Использование звуковой и дыхательной гимнастики в оздоровительно -коррекционной работе с детьми с ОНР.
учебно-методический материал по логопедии на тему

Брагина марина Геннадьевна

При неврологических нарушениях часто нарушаетсяречевое дыхание вследствии нарушения инервации дыхательноймускулатуры.В момент речи оно обычно учвщённое, после произнесения отдельных слогов или слов ребёнок делает судорожные вдохи. Жизненная ёмкость снижена: ребёнок может набрать воздух в рот, а в полном объёме выдохнуть не может.Более простые игры и упражнения можно использовать в работе с детьми, начиная с младшего лошкольного возраста, а упражнения посложнее - в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovaya_i_dyhatelnye_gimnastiki.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

. Для детей с общим недоразвитием речи  характерен ряд синдромов: синдром артикуляционных расстройств, синдром нарушений речевого дыхания, синдром нарушения фонетической стороны речи, при котором страдают такие фонетические компоненты, как акустические данные звукопроизносительного процесса. Кроме этого, у детей нередко наблюдаются нарушения интеллектуальной деятельности, эмоционально-волевые нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, соматическая ослабленность. В связи с этим, работа с детьми обязательно должна быть направлена на коррекцию дыхания, фонетической стороны речи, поведения, развитие интеллектуальной деятельности, на общее оздоровление детей.

    Большую помощь в оздоровительно-развивающей работе с детьми с неврологическими нарушениями может оказать дыхательная и звуковая гимнастика. Специальные дыхательные упражнения способствуют уравновешиванию нервных процессов. Учеными замечено, что при выполнении дыхания со звуком в организме происходят биохимические процессы: появляется ощущение теплоты во всем теле. «Звуки имеют вкус». Если в течение некоторого времени тянуть звук «о», то во рту появится кисловатый привкус, звук «а» дает ощущение сладости. Вступая в резонансный контакт с тканями организма звук совместно с дыханием улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга. При сочетании дыхания и звука происходит воздействие на психику человека и, следовательно, с его помощью может проводиться определенная коррекция поведения. Таким образом, в целом звуковая и дыхательная гимнастики направлены не только на развитие, но и на укрепление здоровья, что особенно важно в работе с детьми, страдающими неврологическими нарушениями.

    При выполнении игр и упражнений важно следить за тем, чтобы звук был ровным в течение всего выдоха. Каждое упражнение повторить 2-4 раза с небольшими перерывами для отдыха. Лучше, если взрослый вместе с ребенком будет выполнять упражнения: ведь они полезны не только детям, но и взрослым. Кроме того, это поможет снять некую преграду между взрослым и ребенком, даст ребенку почувствовать себя равным взрослому, что положительно влияет на его самооценку.

     После того, как дети поймут, какие движения нужно выполнять в том или ином упражнении, взрослый вместо инструкции читает рифмовку к упражнению.

    Как уже было отмечено, при неврологических нарушениях часто нарушается речевое дыхание вследствие нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. В момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи. Жизненная емкость легких снижена: ребенок может набрать воздух в рот, а в полном объеме выдохнуть не может.

    Более простые игры и упражнения можно использовать в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста, а упражнения посложнее – в старшем дошкольном возрасте.

    Формированию правильного дыхания могут помочь следующие звуки в сочетании с дыхательной гимнастикой.

    Звук «а».

    Стимулирует работу легких, трахеи и гортани. По окончании произнесения происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.

Исходное положение - произвольное. Кладем правую руку на голову, а левую – на грудь. Глубоко вдыхаем и на выдохе протяжно произносим звук «а-а-а»… Тянем звук как можно дольше.  

    Для наращивания объема выдыхаемого воздуха просим ребенка протянуть гласный звук, например, столько времени, сколько разматывается нитка или растягивается пружинка.

    Игра «Веселые плакальщики».

    Упражнение, наряду с улучшением вентиляции легких, способствует снятию напряжения.

    Исходное положение - произвольное.

    Вначале провести беседу с ребенком.

    - Почему маленькие обезьянки плачут? Да они просто не поделили между собой банан! Давайте поможем им плакать, чтобы обида поскорее прошла.

   Приподнять голову, нахмурить брови, уголки губ опустить вниз. Сделать несколько коротких вдохов без выдоха, сопровождая их резкими прерывистыми движениями плеч и легкими протираниями глаз кулачками.

«Обезьян ты нынче видел?

