Познавательно-игровой проект по развитию движений "Мой весёлый звонкий мяч"
методическая разработка по физкультуре на тему

Прохорова Валентина Николаевна

 "МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_0.docx29.14 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно – игровой проект по развитию движений

для детей раннего возраста

 «Мой веселый, звонкий мяч»

 (с включением элементов здоровьесберегающих технологий)

Автор: Прохорова Валентина Николаевна, ГБДОУ детский сад № 37.

В последнее время в детских садах появляются группы детей раннего возраста, а методических материалов, адаптированных, и, что важно, опробованных в работе с такими малышами, очень мало…

Собирая по крупицам игры и упражнения, подходящие для самых малышек,  вношу свой скромный вклад в копилку тех, кому это интересно и нужно.

Данный сценарий (полностью или использование отдельных элементов и/или игр) будет полезен педагогам, работающим в ДОУ с детьми раннего возраста (от 2 лет), а так же родителям детей преддошкольного возраста.

В учебно – воспитательном процессе представленный материал может быть использован в качестве физминуток (в НОД), а так же как полноценное занятие по развитию движений и/или физической культуре с детьми от 2 лет.

В данной публикации представлен целостный сценарий познавательно – игровой программы по развитию движений. Мною был проведен как итоговое мероприятие месяца по закреплению умений и навыков детей действовать с мячами.

Мероприятие рекомендуется проводить в первой половине дня, через 15-20 минут после завтрака.

Деятельность с мячами и шариками после мероприятия плавно переносится на участок детского сада (первая прогулка в режиме дня), что обеспечит тематическое продолжение деятельности детей.

Цель: активизация двигательной активности детей, развитие познавательного интереса в играх и упражнениях с мячом.

Задачи:

Обучающие:

- закреплять умения детей действовать с мячами (брать, носить, катать, кидать, по возможности  - ловить, выполнять простые движения с мячами под музыку);

- развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, умение ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга;

- приучать двигаться осторожно, аккуратно, обходить друг друга;

- развивать умение согласовывать слова и движения с текстом в упражнениях с мячом, пальчиковых играх.

Развивающие:

- развивать интерес детей к двигательной активности;

- продолжать обогащать двигательный и познавательный интерес детей через игры и упражнения  с мячом;

- содействовать развитию мелкой моторики рук детей, через выполнение упражнений и пальчиковых игр с массажными мячами;

- развивать желание помогать друг другу при выполнении игровых заданий, игровых упражнений;

- развивать двигательное воображение детей.

Воспитывающие:

-  воспитывать общую культуру поведения детей и  потребность в  ЗОЖ,

-  воспитывать у детей желание помогать другим;

-  воспитывать у детей интерес к познанию окружающего мира, произведениям художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Социально-коммуникативное развитие

Обыгрывание мяча, как живого персонажа, наделяя его человеческими качествами

Игровое общение в игровых ситуациях

Формировать вежливость по отношению  к персонажу, друг к другу, развивать самостоятельность, умение  при затруднениях обращаться к взрослому за помощью.

Развивать умение изображать предлагаемых персонажей, формировать умение отвечать на вопросы (односложно).

 Речевое развитие

Чтение, рассказывание стихотворного сопровождения пальчиковых игр, упражнений с мячом.

Способствовать пониманию содержания стихотворного сопровождения, помогать понимать смысл стихотворений и передавать в движениях.

Познавательное развитие

Активизация внимания, мышления, воображения через совместное выполнение действий

Формировать умение понимать причинно-следственные связи в ситуации, развивать умение  анализировать ситуацию и принимать решение.

Художественно-эстетическое развитие

Слушание и музыкально-ритмические имитационные движения

Побуждать эмоционально откликаться на содержание  музыкального сопровождения в ходе выполнения упражнений, игр, побуждать подпевать слова совместно.

Физическое развитие

Выполнение движений по тексту и показу воспитателя в игре «Мое тело»

Передвижение по группе с предметами, игрушками не наталкиваясь друг на друга (то же на участке на прогулке)

Знакомство, повторение, закрепление знаний о частях тела, их местонахождении, названиях, назначении.

Формировать умение осторожно передвигаться с предметами (мячами, шариками), уступать место и обходить друг друга.

План проекта:

1. Вводная часть: 1 – 1,5 мин. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей.

2. Основная часть: 3 – 5  мин. Рассматривание мяча, имитационная игра - гимнастика «Мое тело»,   общеразвивающие упражнения, основные виды движений.

Подвижная игра, дыхательные упражнения. Игра с пальчиками.

3. Заключительная часть: 2-5 мин. Рефлексия деятельности с детьми.  Сюрприз из мячика.

Материалы и атрибуты:

- мяч большой (с нарисованным лицом);

- мячи средние по количеству детей;

- мячи разные для оформления группы (включая воздушные шары);

- обручи по количеству детей;

- мягкий бассейн с мячами.

