Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе
материал по логопедии по теме

 

Принципы организации работы и основные направления работы.

Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 4_sam_r.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования

(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)

Кафедра дефектологии

Курсовая подготовка

«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Самостоятельная внеаудиторная работа №4

Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе

Слушатель курсов:

Болотова Наталья Викторовна

учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад

компенсирующего вида №17»

город Сергиев Посад

    Проверила: Малева З.П.,

    канд.педаг.наук, доцент

Г.Сергиев посад 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. Введение.

2. Принципы организации работы и основные направления работы.

3.  Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.

4. Заключение.

5. Библиографический список.

1. Введение.

Развитие познавательных   процессов:   восприятия,   внимания,

воображения, памяти, мышления и речи играет немаловажную роль при подготовке детей к школьному обучению.

Р.С. Немов утверждает, что речевая  готовность  детей   к  обучению  и

учению проявляется в их умении пользоваться  для  произвольного

управления  поведением  и  познавательными  процессами.  Не   менее   важным

является развитие речи как средство общения и предпосылки  усвоению  письма.

              Речь у детей дошкольного  и младшего школьного  возрастов  развивается

параллельно    с   совершенствованием   мышления.

        Понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

В познавательном плане ребенку  к началу обучения в в школе    необходимо достигнуть   весьма высокого  уровня  развития,  обеспечивающего  свободное  усвоение   школьной учебной программы.

2. Принципы организации работы и основные направления работы.

Принципы:

1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.

2.Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.

3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.

4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.

5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.

6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы.

Основные направления:

1.        Формирование положительной мотивации учения в целом.

2.        Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).

3.        Организация поисковой деятельности в разных формах ее проявления (наблюдения, игры) как метода развития речевой и познавательной активности.

Реализация первого направления:

При реализации первого направления необходимо учитывать:

1. Использование приемов, способствующих формированию мотивации учения в целом, в деятельности педагога.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует  общая атмосфера в детском саду, организация разных видов деятельности и обеспечение гуманных отношений сотрудничества педагога и ребенка,  помощь взрослого, привлечение детей к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют увлекательное изложение материала (занимательные примеры, опыты, парадоксальные факты), необычная вызывающая удивление детей форма его преподнесения, эмоциональность речи педагога; познавательные игры; анализ жизненных ситуаций и использование этих знаний в будущей жизни; умелое применение педагогом поощрения и порицания.

2. Использование специальных заданий на упрочение отдельных сторон мотивации.

Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, следует помнить, что внешние  условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к нему самого ребенка. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на выработку его внутренней позиции.

Работа педагога включает в себя следующие виды воздействий:

-  актуализация уже сложившихся у дошкольника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укрепить и поддержать;

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);

- коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и в перспективе их развития. В процессе формирования мотивации педагог может применять различные задания и упражнения: игры различного характера, труд, поручения, опытно-практическую деятельность; задания учебного типа, которые предполагают наличие инструкции и правил.

Работа по формированию мотивационной сферы дошкольников может быть предоставлена следующими видами:

- упражнения на сотрудничество со взрослым: сначала ребенок выполняет действия по образцу с помощью педагога, затем решение переносится на аналогичное задание; цель — создание условий для формирования положительной мотивации действия;

-упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора: ситуации выбора весьма благоприятны, потому что они упрочивают умение ребенка принять решение, взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций (например, сделать что-то для себя или для других, выполнить творческое или репродуктивное задание).

Реализация второго направления.

Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания ) включает упражнения на закрепление адекватной самооценки, на выбор задач максимальной для себя трудности. Цель — учить детей объяснению своих успехов и неудач.

Одним из видов работы по становлению самооценки выступают упражнения на выбор задач максимальной трудности, поощряемый педагогом. Поощрение взрослого повышает мотивацию, если оно относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания.

Другой вид работы по формированию самооценки: педагог сравнивает успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами.

Реализация третьего направления.

Реализация третьего направления предполагает организацию элементарной поисковой деятельности, ориентированной на стимуляцию вопросительно-познавательной активности детей с ОНР в процессе организованного общения со взрослыми.

Поисковая деятельность представлена двумя ступенями:

1. Расширение диапазона информации об окружающем мире, систематизация знаний, развитие наблюдательности детей как качества личности и мыслительных процессов.

Данная ступень включает организованные занятия с детьми, которые проводятся как в форме наблюдения, так и в форме игры: оба метода требуют предметного сопровождения для стимуляции познавательных проявлений детей.

На данной ступени реализуются следующие задачи:

- расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;

- развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- стимуляция субъективных активных познавательных проявлений детей;

- развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;

- формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;

- создание условий, способствующих проявлению, стимуляции познавательной активности детей при взаимодействии с окружающими.

3.  Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.

На второй ступени реализуются следующие задачи:

- стимуляция познавательной мотивации организуемого ребенком взаимодействия со взрослым;

- развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);

- развитие абстрактного и логического мышления детей; развитие речи детей;

- стимуляция вопросительно-познавательной активности детей;

- обогащение опыта детей в вопросительно-познавательных формах речевого взаимодействия;

- поддержание и дальнейшая стимуляция потребностей детей в организации вопросительно-познавательных контактов со взрослыми.

Для решения этих задач применяется опытническая деятельность детей и решение логических задач.

4. Заключение.

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с системным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, повышение уровня самооценки, варьирование методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечат успешность формирования речевой и познавательной активности у детей на этапе подготовки к школе.

5. Библиографический список.

1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986  (Психологическое

развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)

2. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. – М., 1972 (Формирование у

дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122

 – 123. Формирование наглядно – образного мышления у дошкольников: 162 –237)

3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логи¬ческие задачи, игры-занятия — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Логопед в ДОУ).

4. Буре Р.С. Формирование положительного отношения к учению на занятиях // Дошкольное воспитание. 1978. № 10.

5. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.

6. Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1999.

7. Дроздова Н.В. Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в с...

Педагогический проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Презентация «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В презентации освещены психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, этапы и виды экспериментальной деятельности и раскрыто влияние данной деятельности на познавательно-речевую активн...

Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИНА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ...

Реализация stem-подхода в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе подготовки к школе

В статье рассмотрены основные направления реализации stem-подхода в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского са...