Качественное и количественное освоения двигательных действий в старшем дошкольном возрасте, как предварительный этап подготовки к обучению основным движениям в школе.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме
Внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса.
Однако при всем значении использования тестов оказалось, что они не в полной мере позволяют объективно оценить готовность детей к освоению программного материала по физической культуре.
В процессе работы по учебной программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «От здоровья через развитие к совершенству» мы пришли к пониманию, что многоуровневое развитие двигательных действий - есть процесс информационного насыщения, который включает в себя систематизацию средств и методику преподавания.
Что предполагает погружение в разнообразные двигательные действия и получение моторного, сенсорного и двигательного опыта. Это позволяет, с одной стороны, раскрыть психомоторные способности ребёнка, с другой, осмыслить структуру движений. Данный подход положительно влияет на качество обучения двигательным действиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Качественное и количественное освоения двигательных действий в старшем дошкольном возрасте, как предварительный этап к подготовке к обученю основным движениям в школе.
Яковлева Алла Ивановна ГБОУ СОШ №619 ДО Калининского района Спб
Когда мы разрботали основную идею программы, обучение двигательным действиям с учётом уровней информационного насыщения, встала задача, как построить диагностику, так чтобы выявить эффективность подобного подхода.
Во-первых, мы подумали о том, что данный подход должен повлиять на качество обучения двигательным действиям. Поэтому нашли педконтроль у Д.В. Хухлаевой с протоколами оценки и с описанием фаз основных движений.
В 1994 г. диагностику мы проводили 3 раза в год. Суммировали качественные оценки каждого ребёнка в каждом движении отдельно, но потом отказались от подобного подхода, потому что это обезличивает проблемные места в работе с данным движением,.
Затем, в 2001 г. сделали корреляционный анализ по диагностическим срезам за 2 года обучения и пришли к выводу:
- двигательная активность, детей одного и того же возраста, но разного года рождения различна;
- дети разных выборок одного возраста и одного года рождения по-разному реагируют на одни и те же тесты;
- качественные показатели показывают уровень развития двигательного навыка, а количественные степень его автоматизации;
- постоянно нужно использовать возмущающие воздействия в виде разнообразных заданий для накоплния двигательного опыта.
В 2008-2009 г.г. провели сравнительную диагностику с ГБДОУ, в котором работали по программе “Детство”, чтобы выявить достоинства и недостатки своего подхода. Сделали более глобальную диагностику. В неё вошли тесты на физическое развитие, физическую подготовку, дигностика основных движений и диагностика по уровням информацинного насыщения.
В диагностике по уровням информацинного насыщения использовались следующие движения: метание с правой руки, паучок, ходьба 10 м.
Показатели физического развития
Антропометрические показатели: вес, рост, плечевой индекс, плоскостопие, антропометрические коэффициенты, функциональные пробы.
Показатели физической подготовленности: Тест для мышц спины, тест для мышц живота, гибкость, быстрота, координационные способности.
Предлагаемые уровни информационного насыщения двигательных действий:
I уровень - удержание позы. Оценка осанки на основе плечевого индекса.
II уровень - сенсомоторный: контрольные упражнения для оценки развития воспринимающих систем (зрительной, слуховой, тактильной).
III уровень - двигательный: основные движения. Количественная и качественная оценка основных движений (Д.В. Хухлаева, 1984).
IV уровень образов: тестировалась способность удерживать образ и воспроизводить движения, после демонстрации задания и при усложнении условий его выполнения.
V уровень — речемыслительный. а) Конкретное мышление: (ходьба 10 м), тесты для оценки скорости и качества каждой фазы ходьбы (проговаривание); б) Абстрактное мышление: в тесте «придумай свой способ ходьбы», оценивалось время обдумывания, отмечался уровень информационного насыщения двигательных действий, который наиболее активно проявился, во время выполнения.
Анализ результатов привёл к следующиму основному выводу:
- при изменени условий выполнения заданий результатыт выше у детей, занимающихся по программе “От здоровья через развитие к совершенству”;
- ходьба самое доступное и показательное движение для выполнения в измененяющихся условиях.
Следующее исследование 2010-2011 г.г. мы посвятили отбору тестов для мониторинга. Была поставлена задача выбрать наиболее часто используемые тесты, тесты совпадающие тестами всероссийского мониторинга и тесты отражающие глубину и систематичность работы педагога над основными движениями.
