Главные вкладки

    Консультация: "Русские народные (подвижные) игры с дошкольниками.
    консультация по физкультуре на тему

    Петухова Елена Васильевна

    Влияние народных подвижных игр на физическое воспитание дошкольников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Русские народные (подвижные) игры c дошкольниками.

    В детском быту есть свои традиции. Одна из них – это заимствование игр детьми друг от друга, младшего поколения от более старшего. Кто придумал эти игры (“Гуси-лебеди”, “Коршун и цыплята” и др.)? Когда они возникли? Вероятно, они созданы народом так же, как песни, сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и называются – народными.

    Педагоги высоко оценивают значение народных игр. Так, П.Ф. Лесгафт именно народные игры положил в основу своей системы физического образования. К.Д. Ушинский считал эти игры наиболее доступным “материалом” для детей.

    Благодаря своей образности народные игры увлекают детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образ в игре не статичен. Случай, событие, которое составляет игру, ребенок эмоционально переживает.

    В структуре выделяется единая цель и одноплановость действия, что создает классическую простоту народной игры. Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, “Считалка” – это и проявление словесного детского творчества.

    Целый ряд детских игр основан на соединении песни с движением. Это игры хороводные. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой

    (Г.С. Виноградова указывает на игровые песни как содержание игры). В младенческих играх трудно различить, где кончается песня и начинается игра. Песня постепенно переходит в подвижную игру.

    Народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости. В то же время, народные игры очень гибки в возрастном отношении. Например, в “Жмурки”, “Кошки-мышки” и др. охотно играют дети младшего, старшего дошкольного и школьного возраста.

    Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде. Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры привлекательными “свежими” для детей. По-видимому, такое широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение.

    В течение столетий русский народ был основной движущей силой развития многонационального Русского государства. Он играл ведущую роль в экономической и общественно-политической жизни страны. Передовая русская культура оказывала прогрессивное влияние на культуру других народов.

    Всё это отразилось на различных сторонах культуры, включая народные игры. Многие русские игры являются широко известными среди других народов. В свою очередь, русские люди охотно осваивали игры, бытующие среди коренного населения той или иной местности. Многосторонний обмен национальными играми способствовал их взаимному обогащению, отбору наиболее совершенных их видов. При этом каждый народ вносил в игру новые элементы, выражающие самобытность культуры и характера данного народа.

    Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Это сочетается с ярко выраженным национальным своеобразием характера игр и тех форм, в которых эти игры бытуют среди самих русских людей.

    Таким образом, русским народным играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр (таких, например, как «Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»).

    Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга (например, «Догонялки», «Ловишки», «Салки»), игры с прыганием и лазанием по деревьям (например, «Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям»), детская борьба-возня и др. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и др.). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли...», «Лен», «Мак», «Капуста» и др.).

    Разработаны методические пособия по подвижным играм для учителей, родителей, вожатых, для подготовки преподавателей физкультуры. В России впервые было создано учебное пособие по вопросам теории и методики проведения игр в различных условиях работы с детьми и молодежью (Л. Былеева и В. Яковлев. Подвижные игры. Учебное пособие для институтов физкультуры), по которому учатся десятки тысяч студентов. Последнее, 5-е, издание было выпущено в 1982 г. (авторы - Л. Былеева и И. Короткое). Проводятся конкурсы на лучшие методические разработки игр, семинары и курсы по повышению квалификации руководителей игр. Игры периодически печатаются в ряде газет и журналов, демонстрируются в кино и по телевидению. Используются они в работе спортивных секций, лагерей, клубов по месту жительства, стадионов, парков культуры и других многочисленных внешкольных учреждений Советской России.

    Педагогически направляемая централизованная организация игр стала ведущим фактором в развитии всей игровой деятельности в республике, существенно влияющим и на стихийно бытующие народные игры: полученные в педагогически руководимых играх знания, технические навыки, организационный опыт используются их участниками при проведении народных игр.

