Семинар-практикум по физической культуре в ДОУ
методическая разработка по физкультуре по теме

В данной статье представлен семинар-практикум по физической культуре на тему: "Инновационные подходы по физическому воспитанию". 

Сегодня мы с вами поговорим об инновационных подходах в  физкультурно-оздоровительной работе. Но сначала скажите мне, что такое здоровье и из каких компонентов  оно состоит? Здоровье, естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений. Здоровье человека определяется комплексом биологических (наследственных и приобретённых) и социальных факторов; последние имеют столь важное значение в поддержании состояния Здоровье или в возникновении и развитии болезни, что в преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения записано: "Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". (психическое, физическое, нравственное)

2. Что включает в себя понятие «физическое здоровье»?

3.Назовите факторы риска, вызывающие нарушение физического здоровья. 

4. Каким образом у ребенка проявляется потребность в ДА?

5. Как вы думаете что нужно для увеличения эффективности занятий по физической культуре?

Правильно, искать новые приемы, которые разнообразили занятия физ.культурой и заинтересовали детей в занятиях. Одним из путей решения этой проблемы является поиск и внедрение инновационных подходов в физкультурно-оздоровительной работе. Их много, но мы остановимся на некоторых из них, которые можно использовать при работе с детьми. 

О некоторых инновационных технологиях мы сегодня поговорим.  

1.Корригирующая гимнастика. 

Корригирующие упражнения имеют большое значение не только для укрепления мышц тела и разностороннего физического развития. Они воздействуют на сердечнососудистую систему, дыхательную и нервную системы. Выполняя упражнения для рук, ног, туловища, дети учатся управлять своими движениями, производить их ловко, координировано, с заданной амплитудой в определенном направлении, темпе, ритме. Вашему  вниманию будет представлен комплекс гимнастики после дневного сна «Забавные котята».

«Забавные котята».

На кровати:

1) «Котята просыпаются». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и.п. (потянули передние лапки).

2) «Потянули задние лапки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) «Ищут маму-кошку». И.п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево - вправо, и в и.п. 

4) «Котенок сердитый» И.п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину «дугой», голову вниз «фыр-фыр»;

5) «Котенок ласковый» И.п.: стоя на четвереньках. В.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

На полу: 

1) Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

а) подтянуться на носках, руки вверх;

б) присесть, сгруппироваться;

в) выпрямиться.

2) Прыжки, бег на месте.

3) «Кто быстрее спрячется» - игра с одеялом.

Раз два три под одеялом лежи.  

  2.Игровой самомассаж. Является основой для закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

А сейчас я вам предлагаю самостоятельно ознакомится, и представить друг другу некоторые комплексы самомассажа.

1.«Неболейка»

Чтобы горло не болело мы его погладим смело                                                   погладить ладонями шею мягкими движениями сверху вниз

Чтоб не кашлять, не чихать надо носик растирать

Указательными пальцами растираем крылья носа

Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком

Растирать лоб

«Вилку» пальчиками сделай массируй ушки ты умело

Растирать пальцами ушную раковину

Знаем, знаем да,да,да нам простуда не страшна.

Хлопки

2. «Деревья»

Теплый ветер гладит лица, лес шумит густой листвой .

Провести пальцами от бровей до подбородка и обратно

Дуб нам хочет поклонится, клен кивает головой

От точки между бровями большим пальцем массировать лоб до линии роста волос 

А кудрявая березка провожает всех ребят

Массаж висковых впадин указательными пальцами

До свидания лес зеленый, мы уходим в детский сад

Поглаживание лица.

3. «Нос, умойся!».

«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.

 

3.Музыкально-подвижные игры. Содержат упражнения, применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по физической культуре.

1.Первая игра, с которой мы с вами познакомимся, называется « С бубном» .

Выбираем водящего, он стоит в кругу с бубном, остальные вокруг него по кругу выполняют движения, например, боковой галоп, а водящий стучит в бубен с закрытыми глазами, затем сам прекращает, и играющие тоже останавливаются. Тот, кто оказывается напротив водящего, танцует в паре с водящим, а все хлопают.  

 

2. Следующая, «Рыбаки и рыбки».

Слышать начало и окончание музыки. Проявлять выдержку, волю, соблюдать правила игры. Выразительно передавать в движении характер музыки: легко и ритмично бегать, звенеть колокольчиком, бубном.

Правила игры:  На полу лежит шнур (скакалка) в форме круга – это сеть. В центре круга рыбак, остальные дети рыбки. Рыбак звенит колокольчиком или бубном. Дети рыбки легко бегут по залу врассыпную и обязательно забегают в круг. Ребёнок рыбак ждёт, когда рыбки забегут в круг и останавливает игру на инструменте; рыбки в кругу замирают и считаются пойманными. Выигрывает тот рыбак, который наловил больше рыбы.

3.И последняя игра в которую мы с вами сегодня поиграем, называется «Ручейки и озёра»

Программное содержание: Передавать в игре на инструменте и в движении различные ритмические рисунки. Учить двигаться змейкой в колонне по одному, строить круг. Двигаться в соответствии с  различным характером музыки: Лёгким изящным  бодрым, энергичным. Слышать начало и окончание музыки.