В данную диагностику вошли следующие тесты:
Антропометрические показатели: вес, рост, плечевой индекс, функциональные пробы.
Показатели физической подготовленности: тест для мышц спины, тест для мышц, живота, гибкость, быстрота, динамометрия, координационные способности, общая выносливость.
Количественная и качественная оценка основных движений: ходьба 10 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, метание способом из-за спины через плечо (Д.В. Хухлаева, 1984).
Предлагаемые уровни информационного насыщения двигательных действий (10 тестов):
II уровень - ориентировка в пространстве и во времени, III уровень - координация движений:
- ходьба 10 с ограничением слуха, оценивается активизация зрительного восприятия и координации;
- ходьба 10 м с ограничением зрения, оценивается активизация слухового восприятия и координации;
- ходьба 10 м с ограничением слуха и зрения, оценивается активизация тактильного восприятия и координации
- ходьба по скамейке, оценивается активизация вестибулярного восприятия и координации;
- ходьба 10 м спиной вперёд, оценивается активизация зрительного восприятия и координации;
- ходьба 10 м под заданный ритм: 5 шагов – 1 шаг в секунду, 5 шагов – 1 шаг в 2 секунды, оценивается активизация слухового восприятия и координации;
- ходьба по матам, оценивается активизация тактильного восприятия и координации;
VI уровень образов, III уровень - координация движений:
- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;
- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;
V речемыслительный уровень, III уровень - координация движений:
- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;
VI уровень абстрактного мышления, III уровень - координация движений:
- задание: придумай свой способ ходьбы, отмечался уровень информационного насыщения двигательных действий, который наиболее активно проявился, во время выполнения. А так же оценивается время обдумывания и время прохождения дистанции и кооординация.
Мы проводим диагностику основных движений два раза в год: в начале и в конце учебного года. Оцениваем количественные и качественные показатели. Качественную оценку не суммируем, данный подход необходим для контроля за отставанием в фазах основных движений, это важно для анализа трудных для обучения фаз двигательных действий.
Основные движения - базовые движения любой программы в ГБДОУ. Сравнивая результаты работу педагогов по основным движениям, мы пришли к выводу, что различия наблюдаются в основном в метании, самом сложном по координации двигательном действии.
А такое доступное для ребёнка и простое в выполнении в изменяющихся условиях теста ходьба 10 м, показывает глубину и последовательность работы подхода педагога в работе над основными движениями. Ведь это те движения над которыми ребёнок продолжит обучение в школе.
Педагоги обучают детей опираясь на свой опыт работы и интуицию. Очень мало уделяется времени ходьбе, она используется только в качестве разминки.
Предложения:
1. Систематически работать над фазами движения (ходьба 10 м).
2. Поставить перед собой задачу качественного формирование движения, которое происходит благодаря многократному выполнению одного и того же движения в изменяющихся условиях.
3. Применять различные двигательные задания с изменением условий выполнения упражнений, что способствует развитию координационных способностей дошкольника на основе ощущений, умений контролировать свои действия, изменять их последовательность в соответствии с заданием.
Литература:
1. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Оценка физической подготовленности дошкольников / Г.П. Лескова., Н. Ноткина //Дошкольное воспитание №9. - М., 1989. - С. 35-43.).
2. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста. Дис. ... канд. пед. наук / Н.Л. Петренкиной. - Спб., 2004. - 200 с.
3. Таишева М.М., Яковлева А.И., Горбунова Т.В. Развитие двигательных действий на основе многоуровневого подхода. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта»№12 (70); НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - Спб., 2012 г. - С.105-108.
4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ по спец. № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" и по спец. № 2002 "Дошкольное воспитание",- 3-е изд., перераб. и доп.- М. Просвещение, 1984 - 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-207416-1463512091.jpg)
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год
Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...
Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как основа их дальнейшего успешного обучения
Содержание психолого - педагогичекой роботы со старшими дошкольниками по формированию УУД...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/05/picture-79161-1512489707.jpg)
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ
ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/13/picture-830334-1476333145.jpg)
Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе
Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-1214396-1580708424.jpg)
Статья на тему: "Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в процессе математической подготовки"
Научные статьи опубликованные в журнале "Вопросы педагогики"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/09/picture-1320435-1617966910.jpg)
Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»
С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/03/picture-888750-1486144525.jpg)
Роль штрихографии в формировании моторно - двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе.
В статье рассматривается роль штрихографии как этапа подготовки к письму и развития речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и дл...