Главные вкладки

    Физкультурное занятие с элементами психогимнастики.
    план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа) на тему

    Дробышевская Любовь Юрьевна

    Психогимнастика - это специальные занятия, игры, упражнения, направленные на развитие  и коррекцию эмоционально - волевой сферы. Неазрывно связаны с физической культурой. Элементы психогимнастики вводятся как часть занятия с целью создания положительного эмоциоанльного настроя, для снятия усталости при выполнении упражнений повышенной нагрузки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon fizkulturnye_zanyatiya_s_elementami_psikhogimnastiki.doc72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Физкультурные занятия с элементами психогимнастики.

    Старшая группа.

            Психогимнастика – это специальные занятия (этюды, упражнения, игры), направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностной сферы психики ребенка. Между телом и психикой человека, его сознанием существуют весьма сложные взаимосвязи. Учитывая это, физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования, но для развития памяти, внимания, воли, воображения, развития творческих способностей.

            В конспекты включены не только игры и упражнения, развивающие память, внимание, но и такие нетрадиционные методы, как вводная медитация, спонтанный танец, релаксация. Они помогают создать на занятиях положительный эмоциональный настрой, устранить замкнутость, снять усталость. С их помощью у детей развиваются навыки концентрации, пластика, координация движений. Упражнения сопровождаются различными текстами, помогающими детям лучше представить тот или иной образ, войти в него.

            Путешествие на сказочную планету.

            Ход занятия.

            Детям, стоящим по кругу, воспитатель говорит о том, что на одной из сказочных планет случилась беда. Там побывал злой волшебник. Им нужна помощь. Он заколдовал зверей, птиц, деревья и цветы.

            Вводная медитация (проводится под спокойную музыку). Предложить детям найти свое сердце, прижав обе руки к груди, и прислушаться, как оно стучит: «тук, тук, тук». Затем каждый должен представить, что у него в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по всему телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Воспитатель предлагает послать этой планете немного света и тепла, и, может быть, она оживет (руки вынести, кисти рук вертикально).

            Построение в колонну по одному.

            Ходьба обычная.

            Бег с высоким подниманием колена.

            Ходьба на носках (руки вверх) в чередовании с ходьбой на пятках (руки за голову).

            Бег с преодолением препятствий (через бруски высотой 15 см).

            Ходьба в полуприседе в чередовании с обычной ходьбой.

            Перестроение в две колонны.

            Воспитатель говорит, что планета стала оживать, так как каждый подарил ей немного света и тепла.

            Общеразвивающие упражнения.

    1. «Теплый дождь» (смочил землю, освежил траву и листья; поиграем  с дождевыми каплями).

    И. П. – основная стойка, руки за спину. 1-2 – вынести вперед прямую правую (левую) руку ладонью вверх; 3-4 – правую (левую) руку спрятать за спину.

    Выполнить 6-8 раз.  

    1. «Красочная радуга» (засияла разными цветами, украсила планету).

    И. П. – ноги на ширине плеч, руки в стороны, ладонями вверх. 1- наклон туловища вправо, левую руку поднять через сторону вверх и опустить ладонью на ладонь  правой руки; 2 – и. п. То же в левую сторону.

    Выполнить 6 раз.

    1. «Растения оживают» (деревья, трава и цветы потянулись к солнышку).

    И. П. – ноги вместе, руки вдоль туловища, голова опущена. 1 – поднять прямые руки перед собой вверх, правую ногу поставить сзади на носок, посмотреть вверх. 2 – и. п. То же левой ногой.  

       4. «Полет птиц» (красивые сказочные птицы то взмахом крыльев поднимаются высоко в небо, то летят низко над землей).

    И. П. – основная стойка, руки внизу. 1, 3 – руки в стороны; 2 – присесть; 4 – и.п.

    Выполнить 6-7 раз.

    5.     «Звери просыпаются» (потягиваются от долгого сна и стряхивают с себя его остатки).

