Здоровье сберегающие технологии в экологическом воспитании детей.
статья

Крылова Ольга Александровна

Аннотация. В статье представлен опыт работы реализации здоровьесберегающих технологий по средствам экологического воспитания дошкольников.

     Annotation. The article presents the experience of the implementation of health saving technologies for environmental education of preschoolers.

      Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, экология, дети дошкольного возраста.

     Keywords: healthy lifestyle, health saving technologies, ecology, children of preschool age.


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесбережение и здоровьесберегающие

технологии в образовании.

Крылова О.А

Воспитатель,

Арзамасский район,

 Выездновский детский сад №1

        Аннотация. В статье представлен опыт работы реализации здоровьесберегающих технологий по средствам экологического воспитания дошкольников.

     Annotation. The article presents the experience of the implementation of health saving technologies for environmental education of preschoolers. 

      Ключевые слова: здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, экология, дети дошкольного возраста.

     Keywords: healthy lifestyle, health saving technologies, ecology, children of preschool age.


           Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.

      Одно из требований технологии - условия, отличающие все здоровье сберегающие технологии, регулярное проведение экспресс-диагностики.

      Наблюдение показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет детям дошкольного возраста успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а педагогу проводить профилактику асоциального поведения.

     Общеизвестно, что хронические заболевания кратковременные отклонения в физическом развитии существенным образом сказываются на работоспособности. Всякое заболевание (даже непродолжительное) в период выздоровления изменяет реактивность организма, состояние ЦНС, обуславливая высокую утомляемость.

    Используя здоровьесберегающие технологии в связи друг с другом, мы обеспечиваем решение не только защиты здоровья, но и задачи по укреплению здоровья, способность бережно относиться к своему здоровью и окружающей среде.

    Цель здоровьесберегающих технологий в экологическом воспитании дошкольников- это обеспечение высокого уровня здоровья, осознанного отношения к растительному и животному миру, способность чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка. Мы стараемся научить детей бережному отношению к своему здоровью и природе. Эффективно решаем задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в природе, оказание самопомощи и помощи другим.

     Применение технологии здоровьесбережения в экологическом воспитании обеспечивает становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни   человека, окружающей среды, эмоциональный комфорт и позитивное самочувствие в процессе общения со сверстниками, с природными объектами.

    Чтобы провести занятие с точки зрения сохранения здоровья дошкольников целесообразно обратить внимание на гигиенические условия в группе: чистоту, температуру, свежесть воздуха, рациональность освещения в группе, среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения, благоприятный психологический климат, темп и особенности начала и окончания занятий.

    Проводимые нами здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании приобщают детей к исследовательской деятельности (игры с песком, с водой, босо хождение) - всё это обладает мощным педагогическим воздействием, укрепляющим здоровье дошкольников, помогает воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней, не оказывать негативного воздействия на природное окружение.

    В дошкольном возрасте дети активно учатся созерцать природу, сосредотачивать внимание на объектах природы, сочувствовать людям и сопереживать всему живому.

    Формируя здоровый образ жизни, мы способствуем формированию здоровой личности, которая будет сохранять здоровой природу или оздоравливать её.

    Технология экологического воспитания дошкольников построена на использовании персонажей русских народных сказок. Их задача- вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям и помочь формированию реалистических представлений о природе. Использование игрушек-аналогов в театрализации, инсценирование привлекает внимание детей, вызывает положительные эмоции, снимает напряжение. Рассказывание экологических сказок с успехом можно использовать по экологическому воспитанию, так как дети стараются подражать положительным героям, воспринимают очень эмоционально, что обеспечивает формирование правильного отношения к животному и растительному миру.

    Дидактические игры становятся здоровьесберегающими с использованием игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания, неожиданности, соревнования, использование различных персонажей.

    Так же можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы.

    Здоровьесберегающие технологии обеспечивают накапливание конкретных представлений о предметах, явлениях природы, учат различать предметы и объекты природы, с которыми они взаимодействуют, познают сенсорные свойства- форму, цвет, величину, степень твёрдости, характер поверхности, гуманное отношение к живым существам.

    Нельзя забывать и про подвижные экологические игры с имитацией движений, звукоподражанием, которые помогают успешно усваивать экологические знания и развиваться физически, формируют волевые качества, укрепляют здоровье, обучают правилам безопасного поведения в природе.

    При возникновении утомления необходимо повышение двигательной активности разными способами:

  -проводить физ. минутки,

  -применять оздоровительные паузы (двигательная гимнастика, самомассаж, пальчиковые игры)

   

    Проведение физ. минуток способствует активизации внимания, повышения работоспособности, возможность сбросить накопившейся груз. Во время проведения НОД можно использовать хождение по массажным коврикам, аутотренинг, релаксации, точечный массаж, элементарные приёмы самомассажа.

    Использование «хромо терапии», т.е. лечение цветом можно применять в оформлении календаря природы, группы как мощное профилактическое мероприятие, как один из видов природного лечения.

