"Инновационные здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании детей"
статья по физкультуре по теме

Коловская Лилия Ильдусовна

Выступление на педсовете из опыта работы по внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей В МБДОУ №10 "Маленький принц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_zdorovesbereg.tekhnol.2013.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей  № 10 «Маленький принц» города Набережные Челны  РТ

 «Инновационные здоровьесберегающие технологии

в физическом воспитании детей»

подготовила: инструктор по физ. культуре

высшей квалификационной категории

Коловская Л.И.

                                 

Забота о здоровье - это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский.

 Уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вашему вниманию опыт своей работы по  внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников нашем МБДОУ №10 «Маленький принц».

Здоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.

Выделяется несколько компонентов здоровья: 
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта. 

Критериями оценки здоровья служат:

  • рациональное питание,
  • оптимальный двигательный режим,
  • закаливание и личная гигиена,
  • положительные эмоции,
  • социальное благополучие,
  • уровень работоспособности.

Эффективность здоровьесберегающих технологий обеспечивают принципы:  системность и последовательность всестороннего и гармоничного развития личности, принцип сознательности, активности и непрерывности здоровьесберегающего процесса, учет доступности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

 Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия  детского сада и семьи.

В  нашем МБДОУ сложился системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Для того чтобы обеспечить ребёнку крепкое здоровье, разумеется, важно многое: и здоровый образ жизни, и правильное, полноценное питание, и состояние опорно-двигательного аппарата и т.д.  Однако, как утверждают в своих исследованиях Вера Григорьевна Алямовская,  Юрий Фёдорович  Змановский главные «киты», на которых держится жизнь и здоровье человека, это состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем организма.

 Основным же средством развития сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной системы  являются движения развитие сердечно-сосудистой системы совершенствуют так называемые циклические движения, при которых повторяется одно и то же действие, позволяющее чередовать расслабление и напряжение мышц. 

На сегодняшний день, по результатам статистических данных Министерства Здравоохранения и социального развития РФ можно понять, что состояние здоровья детей резко ухудшается:

1. Физически здоровыми рождаются не более 14% детей,

2. К 6-7 годам, т. е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым.

3. Количество здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.

Здоровьесберегающий  педагогический процесс в нашем МБДОУ –   это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения. Основополагающим принципом моей работы является постоянное совершенствование знаний по физической культуре, осознание большой ответственности за здоровье детей, что дает стимул к овладению новыми методиками и технологиями.

В своей работе я опираюсь на программу  “ От рождения до школы»,   под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой,которая направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, а также использую своей работе программу Детство «Программа развития и воспитания детей в детском саду» В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. Внедряю элементы программы «Здравствуй» Л.А. Лазарева, программы «Физической культура дошкольника» А.Д. Глазырина. Методическое пособие «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кардаильская, Г.П. Попова,«Занимательная физкультура в детском саду» К. К. Утробина, здоровьесберегающая технология « Веселая физкультура для детей и их родителей» О.Б. Казнина

Веду оздоровительный кружок «Растишка», использую авторскую свою  программу «Веселые движения».  Стремлюсь сделать непосредственную образовательную деятельность по физической культуре радостным событием и потребностью в режиме дня дошкольников. Стараюсь повысить интерес к физической культуре и спорту за счет введения увлекательных форм работы во всех частях НОД, таких как: 

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • подвижные игры;
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки;
  • физические упражнения после дневного сна;
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион);
  • физкультурные досуги;
  • спортивные праздники;
  • танцевально-ритмическая гимнастика;
  • традиционные виды упражнений;
  • игровой самомассаж;
  • пальчиковая гимнастика;
  • музыкально-подвижные игры;
  • игровой стретчинг;
  • игры-путешествия.

Виды здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Достижение эффективности в работе по здоровьесбережению возможно только за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных задач. В связи с этим в 2011-12 учебном году я  разработала  и реализовала здоровьесберегающий проект на тему: «Здоровые дети-здоровое будущее».

Использую  ИКТ в непосредственной образовательной деятельности, которая  дает возможность лучше познакомить детей с техникой выполнения упражнений и самомассажа, с различными видами спорта и др.

Внедрение в образовательный процесс инновационных технологий помогает мне в повышении профессионального мастерства и формировании компетентности в области физического воспитания и сохранения здоровья детей.

 Применение в работе нашем МБДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации нашего МБДОУ.

Таким образом, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов  и родителей детей.

В заключении мне хочется процитировать слова, что «Здоровый человек – самое  дорогое произведение природы». Н.М.Карлель.

Современные здоровьесберегающие технологии

Виды здоровьесбере-гающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Инструктор по физической культуре

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог.

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Воспитатели

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В МБДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели, Инструктор по физической культуре.

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Воспитатели, Инструктор по физической культуре, психолог.

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели, Инструктор по физической культуре.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги.

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги.

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий МБДОУ

Воспитатели.

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели, Инструктор по физической культуре.

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели, Инструктор по физической культуре.