо­ты с дошкольниками по поло­...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

«ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Использование интегрированного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Реализация интегрированного подхода в ДОУ возможна при соблюдении ряда педагогических условий. Рассмотрим эти условия на примере интегрированных физкультурных занятий с использованием материала по эко...

нетрадиционный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Использование технологии Н.Н. Ефименко "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста" и применение нестандартного спортивного оборудования....

Презентация "Реализация гендерного подхода в физическом воспитании детей дошкольного возраста"

Гендерное воспитание — комплексный подход, который проявляется в любом виде деятельности.Учет гендерных особенностей детей — важнейший аспект здоровьесбережения.Учет гендерных особенностей...

«Индивидуальный подход к физическому воспитанию детей дошкольного возраста»

ЦЕЛЬ:- сохранение и укрепление здоровья детей, используя  индивидуальный подход к каждому ребёнку....

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Инновационные подходы в физическом воспитании детей дошкольного возраста...