Сообщение "Физкультурно-оздоровительная работа в прогимназии "Остафьево"
методическая разработка по физкультуре на тему

Перепечина Елена Михайловна

Сообщение на методическом объединении методистов Подольского райлна "Физкультурно-оздоровительная работа в прогимназии "Остафьево"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_dlya_metodistov_fizra.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

СТАРШИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ДОУ ПОДОЛЬСКОГО РАЙОНА

«ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ПРОГИМНАЗИИ «ОСТАФЬЕВО»

Составлено старшим воспитателем

прогимназии «Остафьево»

Перепечиной Е.М.

В современных  условиях развития общества проблема воспитания здорового ребенка является как никогда ранее наиболее актуальной. Это объясняется тем, что к ребенку для обеспечения высокого уровня интеллектуально-познавательного развития предъявляются высокие требования, реализовать которые может только здоровый ребенок.

Закон РФ «Об образовании» обязывает каждое «образовательное учреждение создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».

Программой детского сада предусматривается охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие. Все это нацеливает педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование в педагогическом процессе разнообразных физических упражнений, закаливающих процедур и профилактических мероприятий.

Обращает на себя внимание следующее противоречие. С одной стороны, польза движений в целостном развитии ребенка является очевидной и общепризнанной и потому не требует особого обоснования. С другой стороны, в практике работы современных образовательных учреждений двигательная культура ребенка не достаточно развита, а различные формы ее целенаправленного развития реализуются не в полном объеме.

Таким образом, одним из приоритетных направлений работы нашего учреждения мы выбрали физкультурно-оздоровительное.

Для успешной работы в этом направлении в МОУ созданы благоприятные условия.

Это физкультурно-музыкальный зал, оснащать который нам пришлось с нуля, т.к. кроме гимнастических палок, пластмассовых кеглей и старых скамеек никакого спортивного инвентаря не было. За несколько лет мы  приобрели в достаточном количестве необходимое  оборудование  по основным видам движения: гимнастический набор, резиновые мячи разных размеров, детские гантели, которые наполняются песком весом 250гр или 500 гр., мячи-прыгуны, маты разного размера, мягкие модули, мешочки с песком разного веса, разнообразные обручи, скакалки,  гимнастические скамейки. Своими силами были изготовлены: ленты различной длины, туннель для лазания, навесные мишени, массажные дорожки разного вида, косички для ОРУ и др. Спортинвентарь систематизирован и  хранится в специальных ящиках и корзинах в спортивном зале.

В нашем  учреждении имеется плавательный бассейн, который функционирует весь период отопительного сезона – с октября по апрель включительно. В период летней оздоровительной работы мы используем бассейн для проведения закаливающих мероприятий. Для занятий по обучению плаванию были приобретены спасательные круги разного размера, деревянные и пластиковые доски для плавания, резиновые и надувные мячи, надувные нарукавники и жилеты. Широко используем нетрадиционный материал, изготовленный своими руками для проведения  игр в воде. Вместо обычных резиновых ковриков в бассейне мы приобрели и изготовили своими руками массажные дорожки разного вида.

Для занятий физкультурой и спортом на улице в учреждении имеется спортивная площадка, которая функционирует круглый год. В тёплое время года пользуемся  различными спортивными снарядами, беговой дорожкой, ямой для прыжков, этим летом установили столы  для настольного тенниса. Зимой на площадке проходят занятия лыжной подготовкой, зимние праздники и развлечения.

В групповых помещениях воспитателями оборудованы спортивные уголки со всем необходимым для организации двигательной активности детей  в группе, а в каждой спальне имеются массажные дорожки для профилактики плоскостопия.

