КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ"
консультация по развитию речи

Панова Елена Викторовна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_poznavatelnoy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ

ОБЛАСТИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №51»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

                                                                                       Учитель-логопед

                                                                                       Панова Е.В.


Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе

Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи играет немаловажную роль при подготовке детей к школьному обучению.

Р.С. Немов утверждает, что речевая готовность детей к обучению и учению проявляется в их умении пользоваться для произвольного управления поведением и познавательными процессами. Не менее важным является развитие речи как средство общения и предпосылки усвоению письма.

Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов развивается параллельно с совершенствованием мышления.

Понятие «речевая активность» рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: с одной стороны, это свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации; с другой — качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

В познавательном плане ребенку к началу обучения в школе необходимо достигнуть весьма высокого уровня развития, обеспечивающего свободное усвоение школьной учебной программы.

Принципы организации работы и основные направления работы.

  1. Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
  2. Принцип активного соучастия детей в процессе отбора информации.
  3. Включение детей в различные формы организации деятельности общения со взрослым.
  4. Принцип обеспечения успеха организуемой познавательной деятельности.
  5. Принцип стимуляции потребностей детей в коммуникации со взрослым.
  6. Принцип тесного взаимодействия воспитателя с логопедом при построении работы.

Основные направления:

  1. Формирование положительной мотивации учения в целом.
  2. Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания).
  3. Организация поисковой деятельности в разных формах её проявления (наблюдения, игры) как метода развития речевой и познавательной активности.

Реализация первого направления:

При реализации первого направления необходимо учитывать:

1. Использование приемов, способствующих формированию мотивации учения в целом, в деятельности педагога.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в детском саду, организация разных видов деятельности и обеспечение гуманных отношений сотрудничества педагога и ребенка, помощь взрослого, привлечение детей к оценочной деятельности и

формирование у них адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют увлекательное изложение материала (занимательные примеры,

опыты, парадоксальные факты), необычная вызывающая удивление детей форма его преподнесения, эмоциональность речи педагога; познавательные игры; анализ жизненных ситуаций и использование этих знаний в будущей жизни; умелое применение педагогом поощрения и порицания,

2. Использование специальных заданий на упрочение отдельных сторон мотивации.

Используя разнообразные приемы формирования мотивации учения, следует помнить, что внешние условия оказывают влияние на мотивацию учения не непосредственно, а только в преломлении их через внутреннее отношение к нему самого ребенка. Поэтому необходимо предусмотреть систему мер (ситуаций, заданий, упражнений), направленных на выработку его внутренней позиции. Работа педагога включает в себя следующие виды воздействий:

  • актуализация уже сложившихся у дошкольника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укрепить и поддержать;
  • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.);
  • коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и в перспективе их развития. В процессе формирования мотиваций педагог может применять различные задания и упражнения: игры различного характера, труд, поручения, опытно-практическую деятельность; задания учебного типа, которые предполагают наличие инструкции и Правил.

Работа по формированию мотивационной сферы дошкольника может быть предоставлена следующими видами:

  • упражнения на сотрудничество со взрослым: сначала ребенок выполняет действия по образцу с помощью педагога, затем решение переносится на аналогичное задание; цель — создание условий для формирования положительной мотивации действия;

-упражнения на постановку дошкольников в ситуацию выбора; ситуации выбора весьма благоприятны, потому что они упрочивают умение ребенка принять решение, взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из разнонаправленных тенденций (например, сделать что-то для себя или для других, выполнить творческое или репродуктивное задание).

Реализация второго направления.

Развитие личностных характеристик (самооценки и самосознания) включает упражнения на закрепление адекватной самооценки, на выбор задач максимальной для себя трудности. Цель — учить детей объяснению своих успехов и неудач.

Одним из видов работы по становлению самооценки выступают упражнения на выбор задач максимальной трудности, поощряемый педагогом.

Поощрение взрослого повышает мотивацию, если оно относится не к

способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые он прилагает при выполнении задания.

Другой вид работы по формированию самооценки: педагог сравнивает успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. Реализация третьего направления.