    Правильная организация экологического воспитания дошкольников, оптимальное чередование разных здоровьесберегающих технологий оказывает огромное влияние на работоспособность, утомляемость и в целом на функциональное состояние всего организма, способствует овладению новых знаний, даёт практическую модель правильного поведения на природе, развивают эмоциональную отзывчивость, помогают обрести уверенность в себе.

    Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  -Регулярные прогулки на свежем воздухе;

  -Экскурсии;

  -Солнечные и воздушные ванны;

  -Водные процедуры;

  -Витаминотерапия;

  -Закаливание;

  -Бассейн и др.

   Г.А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья». Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. Мы с детьми стараемся как можно больше находиться на свежем воздухе.

   Через экскурсии, прогулки, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. На прогулках дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышают тонус нервной системы и увеличивают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы благотворно влияют на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?

   Совместно с родителями в одной из групп создан «Уголок здоровья». Цветные камушки, листочки - приготовлены для удовольствия, радости, тепла. Губки, бумага - для снятия стресса. Шарики, массажёры - для развития мелкой моторики и т.д.

      В уголке здоровья помещены книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, дети проявляют интерес к своему здоровью.

   Также воспитатели нашего детского сада, оформили дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт - это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши» и т.д.

   Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно-гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

      Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

   личная гигиена, проветривание, влажная уборка, режим питания, сон, правильное мытьё рук, обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни, обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т. д.; ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

     Все навыки, умения, привычки закрепляем и используем в работе с детьми в экологических проектах.

      Работа по проектам: «Начни с зарядки», «Чистые руки», «Гигиена приёма пищи», «Для чего мы чистим зубы», «Охрана здоровья», «Если хочешь быть здоров- закаляйся», «Страна здоровья» - организует деятельность детей, направляет на развитие и совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепят правила личной гигиены, культуры поведения. Проект: «Мой дом- мой друг», стимулирует детей к здоровому образу жизни, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему. Участие детей в выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в само создании экологически здоровой среды, а также к здоровому образу жизни. Выполняя проекты, дети делают маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки здоровье творческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывают эмблемы, выбирают цели проектов, находят с родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняют интересные рисунки. Этот материал оформлен у нас в «уголке здоровья», в «книжках-раскладушках», используется в дидактических играх, на непосредственно образовательной деятельности. НОД познавательного цикла о здоровье строится с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта:

  На НОД «Правила поведения на воде» и «Воздух и здоровье» - даём понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.

   На НОД «Для чего мы чистим зубы» и «Гигиена приёма пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.

   На НОД «Земная аптека» дети познакомятся с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные, и птицы. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, используйте в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получат достаточно знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.

      Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создаём в группах «Фотомодели» из комнатных растений, которые станут не только украшением интерьера, но и помощниками в оздоровлении детей. Все растения подбираются с учётом благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.

       На НОД и в свободное время рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за растениями. Рассказываем детям, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.

       Поможет в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: «Я, и моё здоровье», в который записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т. д., рисунки: «Что я люблю больше всего?», «Я на прогулке», «Город, и я», «Моё настроение».

       Пусть родители выполняют задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя. На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учите оценивать здоровье ребёнка. Вместе составьте памятки здоровья («паспорт здоровья»). Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, литературу, брошюры, консультации.

  Для родителей у нас оформлены в «Уголке здоровья» рекомендации, советы, папки-передвижки, приглашения на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок, анкетирования.

      Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас одна цель - воспитывать здоровых детей.

Список литературы:

1.Ковалько В. И. «Здоровьесберегающие технологии» Издательство «ВАКО», 2004 г.

 2.Маханева М.Д.  Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 1999.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой.

4. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации/ О.А.Соломенникова. М.: Мозаика – Синтез, 2008

5. Тихомирова Л. Ф. «Формируем у детей правильное отношение к своему здоровью». Ярославль, 1997 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Инновационные здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании детей"

Выступление на педсовете из опыта работы по внедрению инновационных здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании детей В МБДОУ №10 "Маленький принц"...

Физкультурно-оздоровительный проект "Нетрадиционное использование классических здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников".

                        Физкультурно-оздоровительный проектНетрадиционное использование классических здоровье сберегающих технологий ...

Инновационное использование классических здоровье сберегающих технологий в физическом воспитании детей дошкольного возраста

Помните! Ваше здоровье и здоровье детей в ваши руках.Восточная мудрость гласит:Если ты думаешь на год вперед – посади семя.Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево.Если ты думаешь на век ...

Здоровье сберегающие технологии в музыкальном воспитании в младшей группе

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформ...

Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей раннего возраста

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей раннего возраста является грамотная и эффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса....

«Роль здоровье сберегающих технологий в гигиеническом воспитании детей дошкольного возраста».

. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека. Вот почему так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном воз...

План по самообразованию Тема: «Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»

laquo;Использование нетрадиционной здоровье-сберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников-гимнастики с элементами Хатха-йоги»...