Методическая разработка "Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по физкультуре (средняя группа) на тему

Урядова Галина Александровна

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников. Систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_po_dyhatelnoy_gimnastike.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 29 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования «Детский сад», расположенного по адресу: ул. Студенческая, д. 6.

Методическая разработка

«Использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по физической культуре и утренней гимнастике в работе с детьми дошкольного возраста»

                                                                           Составила:

воспитатель СП ГБОУ СОШ № 29

                                      Урядова Г.А.

2015 г.

Дыхательная гимнастика играет значительную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников.

В своей работе широко использую элементы дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по  физической культуре и утренней гимнастике. Включаю 1-2 дыхательных упражнения в комплекс ОРУ и 1 раз в квартал заменяю комплекс ОРУ комплексом дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по  физической культуре.

Включение дыхательных упражнений в образовательную деятельность по  физической культуре способствует эффективному решению следующих задач:

1.Повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости организма к простудным заболеваниям.

2.Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо – кровообращения в легких.

Мною разработана система дыхательных упражнений для детей младшего и старшего дошкольного возраста, которая успешно применяется всеми педагогами нашего детского сада.

В младшем и среднем дошкольном возрасте активно использую ОРУ для рук, плечевого пояса и туловища в сочетании со звуковой гимнастикой: имитационные и образно - подражательные упражнения (например, упражнения «Дровосек» со звуком «Ух-х-х», «Спрятались» со звуком «Т-с-с» и т.д.).

Учитывая незавершенность формирования дыхательной системы младших дошкольников, дыхательные упражнения выполняются в медленном и среднем темпе с качеством повторений (в 4-5 раз).

Большинство упражнений в этом возрасте начинаются из исходного положения «стоя», но в физическую культуру включаю упражнения для туловища – из положений «сидя» («Маятник»), «лежа на спине» («Мишка спит»), «стоя на четвереньках» («Кошечка»).

На протяжении физкультурных занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органов. Поэтому для улучшения вентиляции легких использую дыхательные упражнения, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков («Обними меня»), «Сдуем сне с обуви»). Кроме того, в работе с младшими дошкольниками, широкое применение находят игровые упражнения с элементами дыхательной гимнастики и в заключительной части физкультурного занятия «Поезд», «Подуй на одуванчик», «Пузырь», «Собираем цветы» и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте постепенно возрастает нагрузка на опорно – двигательный аппарат и другие системы организма за счет большей интенсивности и повышения дозировки упражнений. Вводятся круговые движения рук, рывковые движения прямых и согнутых рук. В упражнениях для туловища делаются повороты и наклоны в стороны, повороты вокруг себя стоя и лежа. Дыхательные упражнения выполняются в среднем темпе с количеством повторений до 6-8 раз. Больше внимания уделяю специальным дыхательным упражнениям. Это упражнение на удлинение выдоха («Задуй свечку», «У кого дольше колышется ленточка»), на укрепление мышц носоглотки и верхних дыхательных путей («Ежик, «Ушки»), на умение детей дышать через нос («Подышите одной ноздрей», «Воздушный шар», «Дышите тихо, спокойно и плавно»).

Таким образом, систематическое использование элементов дыхательной гимнастики в образовательной деятельности по  физической культуре способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо – и кровообращения в легких.

Дыхательные упражнения для детей младшего  и среднего дошкольного возраста.

Упражнения из положения «стоя»:

  1. «Часики».

И.П. стоя, ноги слегка расставлены, руки внизу.

В: 1 – взмах руками вперед «тик» (вдох);

    2 – взмах назад – «так» (выдох).

  1. «Петух».

И.П.: стоя, ноги врозь, руки внизу.

В.: 1 – поднять руки в стороны (вдох);

     2 – хлопнуть руками по бедрам «Ку-ка-ре-ку» (выдох) (5 – 6 р).

  1. «Регулировщик».

И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

В.: 1- правая рука вверх, левая в сторону (вдох носом);

     2 – левая рука вверх, правая рука вниз с произнесением звука «р-р-р»                                                                                                   (6-8р.)

  1. «Гуси летят».

И.П.: О.С.

В.: 1 – руки поднять в стороны (вдох);

     2 – руки опустить вниз со звуком «Г-у-у» (выдох)              (6-8р).

5. "Ежик".

        И.П.: О.С.

        В.: 1 - поворот головы вправо - короткий шумный вдох носом;

             2 - поворот головы влево - выдох через полуоткрытый рот       ( 6-8 р).

6. "Гуси шипят"

       И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу.