Предварительная работа:

 - разучивание и выполнение игр и упражнений с мячами;

- знакомство с мячами различного цвета, фактуры, веса, размеров, рассматривание их, игры с ними в повседневной деятельности детей;

- чтение произведений о мячах;

- рассматривание иллюстраций и картинок с изображениями мячей, и детей в них играющих;

- подбор пальчиковых игр и упражнений для выполнения с массажными мячами;

- разработка (и/или подбор) общеразвивающих упражнений для детей младшего возраста;

- оформление группы и музыкально – спортивного зала для проведения развлечения (фото 1, 2, 3)

- подбор музыкального сопровождения для упражнений и игр:

· «Круглая песня», из м/ф «Смешарики».

· «Шарики - лошарики», исп. Группа «Волшебники двора».

· Медленная музыка (короткий отрывок) для дыхательного упражнения.

· Веселая мелодия для подвижной игры с мячами.

· Спокойная мелодия для выполнения упражнений с массажными мячами.

Ход развлечения:

Ход развлечения

 Действия участников

Обратить внимание детей на оформление группы, предложить рассмотреть какие разные мячики, сколько их много.

Среди мячиков один «живой», - похожий на человека (с нарисованным лицом).

Рассмотреть его отдельно, назвать нарисованные части лица.

Дети осматривают оформление, мячики. Рассматривают «живой» мячик.

Воспитатель: дети, послушайте, мячик спрашивает, а у вас есть глазки? Ушки? Щечки? Ротик? А что еще у вас есть?

Выполняется имитационная игра – массаж «Моё тело» (Приложение 1).

Дети отвечают на вопросы, показывают части тела в соответствии со словами воспитателя по тексту.

Воспитатель:

Всё на месте, все в порядке!

Вот какие молодцы, малыши – крепыши!

А давайте возьмем наш чудесный мячик, пойдем по группе и покажем ему, сколько у нас в гостях много разных красивых мячиков!

Дети хлопают в ладоши. Воспитатель берет «живой» мячик, и вместе с детьми перемещается по группе, рассматривая оформление.

Воспитатель:

Посмотрите наверх, поднимите голову,  как высоко забрались мячики.

Давайте помашем им ручками.

А посмотрите, мячики есть и на полке с игрушками, и даже рядом с книжками расположились мячики!

И на коврике есть мячики, но они очень маленькие, называются бусинки.

Давайте пройдем по ним ножками.

Есть мячики даже на лесенке, давайте их оттуда достанем?

Соберем в корзину, чтоб они не раскатились и не убежали от нас.

Дети выполняют движения, по словам и показу воспитателя.

Дети выполняют лазание по гимнастической стенке (индивидуально, со страховкой воспитателя), или воспитатель достает мячи, бросает на пол, дети собирают.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Мой веселый, звонкий мяч», сопровождая движения детей в лазании. (Приложение 2).

Воспитатель:

Ой, ребята, посмотрите, какие необычные мячики, с шипами, как у ежика! Давайте посмотрим и потрогаем, какие они.

 

 

Дети берут массажные мячики, рассматривают их, катают в руках, выполняют действия по показу и словам воспитателя.

Выполняются упражнения пальчиковой гимнастики с массажными мячами

(Приложение 3).

Воспитатель:

А посмотрите, что умеет делать наш мячик.

 

Воспитатель читает стихотворение

М. Пиудунен «В руки мячик я беру», (Приложение 4),

дети наблюдают за действиями, сами выполняют движения по желанию.

Воспитатель:

Ребята, а еще у нас есть шарики!

Легкие, воздушные, ветерку послушные. Вот же они, ловите!

Воспитатель раздает детям шарики, дети под музыку танцуют с шариками.

Музыкальное сопровождение – «Круглая песня» из м/ф «Смешарики».

Воспитатель:

Шарики устали, и мячики тоже…

И детки наши устали. Давайте сложим шарики и мячики в корзинку, пусть они отдыхают, и присядем тоже отдохнуть…

 

Дети собирают шарики и мячики по группе в корзину, рассаживаются на ковре с воспитателем.

Воспитатель читает стихотворение  Н. Радченко «Мой веселый мячик» (Приложение 5).

Воспитатель: Давайте теперь с вами мячики сдуем, чтобы они отдыхали в корзинке

Выполняется дыхательное упражнение «Надуй мячик» (Приложение 6).

 

Воспитатель:

А наш чудесный мячик говорит, что ему очень понравилось у нас в группе, играть с вами и с его друзьями мячиками и шариками. И вам в подарок он приготовил еще одни волшебные шарики – мыльные пузыри!

Воспитатель достает мыльные пузыри, дети играют, их ловят.

Музыкальное сопровождение, песня «Шарики - лошарики», исп. Группа «Волшебники двора».

Воспитатель:

Как мы весело играли, веселились!

А теперь пора на прогулку собираться, но мячики мы возьмем с собой, и будем играть с ними на улице! (в спортзале)

Дети идут собираться на прогулку

(или перемещаются в спортзал).


Приложение 1

     Имитационная игра – гимнастика «Моё тело».