Реализация третьего направления предполагает организацию элементарной поисковой деятельности, ориентированной на стимуляцию вопросительнопознавательной активности детей с ОНР в процессе организованного общения со взрослыми.

Поисковая деятельность представлена двумя ступенями:

1. Расширение диапазона информации об окружающем мире, систематизация знаний, развитие наблюдательности детей как качества личности и мыслительных процессов.

Данная ступень включает организованные занятия с детьми, которые проводятся как в форме наблюдения, так и в форме игры: оба метода требуют предметного сопровождения для стимуляции познавательных проявлений детей.

На данной ступени реализуются следующие задачи:

  • расширение и углубление информации об окружающем мире, формирование на этой основе системы представлений;
  • развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.);
  • стимуляция субъективных активных познавательных проявлений детей;
  • развитие речи детей, обучение их вопросительной форме речевого взаимодействия;
  • формирование потребности в организации познавательного общения со взрослым;
  • создание условий, способствующих проявлению, стимуляции познавательной активности детей при взаимодействии с окружающими.

3. Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, выходящей за пределы конкретной ситуации взаимодействия.

На второй ступени реализуются следующие задачи:

  • стимуляция познавательной мотивации организуемого ребенком взаимодействия со взрослым;
  • развитие у детей мыслительных операций (анализа, синтеза, уравнения, обобщения и др.);
  • развитие абстрактного и логического мышления детей; развитие речи детей;
  • стимуляция вопросительно-познавательной активности детей;
  • обогащение опыта детей в вопросительно-познавательных формах речевого взаимодействия;
  • поддержание и дальнейшая стимуляция потребностей детей в организации вопросительно-познавательных контактов со взрослыми.

Для решения этих задач применяется опытническая деятельность детей и решение логических задач.

  1. Заключение.

Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи — высокий уровень их речевой и познавательной активности. Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у дете$ с ОГО ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения — неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу. У детей с систфным нарушением речи снижена субъективная активность в познавательной и речевой деятельности. Создание положительной мотивации в различных видах деятельности, повышение уровня самооценки, варьиров§ние методов и приемов обучения с учетом индивидуальных особенностей дошкольников обеспечат успешность формирования речевой и познавательней активности у детей на этапе подготовки к школе.

  1. Библиографический список.
  1. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,

1986 (Психологическое развитие младших школьников в процессе учебной деятельности: 163-213)

  1. Подъяков Н.М. Мышление дошкольника. - М., 1972 (Формирование у дошкольников обобщенных способов практического исследования ситуации: 122-123. Формирование наглядно - образного мышления у дошкольников: 162 -237)
  2. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-

занятия — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 64 с. — (Логопед в ДОУ)."

  1. Буре Р.С. Формирование положительного отношения к учению на занятиях // Дошкольное воспитание. 1978. № 10.
  2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М., 1989.
  3. Серебрякова Т.А. Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в общении со взрослыми. Автореф. дисс.... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 1999.
  4. Дроздова Н.В. Формирование речевой активности старших дошкольников с ОНР на логопедических занятиях. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной и речевой активности у детей с нарушениями речи на этапе подготовки к школе

Принципы организации работы и основные направления работы.Организация педагогических мероприятий, направленных на стимуляцию субъективной вопросительно-познавательной активности дошкольников, вы...

Презентация «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В презентации освещены психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи, этапы и виды экспериментальной деятельности и раскрыто влияние данной деятельности на познавательно-речевую активн...

Сообщение из опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность»

В сообщении раскрываются формы работы, этапы, условия развития познавательно-речевой активности у детей с нарушениями речи через экспериментально-исследовательскую деятельность....

Упражнения для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к школе.

Данные упражнения я подготовила и провела на родительском собрании. В настоящее время мы часто стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения. Я подготовила несколько практических упражнений, к...

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ     Одной из основных задач современной педагогики является воспитание активной, самостоятельной личности, при этом одно...

Реализация stem-подхода в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи на этапе подготовки к школе

В статье рассмотрены основные направления реализации stem-подхода в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского са...