            И. П. – стоя на коленях или сидя на пятках,  руки согнуты в локтях, опущены на пол, голову положить на кисти рук. 1 – приподнять голову, руки выпрямить – потянуться; 2 – стоя на четвереньках, прогнуться в пояснице, посмотреть вперед – встряхнуться («повилять хвостиком»); 3 – сесть на пятки, руки вытянуть вперед – потянуться; 4 – и. п.

    Выполнить 7-8 раз.

          6. «Бабочки» (порхают вокруг цветов, садятся  на них, пьют нектар и снова летят к другому цветку).

            И. П. – сидя, колени согнуты и максимально разведены, подошвы соединены, кисти рук, сложенные в замок, обхватывают ступни, подтягивают пятки к туловищу. 1-3 – ноги, согнутые в коленях, совершают ритмичные, пружинящие покачивания (стараться положить бедра на пол); 4 – и. п.

    Выполнить 6 раз.

         7. «Лежа на траве» (полежим на мягкой травке и посмотрим на окружающую красоту).

    И. П. – лежа на животе, опереться на локти, подбородок поставить на тыльную сторону ладоней. 1, 3 – поворот головы вправо (влево), согнуть правую (левую) ногу в колене; 2, 4 – и. п.

    Выполнить 6-8 раз.

    Танец «Вальс цветов».

    Воспитатель. Главным украшением планеты являются цветы. Дети, представим себя розами, тюльпанами, ромашками, танцующими, кружащимися в вальсе.

    Дети совершенно свободно двигаются, выполняя любые движения под музыку.

    Далее происходит построение в колонну по одному.

    Основные движения (способ организации – поточный).

    1. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и ступни (пройти по лежащему дереву по «медвежьи»). Выполнить 4 раза.
    2. Прыжки правым (левым) боком через короткие шнурки, положенные на расстоянии 40 см друг от друга (проверка на ловкость). Выполнить 2 раза каждым боком.
    3. Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, приставляя пятку одной ноги к носку другой (пройдем по узкому мостику через быстрый ручей). Выполнить 4 раза.
    4. Ходьба и бег «змейкой» между набивными мячами (пройти и пробежать между колючими кустами, не задев их). Выполнить 4 раза.

    Подвижная игра «Ловишки» (с ленточками).

    Дети строятся в круг, у каждого цветная ленточка, заправленная сзади за пояс. В центре круга стоит «ловишка».

    По сигналу воспитателя «Раз, два, три – лови!» дети разбегаются по площадке. «Ловишка» бегает за играющими, стараясь вытянуть у кого-нибудь ленточку. По сигналу воспитателя «Раз, два, три – в круг скорей беги!» все строятся в круг. Воспитатель предлагает поднять руки тем, кто лишился ленточек, подсчитывает их. «Ловишка» возвращает ленточки детям, и игра повторяется с новым водящим. Выполнить 3-4 раза.

    Игра малой подвижности «Четыре стихии».

    Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз; если скажет слово «вода», то вытянуть руки вперед; на слово «воздух» - поднять руки вверх; на слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибется считается проигравшим.

    На морском берегу

            Ход занятия.

            Воспитатель предлагает детям представить себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой (можно использовать музыкальное сопровождение).

            Вводная медитация – упражнение «Выливание из кувшинчика».

            Все, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «выливают» из головы то,  чего там сейчас не должно быть: боль, обиду, злобу. Дети представляют свою голову расписным кувшинчиком с ручками, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой.

            Предложить детям погулять по берегу моря, побегать, ощущая, как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая.

            Построение в колонну по одному.

            Медленный бег.

            Ходьба вперед спиной.

            Галоп правым и левым боком.

            Ходьба на ладонях и стопах.

            Бег широким шагом.

            Ходьба обычная.

            Воспитатель.  Накатилась волна, и. словно по волшебству, все оказались на морском дне (дети врассыпную разбегаются по залу).

            Общеразвивающие упражнения.

    1. «Водоросли» (водоросли тянуться через толщу воды к солнышку, но появился ветер, и вода уносит их то в одну, то в другую сторону).

    И. П. – ноги врозь, руки внизу. 1 – поднять прямые руки перед собой вверх; 2 – наклон туловища вправо; 3 – выпрямиться, руки вверх; 4 – и. п. То же влево.

