Качественное и количественное освоения двигательных действий в старшем дошкольном возрасте, как предварительный этап подготовки к обучению основным движениям в школе.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа) по теме

Яковлева Алла Ивановна

Внедрение в практику физического воспитания дошкольников системы тестирования физической подготовленности оказало положительное влияние на формирование у педагогов умений планирования и контроля педагогического процесса.
    Однако при всем значении использования тестов оказалось, что они не в полной мере позволяют объективно оценить готовность детей к освоению программного материала по физической культуре.
    В процессе работы по учебной программе дополнительного образования детей дошкольного возраста «От здоровья через развитие к совершенству» мы пришли к пониманию, что многоуровневое развитие двигательных действий - есть процесс  информационного насыщения, который включает в себя систематизацию средств и методику преподавания.
    Что предполагает погружение в разнообразные двигательные действия и получение моторного, сенсорного и двигательного опыта. Это позволяет, с одной стороны, раскрыть психомоторные способности ребёнка, с другой, осмыслить структуру движений. Данный подход положительно влияет на качество обучения двигательным действиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stdo10-2014.-1.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Качественное и количественное освоения двигательных действий в старшем дошкольном возрасте, как предварительный этап к подготовке к обученю основным движениям в школе.

Яковлева Алла Ивановна ГБОУ СОШ №619 ДО Калининского района Спб

Когда мы разрботали основную идею программы, обучение двигательным действиям с учётом уровней информационного насыщения, встала задача, как построить диагностику, так чтобы выявить эффективность подобного подхода.

Во-первых, мы подумали о том, что данный подход должен повлиять на качество обучения двигательным действиям. Поэтому нашли педконтроль у  Д.В. Хухлаевой с протоколами оценки и с описанием  фаз   основных движений.

В  1994 г. диагностику мы проводили 3 раза в год. Суммировали качественные оценки каждого ребёнка в каждом движении отдельно, но потом отказались от подобного подхода, потому что это обезличивает проблемные места в работе с данным движением,.

Затем, в 2001 г.  сделали корреляционный анализ по диагностическим срезам за 2 года обучения и пришли к выводу:

-  двигательная активность,  детей одного и того же  возраста, но разного года рождения различна;

- дети разных выборок одного возраста и одного года рождения по-разному реагируют на одни  и те же тесты;

- качественные показатели показывают уровень развития двигательного навыка, а количественные степень его автоматизации;

- постоянно нужно использовать возмущающие воздействия в виде  разнообразных заданий для накоплния двигательного опыта.

В 2008-2009 г.г. провели сравнительную диагностику с ГБДОУ, в котором работали по программе “Детство”, чтобы выявить достоинства и недостатки своего подхода. Сделали более глобальную диагностику. В неё вошли тесты на физическое развитие, физическую подготовку, дигностика основных движений и диагностика по уровням информацинного насыщения.

В диагностике  по уровням информацинного насыщения использовались следующие движения: метание с правой руки, паучок, ходьба 10 м.

Показатели физического развития

Антропометрические показатели: вес, рост, плечевой индекс, плоскостопие, антропометрические коэффициенты, функциональные пробы.

Показатели физической подготовленности: Тест  для мышц спины, тест для мышц живота, гибкость, быстрота, координационные способности.

Предлагаемые уровни информационного насыщения двигательных действий:

I уровень - удержание позы. Оценка осанки на основе плечевого  индекса.

II уровень - сенсомоторный: контрольные упражнения для оценки развития воспринимающих систем (зрительной, слуховой, тактильной).

III уровень - двигательный: основные движения. Количественная и качественная оценка основных движений (Д.В. Хухлаева, 1984).

        IV уровень образов: тестировалась способность удерживать образ и воспроизводить движения, после демонстрации задания и при  усложнении условий его выполнения.

        V уровень — речемыслительный.  а) Конкретное мышление: (ходьба 10 м), тесты для оценки скорости и качества каждой фазы ходьбы (проговаривание); б) Абстрактное мышление: в тесте  «придумай свой способ ходьбы»,  оценивалось время обдумывания, отмечался уровень информационного насыщения двигательных действий, который наиболее активно проявился, во время выполнения.

Анализ результатов привёл к следующиму основному  выводу:

-  при изменени условий выполнения заданий результатыт выше у детей, занимающихся по программе “От здоровья через развитие к совершенству”;

- ходьба самое доступное и показательное движение  для выполнения  в измененяющихся условиях.

Следующее исследование 2010-2011 г.г. мы посвятили отбору тестов для мониторинга. Была поставлена задача выбрать наиболее часто используемые тесты, тесты совпадающие тестами всероссийского мониторинга и тесты отражающие глубину и систематичность работы педагога над основными движениями.