       В.: 1 - наклониться вперед с отведением рук в стороны - назад со звуком "ш-ш-ш" (выдох);

           2 - наклон головы влево (выдох)                                                    (4-6р).

7. "Ушки"

       И.П.: О.С.

       В.:  1 - наклон головы вправо (сильный вдох);

              2 - наклон головы влево (выдох)                                                   (4-6р).

8. "Крылья".

    И.П.: О.С., руки внизу.

    В.: 1 - руки через стороны поднять вверх (вдох);

          2 - опустить руки вниз со словом "вниз" (выдох)                                (6 р).

9. "Поворот".

    И.П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

    В.: 1 - поворот вправо (вдох);

         2 - И.П. (выдох);

         3 - поворот влево (вдох);

         4 - И.П. (выдох).                                                                                    (6 р ).

10. "Пчелы".

      И.П.: ноги слегка расставлены, руки внизу;

       В.: 1 - развести руки в стороны (вдох);

              2 - опустить руки вниз со звуком "з-з-з" (выдох)                    ( 5 р ).

11. "Носик".

       И.П.: О.С.

       В.: 1 - сделать вдох носом;

            2 - на выдох протяжно тянуть звук "м-м-м", одновременно постукивая по крыльям носа указательными пальцами                                          ( 5 - 6 р).

12. "Носик балуется"

      И.П.: О.С.

       В.: 1 - погладить боковые части носа от кончика к переносице (вдох);

             2 - на выдохе постучать по крыльям носа указательным пальцами (6р).

13. "Носик нюхает приятный запах".

      И.П.: О.С.

      В.: 10 вдохов - выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

14. "Носик поет песенку".

      И.П.: О.С.

       В.: 1 - сделать вдох носом,

            2 - на выдохе постукивать указательным пальцем по крыльям носа и петь: "бп-ба-бу".                                                                                      (5 - 6р).

15. "Погреем носик".

       И.П.: О.С.

       В.: указательными пальцами выполнять движения к крыльям носа, вверх и обратно                                                                                                      (8-10р).

16. "Барабанщик".

      И.П.: О.С.

       В.: 1 - присесть, похлопать по коленям (выдох);

             2 - и.п. со звуком "бам-бам-бам" (вдох).                                           (6р).

17. "Гудок парохода".

      И.П.: О.С.

      В.: 1 - через нос с шумом набрать воздух;

           2 - задержать дыхание на 1- секунду;

           3 - с шумом выдохнуть воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком "у-у-у" (выдох)                                                                                   (6р).

18. «Трубач»

      И.П.: О.С., руки перед грудью, кулаки сжаты, "трубочкой".

       В.: 1 - вдох, 2 - медленный выдох с громким произнесением звука «пор».       (4р).

19. "Дышим тихо, спокойно, плавно".

      И.П.: О.С.

       В.: медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу. Затем плавный выдох через нос.   (5-10р).

20. "Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит".

     И.П.: О.С.

      В.: 1 - руки в стороны (вдох);

           2- наклониться вправо (выдох);

       3 - и.п. (вдох);

       4 - наклон влево (выдох), в и.п.                                                  (5-6р).

21. "Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки".

      И.П.: ноги врозь, руки внизу.

      В.: 1- вдох;

           2 - наклониться вперед (выдох);

           3 - и.п. (вдох);

            4 - наклониться вперед (выдох)                                               (5-6р).

22. " Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан (береза).           И.П.: О.С.

 В.:  1 - руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох);

        2 - руки вперед - вниз, отпуститься на всю стопу (выдох);

        3 - в и.п.                   (5-6р).

23. Детки в беретках с ветки упали, беретки потеряли".    (желуди).

И.П.: О.С., руки за головой.

В.: 1 - подняться на носки (вдох);

    2 - присесть (выдох);

    3- выпрямиться (вдох);

    4 - и.п. (вдох).                 (4-5р).

24. " Поднимаем кирпичи".

     И.П.: ноги врозь, руки внизу, пальцы расставлены.

     В.: 1 - вдох,

         2 - наклониться вперед, пальцы сжаты в  кулак "ух". (выдох);

         3 - вдох;

         4 - в и .п.                                                                                              (5-6р).

25. "кладем раствор".

    И.П.: ноги врозь, руки на поясе, локти назад.

    В.: 1 - вдох, 2 - поворот туловища вправо (влево), ах правой (левой)  рукой в сторону, назад, вперед ("раз") - выдох, 3 - и.п. (вдох)                             (4-5р).

26. "Бели потолок".

     И.П.: ноги врозь, руки внизу.

