Главные вкладки

    Проект по физкультуре (старшая группа) на тему:
    Проект" Сочи 2014-Олимпийское движение"

    Мостовая Наталья Викторовна
    Проект в детском саду для детей старшего дошкольного возраста, тема проекта: «Олимпийское движение» Автор проекта: Остапенко Н.В. Цель: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю. Задачи: 1. Формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их культуре и традициям; 2. Познакомить с историческими фактами и значимыми событиями в проведении Олимпийских игр; 3. Приобщать детей и родителей к здоровому образу жизни через совместные спортивные мероприятия; 4. Развивать познавательную активность в процессе поиска информации для создания альбома «Сочи 2014»; 5. Познакомить с именами некоторых спортсменов нашего края, которые будут представлять Россию на Олимпиаде. Тип проекта: Социально-информационный. Участники проекта: Дети, воспитатель, родители. Обоснование: Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с историческими событиями своей формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать достойным гражданином России. Одним из таких событий является Олимпиада, которая стала национальным событием для нашей страны и я считаю, что дети не должны оставаться в стороне от такого события. Завершением проекта планирую провести «Детские Олимпийские игры» в детском саду, так как невозможно представить жизнь ребёнка в саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребёнка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Исследования показали, что дети при проведении досугов получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативность в действиях. Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру родителей, укладу жизни семьи. Поэтому активными участниками проекта стали родители. Педагогический проект средней продолжительности, рассчитан на старший дошкольный возраст детского сада. По характеру контактов является открытым: к работе над проектом привлекаются родители воспитанников детского сада. Планируемые результаты: Иметь представление об истории проведения Олимпийских игр обычаях, о традициях. Детям и родителям принять активное участие в создании дидактического материала, спортивных мероприятиях, пополнении предметно-развивающей среды. Продукт проекта: Альбом «Сочи 2014» созданный детьми и родителями с информационными листами об Олимпиаде, ее истории, важных фактах. Альбом «Великие спортсмены России». «Сочи 2014», «Спортсмены на Олимпиаде». Этапы работы по проекту 1. Подготовительный этап Длительность этапа: 2 недели. Подбор материала педагогом для реализации проекта. Беседа с родителями о целях и задачах проекта, привлечение их к сотрудничеству. Выявление первоначальных знаний у детей по данной теме, путем вводной диагностики. Разработка материала заключительной диагностической беседы (фото, сюжетные картинки, серия вопросов). Подбор литературы: познавательной, публицистической, художественной для взрослых и детей. 2. Основной этап Длительность этапа: 4 недели. Серия бесед по материалам созданного совместно с родителями альбома, цикл дидактических игр, бесед с учётом разделов проекта. Привлечение родителей к созданию снежных построек по мотивам Олимпийского движения. Развивающие игры-путешествия по карте страны «Путь Олимпийского огня». Организация «Детских Олимпийских игр» в детском саду. Реализация тематического недельного плана. Совместно с родителями отслеживания дневника Олимпиады. Беседы на темы: Наша Родина-Россия принимает Олимпийское движение. Сочи – гостеприимный город. Москва, столица России, встречала предыдущую Олимпиаду, проходящую в нашей стране. Великие спортсмены России. Прослушивание песен об Олимпиаде, спорте. Спортсмены нашего края на Олимпиаде. Беседы «Зимние виды спорта». Оформление физкультурного центра (совместно с родителями): «Олимпийские кольца». Фотовыставка «Мы спортивная семья». 3. Заключительный этап Длительность этапа: 1 день. Заключительная диагностическая беседа. Фотоинформация о проведении детской Олимпиады. Вывод: В ходе подготовки и реализации проекта у детей появился интерес к истории Олимпийских игр. Дети стали активно использовать в речи названия видов спорта знают и умеют лепить символы Олимпиады и параОлимпиады, познакомились с художественными произведениями, песнями и выучили стихи о спорте. У детей сформировались основы патриотизма, гражданственности и любовь к родной стране. Литература: 1. Журнал Дошкольное воспитание N3, 2009; 2. Журнал Воспитатель ДОУ. N 3,2008; N 1. 2010;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл История Донского края28.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цели занятия:

    1. Образовательная: на основании исторического материала подвести детей к выводу об особенностях быта, традиций, уклада жизни донских казаков.
    2. Воспитательная: прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края, чувство любви к малой Родине.
    3. Развивающая: продолжить работу над формированием умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

    Работа над понятиями: казак, городок, курень, балясник, горница, посиделки.

