Роль штрихографии в формировании моторно - двигательных умений у старших дошкольников как один из этапов подготовки к школе.
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Яковлева Ольга Михайловна

В статье рассматривается роль штрихографии как этапа подготовки к письму и развития речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также для интеллектуального развития, совершенствования функции коры головного мозга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_shtrihografii.docx307.47 КБ

Предварительный просмотр:

Роль штрихографии в формировании моторно - двигательных умений у старших дошкольников  как один из этапов подготовки к школе.

О.М.Яковлева,  учитель- логопед

Аннотация: в статье рассматривается роль штрихографии как этапа подготовки к письму и развития речи. Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также для интеллектуального развития, совершенствования функции коры головного мозга.

Ключевые слова: подготовка к школе, проекция кисти, развитие мелкой моторики, письмо.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода "локомотив" всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Проекция кисти, и особенно большого пальца, в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как и проекция всего остального тела. Рука настолько связана с мышлением, с переживаниями, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражения через руку. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движение, необходимые для этого взаимодействия.        При отставании в развитии моторики кисти происходит сужение диапазона функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и органов дыхания. Дайте будущему первокласснику штриховать какую-нибудь фигуру. Потрогайте мышцы руки, когда он работает. Рука, не готовая к письменной работе, сильно напрягается, даже дрожит. Малыш не может сидеть долго в статической позе, быстро утомляется. Он сильно нажимает на карандаш, который от этого часто ломается. Ребенок задерживает дыхание, пока безотрывно пишет букву, слог, даже слово. Чем длиннее слог, а тем более слово, тем больше задержка дыхания, отрицательно сказывающаяся на функциональном состоянии организма . Соответственно, задача педагога подготовить руку ребенка к у письму, укрепить мелкие мышцы кисти . Упражнения, укрепляющие мелкие мышцы кисти, необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, а также для интеллектуального развития, совершенствования функции коры головного мозга.

 Штрихография –один из этапов первоначальной подготовки к письму, развитие мускульной памяти. Дети штрихуют предметы, которые им предлагают, которые они нарисовали сами, дорисовывают  по клеткам, знакомятся с симметрией. Обязательно соблюдают правила: штриховать в заданном направлении, соблюдать одинаковое расстояние между штрихами, не заходить за контуры.

Последовательность работы может быть следующей:

  • Рисование коротких вертикальных линий
  • Рисование горизонтальных линий
  • Чередование длинных и коротких штрихов
  • Сочетание горизонтальных и вертикальных линий
  • Рисование ломаной линии, дуг, узоров

В дальнейшем дети учатся штриховать не только параллельными  штрихами, но и волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями, даже не подозревая, что овладевают написанием элементов письменных букв. Так происходит этап подготовки к письму, ведь именно до семи лет мускульная память у детей цепкая и наиболее возбудимая.

Основная идея штрихографии- подготовить к письму без письма системой подготовительных упражнений. По рисункам можно проследить как совершенствуются  моторно- двигательные навыки у детей ,а значит, приступая в первом классе к написанию букв ребенок уже не почувствует чрезмерного напряжения мелких мышц кисти руки. Кроме этого, штриховка – это способ развития речи, так как в процессе развивается внутренняя и внешняя речь, идет работа со словом. Дети работают с трафаретами, составляют смысловые композиции и  рассказы по ним.

 Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время осталась связанной с жестикуляторной речью: эта связь дает о себе знать и у современного человека.. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующие совершенствования речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движения пальцев.

Физиолог М.М. Кольцова считает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Следовательно, говоря о периоде подготовки ребенка к школьному обучению, необходимо через ощущения с активным включением  различных анализаторов в процессе игровых ситуаций  сформировать такие моторно - двигательные навыки, которые позволят положительно повлиять на выработку устойчивого почерка , снять психологическую перегрузку в 1 классе и  дать ребенку  радость познания.

Литература:

 1.Данилова И.Ю. Формирование творческой активности первоклассников на уроках письма по методике Е.Н.Потаповой // Межвуз. сборник науч.ст. - М., МПГУ, 2004, с. 14-16

2.Жиганова О.Д. Влияние художественно-графических упражнений на становление каллиграфических навыков письма детьми младшего школьного возраста // Межвуз. сборник науч.ст. - М., МПГУ, 2004, с. 21-24

3.Меньшикова А.В. Обучение письму по методике Е.Н.Потаповой в развитии познавательного интереса ребенка // Межвуз. сборник науч.ст. - М., МПГУ, 2004, с. 36-37


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе

Принципы организации работы и основные направления работы.Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, вы...

Мастер класс инструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции стопы».

Мастер классинструктора по физической культуре на тему: «Укрепление здоровья дошкольника через формирование жизненноважных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению осанки и коррекции с...

Упражнения для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школе.

Данные упражнения я подготовила и провела на родительском собрании. В настоящее время мы часто стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения. Я подготовила несколько практических упражнений, к...

Проект: «Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-7 лет».

В связи с изменением приоритетов современного дошкольного образованияпроблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии являетсяодной из наиболее важных и актуальных проблем коррекц...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИНА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ...

Формирование языкового анализа и синтеза на этапе подготовки к школе

Языковой анализ и синтез являются когнитивными операциями над языковыми единицами, которые в совокупности дают возможность полно и всесторонне познать языковую действительность. Языковой анализ и синт...