     В.: 1 - поднять правую руку вверх - назад (вдох), 2 - опустить правую руку (выдох); 3 - поднять левую руку вверх - назад (вдох), 4 - опустить левую руку (выдох).                                                                                                           (5-8р).

27. "Наклеиваем потолок".

      И.П.: О.С., руки согнуты в локтях на уровне пояса.

       В.: 1 - вдох, 2 - подняться на носки, прямые руки вверх (выдох);

        3 - вдох; 4 - в и.п. (выдох).                                                                     (5-6р).

28. " Большой и маленький".

      И.П.: О.С.

      В.: 1 - подняться на носки, тянуть поднятые руки вверх. Зафиксировать на несколько секунд это положение ("какой  большой") - вдох;

          2 - присесть, обхватив колени и прижав к коленям голову ("какой я маленький")   - выдох.                                                                                  (5-6р).

29. "Аист".

     И.П.: О.С.

      В.: 1 - вдох; 2 - поднять руки в стороны, ногу, согнутою в колене, гордо вынести веред, зафиксировать ногу и руки, произнося "ш-ш-ш2 (выдох).    (6-7р).

30. " Дровосек".

      И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу.

      В.: 1 - поднять сцепленные руки вверх. (вдох);

2 - опустить вниз с произношением "ух-х-х".   (выдох)                          (5-6р).

31. "Часы".

      И.П.: ноги на ширине плеч, руки на поясе.

       В.: 1 - наклон влево со звуком "тик" (выдох);

           2 - и.п. со звуком "так" (вдох),

           3 - наклон вправо со звуком "тик"(выдох);

           4 - и.п со звуком "так" (вдох)       (5-6р).

32. "Лови комара".

И.П: ноги врозь, руки вдоль туловища.

В.: 1 - хлопнуть в ладоши перед собой на уровне лица (груди, над головой), сказать: " Хлоп". 2 - и.п. (вдох).   (4-5р).

33. "поиграй на трубе".

       И.П.: ноги вместе, руки согнуты перед собой, как бы держа трубу.

        В.: делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши и с выдохом проигрывать "ту!ту!ту!".                           (5-6р).

34. "Вертушка".

       И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

       В.: повороты впаво - влево, свободно размахивая руками и произнося: "х-р-р-р".                                                                                                          (5-6р).

35. "Вырасти большим".

     И.П. ноги вместе, руки вдоль туловища.

      В.: 1 - поднять руки, потянуться, подняться на носки (вдох);

             2 - опустить руки вниз, опуститься на всю ступню (выдох); произнося "у-х-х-х".                                                                                                    (5-6р).

36. "спрятались".

       И.П.: О.С.

        В.: 1 - присесть пониже на всей ступне, приложить палец к губам и произнести с длительным выдохом: "Т-с-с-с",

2 - в и.п. (вдох).                                                                                          (4- 5 р).

37. "Лягушка прыгает".

     И.П.: ноги вместе, руки на поясе.

    В.: вдохнуть, после чего сделать прыжок вперед с одноименным выдохом и произнести: "Ква-ак".                                                                             (6-8р).

Упражнения для детей младшего  и среднего дошкольного возраста.

Упражнения из положения «сидя», «лежа на спине», «стоя на четвереньках».

1. "Семафор".

    И.П.: сидя ноги вместе, руки вдоль туловища.

    В.: поднять руки в стороны (вдох);

     2 - медленно опустить руки с длительным выдохом и произнесением звук  -с-с-с".                                                                                                           ( 4 - 6р).

2. "Самолет".

   И.П.: лежа на животе, опора на предплечья.

    В.: 1 - прогнуться, приподняв голову, плечи, ноги прямые , руки в стороны (вдох);

2 - и.п. (выдох).                                                                                              (4-5р).

3. «Каша кипит».

    И.П.: сидя на гим/скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди.

     В.: 1- втянуть живот, набрать воздух в грудь (вдох);

2 - опуская гудь и выпячивая живот, произнести звук "ш-ш-ш" (выдох)  (5-6р).

4. «Ежик».

И.П.: сидя ноги вместе, руки в упоре сзади.

В.: 1 - вдох;

2 - согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди со звуком ф-ф-ф" (выдох).        (4-5р).

5. "В колыбельке подвесной летом житель спит лесной" (орех).

И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

В.: 1 - вдох;

 2 - сесть, ноги не сгибать, руки к носкам, (выдох);

 3 - вдох;

 4 - вернуться в и.п. (выдох).    (4-5р).

6. «Красим пол».

И.П.: стоя на коленях, руки согнуты в локтях, кисть в кулак.