Но для достижения высоких  результатов  работы  мало иметь хорошую материальную базу, нужны ещё и высококвалифицированные педагогические  кадры. Приведу несколько цифр для сравнения. В 2000 году в детском саду работали 2 дошкольные группы и 5 человек педагогов, включая заведующую. В настоящее время в МОУ работают 3 разновозрастные группы дошкольного возраста и 4 класса начальной школы, воспитанием и образованием детей в прогимназии занимаются 20 педагогов, 13 из них -  с высшим образованием,  один воспитатель обучается в МГПУ.  Много молодых педагогических кадров, средний возраст педагогического персонала  составляет 38 лет. Работать в таком коллективе очень интересно, т.к. молодежь  легка на подьём, творчески и с энтузиазмом подходит к решению поставленных задач, не боится использовать в своей работе новейшие технологии. Но нам не хватает опыта, иногда  учимся на собственных ошибках.

 Проводя анализ проделанной работы, устанавливаем, с какими  задачами  и  в силу каких  причин  педагог не  справился в полном объёме. Для  оказания помощи  воспитателям и специалистам  разрабатываем  план мероприятий, в который включены консультации для молодых воспитателей, консультации для педагогов со школьным педагогически образованием, теоретические и практические семинары, открытые взаимопросмотры занятий, педсоветы и, конечно же, постоянный оперативный контроль со стороны директора и старшего воспитателя.

Привожу пример.

Руководитель по физическому воспитанию и плаванию Плахотнюк Ж.В. до прихода в наше учреждение  работала в школе, что наложило свой отпечаток: работа с малышами вызывала определенные трудности, ей было сложно придумать мотивацию, сюжетные занятия, обыграть те или иные задания. К тому же Жанне Валерьевне было нелегко  сотрудничать с воспитателями, т.к. учитель физкультуры в школе работает сам по себе, а в детском саду просто необходим тесный контакт с воспитателями. Это проблему мы пытались решить разными способами. Наиболее интересным и результативным оказался  проведённый практический  семинар, на котором Жанна Валерьевна  на физкультурном занятии в каждой группе выступила в роли воспитателя, а воспитатели  провели интересные занятия, находясь в роли руководителя по физической культуре. В результате  Жанна Валерьевна собственным примером показала, какую неоценимую помощь может оказывать воспитатель на занятиях, а воспитатели продемонстрировали, насколько интереснее  пройдёт занятие, если обыграть некоторые элементы или ввести сюжет.

Далее хочу остановиться на программах  и технологиях, которые мы используем в работе по физкультурно-оздоровительному направлению в детском саду.

В первую очередь,  это  «Программа воспитания и обучения  в детском саду» под редакцией  М.А. Васильевой, а также различные  методические пособия:

 

  • Маханева  М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений;
  • Пензулаева  Л.И. Физкультурные занятия с детьми: пособие для воспитателя дет.сада.;
  • Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников.;
  • Волошина Л.Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: учебно-методическое пособие.
  • Воронова Е.К. Программа обучения плаванию в детском саду («Детство»).
  • Еремеева Л.Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие.
  • Осокина Т.И. Как научить ребенка плавать: пособие для воспитателя детского сада.

    Для успешной организации работы  необходимо предусмотреть все виды планирования. Мы разработали программу «Здоровье» на ближайшие три года,  в которой отразили глобальные задачи учреждения по физкультурно-оздоровительной работе. В годовом плане задачи по физическому воспитанию распределяются более детально на основании тщательного анализа проделанной работы и  с учётом достигнутых результатов.  Одной из основных задач работы на 2007-2008 учебный год является осуществление преемственности в создании оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление  психического и физического здоровья детей, сохранение и поддержание их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. На ноябрь месяц 2007 года был запланирован педсовет «Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ», где будут рассматриваться следующие вопросы:

  1. Влияние закаливающих факторов на уровень заболеваемости дошкольников.
  2. Занятие по плаванию, как один из способов укрепления физического здоровья детей.
  3. Положительное влияние массажа на организм ребенка.
  4. Педагогическая копилка – «Игры в воде».

Также, в годовом плане, в разделе «Работа с кадрами» было запланировано провести открытые просмотры по занятиям по физкультуре и плаванию. также направить инструктора по физкультуре и плаванию Плахотнюк Ж.В. на семинар по теме ….. В разделе «Организация работы методического кабинета» было запланировано составление перспективного плана работы по закаливанию в разных возрастных группах, пополнить раздел «Физическое воспитание» конспектами и наглядным материалом. Составить картотеку физкультминуток, продолжать пополнять физкультурное оборудование нетрадиционным материалом, а также организовать смотр-конкурс спортивных уголков в группах.

