Семинар для воспитателей на тему "Дифференцированный подход в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду"
учебно-методический материал по физкультуре по теме

Смирнова Ольга Ивановна

Семинар для воспитателей на тему: "Дифференцированный подход в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diff._podkhod.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар для воспитателей детского сада на тему:

«Дифференцированный подход

в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы»

       Основной задачей физического воспитания дошкольников является улучшение состояния их здоровья и физического развития, повышение работоспособности, расширение функциональных возможностей развивающегося организма, формирование двигательных навыков (ходьба, бег, метание, лазание и т.д.)  и  воспитание двигательных качеств (быстрота, сила, ловкость, выносливость).

       Физическое воспитание способствует выработке у детей привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, что важно для формирования привычки к здоровому образу жизни в целом.

       В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формы двигательной деятельности детей:

- физкультурные занятия;

- утренняя гимнастика;

- физкультурные минутки;

- подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

- спортивные упражнения.

       Ежедневно в режиме дня отводится время для самостоятельной двигательной деятельности  детей, проводятся физкультурные досуги, спортивные праздники.

       Но вся эта работа будет приносить пользу растущему организму только в том случае, если она построена грамотно, а именно с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

       Вся работа по физическому воспитанию осуществляется воспитателями групп при регулярном контроле со стороны медицинского персонала, заведующего и старшего воспитателя дошкольного учреждения.

       Медицинский контроль за физическим воспитанием детей включает:

  1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием детей, которое осуществляется врачом дошкольного учреждения. При первичном обследовании даётся оценка состояния здоровья, физического развития ребёнка, физической подготовленности, функциональных возможностей организма и решается вопрос об индивидуальных назначениях при занятиях физическими упражнениями и различных видах закаливающих процедур. При повторных обследованиях оценивается динамика состояния здоровья и физического развития детей, учитывается эффективность средств физического воспитания.
  2. Медико-педагогические наблюдения за организацией двигательного режима, методикой проведения и организацией занятий физическими упражнениями и их воздействием на организм ребёнка; контроль за осуществлением системы закаливания.
  3. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещение, участок), физкультурного оборудования, спортивной одежды и обуви детей.
  4. Санитарно-просветительская работа по вопросам физического воспитания дошкольников среди персонала дошкольного учреждения и родителей.

       В обязанности врача входит комплексная оценка состояния здоровья детей, систематический контроль за организацией всех разделов физического воспитания и закаливания в детском саду и проведение медико-педагогических наблюдений на физкультурных занятиях не менее 2 раз в каждой возрастной группе в течение учебного года.

       Медицинская сестра, принимая в этой работе самое непосредственное участие, осуществляет также контроль при проведении утренней гимнастики, подвижных игр и закаливающих мероприятий.

        Для занятий физическими упражнениями все дети делятся на 2 группы:

- основная группа – не имеющая никаких медицинских и педагогических противопоказаний  и ограничений для занятий в полном объёме;

- ослабленная группа – имеющая ограничения временного характера в величине и интенсивности физической нагрузки и объёме закаливающих мероприятий.

       Дети, отнесённые к ослабленной группе, должны иметь индивидуальные назначения закаливающих мероприятий, в рамках всех разделов физического воспитания в детском саду получать более низкую физическую нагрузку. Для этого воспитатель при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений должен уменьшить число повторений каждого упражнения в игре, при выполнении спортивных и беговых упражнений. С такой же нагрузки должны начинать дети, вернувшиеся в дошкольное учреждение после болезни (ОРЗ, обострение хронического тонзиллита, хронического бронхита и др.).

       Индивидуально врач решает вопрос о необходимости освобождения на 1-2 занятия после длительного отсутствия ребёнка в детском саду по болезни (более 1 месяца) – грипп, пневмония, ангина, детские инфекции.  Двигательная деятельность этих детей должна быть ограничена, однако ежедневные занятия утренней гимнастикой обязательны.  

       Заключение о функциональных возможностях этих детей и допустимости для них нагрузки в полном объёме решается на основании изменения частоты сердечных сокращений во время физкультурных занятий (физиологическая кривая) и времени восстановления частоты сердечных сокращений после физической нагрузки. Наряду с этим учитываются показатели динамики состояния здоровья детей при особом внимании к частоте и длительности заболеваний за предшествующий период.

       Дети ослабленной группы находятся под постоянным контролем медицинских работников и при положительных сдвигах в состоянии здоровья  переводятся на общий режим дошкольного учреждения.

       Результаты врачебного обследования и индивидуальные назначения по вопросам общего и двигательного режима, величине физической нагрузки, методике проведения закаливающих мероприятий заносятся в карту индивидуального развития ребёнка и доводятся до сведения воспитателей групп (журнал здоровья на каждой возрастной группе).

       При организации физического воспитания следует учитывать и индивидуально-типологические особенности детей.

       Дети с уравновешенными нервными процессами имеют высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, обладают высокой способностью к длительной работе умеренной интенсивности, охотнее работают в умеренном темпе.