В.: 1 - вдох;

      2 - слгка наклониться вперед,  с произнесением слова "жик" (выдох);

       3 - вдох;

      4 - вернуться в и.п. (выдх).                                                               (4-5р).

7. "Ветер".

И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища.

В.: сделать вдох, выпячивая живот грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды, сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывными вдохами.                                                                                 (3-4р).

8. "Маятник".

  И.п.: сидя по-турецки, руки на поясе.

в.: 1 - наклон. вправо (выдох0 со звуком "т-у-у-х";

     2 - .и.п. (вдох);

      3 - наклон влево (выдох);

      4 - и.п.                     (4 - 5 р).

9. "Часы".

И.П.: сидя по-турецки, руки за головой.

В.: 1 - наклон вправо (выдох) с произнесением слов "тик",

      2 - и.п. (вдох) с произнесением слова "так";

      3 - наклон влево (выдох);

      4 - и.п.                                                                                               ( 4 - 5 р).

10. "Гребуны".

И.П.: сидя, ноги врозь, руки согнуты в локтях.

В.: 1 - наклон вперед, коснуться руками носков ног, выдохнуть, произнося: "у-х-х-х";

      2 - выпрямиться, слегка развести локти в стороны - вдох.           (5-7р).

11. "Прижми колени".

И.П.: сидя, ноги прямые вместе, руки вверх.

В.: 1 - поднять колени к груди, обхватить их руками и произнести на выдохе: "Вот";

     2 - вернуться в и.п. выдох.                                                                 (4-5р).

13. "Мотор".

И.П.: стоя на коленях, руки согнуты перед грудью.

В..: 1 - вращать согнутыми руками вперед, прознося: "р-р-р";

       2 - вернуться в и.п. - вдох.                                                                   (6р).

12. "Кошечка".

И.П.: стоя на четвереньках.

В.: 1 - поднять голову, прогнуть спину - вдох;

     2 - опустить голову, выгнуть спину, сказать "ф-р-р-р" и выдохнуть.   (5-6р).

14. "мишка спит".

И.П.: лежа на спине, ноги прямые вместе, руки вдоль туловища.

В.: 1- согнуть ноги, повернуться на бок, произнести на выдохе: "у-х-х-х";

     2 - вернуться в и.п. - вдох.                                                               (4-5р).

Дыхательные упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Упражнения из положения "стоя":

1. "Погреемся".

И.П.: О.С., руки в стороны.

В.: 1- скрестить руки перед грудью, похлопать ладонями по плечам, произнося "у-х-х-х" (выдох);

     2- и.п. (вдох).

2. "Мельница".

И.П.: О.С., руки вверху, чуть шире плеч.

В.: 1- вращательные движения рук  боковой плоскости со звуком "ж-р-р"  (выдох).

     2 - и.п.и (вдох).                 (7-8р).

3. "Конькобежец".

И.П.: стоя, ноги вместе, руки в замке за спиной, туловище слегка наклонено вперед.

В.: подражая движениям конькобежца, сгибается то левая, то правая нога, при этом тело поворачивается в сторону согнутой ноги со звуком "к-р-р".          (5-6р).

4. "Лягушонок".

И.П.: О.С.

В.: 1 - слегка присесть (вдох);

      2 - прыжок 2-мя ногами с продвижением вперед со звуком "квак". (выдох).    (6-7р).

5. "Сердитый ежик".

И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу.

В.: 1- наклон вперед, обхватить руками грудь, голову опустить со звуком "п-ф-ф-ф" (выдох);

      2 - и.п. (вдох).                                                                                          (5-6р).

6. "В лесу".

И.П.: О.С.

В.: 1 - вдох;

     2 - с разными интонациями прокричать "а-у-у". (выдох)                     (6-8р).

7. "Веселая пчелка".

И.П.: 1 - вдох;

          2 - выдох со звуком "з-з-з" (звук и взгляд направить к носу, на руку, на ногу).                                                                                                                (5-6р).

8. "Великан".

И.П.: О.С., руки вверху.

В.: 1 - подняться на носки (вдох);

     2 - наклон вперед - вниз, согнув ноги в коленях, опустить руки до самого пола (выдох)                                                                                                   (6-8р).

9. "Часы".

И.П.: О.С.

В.: движения прямыми руками вперед - назад со звуком, "тик-так".         (10-12р).

10. "Косарь".

И.П.: О.С.

В.: широкими размашистыми движениями имитировать работу косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком "ж-у-х".                   (5-8р).

11. «Насос».

И.П.: О.С.