    Заметное влияние на характер большинства бытующих сейчас подвижных игр оказывает спорт, что приводит к так называемой спортизации детских игр.

    Некоторые народные игры, как, например, «Лапта», «Городки», были переработаны в спортивные. С этой целью были разработаны строго регламентированные правила. Эти игры сохранились и в своей народной форме, имеющей много разновидностей.

    Развитие игр в современных условиях во многом определяется промышленным выпуском игрового инвентаря, строительством спортивных сооружений. Теперь доступными для всего населения стали игры и упражнения с гимнастическим, хоккейным, баскетбольным, волейбольным инвентарем. Используются спортивные площадки для легкой атлетики, гимнастические городки, залы. В результате заметно изменились и усовершенствовались организационные формы многих распространенных в народе игр (стало больше командных игр с элементами различных видов спорта).

    Одним из ведущих факторов развития игр стал выпуск литературы по игре. Многочисленные сборники и пособия по игре (часть их представлена в списке литературы в конце этой книги) пропагандируют и способствуют распространению лучших русских игр не только в РСФСР, но и во всей стране.

    Наиболее авторитетными, популярными стали сборники, авторы которых взяли за основу педагогически обработанные народные игры (В. Г. Марц, Л. В. Былеева, Е. М. Минский, Н. В. Студенецкий, С. М. Шитик, В. Г. Яковлев и др.). Однако большая часть сборников содержит еще сравнительно ограниченный круг игр, записанных в основном в начале века. Сказывается недостаточное изучение современного состояния русских народных игр.

    Это - одно из убедительных свидетельств ценности русских народных игр.

    Салки-русская народная подвижная игра.

    (Другие названия этой игры - «Пятнашки», «Ловитки», «Ловишки», «Ляпки», «Лепки», «Клецки», «Сало» и др.)

    Эта игра широко распространена в нашей стране. В разных республиках она имеет свое название и правила, но основное содержание сохраняется: один или несколько водящих ловят других игроков и, если поймают, меняются с ними ролями.

    Игра может проводиться в самых различных условиях: в помещении, на воздухе, детьми всех возрастов, молодежью и взрослыми. Количество участников - от 3 до 40 человек. Игра не требует руководителей, судей.

    Описание. По жребию или по считалке выбирают одного водящего - «салку». Условно устанавливаются границы площади игры. Все разбегаются в пределах этой площади. Водящий объявляет: «Я - салка!» - и начинает ловить играющих в установленных пределах площадки. Кого догонит и осалит (дотронется), тот становится «салкой» и объявляет, подняв руку вверх: «Я - салка!» Он начинает ловить играющих, а бывший «салка» убегает со всеми. Игра не имеет определенного конца.

    Разновидности «Салок»:

    «Салки с домом». Для убегающих чертится на площадке «дом», в котором они могут спасаться от «салки», но долго находиться там не имеют права.

    Салки «Ноги от земли». Спасаясь от «салки», играющие должны оторвать ноги от земли (пола). С этой целью они залезают на какой-либо предмет или садятся, ложатся, подняв ноги вверх. В таком положении «салка» не имеет права их салить.

    Салки «Давай руку». В этой игре убегающий от «салки» кричит: «Дай руку!» Если кто-либо из товарищей возьмется с ним за руку, то водящий не имеет права их осаливать. Если же с другой стороны присоединится еще игрок, т. е. их будет трое, водящий имеет право салить любого крайнего.

    «Салки-пересекалки». Убегающие могут выручать друг друга, пересекая дорогу между догоняющим «салкой» и тем, кто убегает. Как только кто-либо перебежит дорогу, «салка» должен ловить его. Тут снова кто-либо стремится выручить товарища и перебегает дорогу, «салка» начинает ловить его, и так все стремятся спасать товарища, за которым бежит «салка». Водящий («салка») должен быстро переключаться и ловить нового игрока перебежавшего дорогу.