Правила игры: Выбирается ведущий с музыкальным инструментом. Игроки становятся в 2-3 колонны, с одинаковым количеством играющих, в разных частях дома – эта ручейки. Под лёгкую изящную музыку (или быстрое звучание восьмыми длительностями бубна или колотушки) ручейки змейками легко бегут в разных направлениях. При смене музыки на бодрую и чёткую (звучание четвертными длительностями на бубне или колотушки), дети идут бодрым шагом, образуя озёра (круги) по числу ручейков. Бегать, не выходя из колонны, друг за другом. Строиться  круг только с изменением музыки.

4. Игропластика.

 Специальные упражнения для развития силы и гибкости, образно-игровые движения, жесты, раскрывающие тот или иной образ, настроение. 

- Приглашаю добровольцев для показа этих упражнений.

«Цапля». Детям предлагается разуться и встать по сигналу в круг. Ведущий объявляет конкурс на лучшую цаплю. По сигналу дети должны правую ногу согнуть в колене, развернуть ее на 90 градусов по отношению к левой и прижать ступню к бедру левой ноги как можно выше. Руки на поясе. Глаза закрыты. Необходимо продержаться в таком положении как можно дольше. Дети, у кого это получилось, становятся водящими в подвижной игре "Лягушки и цапли". Игра "Цапля" тренирует вестибулярный аппарат и развивает способность концентрации внимания, а также всегда очень смешит детей.

5. Виброгимнастика. Еще один вид инновационной технологии разработал академик Микулин. Называется он виброгимнастика. Это встряхивание организма, стимулирующее более энергичное кровообращение, устраняет скопление шлаков и тонизирует организм.

Виброгимнастика показана детям, которым по ряду причин нельзя заниматься более активными движениями, и они обычно остро переживают это. Виброгимнастика может использоваться также как физкультурная минутка во время или посте напряженной умственной деятельности.

Упражнения виброгимнастики разработаны академиком А. А. Микулиным. Нужно подняться на носки, чтобы каблуки оторвались от пола всего на 1 сантиметр, и резко опуститься на пол. При этом происходит то же самое, что при беге и ходьбе: благодаря клапанам в венах кровь получит дополнительный импульс для движения вверх.

Рекомендуется это упражнение делать не спеша, не чаще одного раза в секунду. Упражнение повторять 30 раз (30 сек), потом 5-6 секунд отдохнуть. Нужно также следить за тем, чтобы каблуки отрывались от пола не более чем на 1 сантиметр, чтобы не было утомления стоп. Сотрясения не должны быть жесткими и резкими. Они должны быть такими, как при беге. При выполнении виброгимнастики следует покрепче сжать челюсти

Общая длительность выполнения упражнения - 1 минута. В течение дня можно проводить ее, смотря по обстоятельствам, 2-3 раза.

Никакой опасности, отмечает А. А. Микулин, для позвоночника и его дисков виброгимнастика не представляет.

6.Степ-аэробика(видео).

Степ-аэробика это ритмичные движения вверх, вниз по специальной доске(платформе), высоте которой может меняться в зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ – доски постоянна. Степ аэробика развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновейсие. Аэробика это система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения эффекта продолжительность выполнения таких упражнений должна составлять не менее 20-30 минут. Занятия аэробикой доставляют мышцам большое удовольствие.

Сейчас вашему вниманию будет представлено видео сюжет степ аэробики.

На этом наш семинар- практикум подошел к концу. Надеюсь каждый почерпнул для себя что-то полезное. Спасибо за внимание!!!

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум для родителей "Воспитание культуры поведения у дошкольников"

В ходе семинара родителей знакомят с тем, как надо воспитывать культуру поведения у дошкольников. Родители делятся своим опытом, анализируют опыт работы педагогов по данной теме....

Посещение семинар-практикума "Войлок в традиционной культуре бурят"

14 октября 2016 г. в Усть-Ордынском национальном центре художественных народных промыслов» прошел семинар-практикум на тему "Войлок в традиционной культуре бурят". Программа семинара-практикума п...

Семинар-практикум для родителей "Физическое развитие ребенка".

Семинар - практикум был создан для того, чтобы познакомить родителей с основным формами и методами оздоровительной работы в детском саду и  дома.  Создать условия для обмена семейного опыта....

Семинар — практикум для родителей «Правила культуры общения»

На семинар - практикуме  для родителей воспитанников предлагаются упражнения, рекомендации для установления контакта, взаимопонимания с воспитателями детского сада....

Семинар – практикум для воспитателей «Звуковая культура речи – это очень важно»

Семинар – практикум для воспитателей«Звуковая культура речи – это очень важно»...

Семинар-практикум "К истокам народной культуры"

Семинар-практикум  для воспитателей детского сада состоит из двух частей:1. Отчет о работе с родителями в патриотическом направлении; 2. Практическая часть - викторина  с педагогами...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие культуры речи дошкольников с помощью подвижных игр"

Подвижная игра способствует ускорению развития речи, что особенно ценно для детей с нарушениями в развитии речи, активизирует, способствует эмоциональной разрядке,обеспечивает необходимую  физиче...