    Оснащение занятия:

    • карта Ростовской области;
    • карта Области войска Донского;
    • презентация (см. Приложение);
    • компьютер, диапроектор;
    • учебник Н.В.Самарина, О.Г.Витюк. «История Донского края XVII -XIX века». Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2004.

    План занятий:

    1. Актуализация знаний.
    2. Изучение нового материала.
      2.1. Казачьи городки.
      2.2. Казачий курень.
      2.3. Одежда донских казаков.
      2.4. Обычаи и традиции донского казачества.

    Ход занятия.

    1. Актуализация знаний.

    Вводное слово учителя:

    «Ой, ты батюшка наш, славный тихий Дон
    Ты кормилец наш, Дон Иванович!
    Про тебя-то лежит слава добрая!
    Слава добрая, речь хорошая!
    Как бывало ты всё быстёр бежишь
    Ты быстёр бежишь, всё чистёхонек.»

    А по берегам реки Дон раскинулись бескрайние степи, где жили славные казаки, воины, хранители южных рубежей великой России.

    Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому мы поведем речь сегодня о донском казачестве, о его быте, обычаях, традициях.

    2. Изучение нового материала.

    2.1. Казачьи городки.

    Сначала обучающиеся отвечают на вопрос «Кто такой казак?»

    «Казак – воин, защитник границы, потому что казаки жили на окраине южных границ России, в Диком поле, и надо было им защищаться от набегов кочевников, турок, крымских татар».

    Да, трудной была жизнь казаков, и эти условия наложили свой отпечаток на культуру казачества – быт, устройство городков, жилищ, одежду, обычаи и обряды.

    В казачье братство вступали представители русского, украинского, белорусского, польского, татарского, турецкого, калмыцкого и других народов, и это оказывало влияние на своеобразный тип донского казака.

    Историк В.Д. Сухоруков отмечал: «Казаки имеют сложение тела твердое, крепкое и здоровое, дородны, дебелы; росту достигают довольно большого и почти все – среднего; лицом большею частию смуглы, с темными волосами. Обладают мощными физическими силами. Духом смелы, храбры и отважны; характером живы и веселы; в движениях проворны и легки». Таков был физический облик казаков.

    А теперь давайте послушаем, где жили казаки.

    Опережающее задание.

    Ребенок: Древние городки располагались в наиболее удобных для защиты местах, чаще всего на островах. Городок имел 4-х угольную или овальную форму. Вокруг него выкапывали ров и насыпали земляной вал, который укрепляли сухим терновником, а иногда ставили на вал двойной плетень. На стенах стояли небольшие пушки, готовые встретить врага. Внутри располагались землянки и бревенчатые избы, в которых жили казаки.

    2.2. Казачий курень.

    Опережающее задание.

    Ребенок: Жилище казака называлось «курень». Слово «курень» происходит от монгольского хурээн, что значит лагерь, стан, пастбище в форме круга. Первые курени были на сваях, так как весной Дон разливался и мог затопить дом, поэтому он так и выглядел.

    Воспитатель: Но это было раньше, в XVI веке, а затем произошли изменения в жизни казаков. Прошли годы, казаки больше общались с русскими, украинцами. Каждый год 2 раза ездили казачьи станицы в Москву. Проезжая по русской земле, казаки знакомились с бытом и жизнью русских, да и многие были родом из России. Казаки заимствовали элементы быта. Да и потише стало на Дону, прекратились нападения со с стороны южных кочевых народов, у них образовались государства. Казаки могли теперь устраивать свой быт.

    На слайде мы видим изображение казачьего куреня XVIII-XIX веков. Он больше похож на избу русских крестьян или на хату украинцев. Теперь казаки селятся на берегах Дона, других рек, им не надо ставить сваи, теперь на подворье казака находился баз для скота, амбары, хозпостройки, потому что теперь казаки занимались земледелием и скотоводством.

    У зажиточных казаков появились 2-хэтажные, каменные курени с балконами-балясниками. В доме были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

    В XIX веке самое широкое распространение получил трехкомнатный курень или круглый дом с четырехскатной крышей, все комнаты которого сообщались между собой.

    В первой комнате, прихожей, стояли топчан и табурет с ведром воды, а над топчаном висела жердочка для полотенца.

    В следующей комнате, стряпной, была печь-грубка, вдоль стен стояли лавки, в углах – полочки, заполненные различной кухонной утварью.

    В третьей комнате, горнице или зале, которая, несмотря на скромную обстановку, всегда имела нарядный вид, принимали и потчевали гостей, служили молебны, панихиды. В горнице, в красном углу, находились иконы, в простенке, между окнами, стоял стол, накрытый скатертью. В одном углу – постав или горка с красиво расставленной посудой, на полу стоял сундук, окованный железом – «скрыня». На стенах развешивали сбрую, оружие – шашки, сабли, ружья, пистолеты, иногда старинные, переходившие от дедов и прадедов.

    2.3. Одежда донских казаков.

    Особенности жизни донских казаков отразились и на их одежде, в которой органически слились черты, характерные для многих народов. Своеобразный облик донской казачьей одежды складывался веками.

    Теперь мы с вами поразмышляем о том, почему долгое время у донских казаков не было традиционной единой одежды.

    Опережающее задание.

    Воспитатель: На слайде перед нами казаки в одеждах XVI-XVII вв. Приходили беглые на Дон в своей русской одежде, а здесь носили ту, что добывали в походах. Казаки носили одежду по древнему своему обычаю, которая кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русском платье старинного покроя. На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. В конце XVII – начале XVIII вв. сложился тип мужской одежды: зипун – представлявший собой распашную верхнюю одежду без ворота. С ним носили кафтаны, рубахи, шаровары, сапоги, высокие шапки, называемые трухменками, кушак (шелковый пояс).

    Характер и особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек. Во второй половине XVII века в облике и одеянии женщин чувствовалось большое влияние Востока. Ведь казаки первоначально женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен в походах. Основную часть костюма казачки составляло платье-кубелек, надевалось поверх рубахи. У богатых он шился из парчи. Под кубельком была длинная, до пят, рубаха из тонкого полотна или шелка. В комплекте с платьями татарского покроя носили русские головные уборы – повойник или рогатую кичку. А девушки носили девичий головной убор – челоуг – широкую бархатную ленту, унизанную жемчугом или шапку-перевязку.

    К XIX веку все изменилось. Преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой (баской). Длинные и очень широкие юбки шили из холста, ситца, батиста и других тканей. Чтобы юбка была пышнее, под нее надевали несколько нижних юбок – заповок. Кофта шилась из того же материала, что и юбка. Покрой её был довольно сложный. Кираса или кирас – кофточка с длинными рукавами и стоечкой, застегивались спереди густопосаженными мелкими пуговичками. С будничным и праздничным костюмом носили фартук, называвшийся завеской, запоном. Женскому головному убору и в этот период придавалось большое значение. Замужняя казачка носила шлычку, а девушки – ленты. Обувь – поршни.

    Казаки продолжали быть военными. Это проявлялось и в одежде. Темно-синий, длинный, несколько приталенный мундир с разрезом для посадки на седле. На обшлагах его рукавов, стоячем воротнике была красная окантовка. Темно-синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом с такими шароварами носили гимнастерку из ткани защитного цвета со стоячим воротником и застежкой на пуговицах. Ещё шинель. Головные уборы – фуражка и папаха.

    Воспитатель делает вывод: Вы прослушали, как складывался костюм донских казаков. Таким образом, своеобразные условия жизни отразились на костюмах, заимствованных у других народов.

    2.4. Обычаи и традиции донского казачества.

    Много обрядов было у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и службы, семейной жизни, рождения ребенка.

    Казаки прежде всего были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. В семье ребенка не называли мальчиком, а казаком, казачьим сыном. Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля. Дед дарил шашку и ружье. Когда по истечении 40 дней мать с сыном возвращались из церкви (где проходил обряд крещения ребенка), её встречал отец. Он брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок, и возвращал матери, поздравляя её с казаком.

    Когда у младенца прорезывались зубы, отец брал его на лошадь, ехал с ним в церковь, где служили молебен Иоану-воину о том, чтобы их сын был храбрым казаком.

    Трехлетние казачата уже сами ездили верхом на коне по двору, а пяти лет скакали без седла по улице, по степи. В 8 лет казачок свободно управлял каюком и вместе со старшими ездил на охоту и рыбную ловлю. Быстро и ловко лазали казачата по деревьям, смело переплывали Дон, метко стреляли из ружей. В зимнее время молодые казаки играли в шахматы, в военные игры, строили снежные городки, ходили стена на стену. Любимым занятием казаков в свободное время были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. В день скачек на ровном месте в качестве мишени устанавливался пучок камыша и намечалась линия, от которой должны были начаться скачки. По сигналу всадники неслись на мишень, стреляя на скаку из ружей. Самые ловкие делали это, стоя на лошадях, поднимали на всем скаку с земли платки, монисты (бусы).

    Шло время, казачок в семье рос, и наступала пора отправляться на службу. Проводы на службу происходили так. В определенное время в курене новобранца собирались родственники и друзья служивого. А у тех ворот, откуда должны были выходить казаки, собирался народ.

    Инсценировка.

    Отец благословлял сына такими словами:

    - Вот икона святая, дорогой сын! Помни Бога вначале и не забывай его заповеди! Служи царю верой и слушайся своих начальников. Помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословение (подает икону) от меня и твоей матери и знай, что с верой в Бога тебе не будут страшны вражеские муки, ни мечи неприятеля. Послужи царю-батюшке как деды и отцы твои служили.

    Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу, матери, жене, детям, говоря при этом:

    - Прости меня, родной батюшка!

    - Прости меня, родная матушка!

    - Прости, милый друг (жене) жди меня! Бог даст, свидимся!

    Казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть земли. Обычно старались брать такую землю у церкви или у могилы отца, матери, или в саду своего дома. Зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено казаку умереть на чужбине, первой на его гроб падала родная земля, и считалось, хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле.

    Воспитатель: Какие традиции донского казачества мы ценим и сейчас?

    Дети отвечают: Уважение к старшим, к родителям, отношение к земле родной, почитание отчего дома, родного края, служение Отечеству.

    Далее мы с вами рассмотрим, как воспитывали девушек-казачек.

    До 12 лет они находились в доме, помогая матери по хозяйству. Учились хозяйничать: печь, готовить, прясть и шить, да и по дому управляться. Ведь казаки-мужчины много времени проводили в походах, а казачки заменяли их и в доме, и в поле. После 12 лет девушки могли принимать участие в праздниках, но в качестве зрителей.

    А вот с 16 лет они могли быть и на посиделках. Проводились посиделки в основном долгими зимними вечерами, и девушки приносили с собой рукоделие и свечи, и неприлично было выпускать его из рук почти до самого конца и только под конец девушки пускались в пляс с парнями.

    Во все времена, у всех народов хорошая песня отражала самые сокровенные мечты, думы. Донской край испокон считался песенным краем. Далеко слышна раздольная, удалая, казачья песня. То тягучая, печальная, долгая, как степь донская, то искрометная, озорная, лихая, как ветер степной! А на Тихом Дону песни не просто поют, их играют. И приговаривают, и пританцовывают. С особой казачьей удалью. Пели песни и в поле, и на проводах в армию, в военных походах, и конечно, на посиделках.

    Воспитатель: о песнях казаки говорили так в своих пословицах: «Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев». Вашим домашним заданием было найти казачьи пословицы и поговорки. Сейчас мы с вами устроим состязание, кто больше знает пословиц. (Учащиеся называют пословицы и поговорки о песне, о воинской доблести казаков, о коне, о труде.) Таким образом, «Казак-донец и швец, и жнец, и на дуде игрец, и в хоре певец, и в бою молодец».

    4. Домашнее задание.

    Подготовить сообщения: «Речь донских казаков», «Посуда казаков», «Пища донских казаков».

    Список литературы:

    1. Астапенко Е.М. Старочеркасск – легенда Дона. – Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2007.
    2. Астапенко М.П., Астапенко Е.М. История Донского края. Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.
    3. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков. XVII- XX вв. – Ростов н\Д.: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.
    4. Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края. – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006.
    5. Картины былого Тихого Дона: Краткий очерк истории войска Донского. Т. 1-2. – М.: Граница, 1992.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий тетарализованной игры с детьми старшей группы по правилам дорожного движения “Изучая правила движения к Нюше мы идём на днём рождения”

    Цели: - организовать досуг детей; - развивать творческие способности детей; - закрепить знания правил дорожного движения в форме игровой деятельности; - развивать эмоциональную сферу личности ребё...

    Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).

    Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора;  совершенствование знаний детей о дорожных знаках  "Пешеход...

    Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".

    Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....

    Конспект доминантного занятия по музыкально-ритмическим движениям с использованием жестов и имитационных движений "Весенний дождь" для детей дошкольного возраста

    Использование жестов и имитационных движений на музыкально-ритмических занятиях с детьми с выраженной умственной отсталостью....

    ФОТОРЕПОРТАЖ " Движение — радость, Движение — развитие, Движение - здоровье"

    Ювигаясъ, ребёнок познаёт окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нём. Движение - первые истоки смелости, выносливости, решительности, творчества ребёнка младшего дошкольного...

    Движение - Здоровье, Движение - Радость, Движение - Развитие

    Заверяют врачи, психологи, педагоги - все, кто общается с малышами, учит и лечит их, научно обосновывает возрастные, физиологические, психологические особенности. Двигательная активность - необходимое...


     

    Комментарии

    Гурьева Наталья Александровна

    Отличный проект!!!