Кто, скажи мне, их обидел?

Отчего они не скачут?»

«Две глупышки-обезьяны

Подрались из-за банана.

Разделить фрукт не сумели –

Оттого банан не съели!»

     Игра «Волшебный напиток».

    Упражнение улучшает вентиляцию легких.

    Исходное положение – сидя по-турецки. Перед детьми ставятся бокалы с водой (температура – 36-38 градусов).

- Представим, что мы превратились в добрых волшебников. Закройте на несколько секунд глаза, расслабьтесь и представьте, какие добрые дела вы хотели бы совершить. Откройте глаза и все вместе произнесите «волшебные» слова: «Водичка вкусная и приятная. Я никогда не буду болеть. Я здоров».

- А теперь отпейте немного «волшебной» водички и хорошенько прополощите ею полость рта. После этого поднимите голову вверх и со звуком «а-а-а…» прополощите горло, после чего проглотите ее.

    Упражнения звуковой и дыхательной гимнастики помогают при различных нарушениях в артикуляционной мускулатуре. У одной группы детей наблюдается спастичность артикуляционных мышц, т.е. повышение мышечного тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре. В этом случае можно использовать следующие упражнения.

    «Настольные часы».

    Игра способствует как расслаблению мышц шейного отдела, так и улучшению мозгового кровообращения.

    Исходное положение – сидя по-турецки. Ладони – на коленях. Можно выполнять и из положения стоя.

   - Представим, что мы превратились в маленькие настольные часики. Вспомним, как тикают часики. Произносим «тик» и наклоняем туловище в левую сторону так, чтобы правый бок растянулся как можно больше. Чувствуете, как напряглись мышцы? Со звуком «так» возвращаемся в исходную позицию. Делаем глубокий вдох и выдох. А теперь повторим наклон в правую сторону. Со звуками «тик» и «так» выполняем наклоны головы.

Тик-так, тик-так,

Мы идем за шагом шаг,

Ни минутки не теряем,

Время точно измеряем.

      «Сердитый ежик».

     Упражнение способствует мышечному расслаблению, стабилизирует состояние нервной системы.

    Исходное положение – стоя.

    - Представим, что мы превратились в ежика. Ежик бежал по лесу. Вдруг он заметил что-то подозрительное и остановился. Ежик свернулся в клубочек. Складываем руки перед грудью, обнимаем себя за плечи, опускаем голову и прижимаем к груди подбородок. Находясь в таком положении, со звуками «п-ф-ф» и «ф-р-р», произносимыми на одном дыхании, наклоняемся как можно ниже, не сгибая коленей и не отрывая ступней от пола. Вот и минула опасность. Ежик разворачивается и бежит дальше.

Ежа руками не возьмешь –

В клубок свернулся хитрый еж.

Колючий очень еж на вид,

На нас рассерженно фырчит:

«П-Ф-Ф, П-Ф-Ф, П-Ф-Ф,

Ф-р-р, ф-р-р, ф-р-р».

    «Столяр». 

    Упражнение способствует расслаблению мышц плечевого отдела.

    Исходное положение – произвольное.

    - Чем занимается столяр и какие у него инструменты? Представим, что мы превратились в столяра. Встаем около стола, немного над ним наклоняемся и со звуком «Стук-стук» имитируем забивание гвоздей молотком.

Руки столяра умелы –

Золотые руки!

Ладится любое дело,

Он не знает скуки!

Молотком стучит: «Стук-стук!

Гвоздикам я верный друг!»

    У другой группы детей нарушение мышечного тонуса проявляется в гипотонии. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания. Гипотония мышц мягкого неба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. При слабости и паретичности мышц голосового аппарата нарушается вибрация голосовых складок. Сила голоса в этих условиях становится минимальной.

     С этими детьми проводятся следующие игры.

       «Колечко».

    Упражнение укрепляет мышцы языка и шеи.

    Исходное положение - произвольное.

    - Представим, что у нас во рту находится колечко. Потрогаем его кончиком языка, а потом прижмем к небу со звуком «л-л-л…» или «ль-ль-ль…» будем задвигать колечко как можно глубже. Теперь двигаем колечко к зубам. Колечко возле зубов? Тогда произнесем звук «о-о-о…»

Я с кольцом играю:

Я во рту кольцо катаю.

Быстро бегает кольцо

И поет: «Ль-ль-ль-о-о…»

    «Стрельба».

