Главные вкладки

    Публикация проекта "Точечный массаж в детском саду "
    проект по физкультуре (подготовительная группа) по теме

    Пушкина Антонина Борисовна

    Точечный массаж 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_proekta_tochechnyy_massazh_v_detskom_sadu.docx68.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ ДЛЯ РЕБЕНКА

    Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни. Самомассаж для детей – точечный, игровой, в стихах, с использованием массажных мячиков, деталей конструктора, карандашей и даже бумаги – прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального напряжения в забавной игровой форме.

    Для того чтобы выработать у детей хорошую привычку делать массаж регулярно, он не должен быть для них утомительным. Процесс самомассажа должен быть для детей в удовольствие, не причинять болевых ощущений, вызывать положительные эмоции, а его элементы и последовательность их выполнения должны легко запоминаться. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни, способствует укреплению умственного и физического здоровья.

    Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения энергетически активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Нужно научить детей не давить при массаже со всех сил, а нажимать легонько, аккуратно.

    Точечный самомассаж лица для детей

    Цель массажа – предотвратить простудные заболевания, научиться управлять мимикой лица. Выполняется в игровой форме, имитируя работу скульптора.

    Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движения сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняем 5-6 раз.

    Прилагая усилия, оказывая давление, «рисуем» брови, придавая им красивый изгиб. «Вылепливаем» густые брови при помощи щипков.

    Легкими нежными прикосновениями лепим глаза, расчесываем реснички.

    Ведем пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая» длинный нос для Буратино.

    Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»

    1.«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

    «Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

    «Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

    «Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

    «Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

    «Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

    «Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

    «Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

    Самомассаж для лица и шеи для детей «Индеец»

    Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы, наносящие боевую раскраску.

    «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями – повторяем 3 раза.

    «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы – повторяем 3 раза.

    «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам – повторяем 3 раза.

    «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди – повторяем 3 раза.

    «Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто играя на пианино.

    «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.

    «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.

    Рассматривая тенденцию повышения заболеваемости детей различными заболеваниями можно применять самомассаж как средство профилактики болезней. В исследованиях последних лет отмечено стимулирующее влияние на некоторые иммунологические показатели рефлексотерапии – эффективного без медикаментозного средства, не дающего побочных реакций. Показано, что стимуляция биологически активных точек повышает активность макрофагов, усиливает фагоцитоз, влияет на синтез антител, нормализует подвижность нервных процессов, состояние гипоталамо-гипофизарной системы и повышает адаптационные возможности организма.

    Массаж активных зон – это метод самолечения. Это мнение китайских специалистов-экспертов массажа, считающих данный метод народной медицины вполне доступным для освоения не только взрослыми, но и детьми.

    Приводимые на графических рисунках (рис. 1, 2, 3) месторасположения точек почти точно им соответствуют, однако могут отмечаться их отклонения в пределах 1 см. Почти всегда бывает так, что искомая точка активной зоны реагирует на сильное нажатие резким (четким) болевым сигналом (импульсом), что выделяет ее на искомом участке тела.

    При проведении массажа активных зон необходимо расслабиться, прекратить все посторонние разговоры, отвлечения, сосредоточиться на проведении процедуры. Основными точками профилактического характера против ОРВИ являются четыре парных, все расположены на лице (рис. 1).

    http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/54652587.png

    Рис. 1. Массаж против ОРВИ по сокращенной схеме

     

    Массаж проводится кончиками указательных пальцев обеих рук, с обеих сторон, синхронно, в течение 15–20 с. на каждую точку, в ритме один-два оборота в секунду. Последовательность воздействия – точки 1 → 2 → 3 → 4. Массаж по сокращенной схеме следует внедрить в повседневную жизнь ребенка на уровне навыка, чтобы он стал для ребенка такой же необходимостью, как умывание и пр. Проводить его надо на последней физкультминутке каждого занятия и после дневного сна в ДОУ, и один раз дома перед сном. Причем в утренние часы и днем надо оказывать на кожу более сильное давление, в сочетании с быстрыми, интенсивными движениями, а перед сном (дома) массаж должен быть легким, спокойным, неинтенсивным. Углубленные схемы массажа активных зон приводятся на рис. 2 и 3.

     

    http://detsad114.ucoz.ru/_pu/4/60239221.png

    Рис. 2. «Волшебные точки» для активизации адаптационных реакций организма на неблагоприятные факторы внешней среды, в том числе на респираторную группу вирусов (по А.Л. Уманской)

    Возможность самостоятельного качественного проведения точечного массажа маленькими детьми некоторыми авторами всерьез подвергается сомнению. Существуют два вида точечного массажа – возбуждающая и успокаивающая. Первая проводится в течение 2–3 мин при давлении на точку на грани болезненности, чего ребенок себе никогда не позволит, так как это требует определенного волевого усилия. Вторая же, при меньшем давлении на точку, проводится в течение 8-10 мин на каждую точку и в условиях ДОУ не воспроизводима. Тем не менее, мы не против обучения детей правилам точечного самомассажа, но только с 5,5–6 лет с основной целью – сделать его в будущем такой же режимной потребностью у детей, как отправление естественных надобностей. Это может быть достигнуто лишь регулярностью занятий точечным массажем и лучше в одно и то же время. Рекомендуем ввести его в качестве обязательного компонента программы физкультминуток на развивающих занятиях (по 2–3 точки на каждую паузу по сокращенной схеме (рис. 2).

    Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

    Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные реакции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

    Точка 3 связана с синокаротидными синусами, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.

    Точка 4 связана со слизистой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.

    Точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Она связана со слизистой трахеи, глотки, пищевода, а главное – с нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких.

    Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовой полости, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

    Точка 7 связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов мозга, ответственных за мыслительную деятельность человека.

    Массаж точки 8 положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

    Массаж точки 9 нормализует многие функции организма, так как через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга она связана со всеми вышеперечисленными точками.

    Массаж производится 3 раза в день кончиком указательного или среднего пальца, путем надавливания на кожу до появления незначительной болезненности. Затем делают 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений против часовой стрелки. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3–5 с. Симметричные точки 3, 4, 7, 8 необходимо массировать одновременно двумя руками.

    Если у ребенка обнаружены точки с повышенной или пониженной болевой чувствительностью, то их надо массировать через каждые 40 мин. до полной нормализации чувствительности.

    Таким образом, используя точечный массаж каждый день можно сохранить здоровье ребенка, растить его более здоровым.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публикация "Выставочное дело в детском саду". Статья для работников детских учреждений, заинтересованных родителей.

    Мною подготовлена статья для педагогов, работающих с детьми, также для увлеченных людей оформительским искусством, для изодеятелей образовательных учреждений и для творческих, заинтересованных родит...

    Игровой массаж в детском саду

    Здоровье складывается из мелочей....

    Презентация на тему:" Игровой массаж в детском саду"

    Презентация на тему:" Игровой массаж в детском саду"...

    "Точечный массаж в детском саду"

    Точечный массаж для детей...

    Публикация "«Преемственность в работе детского сада и семьи по математическому развитию дошкольников»

    Общенаучная категория «преемственность» имеет объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и позна­нии. Современное состояние преемственности в обучении характе­ризуется разносторон...

    Игровой массаж в детском саду

    Мы очень хотим видеть своих детей крепкими, здоровыми и умными. А чтобы они такими стали, необходимо заботиться об их здоровье. Масссаж способствует улучшению в организме обменных процессов, нормализа...

    Научная публикация проекта "Точечный массаж в детском саду "

    Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени п...