    Повторить 6 раз.

    2. «Плавающие лягушата» (представить себя лягушатами, плавающими в прозрачной, солнечной воде).

    И. П. – ноги  на ширине плеч, слегка согнуты в коленях, руки согнуты в локтях перед грудью. 1 – развести руки в стороны, очертить круги перед собой, выпрямить ноги, подняться на носки (втянуть живот, вытянуть шею); 2 – и. п.

    Выполнить 6-8 раз.

    3.«Волна» (небольшая волна то опустит на дно, то снова поднимет).

    И. П. – стоя на коленях, руки на поясе.

    1-2 – сесть на правое бедро, руки влево; 3-4 – вернуться в и. п. То же влево.

    Выполнить 6-8 раз.

    4.«Морской конек» (необычно плавает – «стоя», то делает рывок вперед, то замрет, покачиваясь, на воде).

    И. П. – основная стойка, руки на поясе. 1 – выпад правой ногой вперед; 2-3 – пружинистые покачивания; 4 – и. п. То же левой ногой.

    Выполнить 6 раз.

    5.«Морская черепаха» (осторожная – то выглянет из домика, то снова спрячется).

    И. П. – сидя на полу, колени подтянуть к животу, обнять руками, голову наклонить к коленям. 1-2 – поднять вверх-вперед прямые ноги («угол»), руки в стороны, голову поднять, шею вытянуть; 3-4 – вернуться в и. п.

    Выполнить 6 раз.

    6.«Улитка ползет» (гибкая, пластичная, немного медлительная).

    И. П. – стоя на коленях или сидя на пятках, голову наклонить к коленям, вытянутые вперед руки опустить на пол. 1-2 – скользящим движением лечь на живот, оперевшись на локти, голову и плечи поднять; 3-4 – такими же скользящими движениями вернуться в и. п.

    Выполнить 6-7 раз.

    7. «Кит плывет» (большой красивый кит прекрасно плавает в воде).

    И. П. –лежа на спине, прямые руки за головой. 1, 3 – повернуться на правый (левый) бок; 2, 4 – вернуться в и. п.

    Выполнить 8 раз.

    8. «Дельфины» (добрые, ласковые дельфины резвятся в воде).

    1-3 – прыжки на месте на двух ногах; 4 – прыжок с поворотом на 90 гр.

    Выполнить 2 раза.

            Упражнение на восстановление дыхания «Нагоним волны».

            И. п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. Набрать как можно больше воздуха, надуть щеки – вдох; плавно наклониться вперед-вниз, легко постукивая кулачками по щекам, выдыхая воздух небольшими порциями – выдох.

            Поднялись волны и выкатили всех на песчаный берег.

            Построение в колонну по одному.

            Основные движения.

    1. Ходьба перекатом с пятки на носки (как принято ходить по влажному, теплому песку).
    2. Прыжки – перепрыгивание через шнур, положенный вдоль зала, справа и слева от него, продвигаясь вперед на расстояние 4 м (оставим запутанные следы на песке).
    3. Метание мешочков в вертикальную цель с расстояния 3 м одной рукой (правой и левой) способом от плеча (попадаем камушком в цель на скале).
    4. Пролезание в обруч правым и левым боком, не касаясь руками пола (море выкатило кольца, попробуем пролезть, не задевая их).
    5. Ходьба по гимнастической скамейке, на середине повернуться и пойти дальше (маленький водоворот).

    Движения выполняются поточным способом 4 раза.

            Подвижная игра «Море волнуется».

            Участники игры занимают обручи малого размера (каждый ребенок свой обруч), разложенные на расстоянии 1 м друг от друга. Водящий проходит между играющими, останавливается около кого-нибудь и говорит: «Море волнуется». Тот встает и идет за ним. Так все играющие по очереди уходят со своих мест. Водящий уводит детей, взявшихся за руки, как можно дальше от обручей. После слов водящего (или воспитателя) «Море спокойно!» все опускают руки и бегут занимать какой-нибудь обруч. Тот, кто останется без него становится водящим.