    Упражнение укрепляет мышцы глотки и губ.

    - Представим, что мы находимся на стрельбище. Сначала мы будем «стрелять из пулемета» - энергично и четко произносить на выдохе произносить «к-г, к-г». А теперь «постреляем из пистолета» - энергично и четко на выдохе произносим «пиф-паф», «пиф-паф».

«К-г, К-г, - застрочил пулемет. –

Неприятель не пройдет!»

«Пиф-паф, пиф-паф», - отвечает пистолет,

Выстрелив ему в ответ.

    Упрямые ослики.

    Упражнение укрепляет голосовые связки мышцы мягкого неба.

    Исходное положение – стоя.

    - Представим, что мы превратились в маленьких осликов. «Ослики» весело бегут по дорожке, высоко поднимая ноги. Но вдруг «ослики» останавливаются, они не хотят идти дальше и кричат на продолжительном выдохе: «И-а, и-а…».

Ослик бегал по дорожке,

У него устали ножки.

Ослик попросил овса,

Закричал: «И-а, и-а!»

     «Слоник».

    Упражнение способствует укреплению лицевых мышц.

    Исходное положение произвольное.

    - Представим, что мы превратились в доброго слоника, который решил умыться. «Набираем в хобот воду»: вытягиваем губы вперед и на вдохе имитируем всасывание воды. Задерживаем на несколько секунд дыхание и на выдохе «разбрызгиваем воду», выпуская через сжатые зубы воздух, произнося при этом звук «ф».

Я сегодня не скучал:

В хобот я воды набрал.

Если только захочу –

Всех водою окачу!

    У детей с неврологическими нарушениями снижена сила нервных процессов, наблюдается быстрый переход нервной клетки в состояние запредельного торможения. Нарушено равновесие между раздражительным и тормозным процессами. У одних детей выражена повышенная возбудимость, плаксивость, наклонность к аффективным реакциям, беспокойный сон, общая повышенная утомляемость и истощаемость. Другие вялы, пассивны, заторможены, забывчивы, плохо фиксируют свое внимание на заданиях, у них грубо снижена работоспособность.

    В работе с этими детьми помогут упражнения и произнесение следующих звуков.

    Звук «ы».

     Произнесение звука «ы» положительно влияет на общий тонус организма, снимает усталость, повышает работоспособность.

    Исходное положение - произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ы-ы-ы…» Тянем его как можно дольше.

    Звук «м».

    Произнесение звука положительно влияет на сосуды головного мозга, способствует преодолению психоэмоционального напряжения, дает ощущение покоя, улучшает память.

    Исходное положение произвольное.

    - Сложим кисти рук в «замок». Глубоко вдохнем и на выдохе протяжно произнесем звук «м-м-м…» Тянем его как можно дольше.

    Звуки «о-у-м».

   Произнесение звуков в данном порядке положительно воздействует на все отделы головного мозга.

    Исходное положение - произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звуки в следующем порядке «о-о-у-у, м-м-м-м…» Тянем их как можно дольше.

    Звук «в».

    Произнесение звука «в» стабилизирует состояние нервной системы, а также головного и спинного мозга.

    Исходное положение - произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «в-в-в…» Тянем его как можно дольше.  

    Звук «ч».

    Произнесение звука «ч» способствует профилактике бессонницы, а также положительно влияет на состояние организма в целом.

    Исходное положение произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «ч-ч-ч…» Тянем его как можно дольше.

    «Зевота».

    Упражнение улучшает кровоснабжение сосудов мозга, помогает снять стресс.

    Исходное положение произвольное.

    - Представим, что день подошел к концу, и мы почувствовали усталость. Опускаем голову, широко-широко раскрываем рот и, не закрывая его, произносим «о-о-хо-хо-хо…» Вот и пришла к нам сладкая зевота. Позеваем еще немного, а теперь поднимем руки вверх и, не отрывая пяток от пола, потянемся высоко-высоко, после чего расслабим все мышцы.

Ночь настала, спать пора,

Трет глазенки детвора.

Ротики мы раскрываем:

Сладко перед сном зеваем.

    «Плаксы».

    Упражнение активизирует центральную нервную систему и позволяет снять усталость.

    Исходное положение - произвольное.

    - Представим, что мы превратились в плакс. А как ревут плаксы? Глубоко вдохнем и громко-громко поплачем, произнося звук «ы-ы-ы…»

Дети выполняют описываемые взрослым действия, затем перестают «плакать», «вытирают слезы» и все вместе танцуют.

