Организация развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekst.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Я работаю учителем-логопедом в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В нашем детском саду 3 такие группы.

Преодоление различных видов речевых нарушений – процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками.

Учителя-логопеды стараются создать необходимые условия для обеспечения всей полноты развития деятельности ребёнка и его личности. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению, стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности, обеспечивать самоутверждение, свободу выбора и направление действий.

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

Пространственная организация среды в логопедической группе должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной,  потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки. Кабинеты логопедов и групповые помещения оснащены эргономичной мебелью.

Игрушки и предметы в группе и кабинете логопеда отражают всё многообразие окружающего мира и соответствуют реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон.

В логопедической группе особое внимание уделяется развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому группы оснащены достаточным количеством крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками.

Группы оснащены интерактивными досками и небольшими досками для рисования, восковыми и акварельными мелками.

При использовании интерактивных досок обучение детей младшего возраста становится более привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями. Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность  и усиливают усвоение материала.

В своей работе мы используем обучающие и развивающие интерактивные игры, некоторые из которых вы можете видеть на слайде.

Большое значение для детей с различными нарушениями речи играет ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. С целью повышения интереса к артикуляционным упражнениям изготовлены дидактические пособия «Колобок» и «Забавный Мишка», используя которые логопед наглядно показывает упражнения и даёт возможность ребёнку самому попробовать его выполнить, что позволяет более точно запомнить и затем воспроизвести артикуляционную позу.

        Одна из главных задач учителя-логопеда – проведение правильной диагностики детей. С этой целью мы в своей работе используем Диагностический набор для обследования детей
младшего и дошкольного возраста
Е.А. Стребелевой.
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

Монтессори-среда - это четко структурированная система!

 Группа заполнена рабочими материалами - заметьте, не игрушками! Они выставлены в порядке усложнения и распределены по функциям. Все это богатство стоит в полной доступности для маленьких исследователей на открытых низких полочках. Всё можно брать и работать столько, сколько им хочется!

В Монтессори-среде каждый предмет имеет свое место, свое назначение, свою цель. И благодаря этому упорядочивается мир малыша, становится понятным и ожидаемым. Это как бы мир в миниатюре: ребенок обязательно найдет материал для своих потребностей в любой момент времени.

В своей работе мы используем комплект Монтессори, в который входит 13 мини наборов – для развития самых разных навыков и способностей. Каждый мини набор Монтессори хранится в отдельной пронумерованной деревянной коробочке, что очень удобно.
Какие пособия представлены в наборе?
1. В первой коробочке есть разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков.
2. Во втором комплекте - оригинальная перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар.
3. В следующих пяти наборах есть кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам.
4. В седьмой коробочке имеется множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки.
5. Следующая коробочка хранит в себе разноцветные палочки. Они бывают шести размеров. Имеется комплект цветных колец и полуколец
6. Деревянный набор Монтессори включает деревянные цветные "таблеточки" Деревянные бусинки и веревочки, на которые их можно нанизывать. Оригинальная мозаика и шнуровка в одном наборе

Развивающее значение: 
-тренируется мелкая моторика пальцев;
-развивается нестандартное мышление, логика;
-стимулируется воображение;
-ребёнок наглядно наблюдает некоторые физические законы.

Ещё одна методика, заслуживающая внимания – это Методика Наталии Пятибратовой по обучению математике детей 3-6 лет.

В набор входят 20 магнитных числовых фигур, два круга для сложения, девять трафаретов с цифрами, десять вырубленных цифр и одна карточка «равно». Это базовый математический материал, который помогает ребенку от 3 до 6 лет в кратчайшие сроки понять, что такое количество, число, цифра, усвоить состав числа в пределах 19-ти и принцип сложения в пределах 10-ти. С помощью трафаретов ребёнок легко научится писать цифры и записывать примеры. Для занятий понадобится белая магнитно-маркерная доска.

Методика «Учусь считать на «пять» предусматривает решение и более глобальных образовательных задач.

Количества в методике представлены в виде кругов, расчерченных на сегменты (части). В золотистом круге – десятке десять сегментов. Убрав один сегмент от круга-десяти получаем девять. Если мы отрежем от десятка два сегмента – получится количество из восьми сегментов - «восемь» и т.д. Самый маленький сегмент, похожий на кусок торта – это «один» или 2 «единица». Каждый числовой элемент имеет свою форму, цвет и размер, что помогает ребенку запомнить количества, которыми очень удобно манипулировать, играть, развивать фантазию. Цветовая дифференциация закрепляет в памяти наименование числа: красная «долька» - это всегда один; две «дольки» зеленого цвета – всегда два, а золотистые круги – это всегда десять. Цветовой код для облегчения запоминания нередко используется и хорошо «работает». По нашему пособию вы сможете научить малыша классификации, сравнению фигур по цвету и форме, а также называнию цветов и некоторых оттенков. Однако основная цель методики состоит в том, чтобы научить «чистой» математике – то есть работе с количествами, числами, цифрами, а также сложению в пределах 10. Методика отличается новизной: ребенок с первых минут видит целое – десяток, с составом которого начинает работать сразу же. Для дошкольника разбирать число на составные части – это все равно, что воду делить: абстракция, да и только. А числовые фигуры дают конкретное и ясное представление о числе с первых же занятий. Это единственная методика, где состав числа 10 дается в начале, а не в конце обучения, благодаря чему дети быстро осваивают арифметические действия.

Магнитная версия нашей методики хороша для демонстрационных целей дома, в садике, в детском центре, в школе, а также используется для повышения мотивации к обучению.

Трафареты и вырубленные цифры. Трафареты нужны для обучения ребенка правильному написанию цифр. По мере знакомства с количествами и числами, предлагаем ребёнку соответствующие им трафареты. На каждом из них есть разные по величине стрелки. Они не только показывают направление движения руки при письме, но и очередность написания элементов. Обводить цифры можно маркером стоя у доски или сидя за столом на листе бумаги. Трафареты помогают научиться писать цифры с правильным наклоном и не в печатном, а прописном академическом варианте, что важно при подготовке к школе. Обводить цифры под силу даже трехлетнему ребенку, а значит, уже с юных лет формируется верный графомоторный навык.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

Статья «Опыт работы по организации родительского клуба в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи»

Представлена на Краевом фестивале инклюзивных практик в номинации «Практика сотрудничества с родителями воспитанников с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе»...

Аналитическая справка о результатах коррекционно развивающей работы в группе компенсирующей направленности с детьми имеющими тяжёлые нарушения речи за 2020 – 2022 учебный год.

На начало 2020 - 2021 учебного года  по результатам территориальной психолого медико педагогической комиссии  в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи был...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Данная программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом «Примерной комплексной образо...