Использование звуковой и артикуляционной гимнастики в НОД "Физическая культура"
материал по физкультуре на тему

Белоусова Юлия Анатольевна

Применение на физкультурных занятиях звуковой и артикуляционной гимнастики облегчает постановку и введение звуков в речь детей. Выполнение  дыхательных и логопедических упражнений в игровой форме способствует совершенствованию координации движений, развитию памяти и внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizo-_logopediya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском методическом объединении

физ. инструкторов г.Волжска, РМЭ

Тема: « Использование звуковой и артикуляционной гимнастики в НОД «Физическая культура»»

Подготовила:

Физ.инструктор ДОУ №17

1квалификационной категории

Белоусова Юлия Анатольевна

2013г.

Сегодня мне хотелось бы поговорить о физкультуре не как о физическом воспитании, а рассмотреть ее с точки зрения правильного речевого развития детей.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии является весьма острой и актуальной. Неуклонно увеличивается рост количества детей с различными отклонениями в состоянии здоровья, в том числе с нарушениями речи.

Проанализировав данные о состоянии здоровья детей,  было замечено следующее:

  •  дети с нарушениями речи чаще всего имеют 2 или 3 группы здоровья;
  •  физическое развитие, как правило, не соответствует возрастной норме:
    - у всех детей имеет место та или иная моторная недостаточность;         -отмечен низкий уровень развития ловкости, быстроты, выносливости;
    - трудности в переключаемости с одного вида движений на другой, часто нарушают последовательность элементов действий;  снижен темп выполнения движений;
    – недостаточная координация движений пальцев кисти руки;
  •  испытывают трудности при выполнении серии движений по словесной инструкции;
  •  недостаточный самоконтроль при выполнении заданий;
  •  дети с речевыми нарушениями при выполнении физических упражнений нередко задерживают дыхание.

Поэтому особое внимание на каждом занятии по физической культуре следует уделять дыхательным упражнениям и звуковой гимнастике

В чем же отличия обычного дыхания от речевого?

Обычное физиологическое дыхание –это вдох, выдох, пауза. Вдох и выдох совершаются через нос и они равны по времени.

Для речи обычного дыхания не хватает. Выдох происходит через рот и значительно продолжительнее вдоха. Все звуки речи образуются именно при выдохе. Регулярные тренировки в замедленном выдохе являются хорошим средством в развитии правильного речевого дыхания.

Звуковая гимнастика — комплекс упражнений, направленный на снятие спазма бронхов. Собственно, сами упражнения — это гласные и согласные звуки, произносимые в различных сочетаниях и в определенной последовательности. Звуковая гимнастика практически не имеет противопоказаний, проста в исполнении. При произношении звуков вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи и легкие и оказывает расслабляющее действие на гладкую мускулатуру дыхательных путей. Все упражнения выполняются медленно, без напряжения.

Звуковая гимнастика должна вызывать чувство облегчения, а не утомления. Звуки, в зависимости от цели, произносят громко, тихо, протяжно или коротко.

Обязательные требования к дыханию: Дыхание должно быть поверхностным, вдох — через нос на счет 1–2, дальше — пауза на 1 счет и выдох через рот на 1-2-3 или 1-2-3-4. При выдохе губы нужно сложить «трубочкой». После окончания выдоха — пауза на счет 1-2-3. Таким образом, выдох дольше, чем вдох.

Гласные звуки: Гласные звуки можно произносить по отдельности или в сочетании с согласными, но в строго определенной последовательности: У, О, А, Е, И. Например: БУХ, БРУХ, ГРУХ, ЗРУХ, ЖРУХ. Это будет одно упражнение. Потом другое: БОХ, БРОХ, ГРОХ, ЗРОХ, ЖРОХ. И так, по всем гласным буквам.

Глухие согласные: Буквы Т и П произносят коротко, отрывисто, по отдельности или в сочетании с другими глухими согласными. Например: ПТ, КТ, СТ и т. д. Такое произношение успокаивает кашель.

Звонкие согласные: Это буквы Б, Д, В, З. При произнесении буквы З возникает самая глубокая вибрация. Другие буквы: Буквы Ш, Ж считаются в звуковой гимнастике «шипящими», а буква Р — «рычащей». Она произносится громко, энергично, р-р-р-раскатисто, 3–4 раза. Если имеются какие-либо заболевания сердца, то Р нужно произносить мягко и тихо. Если человек не выговаривает букву Р, то ее обязательно нужно заменить на Ж, З или Ш.

Главные буквы:        

  1. М — произносится на долгом выдохе, как стон. Она дает максимально полный, глубокий выдох.
  2. ПФФ — произносим так, как будто сдуваем перышко с ладони. Улучшает отхождение мокроты.
  3. Короткая, отрывистая Т — успокаивает кашель.

На своих занятиях предлагаю дыхательные упражнения в игровой форме: «Согрей руки», «Остуди чай», «Надуй шар», «Воздушный футбол»; 
упражнения звуковой гимнастики (с произнесением на выдохе гласных и согласных звуков): игра «Звуки», «Комарики», «Жук», «Ветер и насекомые»; упражнения для развития речевого дыхания и голоса: «Эхо», «Тихо – громко», «Цветок распускается». Играя и выполняя упражнения, дети не только обучаются правильному дыханию, но и укрепляют здоровье.

Существует несколько этапов логопедического воздействия на детей с речевой патологией. Одним из этапов, способствующим формированию звукопроизношения, является артикуляционная гимнастика. Известно, что при правильном произнесении  органы речевого аппарата принимают специальное положение или артикуляционный уклад, который свойственен определённому звуку. Неправильное расположение органов артикуляции приводит к дефектному произношению звуков речи. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению мышц речедвигательного анализатора.

Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики на занятиях по физкультуре с использованием биоэнергопластики. Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.  Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы учителей – логопедов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. Такая артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой научит выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными,  чтобы рука в кисти не напрягалась.

Таким образом, применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.  

Благодаря комплексному подходу и преемственности в работе всех специалистов дошкольного учреждения, мы добьемся положительной динамики:
– в усвоении детьми с тяжелыми нарушениями речи программы по физическому воспитанию;
– в улучшении психофизического и речевого развития детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Артикуляционная гимнастика как средство развития звуковой культуры речи»

Значение артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения.Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики в домашних условиях....

Консультации для родителей по развитию речи; артикуляционная гимнастика; воспитание звуковой культуры речи у дошкольников

1.Речевое развитие - одна из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...

Памятка для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как средство звуковой культуры речи"

Грамотная, четкая, чистая и ритмич­ная речь ребенка — это не дар, она при­обретается благодаря совместным усили­ям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш ра­стет и разви...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) с использованием здоровьесберегающей технологии «Артикуляционная гимнастика» Тема: «Знакомство со светофором»

Предлагаю вниманию коллег интегрированное мероприятие непосредственно-образовательной деятельности. Интергация осуществляется по областям «Социально-коммуникативное развитие» (Безопасность на дороге) ...

Использование звуковой и дыхательной гимнастики в оздоровительно -коррекционной работе с детьми с ОНР.

При неврологических нарушениях часто нарушаетсяречевое дыхание вследствии нарушения инервации дыхательноймускулатуры.В момент речи оно обычно учвщённое, после произнесения отдельных слогов или слов ре...

Семинар-практикум "Использование сказок в артикуляционной гимнастике".

18 сентября  учителями-логопедами проведён  тематический семинар-практикум  для воспитателей  ДОУ....

Проект "Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики для преодоления артикуляционной апраксии у неговорящих детей"

Этапы работы развития артикуляционной моторики с использованием сенсорных эталонов с безречевыми детьми....