            Игра повторяется 3-4 раза.

            Релаксация «Сон на берегу моря».

            Дети ложатся на пол и слушают шум моря. Воспитатель спокойным, негромким голосом рассказывает о том, что всем сниться один и тоже сон. В этом сне они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которого можно рассмотреть подводный мир: необыкновенной красоты водоросли, необычных, диковинных рыб, большую морскую черепаху и радостных, добродушных дельфинов. Затем пауза. На счет воспитателя (1, 2, 3) дети «просыпаются» и встают.

            Упражнение «Хрустальная вода».

            Присесть, набрать пригоршни воды, поднять руки с водой вверх и вылить на себя воду, часто подпрыгивая на месте и произнося громко и радостно продолжительный звук «и-и-и».

            

    Игра «Тропинка»

            Предложить детям представить себя в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение детей. « Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые».

            Дети пошли в лес по лесной тропинке, которая должна их вывести на солнечную полянку.

            В колонне по одному дети идут  друг за другом, выполняя следующие задания: «Тропинка!» - дети кладут руки на плечи впереди стоящего, приседают, наклоняя голову чуть-чуть вниз, и идут друг за другом; «Копна!» - все участники игры берутся за руки, образуют круг и направляются к центру круга, соединив руки в центре. Затем расходятся и снова идут в колонне по одному. На сигнал «Кочки!» все участники игры приседают, положив руки на голову.

            Бег широким и мелким шагом в чередовании с обычной ходьбой. Выполнить 2 раза.

            Построение в круг.

            Общеразвивающие упражнения.

            Воспитатель. Мы вышли на чудесную солнечную полянку, и если прислушаться и посмотреть вокруг, то можно заметить, что мы здесь не одни.

    1. «Белочка» (быстрая и проворная, спрыгнула с дерева и смотрит по сторонам).

    И. П. – основная стойка, руки на поясе. 1, 3 – поворот головы вправо (влево), подняться на носки; 2, 4 – вернуться в и. п.

            Выполнить 8 раз.

    1. «Медведица» (потеряла своих озорных медвежат, ищет их, заглядывая под кустики).

    И. П. – ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1, 3 – наклон туловища вправо (влево), руки за голову; 2, 4 – вернуться в и. п.

    Выполнить 6-8 раз.

    1. «Олень» (вышел на полянку красивый, сильный, гордый олень)

    И. П. – основная стойка, руки вниз. 1, 3 – поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрестно вверх, пальцы развести; 2, 4 – вернуться в и. п.

            Выполнить 8 раз.

    1. «Лисята» (рыжие, игривые лисята выбежали на полянку и, воображая, стали любоваться своими красивыми хвостиками).

    И. П. – опора на кисти рук и колени. 1, 3 – поворот головы вправо (влево), слегка согнуть прогнуть туловище, посмотреть на «хвостик»; 2, 4 – вернуться в и. п.

            Выполнить 6-8 раз.

    1. «Муравей» (на пальцы ног залез муравей и бегает по ним; поищем муравья).

    И. П. – сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. 1, 3 – с силой потянуть правой (левой) ноги носок на себя; 2, 4 – вернуться в и. п.

            Выполнить 6-8 раз.

    1. «Жучок» (с ветки на спину упал жучок и никак не может встать; активно работает всеми лапками).

    И. П. – лежа на спине. 1-4 – попеременное сгибание и разгибание рук и ног; 5-8 – руки и ноги положить на пол, отдохнуть.

            Выполнить 5-6 раз.

    1. «Зайчата» (шустрые и ловкие зайчата резвятся на полянке).

    И. П. – ноги вместе, руки на поясе. Прыжки на двух ногах со смещением ног вправо, влево в чередовании с ходьбой.

            Выполнить 30-40 раз.

            Упражнение на восстановление дыхания «Посмотрим по сторонам» (не появился ли кто-нибудь еще на полянке).

            1 – поворот вправо, правую руку вправо (вдох); 2 – вернуться в и. п. (выдох); 3 – поворот влево, левую руку влево (вдох); 4 – вернуться в и. п. (выдох).