В данную диагностику вошли следующие тесты:

        Антропометрические показатели: вес, рост, плечевой индекс,  функциональные пробы.

        Показатели физической подготовленности: тест  для мышц спины, тест для мышц, живота, гибкость, быстрота, динамометрия, координационные способности, общая выносливость.

        Количественная и качественная оценка основных движений: ходьба 10 м, челночный бег 3х10 м, прыжок в длину с места, метание способом из-за спины через плечо (Д.В. Хухлаева, 1984).

        Предлагаемые уровни информационного насыщения двигательных действий (10 тестов):

II уровень - ориентировка в пространстве и во времени, III уровень - координация движений:

 - ходьба 10  с  ограничением слуха, оценивается активизация зрительного восприятия и координации;

 - ходьба 10 м с ограничением зрения, оценивается активизация слухового восприятия и координации;

-  ходьба 10 м  с ограничением слуха и  зрения, оценивается активизация тактильного восприятия и координации

 - ходьба по скамейке, оценивается активизация вестибулярного восприятия и  координации;

- ходьба 10 м спиной вперёд, оценивается активизация зрительного восприятия и координации;

- ходьба 10 м  под заданный ритм: 5 шагов  – 1 шаг в секунду, 5 шагов – 1 шаг в 2 секунды, оценивается активизация слухового восприятия и координации;

- ходьба по матам, оценивается активизация тактильного восприятия и координации;

VI  уровень образов, III уровень - координация движений:

- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;

- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;

V речемыслительный уровень, III уровень - координация движений:

- ходьба 10 м после просмотра видеозаписи ходьбы, оценивается активизация образного восприятия и координации;

VI уровень абстрактного мышления, III уровень - координация движений:

- задание: придумай свой способ ходьбы, отмечался уровень информационного насыщения двигательных действий, который наиболее активно проявился, во время выполнения. А так же оценивается время обдумывания и время прохождения дистанции и кооординация.

Мы проводим диагностику основных движений два раза в год: в начале и в конце учебного  года. Оцениваем количественные и качественные показатели. Качественную оценку не суммируем, данный подход необходим для контроля за отставанием в фазах основных движений, это важно для анализа трудных для обучения фаз двигательных действий.

Основные движения - базовые  движения любой программы в ГБДОУ. Сравнивая результаты работу педагогов по основным движениям, мы пришли к выводу, что различия наблюдаются в основном в метании, самом сложном по координации двигательном действии.

А такое доступное для  ребёнка и простое в выполнении в изменяющихся условиях  теста ходьба 10 м, показывает глубину и последовательность работы подхода педагога в работе над основными движениями. Ведь это те движения над которыми ребёнок продолжит обучение в школе.

Педагоги обучают детей опираясь на свой опыт работы и интуицию. Очень мало уделяется времени ходьбе, она используется только в качестве разминки.

        Предложения:

1. Систематически работать над фазами движения (ходьба 10 м).

2. Поставить перед собой задачу качественного формирование движения, которое происходит благодаря многократному выполнению одного и того же движения в изменяющихся условиях.

3. Применять различные двигательные задания с изменением условий выполнения упражнений, что способствует развитию координационных способностей дошкольника на основе ощущений, умений контролировать свои действия, изменять их последовательность в соответствии с заданием.

Литература:

        1. Лескова Г.П., Ноткина Н.А. Оценка физической подготовленности дошкольников /  Г.П. Лескова., Н. Ноткина //Дошкольное воспитание №9. - М., 1989. - С. 35-43.).        

2. Петренкина Н.Л. Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста.  Дис. ... канд. пед. наук / Н.Л. Петренкиной. - Спб., 2004. - 200 с.

3. Таишева М.М., Яковлева А.И., Горбунова Т.В. Развитие двигательных действий на основе многоуровневого подхода. Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта»№12 (70); НГУ им. П.Ф. Лесгафта. - Спб., 2012  г. - С.105-108.

        4. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для уч-ся пед. училищ по спец. № 2010 "Воспитание в дошкольных учреждениях" и по спец. № 2002 "Дошкольное воспитание",- 3-е изд., перераб. и доп.- М. Просвещение, 1984 - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ

ПЛАВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА НАЧАЛЬНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ...

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие фонематического восприятия. Подготовка к обучению грамоте»

С началом школьного обучения у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с освоением чтения и письма. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и дру...

Роль штрихографии в формировании моторно - двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе.

В статье рассматривается роль штрихографии как этапа подготовки к письму и развития речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и дл...