С сентября по ноябрь провести тематическую проверку  по Физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ.

Были запланированы консультации («Подвижные игры на прогулке», «Взаимосвязь воспитателей и инструктора по плаванию в процессе обучения детей плаванию», «Прогулка – важная часть режима дня»)

Были оформлены стенды «Физминутки для детей и взрослых», «Кто плавать умеет – тот меньше болеет».

 Составлено  перспективное планирование по каждой возрастной  группе  как  по физической культуре,  так и  по плаванию. Ежедневная работа по физическому воспитанию  находит свое отражение в календарных планах воспитателей и специалистов.  Планируем мы и индивидуальную работу с детьми, как со стороны руководителя по физическому  воспитанию,  так и со стороны воспитателей. В каждой группе ведется тетрадь индивидуальной работы с детьми,  в которой руководитель по физическому воспитанию дает указания воспитателю над чем нужно поработать с каждым ребенком.

Решение задач физкультурно-оздоровительной  работы возможно при использовании разных форм организации двигательного режима, непосредственное участие в организации которого принимает руководитель по физическому воспитанию и плаванию Плахотнюк Ж.В.  Краткая справка:

  Плахотнюк Жанна Валерьевна – специалист 1 квалификационной категории. В нашем учреждении она работает  уже 6 лет, имеет высшее педагогическое образование.  В 2007 году Ж.В. была награждена главой Подольского муниципального района Н.П. Москалевым за большой личный вклад в сферу народного образования, ранее ее работа была положительно оценена Главой Администрации сельского поселения Рязановское.  Жанна Валерьевна хорошая спортсменка, профессионально играет в баскетбол и  постоянно участвует в районных и областных спортивных соревнованиях по баскетболу.

     Какие же формы организации двигательного режима мы можем осуществить в своём учреждении?

       Это, в первую очередь, физкультурные занятия, которые проводятся 2 раза в неделю в физкультурном зале, одно из них под музыку; третье физкультурное  занятие проходит на улице.  Введена единая спортивная форма  для занятий в зале (футболка, шорты, носочки, чешки) и облегчённая одежда, соответствующая сезону, для занятий на открытом воздухе. Физкультурные занятия проходят в разнообразной форме: сюжетные, игровые, традиционные, тематические, комплексные и др.                                                                                                                                                                  

       Обязательная утренняя гимнастика в зависимости от времени года и погоды проводится  в зале и на воздухе, составлено чёткое поминутное расписание, разработаны комплексы утренней гимнастики для детей разного возраста.                                          Дважды в неделю проходят музыкальные занятия,  на которых ведётся обучение музыкально-ритмическим движениям.

     Дети  очень любят спортивные праздники. Стало традицией в конце учебного года проводить спортивный праздник «Туристы», где ребята старшей и подготовительной группы с рюкзаками за спиной проходят по интересным маршрутам, знакомятся  с правилами установки палатки, разжигания костра, едят у костра походную кашу. Ежегодно к  Дню защитника Отечества готовим  спортивные соревнования, в которых вместе с детьми с удовольствием принимают участие папы, проводим спортивные эстафеты «Папа, мама, я – спортивная семья». В прошлом учебном году ребята подготовительной группы принимали участие в смотре строя и песни наряду с учащимися начальной школы, где показали хорошие результаты строевой подготовки и своё серьёзное отношение к этому мероприятию.

    Среди школьников проводилось первенство по шашкам. Детский сад тоже принял активное участие. Ко всеобщему удивлению мальчик из подготовительной группы обыграл всех школьников!

 Два раза в году проводим День здоровья у дошкольников.  В этот день  вся     работа в учреждении строится по особому режиму, насыщена спортивными мероприятиями и подчинена ведению здорового образа жизни. В этом году День здоровья прошел наиболее интересно. К ребятам приходила медицинская сестра Голова М.Н. и учила их как правильно чистить зубы. В конце дня в подарок ребята получили зубные пасты.