Что же ты не скачешь?

«Ы-ы-ы» все плачешь?

Вытри слезки, улыбнись,

В круг с друзьями становись.

Будем вместе мы играть,

Будем петь и танцевать!

    «Гусь».

    Упражнение дает возможность выплеснуть негативные эмоции и снижает психоэмоциональное напряжение.

    Исходное положение – стоя, ноги вместе. Руки опущены.

    - Представим, что мы превратились в гуся, гуляющего во дворе. Немного вытягиваем вперед шею, руки слегка расставляем и отводим их в стороны. Делаем глубокий вдох, а на выдохе наклоняемся вперед, вытягиваем шею и произносим: «ш-ш-ш…»

Во дворе гуляет гусь,

Выступает важно:

«Никого я не боюсь –

Я гусак отважный!»

«Ш-ш, - шипит сердито гусь. –

Уходите, я сержусь!»

    «Большой и маленький».

    Упражнение способствует нормализации психоэмоционального состояния.

    Исходное положение – стоя.

    - Представим, что мы выросли и стали большими-пребольшими. Глубоко вдохнем, а на выдохе встанем на носочки и поднимем руки. Тянемся всем телом вверх и произносим: «Какой я большой!» Медленно вдыхаем, а затем со звуком «ух» приседаем, обхватываем руками колени, опускаем голову и произносим: «Какой я маленький!»

Совсем большой мой старший брат –

Пойдет он скоро в школу.

С ним поиграть всегда я рад,

Брат добрый и веселый!

А я хотя росточком мал,

Но все же очень я удал!

    У детей с неврологическими нарушениями наблюдается соматическая ослабленность, отклонения в нормальном функционировании внутренних органов. В этом случае помогает выполнение упражнений и произнесение следующих звуков.

    Звук «я».

    Произнесение звука положительно влияет на нижнюю часть легких, сердце, печень, желудок, избавляет от боли, придает уверенность в собственных силах.

     Исходное положение – произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «я-я-я…» Тянем его как можно дольше.

    Звук «и».

    Произнесение звука очищает сосуды мозга, ушей, глаз, улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

    Исходное положение – произвольное.

    - Глубоко вдохнем и на выдохе громко и протяжно произнесем звук «и-и-и…» Тянем его как можно дольше. На выдохе прикладываем ладони обеих рук в следующем порядке: ко лбу, к темени, к затылку, к шее, к груди, к верхней части живота.

    «Самолет».

    Упражнение способствует нормализации кровяного давления и улучшению работы почек.

    Исходное положение – стоя. Руки вытянуты в стороны.

    - Представим, что мы превратились в быстрый реактивный самолет. Наш самолет взлетает: со звуком «у-у…» не спеша передвигаемся, поочередно поднимая при выполнении виража «руки-крылья». Вот мы и в небе! Самолет набирает скорость: передвигаемся быстрее, чаще меняем положение «крыльев» - чем выше поднята одна из рук, тем выше произносим звук «у-у…» Пришло время возвращаться на землю. Идем на посадку: уменьшаем скорость движения, понижая при этом звук «у-у…» Останавливаемся, опускаем «крылья».

Самолет летит, как птица,

В синем небе серебрится.

А мотор гудит: «У-у-у,

Я пилоту помогу!»

    Таким образом, дыхательная и звуковая гимнастика в своей взаимосвязи имеют большое значение в оздоровительно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с неврологическими нарушениями. Дыхательную и звуковую гимнастику можно включать в структуру индивидуальных занятий после проведения массажа и артикуляционной гимнастики, а также использовать в качестве психогимнастики и физкультминуток при проведении фронтальных занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная оздоровительно-коррекционная работа с детьми

Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необ...

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Педагогический совет "Организация и эффективность оздоровительно – коррекционной работы с детьми разных возрастных групп"

Педагогический совет "Организация и эффективность оздоровительно – коррекционной работы с детьми разных возрастных групп"...

Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....

Дыхательная гимнастика в системе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми с минимальными дизатрическими расстройствами

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению числа детей с минимальными дизартрическими расстройствами (со стертой дизатрией). Нарушение речевого дыхания у детей с данным нарушением входит в ст...

Приемы и методы работы воспитателя по оздоровительно-коррекционной работе с детьми разных возрастных групп

Цель программы:Оптимально реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольн...