Проект по физкультуре "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"
проект по физкультуре на тему

Войцеховская Наталья Владимировна

Проект  планирования оздоровительной работы в детском саду по теме "Я здоровье берегу - сам себе я помогу!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_zdorove_beregu.docx32.49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад №261 «Истоки»

«Я здоровье берегу –

- сам себе я помогу!

                       ПРОЕКТ

Авторы – разработчики «Творческая группа»

Балуева Л.В. – старший воспитатель

Войцеховская Н.В. – инструктор по физкультуре

Самофалова Е.М. – инструктор по физкультуре

Водопьянова О.К. – музыкальный руководитель

    медицинская сестра

                                            г.Барнаул, 2013

                  АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

    «Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до глубокой старости» - так гласит народная мудрость.

    К сожалению, в наш стремительный век новейших технологий, исследований и разработок, проблема сохранения здоровья стоит очень остро. Статистика бьёт тревогу. Многие причины – от нас независящие и изменить что-нибудь не в наших силах. Но есть одна, на наш взгляд, очень важная – это формирование у детей дошкольного возраста потребности в сохранении и укреплении своего здоровья. Только физически развитые и практически здоровые дети достигают успехов и вершин познания мира. Для реализации данного направления в педагогический деятельности разработали проект «Я здоровье берегу – сам себе я помогу» для работы с детьми детского сада.

Наши приоритеты оздоровительной работы:

  1. Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому здоровью как единому целому.
  2. Закрепление педагогом (медицинским работником) эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребёнка, которые даже могут воспроизводиться в режиме саморазвития.
  3. Формирование психической (произвольной) регуляции изменённых функций организма путём развития творческого воображения.

  1. Воспитание у ребёнка способности к самосознанию – «творению» собственного тела.
  2. Овладение детьми доступными навыками самоврачевания – психологической самокоррекции, а также психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях.

  1. Активизация и развитие познавательного интереса к своему и чужому телу и его возможностям.
  2. Развитие эмоционального  сопереживания другим людям.
  3. Превращение ЗОЖ в норму повседневного бытия взрослых и детей.

ЦЕЛЬ:

Создание условий для реализации интерактивных технологий в области физкультурно-оздоровительной работы с детьми 4-7 лет.

ЗАДАЧИ:

для детей

  1. Формировать двигательное воображение и осмысленную моторику.
  2. Развивать выразительность движений и их эстетическое оформление.
  3. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

для педагогов

  1. Осуществлять индивидуально – дифференцированный подход.
  2. Обеспечить максимальную двигательную активность.
  3. Приобщать к физической культуре, используя интерактивные методы и приёмы в процессе физическо – оздоровительной работы.

для родителей

  1. Разработать пакет предложений по реализации здоровьесберегающих технологий в семье, по совершенствованию семейного воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Выявить проблемы психофизиологического развития в условиях семейного воспитания.
  2. Организовать клуб для родителей «Педагогика оздоровления».

ИДЕЯ ПРОЕКТА: реализация развивающей педагогики в воспитательно-образовательном процессе ДОУ и целенаправленное развитие личности в специально созданной социальной сфере.

Принципы реализации:

- индивидуально-дифференцированный подход;

- развитие творческого воображения;

- формирование осмысленной моторики;

- создание и закрепление целостного  позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности;

- формирование у детей способностей к содействию и переживанию.

Таким образом, формирование здоровой личности дошкольников возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки, креативности и коммуникативности.

Направления оздоровительно – развивающей

работы с дошкольниками.

  1. Приобщение к физической культуре.
  2. Развивающие формы оздоровительной работы.
  3. Организация двигательно – оздоровительных моментов на нефизкультурных занятиях дошкольников.
  4. Оздоровительно – развивающая работа с ослабленными детьми.

Оздоровительно – развивающая работа с педагогами

по реализации интерактивных форм и методов

в области педагогики оздоровления с детьми 3 – 7 лет

  1. Реализация принципов развивающего оздоровления в области физического воспитания дошкольников.
  2. Развитие двигательной активности в Форме приобщения к физической культуре как естественной составляющей культуры общества.
  3. Разрабатывание форм двигательной активности и двигательного воображения как основы творческой, осмысленной моторики.

ВИД ПРОЕКТА: исследовательско – творческий.

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ:  сентябрь 2013 –  октябрь 2016 г.г.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Балуева Л.В. – старший воспитатель

Войцеховская Н.В. – инструктор по ФИЗО

Самофалова Е.М. – инструктор по ФИЗО

Шептюк Е.М. – медицинская сестра

Певнева Т.П. – руководитель театральной студии

Чигряева О.Н. – руководитель хореографической студии

воспитатели всех возрастных групп

           СТРАТЕГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

        

ПЕРВЫЙ ЭТАП

Информационно – аналитический этап.

( сентябрь - декабрь 2013 года)

Изучение учебно – методического материала по оздоровительно – развивающей работе. Анализ  изученных материалов. Разработка диагностического инструментария на предмет выявления психофизических качеств детей с 3 – 7 лет.

Анкетирование родителей воспитанников на выявление знаний о здоровье своих детей и ЗОЖ семьи.

Оснащение спортивного зала спортивным инвентарём, оборудованием, оснащение мини-центров в группах. Разработка паспортов.

Организация родительского собрания по вопросам реализации проекта, активном участии, взаимодействии всех участников педагогического процесса.

Подбор фонотеки для сопровождения оздоровительных мероприятий.

Разработка пакета предложений по реализации здоровьесберегающих технологий в семье.

ВТОРОЙ ЭТАП.

Организационно – методический этап.

(январь 2014 г – август 2016 г)

Оздоровительно – развивающая работа с детьми.

Вторая младшая и средняя группы.

  1. Проблемное введение эталонов основных движений (ходьба, бег, прыжки, лазание, метание, равновесие). Их творческое освоение детьми.
  2. Создание условий для одушевления и осмысления движений как предпосылки формирования произвольной моторики.
  3. Развитие способности к эмоциональному переживанию как «события», к эмоциональной выразительности двигательных актов.
  4. Воспитание двигательности, самостоятельности.

Старшая группа.

  1. Развитие функции движения, освоение языка движений.
  2. Формирование способности к созданию и передаче через движение эстетических образов.
  3. Развитие способностей к двигательной импровизации.
  4. Воспитание двигательной находчивости.
  5. Развитие у детей умения координировать действия при совместном решении творческих задач.

Подготовительная группа.

  1. Развитие способности к двигательной режиссуре (к самостоятельной разработке и воплощению проекта сложной композиции движений в заданных условиях).
  2. Развитие обобщённых представлений о мире движений и познавательных функциях движения.
  3. Формирование предпосылок двигательной рефлексии.
  4. Воспитание осмысленного ценностного отношения к движению как способу существования живого.

Средства достижения двигательных умений и навыков.

Развивающая двигательно – игровая деятельность – творческий процесс.

А) «Двигательные перевёртыши»

П\игра «Обезьянки». Вначале дети изображают послушных обезьянок, которые очень старательно копируют движения педагога. Затем обезьянки становятся «непослушными» - самостоятельно придумывают и выполняют совершенно другие движения.

Усложнение: когда можно придумывать любые движения, лишь бы они отличались от эталонных, т.е. игра с правилами: движения детей должны быть противоположны тем, что демонстрирует взрослый.

Например: педагог поднимает руки вверх, дети – вниз, педагог разводит руки в стороны, а дети соединяют вместе и т.д.

P.S. Творческое преображение двигательного эталона осуществляется на тех этапах, когда ещё не достигнуто прочное его

усвоение, хотя ребёнок уже обладает известным опытом, но это должно быть в форме становления, а не закостеневшего умения.

Б) Осмысление двигательной моторики.

- игровые задания, выполняя которые, ребёнок должен преодолеть стереотип действия с данным предметом. Дети придумывают новые способы применения этого предмета.

Например, мяч – они пытаются рисовать им невидимые контуры различных вещей (цветка, звезды, самолёта и др.), раскручивать его на полу, словно волчок, раскачиваться на нём, как на качелях, пронести его на голове, вместо шляпы и т.п.

- придумывание названий выполняемым движениям. По указанию воспитателя два мальчика скрещивают руки, на которые садится девочка. Мальчики доносят её до какого-то определённого предмета. Воспитатель просит придумать название для этого небольшого сюжета с движением (лошадка, корзина, носильщики, силачи, мужская сила, богиня, королева, принцесса в карете и т.д.) В процессе совместного обсуждения можно выбрать наиболее оригинальное название.

P.S. Здесь детские ответы демонстрируют развитую силу образного сравнения. Они свидетельствуют о том, что опираясь на воображение они передают в названии прежде всего смысловую квинтэссенцию  выполняемых движений, т.е.это попытка выразить смыслообразующие характеристики действия.

- подвижные игры (создание ситуаций разрыва двигательной деятельности детей, которые нарушают её привычное течение).

Например: ребёнок изображает бегущего «зайца», а другой ребёнок – преследующего его «волка». Но в какой-то момент «заяц» превращается в «охотника», который начинает преследовать «волка». Тогда «волк» становится неподвижным «деревом», а

«охотник» в ответ на это – «птицей», которая садится на «дерево». Затем «дерево» превращается в «болото», и поглощает «птицу», «птица» превращается в «лягушку»…

P.S. В рамках такой игры движение одного ребёнка становится внутренним условием построения движения другим ребёнком. Это позволяет добиться эффекта содержательной совместности в действиях детей. Это даёт возможность одного ребёнка ориентироваться на действия другого в условиях совместного решения творческой двигательно – игровой задачи.

-совместная двигательная деятельность детей.

Например: воспитатель просит детей выполнить задание. По сигналу собраться вместе в одной точке. Формулируя условия, воспитатель сознательно упускает местонахождение данной точки. В процессе выполнения задания у детей возникает необходимость её поиска. Одни определяют эту точку внутри себя, не соотнося с пространством. Другие – соотносят с местом собственного расположения до начала выполнения задания. Третьи находят эту точку в момент остановки движения в определённом месте пространства. Во всех этих случаях дети занимаются не поиском общей точки как местом сбора, а пытаются найти свою, индивидуальную.

Однако с поиском общей точки сбора как раз и сопряжена внутренняя проблемность задания. Смысл его не просто в том, чтобы отыскать конкретную точку в физическом пространстве, а в том, чтобы обозначить общее место сбора, т.е. фактически заново создать знак.

Таким образом, творческий характер эта задача приобретает по мере своего превращения из двигательной в коммуникативную, связанную с организацией совместного действия. Далеко не все

дети осмысливают сразу эту проблему игрового задания. Это достигается в процессе его многократного выполнения.

- выработка у дошкольников отношения к собственному движению.

Например: ребёнок испытывает существенные трудности при подбрасывании мяча одной рукой и попытке поймать его другой.

«Не получается?» ничего, ты пока немножко отдохни, а руки пусть поработают вместо тебя. Ты только наблюдай за ними. Какие они умелые, ловкие! Похвали их, погладь. Они могут и тебя научить так здорово подбрасывать и ловить мячик…»

Таким образом, ребёнок как бы вводится в зону ближайшего развития своих собственных двигательных возможностей. Это приводит к изменению психосоматического состояния ребёнка. В результате заметно повышается уровень его двигательных возможностей.

-выразительность детских движений.

P.S. Это не только построение нового образа и вхождение в него, но ещё и передача через образ определённого смыслового содержания, которое адресуется другому человеку.

Игровые задания на перевоплощение: «На какую вещь ты похож?», «На какое животное ты похож?»…

П\игры «Путешествие по дну моря», «Прогулка по парку»…

-двигательные инсценировки.

P.S. В отличии от пантомимы и театральных игр, которые развиваются по заранее подготовленному сценарию – это в форме двигательной импровизации. При отборе содержания инсценировок используется литературный материал, произведения фольклора, вымышленные и реальные сюжеты.

Символика движений (язык движений).

- эстетическое оформление двигательного опыта детей (сопряжение движения и музыки)

P.S. На передний план  выступает не музыкальное сопровождение занятий само по себе, не введение на занятиях элементов аэробики или шейпинга, не выработка хореографических умений.

 Здесь музыка должна не столько «озвучивать» движение ребёнка, сколько дать возможность передачи достаточно сложных образов «жизнь», «душа», «мысль», «радость», «счастье», «веселье» и п.т.

Рекомендации:

- произвольные танцы;

- упражнения на «пропевание» движений;

- пантомимическое воспроизведение музыкальных звуков в отсутствии самой музыки.

Такие занятия целесообразно проводить по подгруппам, состоящим из 7-12 детей в зависимости от наполняемости группы.

ТРЕТИЙ ЭТАП

Заключительный этап

( август – октябрь 2016 года)

Ожидаемые результаты:

  1. Благодаря включению средств развития воображения в структуру оздоровительной работы, её эффективность возрастёт в несколько раз по сравнению с традиционной практикой.
  2. Повысится возможность добиться существенных результатов в профилактике лечения ряда распространённых заболеваний (ануреза, диатеза, ОРЗ, отдельных нарушений сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта), а также

 

         общего психофизического благополучия детей.

  1. Определится система развития воображения через особые формы активности детей, которые имеют оздоровительную направленность.

У детей должны сформироваться следующие представления:

- что такое здоровье и как его беречь;

- что такое режим дня, личная гигиена;

- самые значимые витамины, в чём они содержатся и как влияют на здоровье;

- полезные и неполезные продукты, какие они;

- что такое микробы и вирусы;

- какие бывают болезни, что их вызывает;

- правила оказания первой помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический проект (по образовательной области «Здоровье») «Я здоровье берегу, сам себе я помогу…»

Тематический проект (по образовательной области «Здоровье») «Я здоровье берегу, сам себе я помогу…»...

проект "Я здоровье берегу - сам себе я помогу".

Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость....

Тема проекта: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Проект подготовительной группы №10.

Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое и веселое настроение духа. (Кристофер Якоб Бострём) 1.Введение .Данный проект направлен на систему   ра¬боты с ро...

Проект «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, привитие им навыков здорового образа жизни....

Проект "Я здоровье берегу - сам себе я помогу"

Проект социально - коммуникактивного развития воспитанников с нарушением интеллекта с целью привития навыков здорового образа жизни...