       Физкультурные досуги и развлечения проводятся всегда интересно, весело, с зарядом положительных эмоций; в гости к детям всегда приходят сказочные персонажи.

     Подвижные игры (на занятиях, на прогулке), создана картотека подвижных игр для детей разного возраста

      Физминутки  проводятся на различных занятиях, также имеется картотека, некоторые физминутки проходят с музыкальным сопровождением.

       Гимнастика после дневного сна проводится во всех группах детского сада.

      Занятия ритмической гимнастикой проводятся 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста, которые проводит инструктор по физкультуре Плахотнюк Ж.В. На этих занятиях дети разучивают различные танцы (ритмические композиции с помпонами, восточные танцы, рок-н-ролл и др.).

      Индивидуальная работа

Результатом нашей работы стала диагностика «Двигательной подготовленности детей».

 И, наконец,  занятия по обучению плаванию, на которых остановлюсь более подробно.

О целебном воздействии воды (обтирания, обливания, души, ванны и, конечно, плавание, физические упражнения в воде) было написано еще 3500  лет назад. Плавание способствует активизации деятельности вегетативной нервной системы, ускорению течения химических реакций в организме, лежащих в основе иммунитета. Плавание можно рассматривать как эффективное средство нормального развития ребенка.

По программе М.А. Васильевой обучение плаванию рекомендуется проводить  2 месяца в году. Так как  в нашем учреждении есть крытый бассейн,   мы имеем возможность проводить занятия по обучению плаванию в течение всего года  во время отопительного сезона с октября по апрель включительно.  Занятия  проводятся соответственно перспективному плану, разработанному Жанной Валерьевной. Сеткой занятий чётко установлены дни (вторник и четверг) и время проведения занятий. Воду в бассейн наливаем в день проведения занятий;  пока воды немного, купаются дети младшей группы, по мере увеличения воды в бассейне на занятия приходят средняя группа, старшая и подготовительная. После обеда, когда бассейн наполняется до краёв, работает творческое объединение по плаванию «Дельфин» для учащихся начальной школы.

В связи с плотным графиком занятий в дошкольных группах и обязательностью выполнения режимных моментов (прогулка, сон, обед проводятся в строго определённое время) у нас встал вопрос: в какое время в течение дня лучше всего проводить плавание?  Решили, что поскольку плавание является закаливающей  и оздоровительной процедурой, ввести его за счёт сокращения времени прогулки на улице. Но в группе обязательно есть дети, которые по разным причинам не плавают: кто-то только пришёл после болезни (а после болезни медицинская сестра не допускает до занятий в бассейне в течение двух недель), кто-то наоборот начал заболевать, кто-то просто не принёс всё необходимое для занятий. Дети, которые не плавают, остаются на прогулке с помощником воспитателя, а пловцы идут в бассейн с воспитателем.  

 Занятия по обучению плаванию выдерживают следующую структуру:

  1. Построение группы. Массажные дорожки (дети в соответствующей для бассейна форме одежды  проходят по массажным дорожкам и строятся вдоль бортика бассейна).
  2. ОРУ на суше (дети разогревают мышцы, знакомятся с новыми движениями и упражнениями).
  3. Душ (дети проходят в душевую и с помощью воспитателя принимают душ).
  4. Вход в воду (дети проходят после душа к лестнице, спиной спускаются в бассейн; инструктор по плаванию контролирует вход детей в воду).
  5. Дыхательные упражнения, упражнения общефизической подготовки (ОРУ в воде), упражнения специальной подготовки (разучивание способов плавания), игры в воде.
  6. Свободное плавание.
  7. Выход из воды (инструктор по плаванию и воспитатель контролируют выход детей из воды).
  8. Душ.

   Для закрепления навыков плавания Жанна Валерьевна  использует в своей работе множество игр в воде. Все они систематизированы и подразделяются на определённые группы:

  • игры для ознакомления детей с водой;
  • игры с погружением в воду;
  • игры для освоения передвижений в воде;
  • игры для развития кистей рук;
  • игры для овладения навыками скольжения;
  • игры - эстафеты.