    Правила ко всем «Салкам».

    1. Ловить (салить) играющих - значит прикоснуться к кому-либо рукой или определенным предметом (платочком, жгутом, снежком и др.), но не хвататься за игрока и не тащить его.
    2. Играющие могут бегать только в пределах установленных границ площадки. Выбежавший за условленную границу считается пойманным и меняется ролью с «салкой» - водящим.
    3. Каждый новый «салка» - водящий должен объявлять, что он стал «салкой», чтобы все знали, от кого спасаться.

    Мы - веселые ребята.

    Это очень старая игра. Построение ее все время сохраняется, но тематическое содержание изменялось несколько раз. В конце XIX в. она называлась «Терем» - играющие перебегали «улицу», боясь попасть в «терем» - к водящему, который их салил (ловил). Затем эта игра стала называться «Трубочист». В этом варианте была введена дразнилка «трубочиста», после которой все перебегали мимо водящего («трубочиста»), а он старался «мазать» (салить) их. В дальнейшем эта игра стала называться «Черный человек» - вместо «трубочиста» в ней появился «черный человек». В советское время персонаж водящего был заменен. Им стал «дождик» (играющие перебегали, спасаясь от «дождя»). В настоящее время эта игра проводится под названием «Мы - веселые ребята» (или «Октябрята»). Во всех этих играх участники перебегают из одного места в другое, спасаясь от водящего.

    В игре «Мы - веселые ребята» участвуют дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста, от 5 до 40 человек. Эта игра включена в программу по физическому воспитанию для школ. Самостоятельно в нее играют редко.

    Для игры нужна площадка размером не менее 6X12 м.

    Описание. На противоположных сторонах площадки (зала) линиями отмечаются два «дома» на расстоянии 10-20 м один от другого. Из играющих выбирается водящий. Он становится посередине площадки. Остальные участники находятся на одной стороне площадки за линией «дома». Водящий (стоит лицом к играющим) громко произносит: «Раз, два, три!», и все говорят хором:

     Мы - веселые ребята,

     Наше имя - октябрята,

     Любим бегать и играть.

     Ну, попробуй нас догнать!

    После этого все дети перебегают на противоположную сторону за линию другого «дома». Водящий ловит перебегающих. Пойманный (т. е. тот, до кого водящий дотронулся рукой), отойдя в сторону, не принимает участия в игре, пока не будет поймано условленное количество играющих. Когда все дети перебегут, водящий опять дает сигнал: «Раз, два, три!» - и все, произнеся речитатив, бегут в первый «дом».Пойманные опять отходят в сторону.

    После 2-3 перебежек (по договоренности) подсчитывают количество пойманных и выбирают нового водящего из непойманных, а пойманные включаются в игру, и она начинается сначала. Игра заканчивается после нескольких раз. Победителями считаются те, кто ни разу не был пойман. Отмечаются и лучшие водящие (сумевшие поймать больше ребят).

    Правила.

    1. Перебегать на другую сторону можно только после слов «нас догнать».
    2. Нельзя, выбежав из «дома», опять возвращаться в него. Нарушившие это правило считаются пойманными.
    3. Водящий имеет право ловить убегающих только до линии «дома»; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация "русские народные подвижные игры-средство повышения эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

    Необходимо подбирать игры и упражнения таким образом, чтобы они соответствовали возрастным и психофизическим особенностям дошкольников....

    Консультация "Русские народные подвижные игры"

    Материал расскажет о подвижных играх русского народа....

    Консультация для родителей "Русские народные подвижные игры c дошкольниками"

    Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие сообразительности, быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через игру воспитывается чувство ответственности пере...

    Буклет для родителей "Народные подвижные игры для дошкольников"

    Русские подвижные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли и до наших дней из старины, передавались из поколения в поколение....

    Консультация. Русские народные подвижные игры с детьми дошкольного возраста

    Консультация. Русские народные подвижные игры с детьми дошкольного возраста...