Организация двигательной активности в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ
консультация по физкультуре (старшая группа) по теме

Чугай Татьяна Ивановна

 

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная, оздоровительная работа и статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, сохранение здоровья у детей должны сопровождаться постоянным контролем со стороны педагогов, родителей и медицинского персонала.  Важно установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома, организовывать совместную работу по коррекции и профилактике двигательных расстройств. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования  администрации

Старооскольского  городского округа Белгородской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский  сад комбинированного вида    №40 «Золотая рыбка»

Особенности организации двигательной деятельности в группах компенсирующей направленности

                                                                                                  Воспитатель

                                                                            Чугай Т.И.

Старый Оскол

2013г.

        В рамках освоения основной общеобразовательной программы детьми групп компенсирующей направленности в дошкольном образовательном учреждении предусмотрена организация единого коррекционно-образовательного пространства. Обеспечивающего комплексный подход к коррекционно-развивающей работе и интегрированные связи между специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Принимая во внимание ситуацию широкого распространения нарушений опорно-двигательного аппарата и общего недоразвития речи среди современных детей, можно сказать, что коррекционная, оздоровительная работа и статико-динамический режим, направленный на предупреждение или устранение нарушений, сохранение здоровья у детей должны сопровождаться постоянным контролем со стороны педагогов, родителей и медицинского персонала.  Важно установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома, организовывать совместную работу по коррекции и профилактике двигательных расстройств.  

        В условиях детского сада осуществляется медицинская помощь, которая включает в себя лечебную физкультуру и массаж. Лечебная физкультура проводится с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата. Комплексы упражнений ЛФК, используемые в работе с детьми, направлены на увеличение подвижности суставов, растяжение   и расслабление мышц. Лечебная физкультура применяется в различных формах: лечебная и гигиеническая гимнастика, различные формы ходьбы, спортивные развлечения, подвижные игры. Лечебный массаж способствует стимуляции или расслаблению отдельных мышц или групп мышц. Оздоровительные мероприятия представлены системой работы по физическому воспитанию в спортивном зале и бассейне, проводятся разные виды гимнастик воспитателями в группах.  В группах компенсирующей направленности имеется соответствующее оборудование для проведения коррекционных упражнений и закаливания: тренажёры «Грация», «Беговая дорожка», велотренажёры; массажные дорожки, массажёры, канаты, обручи, диски, шипованные коврики, нетрадиционное оборудование, изготовленное руками педагогов. Формы организации работы: индивидуальные, подгрупповые, групповые.  Работа воспитателей направлена на создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка, а также на повышение его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей.

      Организуя активную деятельность детей с двигательными нарушениями, важно учитывать факт безбарьерной  предметно-развивающей среды в группах компенсирующей направленности. Подвижные игры и игровые упражнения проводятся с детьми, учитывая их индивидуальные особенности, диагноз, тип нервной деятельности, возраст. Важно, дозировать нагрузку при выполнении игровых упражнений, а также, учитывать уровень психического развития ребенка. В группах компенсирующей направленности не должно быть много мебели, острых углов, поскольку у детей нарушена координация, равновесие, чтобы избежать травмирующих ситуаций.  

  Для детей с нарушениями речи и движений свойственны:

• Мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;

 • Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание) ;

 • Нарушение ручной моторики;

 • Общая скованность и замедленность в выполнении движений;

 • Дискоординация движений;

 • Несформированность функций равновесия;

 • Недостаточное развитие чувства ритма;

 • Нарушение ориентировки в пространстве;

 • Замедленность процесса освоения новых движений;

 • Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.

          Кроме этого наблюдаются такие особенности, которые связаны со своеобразием познавательной деятельности детей:

 - долго не могут запомнить свое место в строю, рядом стоящего товарища;

 - затруднено понимание общепринятых строевых команд и игровых правил;

 - дети плохо знают названия частей тела и движений, поэтому не могут осуществить заданные движения по словесной инструкции;

 - при выполнении заданий и даже играя, дети быстро утомляются, теряют интерес к происходящему.

     Поэтому, организация двигательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей  является актуальной. Данные проблемы определили цель и задачи физкультурно-оздоровительной работы в данной группе.

Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи, обеспечивающих формирование двигательных умений и навыков, воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом.

    Оздоровительные задачи:

 • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ;

 • совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям.

 Образовательные задачи:

 • формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

 • создание условий для реализации потребности в двигательной активности;

 • выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через спортивно-оздоровительную активность.

      Воспитательные задачи:

 • воспитание потребности в здоровом образе жизни;

 • воспитание потребности в физических упражнениях и играх;

 • воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

  В группах должен оборудован физкультурный уголок, оснащенный:

 - резиновыми мячами (большими и маленькими) ;

 - малыми цветными мягкими мячами;

 - цветными лентами;

 - обручами, гимнастическими палками,

 - большими пластмассовыми бутылочками для общего массажа;

 - кольцебросы;

 - тренажер для коррекции стоп;

 - массажные коврики;

 - атрибуты для игр (в теннис, бадминтон, городки, баскетбол,

 - степ - платформы.

 Это дает возможность каждому ребенку, на основе индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, проявить самостоятельность, инициативу и творчество.

Для организации физической активности детей и их оздоровления используются разнообразные формы работы:

 • утренняя гимнастика с использованием упражнений на дыхание в игровой форме, с элементами степ-аэробики;

 • пальчиковая гимнастика;

 • динамические паузы в сочетании движений с речью;

 • занимательные разминки; физкультминутки.

 • подвижные игры в помещении и на воздухе,

 • хороводные игры;

 • активные прогулки с учетом времени года;

 • индивидуальная работа, где стимулирование детей к двигательной активности, исправление осанки и плоскостопия.

 • закаливающие мероприятия;

 • физкультурные досуги, занятия, пешие прогулки;

 • оздоровительные пробежки в конце прогулки.

     Также нетрадиционной формой  двигательной активности является использование «сухого бассейна». Упражнения, выполняемые в «сухом бассейне» направлены на развитие координации рук, позвоночника, ног, а также ребенок получает общий массаж тела.  Наиболее эффективная форма физического развития – физкультурные занятия. В систему физкультурно-оздоровительной работы прочное место занимают физкультурные праздники, спортивные досуги, дни здоровья. Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования способствуют активизации двигательной деятельности. Большую пользу приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

Работа по достижению поставленных задач не имела бы положительного результата без тесного взаимодействия с родителями.

       Взаимодействие с семьей обозначено ФГТ как одно из основных направлений, в том числе и по физкультурно-оздоровительной работе– это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка. Взаимодействие д/сада и семьи в физическом воспитании ребенка позволяет реализовывать принципы индивидуализации и преемственности, формировать и поддерживать положительную мотивацию у детей к занятиям физическими упражнениями, самостоятельной двигательной деятельности, двигательному творчеству. Направления в работе с родителям:

 1. информационное

 - индивидуальные: беседы, консультации;

 - коллективные: родительские собрания

 - наглядно – педагогическая информация: газета «Наши достижения», информационные листки, памятки – инструкции;

 2. совместное творчество родителей и детей

 - совместные физкультурные праздники и развлечения;

 - изготовление поделок;

 Наиболее эффективными являются индивидуальные беседы, которые позволяют получить родителям интересующую их информацию. Другим важным и действенным средством развития физической культуры родителей является привлечение их к участию в разнообразных формах спортивно – оздоровительной работы. Это дни «открытых дверей», посещение и участие в спортивных праздниках и развлечения. Родителям можно рекомендовать различные игры со своими детьми в выходные дни дома и на прогулках.

   Важно помнить, что организуя умеренную двигательную активность детей с ОВЗ, мы способствуем их физическому и интеллектуальному развитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

Предлагаю вашему вниманию презентацию на тему "Организация коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР". Данную презентацию можно использую в работе с родителями на пер...

Организация развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями...

Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...

Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (текст)

quot;Организация образовательного процесса в группе  компенсирующей  направленности для  детей  с  нарушением  речи"...

Организация образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (презентация)

Построение системы коррекционно-развивающей работы через интеграцию действий специалистов МБДОУ и родителей воспитанников...

Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...

Организация проектной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

При организации проектной деятельности возникают трудности, связанные с психофизическими особенностями детей : тотальное недоразвитие всех высших психических функций: речи, восприя...