Цель: знакомство, закрепление знаний детей о частях своего тела.

Что у наших деток есть?

Нам всего не перечесть!

Головушка-соловушка – гладят голову.

Лобик-бобик – выставляют лоб вперед как бычки.

Носик-абрикосик – дотрагиваются до кончика носа.

Щечки-комочки – надувают щеки и трут их ладошками.

Губки-голубки – вытягивают губы в трубочку.

Глазки-краски – широко открывают глаза.

Ушки-непослушки – трут пальцами уши.

Плечики-кузнечики – поднимают и опускают плечи.

Ручки-хватучки – обхватывают себя обеими руками и поглаживают.

Пальчики-мальчики – вытягивают руки вперед и шевелят пальцами.

Пузик-арбузик – надувают живот и поглаживают его.

Спинка-остинка – выпрямляют спинку, поднимаются на носки, руки вверх.

Ножки-сапожки – топают ногами.

Приложение 2

С.Я. Маршак «Мой веселый, звонкий мяч».

Мой веселый, звонкий мяч

Ты куда пустился вскачь,

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал,

Ты скакал и звонко топал,

Ты пятнадцать раз подряд      |

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И уже не возвратился,

Закатился в огород,

Докатился до ворот.

Вот подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо,

Лопнул, хлопнул, вот и все.

Приложение 3

Упражнения для пальчиковой гимнастики с массажными мячами.

Мячик-ежик мы возьмем,     

(берем массажный мячик)  

Покатаем и потрем.              

(катаем между ладошек)  

Вверх подбросим и поймаем, 

(можно просто поднять мячик вверх)  

И иголки посчитаем.             

(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)  

Пустим ежика на стол,          

(кладем мячик на стол)  

Ручкой ежика прижмем          

(ручкой прижимаем мячик)  

И немножко покатаем…          

(ручкой катаем мячик)  

Потом ручку поменяем.         

(меняем ручку и тоже катаем мячик)

* * *

«Ежик» в руки нужно взять, 

(берем массажный мячик)  

Чтоб иголки посчитать.       

(катаем между ладошек)  

Раз, два, три, четыре, пять! 

(пальчиками одной руки нажимаем на шипики)  

Начинаем счет опять.          

(перекладываем мячик в другую руку)  

Раз, два, три, четыре, пять!

(пальчиками другой руки нажимаем на шипики)

* * *

Мы возьмем в ладошки «Ежик»

(берем массажный мячик)

И потрем его слегка,                

(в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)  

Разглядим его иголки,             

(меняем ручку, делаем то же самое)  

Помассируем бока.                    

(катаем между ладошек)  

«Ежик» я в руках кручу,           

(пальчиками крутим мячик)  

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –    

(прячем мячик в ладошках)  

Не достанет его кошка.           

(прижимаем ладошки к себе) 

Приложение 4

М. Пиудунен « В руки мячик я беру».

В руки мячик я беру,

Хочешь поиграем?

В развеселую игру

Кто его поймает.

Я кидаю-ловишь ты,

Кинешь-я поймаю,

Только мячик почему-то

Вечно убегает.

Хочет прыгать и скакать,

Прятаться куда-то

То под стол, то под диван,

То нырнет в кровати.

Мой славный мяч,

Забавный мяч

На месте не сидит!

Возьму его, пущу его,

И снова он летит!

Приложение 5

Н.Радченко «Мой веселый мячик».

Мой веселый мячик

Прыгает и скачет:

Прыг-скок - в уголок,

А потом обратно.

Вот как время мы с мячом

Провели приятно!

Приложение 6

Дыхательное упражнение «Надуем мячик».

Встанем дружно все в кружок

И надуем мяч разок.

И.п.: Ноги слегка раздвинуты, разводят руки в стороны – вдох,

сводят руки в маленький «мячик» - выдох «ш – ш - ш».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект На тему: «Мой весёлый звонкий мяч!»

Познакомить родителей и детей с  историей мяча, расширить знания о его разновидностях , многообразиями  игр с ним....

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  ИГРОВОЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА "ПАЛЬЧИК, ПАЛЬЧИК ГДЕ ТЫ БЫЛ?"...

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МИР ВОКРУГ НАС».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «МИР ВОКРУГ НАС»....

Творческо-познавательный, игровой, долгосрочный проект для детей 4 – 5 лет. «Азбука безопасности»

Творческо-познавательный, игровой, долгосрочный проект для детей 4 – 5 лет. «Азбука безопасности»...

конспект НОД по физическому развитию .Мой весёлый звонкий мяч

Тема занятия: «Мой весёлый звонкий мяч»Цель: научить детей играть с мячом.Задачи. Обучающие - научить детей ходить и бегать за воспитателем, упражнять в умении бегать на носочках, укрепить...

Проект по развитию речи «Колобок – звонкий голосок» в группе раннего возраста

Создание необходимых условий по развитию речи детей раннего возрастаОбогащение предметно - развивающей среды по развитию речи  детей раннего возраста...