       Дети с преобладанием процесса возбуждения также имеют высокий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в быстром темпе. Показатели работоспособности наилучшие при выполнении скоростных нагрузок. Общеразвивающие упражнения стараются выполнять в более быстром темпе, поэтому совершают много ошибок. Воспитателю следует обращать внимание ребёнка на необходимость затормаживать ненужные движения.  Очень хорошо в этом помогает музыкальное сопровождение, которое ненавязчиво дисциплинирует и помогает ребёнку выполнять упражнения в нужном темпе.  

       Дети, отличающиеся слабостью нервных процессов, имеют более низкий уровень развития скоростно-силовых качеств, охотнее работают в умеренном темпе, медленнее овладевают сложными двигательными навыками, имеют сравнительно более низкую работоспособность при всех видах работы. В процессе обучения нуждаются  в большем           количестве повторений, в дополнительных занятиях, для них особое значение имеет игровая мотивация и также использование музыкального сопровождения.      

       Медико-педагогические наблюдения проводятся врачом, медицинской сестрой совместно с заведующим, старшим воспитателем и воспитателем группы.

       Главное внимание в этой работе уделяется двигательному режиму, суммарно отражающему общую двигательную деятельность детей в свободных и организованных видах деятельности. В настоящее время данная работа проводится у нас не в полном объёме, т.к. для количественной оценки двигательной активности необходимо иметь шагомер, который мы только планируем приобрести. Поэтому по большей части приходится ограничиваться оценкой двигательной активности детей на занятии путём вычисления общей и моторной плотности и определением интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчёта частоты сердечных сокращений).

       При проведении медико-педагогических наблюдений важное значение приобретает определение внешних признаков утомления. При проведении физкультурного занятия педагогу необходимо отмечать внешние признаки утомления и степень их выраженности.

Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки и состояние ребёнка

Степень выраженности утомления

Небольшая

Средняя

Окраска кожи, лица, шеи.

Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное.

Значительное покраснение лица, выражение его напряжённое.

Потливость.

Незначительная.

Выраженная потливость лица.

Дыхание.

Несколько учащённое, ровное.

Резко учащённое.

Движения.

Бодрые, задания выполняются чётко.

Неуверенные, нечёткие, появляются дополнительные движения.  У некоторых детей моторное возбуждение, у других – заторможенность.

Самочувствие.

Хорошее, жалоб нет.

Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий.

       При значительном утомлении все приведённые в таблице признаки резко выражены. При наличии средних признаков утомления у ряда детей воспитатель должен ограничить нагрузку для них, уменьшить число повторений упражнений, исключить наиболее трудные, удлинить отдых и т.д.

       Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить её и перестроить занятие.

       Эффективность организации физкультурно-оздоровительной работы зависит также и от оборудования, используемого в процессе проведения физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и т.д. К его подбору педагог должен относиться также дифференцированно: предусматривать оборудование  в соответствии с ростовыми показателями детей, уровнем их физической подготовленности.

       Особо необходимо отметить дифференцированный подход в процессе проведения закаливающих мероприятий. При выборе закаливающих процедур необходим строго индивидуальный подход, при котором учитываются индивидуальные особенности ребёнка, состояние его здоровья и отношение родителей к закаливанию. Наиболее оптимальные виды закаливания – «Босоножье» и «Умывайка».

       Хождение босиком, кроме закаливающего эффекта, способствует правильному формированию свода стопы. Кроме того, на своде стопы расположено большое количество биологически активных зон, в которых представлены практически все органы и системы организма. Хождение босиком приводит к раздражению этих зон и соответственно к стимуляции деятельности всего организма.

       Водные процедуры стимулируют защитные силы организма, способствуют совершенствованию иммунной системы, повышают тонус нервной и сердечно-сосудистой систем.

       Именно врач на основе оценки состояния здоровья ребёнка даёт воспитателю рекомендации по проведению специальных закаливающих мероприятий.

       Таким образом, грамотный дифференцированный подход  в процессе организации физкультурно-оздоровительной работы позволяет педагогам наиболее полно реализовать задачи физического воспитания относительно всех детей своей группы; учитывая их индивидуальные особенности и возможности, обеспечить каждому ребёнку полноценный общий и двигательный режим, что положительно скажется на состоянии здоровья детей, даст хорошую возможность повысить функциональные возможности детского организма.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительный проект "Футбол в детском саду"

Представляю 2-х месячный проект по обучению детей элементам игры в футбол....

Отчет по годвому плану:"Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада"

Отчет по годовому плану: «Игровые физкультурно-оздоровительные сеансы на участке детского сада»...

Физкультурно-оздоровительный уголок в группе детского сада

laquo;Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения»....

Семинар-практикум «Логопедическое ассорти». «Деловая игра для педагогов МБДОУ» (организация коррекционно-логопедической работы в детском саду)

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения речи, коррекционный процесс необходимо строить на основе такой развивающей деятельности, которая включает в себя создание творческого союза педаг...

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-оздоровительных мероприятий

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержа...

Семинар-практикум "Деловая игра для педагогов ДОУ"Организация коррекционно-логопедической работы в детском саду

Оказание помощи воспитателям в организации коррекционной работы по речевому развитию на занятиях....