Составлена картотека игр в воде.

      Кроме систематических занятий, в бассейне  проводятся праздники и развлечения в воде. Традиционным стал праздник «День Нептуна».  Его проводим дважды за учебный год, в начале года (октябрь-ноябрь) и в конце (апрель). На праздники обязательно приглашаем родителей.  Родители с удовольствием посещают и открытые занятия по плаванию, на которых могут увидеть все достигнутые успехи своих детей. В 2006 году  на базе нашего учреждения было проведено  методическое объединение  для руководителей  по физической культуре с просмотром занятий по плаванию.

Результатом нашей работы стала диагностика уровня физического развития детей по плаванию.

     

 

 

В работе по физкультурно-оздоровительному направлению принимает участие весь педагогический коллектив (руководитель по физическому воспитанию,  воспитатели, специалисты) и младший обслуживающий персонал.

       Контроль за медицинской частью этой работы осуществляется старшей медицинской сестрой Головой Марией Николаевной. Это контроль за выполнением санитарно-гигиенических требований (чистота, режим проветривания, подборка и маркировка мебели в соответствии с ростом детей, правильное расположение мебели). Это контроль за соблюдением режима дня (чёткое выполнение режимных моментов – время занятий, сна, прогулки, контроль за  оптимальной  нагрузкой детей на занятиях, создание комфортного режима в период адаптации). Организация питания также контролируется медсестрой (составление ежедневного меню, выполнение натуральных норм питания, витаминизация блюд, сервировка стола и раздача пищи, питьевой режим). Медсестра ведёт контроль за состоянием здоровья детей: проводит антропометрические измерения, распределяет детей по группам здоровья, ведёт анализ заболеваемости, проводит  ежедневный осмотр детей.

        Для  укрепления здоровья детей важными являются закаливающие процедуры, за правильностью проведения которых следит медсестра. Закаливание включает в себя прогулки на воздухе в любое время года, приём детей на улице, воздушные и солнечные ванны в летний период времени, хождение босиком по траве летом, хождение босиком по массажным дорожкам и коврикам, леечный душ, полоскание полости рта после еды (3 раза в день), кислородные коктейли.

     Благодаря тому, что у нас есть бассейн, основным видом закаливания является плавание. В начале учебного года, когда занятия по плаванию только начинаются, температура воды в бассейне доводится до 33 градусов. Постепенно температура воды снижается на один градус, потом ещё на один и, таким образом, доводится до 28 градусов. За температурным режимом воды в бассейне следит  медсестра. Температура воздуха в помещении бассейна при этом должна быть на 5 градусов ниже температуры воды.

   Особое значение в оздоровительной работе  имеет профилактика заболеваемости.

Это профилактические прививки, проводимые по плану вместе с педиатром амбулатории ф-ки 1Мая, в том числе прививки против гриппа. Раньше родители прививали своих детей гораздо охотнее, с каждым годом отказываться от прививок стали  больше.

Профилактика плоскостопия проводится в каждой группе с использованием массажных дорожек:

    Если говорить об использовании  народных средств, то это чеснок, который мы добавляем в блюда, раскладываем в группах, изготавливаем амулеты. Уже несколько лет подряд район обеспечивает дошкольные учреждения мёдом, который мы включаем в дневной рацион детей.  

       В прошлом году ввели кислородные коктейли, ребятам они понравились, думаем, что теперь будем постоянно практиковать эту укрепляющую здоровье процедуру.

Результатом всей нашей работы  являются показатели  снижения заболеваемости.


Таким образом,  физкультурно–оздоровительная работа в прогимназии «Остафьево»  находится на хорошем уровне, но  для достижения лучших результатов необходимо  создать более комфортные условия и продолжать работу по обобщению и


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа воспитателя детского сада по организации индивидуальной работы при работе со всей группой детей.

Организовать  индивидуальную работу в ДОУ не просто, особенно, если группа переполнена.В работе представляется обобщение опыта по организации  индивидуальной работы со всей группой одновреме...

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.

Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»

Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...