Равновесие
рабочая программа (физкультура) по теме

Плахова Людмила Андреевна

Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребёнка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

            Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действиях различных анализаторов – мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы. Поэтому для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка, как при удерживании статических поз, так и при перемещениях в пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ravnovesie.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Равновесие.

        Умение сохранять равновесие необходимо в любой деятельности ребёнка, в игре, бытовых процессах, разнообразных перемещениях в пространстве.

        Равновесие обеспечивается сложным сочетанием в действиях различных анализаторов – мышечного, вестибулярного, зрительного, кожного, объединяемых регулирующим влиянием центральной нервной системы. Поэтому для развития способности сохранять равновесие необходимо использовать разнообразные физические упражнения, влияющие на органы и системы, обеспечивающие устойчивое положение тела ребенка, как при удерживании статических поз, так и при перемещениях в пространстве.

        Хорошее развитие функции равновесия облегчает совершенствование знакомых навыков и освоение новых движений. Оно связано со всеми основными видами движений – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем. Особенно ярко равновесие проявляется в движениях и положениях тела, связанных с быстрыми перемещениями, сменой положений, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии помогают регулировать перемещение центра тяжести тела и мышечные усилия, направляемые на сохранение равновесия. Многократное выполнение таких движений способствует развитию координации, ориентировки в пространстве, воспитывает самообладание, смелость.

        Равновесие совершенствуется в упражнениях, развивающих все виды основных движений, в различных подвижных играх. Например, в ходьбе и беге при неожиданных остановках, поворотах, смене темпа движения; при спрыгивании в точно обозначенное место; в переползании и ползании по скамейке и т. п.  

            Доказана необходимость специальных упражнений, направленных на развитие у ребенка устойчивости в разных позах во время статических положениях в пространстве. В статических упражнениях необходимо удерживать равновесие в определенно принятой позе - стоя на носках, на одной ноге. Выполняют упражнения на полу, скамейке или другой какой-либо опоре. В динамических упражнениях равновесие надо сохранять в движении – при ходьбе, беге, после поворотов, вращений.

        Все задания, связанные с проявлением равновесия, требуют от детей сосредоточенности, внимания, волевых усилий. Поэтому на физкультурных занятиях такие упражнения должны проводиться по возможности раньше, до упражнении в силе или выносливости.

Задания по сохранению равновесия включаются в упражнения для детей всех возрастных групп.

Содержание упражнений для детей старшего возраста.

  1. После бега присесть на носках; руки в стороны.
  2. Ходьба по доске, скамейке (ширина 15-20 см, высота 30-35 см) на носках.
  3. Ходить по шнуру, приставляя пятку одной ноги к носку другой.
  4. Ходьба по скамейке боком приставными шагами.
  5. Ходить по скамейке перешагивая набивные мячи или кубы (высота 20 см).
  6. Ходьба по скамейке с мешочком на голове, руки в стороны или за спиной.
  7. Ходить по скамейке с наклонами, раскладывая или собирая кубики, мешочки с песком.
  8. Ходить по скамейке, прокатывая мяч двумя руками перед собой.
  9. Ходьба по скамейке, на середине присесть, коснуться руками скамейки, выпрямиться, идти дальше.
  10. Ходьба по скамейке с поворотом кругом.
  11. Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 15-20 см), верхний конец поднят на высоту 35-40 см.
  12. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (высота 35-40 см).
  13. Ходьба по скамейке на четвереньках.
  14. Стоять на полу на одной ноге, вторая прямая поднята вперёд, в сторону или назад («ласточка»).
  15. Стоять на полу на одной ноге, вторая согнута, поднята вверх, на колене мешочек с песком.
  16. Стоять на скамейке, подниматься на носки и опускаться на всю стопу (4-5 раз).
  17. Стоять на гимнастической скамейке на одной ноге (считать до 3-5), чередовать правую и левую ногу.
  18. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки с поддержкой.
  19. Кружиться парами, держась за руки (5-10 с).

Упражнения и игры для старшего возраста.

Посадим рассаду и соберём урожай.

        3-4 играющих стоят перед скамейками. В руках у них корзинки или ведёрки с мешочками (кубиками, колечками). Идут по скамейке, наклоняясь и раскладывая предметы на скамейке. Дойдя до конца, наклоняясь и раскладывая предметы на скамейке. Дойдя до конца, сходят или спрыгивают, идут обратно и отдают корзинки следующим играющим. Те по сигналу также идут по скамейке, но уже собирают предметы.

        Правила: предметы брать из корзинки по одному; класть предметы примерно через два шага; положив или взяв предмет, выпрямиться.

        Шагай через кочки!

        Играющие становятся в 3-4 звена перед скамейками. На скамейках положено по три кубика (высота 20 см) или набивных мяча. Дети идут по скамейкам, перешагивая через них. Для того чтобы ребята не проносили ногу стороной, посередине верхней стороны кубика наносится краской полоса (или наклеивается изоляционная лента).

        Правила: переносить ногу, придерживаясь середины кубика, хорошо сгибать ногу в колоне.

        Бегом по горке.

        Вбегать и сбегать по наклонной доске (ширина 15-20 см), бревну, земляной и снежной горке, ограниченной флажками (палочками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы ребенок был послушным. Как сохранить душевное равновесие

  Чтобы ребёнок был послушным.Ваш ребёнок не слушается? Кажется, он игнорирует всё, что бы вы ни сказали, даже если вы кричите или угрожаете. Как же заставить ваше чадо быть послушным?Все дети время о...

Сценарий детской рок-оперы «Как мужик нарушил экологическое равновесие»

Сценарий детской рок-оперы«Как мужик нарушил экологическое равновесие»Действующие лица: Мужик, Сова, Корова, Шмель, Мышонок, Мыши-ЦветыКартина 1: На переднем плане появляется Мужик, садится на стул, п...

РЕБЁНОК И КОМПЬЮТЕР- как найти равновесие.

Статья в родительский уголок о положительных и отрицательных сторонах компьютеризации....

Упражнения на сохранение равновесия

Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела)....

Упражнения, развивающие чувство равновесия, смелость и ловкость

Упражнения, развивающие чувство равновесия, смелость и ловкость...

Развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений

В статье рассматривается развитие равновесия у детей дошкольного возраста посредствам физических упражнений....