            Выполнить 6 раз.

            Перестроение в колонну по одному.

            Предложить детям самим обойти полянку.

            Основные движения (способ организации поточный).

    1. Ходьба и бег по наклонной доске, балансируя руками.
    2. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через кубики, поставленные на расстоянии двух шагов ребенка (пройти по упавшему изогнутому дереву, перешагивая через сучки).
    3. Лазание по гимнастической стенке, переход на другой пролет и спуск вниз (влезть на большое дерево и спуститься).
    4. Метание мяча в горизонтальную цель правой и левой рукой (забросить шишку в корзину).
    5. Прыжки на двух ногах через набивные мячи, расположенные в шахматном порядке (перепрыгнуть через кочки).

    Выполнить 4 раза.

    Подвижная игра «Хитрая Лиса».

            Играющие стоят по кругу на расстояние одного шага друг от друга. В стороне, вне круга, дом Лисы. По сигналу закрывают глаза, воспитатель обходит их с внешней стороны круга и дотрагивается до одного из играющих, который и становится водящим – Хитрой Лисой. Затем дети открывают глаза и хором (три раза с небольшим интервалом) спрашивают сначала тихо, а потом громче: «Хитрая Лиса, где ты?»

            После третьего раза играющий, выбранный Лисой, быстро выбегает на середину круга, поднимает вверх руку и говорит: «Я здесь!». Все играющие разбегаются по площадке, а Лиса их ловит (дотрагивается рукой). После того, как Лиса поймает и отведет к себе в дом 2-3 детей, воспитатель произносит «В круг!» - и игра возобновляется. Если Лиса долго никого не может поймать, то выбирают другого водящего.

            Игра повторяется 4 раза.

            Релаксация «Конкурс лентяев».

            Воспитатель. Мы сегодня с вами на этой полянке увидели много разных животных, но вот лентяй и лежебока – барсук – так и не появился. Давайте послушаем про него замечательное стихотворение В. Викторова «Конкурс лентяев».

            Хоть и жарко,

            Хоть и зной,

            Занят весь

            Народ лесной.

            Лишь барсук –

            Лентяй изрядный –

            Сладко спит

            В норе прохладной.

            Лежебока видит сон,

            Будто делом занят он.

            На заре и на закате

            Все не слезть ему с кровати.

            Дети изображают ленивого барсука. Они ложатся на коврик и, пока звучит музыка Д. Кабалевского «Лентяй», стараются как можно больше расслабиться.

            Игра малой подвижности «Дрозд».

            Дети распределяются по парам. Игра сопровождается текстом «Я – дрозд, ты – дрозд, у меня – нос, у тебя – нос (каждый указывает сначала на свой нос, затем на нос партнера), у меня  - гладкие, у тебя – гладкие (указываются щеки), у меня сладкие, у тебя – сладкие (указываются губы), я – твой друг и ты – мой друг. Мы любим друг друга!». Все обнимаются. Затем пары меняются.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Физкультурное занятие с элементами психогимнастики

    Физкультурное занятие с элементами психогимнастики...

    Конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики и аэробики в средней группе

    Физкультурное занятие с элементами психогимнастики и аэробики в средней группе....

    План – конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики по теме: «На морском берегу» (для детей 5-7 лет)

    ЗАДАЧИ:  Познакомить детей с новым  физическим упражнением – акробатический кувырок, его разучивание. Тренировать детей в перестроениях по залу. Научить выполнять физ. упражнения без страха,...

    Физкультурное занятие с элементами психогимнастики в старшей группе

    Занятие по физкультуре с элементами психогимнастики в старшей группе...

    Физкультурное занятие с элементами психогимнастики.

    Совершенствовать навыки ходьбы, ползания, прыжков; Воспитывать чувство товарищества, уверенности в себе....

    Физкультурное занятие с элементами психогимнастики. «Искатели клада»

    Задачи: Успокоение, и организация детей в этюдах «Слушай команду!».Развивать у детей музыкальный слух, умение различать громкое и тихое звучание музыкального произведения. Содействовать ук...