В.: 1 – наклон вправо (влево), руки скользят вдоль туловища со звуком «ш-ш-ш» (выдох);

      2 – и.п. (вдох)                                                                                       (10-12р).

12. «Радуга обними меня».

И.П.: О.С.

В.: 1 – полный вдох носом с разведением рук в стороны,

      2 – задержать дыхание на 3-4 секунды.

       3 – растянуть губы в улыбке со звуком «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала вперед, затем скрестить пред грудью, как бы обнимая плечи: одна рука идет под мушку, другая – на плечо. (3-4р).

13. «Вырасти большой».

И.П.: 1 – поднять руки вверх, подняться на носки (вдох);

          2 – опустить руки вниз, опуститься на всю стопу (выдох) со звуком «у-х-х»                                                                                                   (4-5р).

14. «Ушки».

И.П.: О.С.

В.: 1 – полный выдох через нос, втягивая в себя живот, 2- губы сложить трубкой, резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа, 3 – сделать движение, как бы глотая воздух;

Голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно.              (4-6р).

15. «Пускаем мыльные пузыри».

И.П.: О.С.

В.: 1 – при наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки» 2 – поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри;

3 – не отпуская головы, сделать вдох носом; 4 – спокойный выдох, через нос с опущенной головой.                                                                     (3-5р).

16. «Ушки».

И.П.: О.С.

В.: покачивая головой вправо – влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, при наклоне головы уши должны быть, как можно ближе к плечам. Выдох произвольный.                                               (4-5р).

17. «Язык трубкой».

И.П.: О.С.

В.: 1 – губы сложены, «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой»; 2- медленно втягивая воздух через «трубку2 языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки; 3- закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза – 3 -5 секунды; 4 – поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.                                               (4-8р).

18. «Шар лопнул».

И.П.: О.С.

В.: 1 – руки в стороны (вдох); 2 – хлопок пред собой, - медленный выдох на звуке «ш-ш-ш»                                                                                          (5-6р).

19. «Партизаны».

И.П.: стоя, в руках палка («ружье»).

В.: ходьба с высоким подниманием колен. На 2 шага – вдрх, на 6-8 шагов – медленный выдох с произношением слова «ти-ш-ш-ше».

20. «На турнике».

И.П.: О.С., палка в обеих руках пред собой.

В.: 1 – поднимаясь на носки, поднять палку вверх на лопатки (выдох) со звуком «ф-ф-ф-ф».                                                                               (3-4р).

21. «Маятник».

И.П.:  ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне лопаток.

В.: 1-2 наклоны вправо (влево) – выдох с произношением «т-у-у-х-х», 3-4-вдох, и.п.                                                                                              (6-8р).

22. «Наклоны вперед».

И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

В.: 1-2-3 – пружинистые наклоны вперед с тройным выдохом; 4 – и.п. (вдох)

                                                                                                (8-10р).

23. «У кого дольше колышется ленточка».

И.П.: ноги на ширине плеч, руки внизу с ленточками.

В.: 1 – вдох, 2- поднести ленточку ко рту, сделать небольшой наклон (выдох). (6-8р).

24. «Задуй свечку».

И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

В.: сделать вдох и слегка задержать дыхание. Сложить губы трубочкой. Выполнить три коротких редких выдоха, словно задувая горящую свечу. «фу-фу-фу».                                                                           (6-8р).

25. «Полное дыхание».

И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

В.: сделать глубокий,  глубокий вдох, одновременно поднимая руки перед собой вверх. Задержать дыхание (пока приятно). Выполнить выдох открытым ртом, одновременно опуская руки и наклоняясь вперед. («ха!»).

 (6-7р).

26. «Удивимся».

И.П.: О.С., опустить плечи и сделать вдох.

В.: 1 – медленно поднять плечи, одновременно делая выдох» 2 – и.п.    (8р).

27. «Плечи».

И.П.: О.С.

В.: 1 – плечи вперед, медленно скрещивая перед собой опущенные руки и делая свободный вдох;

2 – медленно отвести плечи назад, сводя лопатки и одновременно выдыхая. (8р).

28. «Покачаемся».

И.П.: О.С.

В.: 1 – медленно наклониться вперед, сгибая позвоночник только в грудном отделе и делая выдох; 2- медленно распрямиться и прогнуться назад, делая вдох.                                                                                       (6р).

29. «Поворот».

И.П.: О.С.

В.: 1 – сделать вдох, 2- на выдохе поворот вправо (влево) – одна рука за спину, другая вперед; 3 – и.п.                                             (6р).

30. «Погладь бочок».

И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

В.: 1 – медленно поднимать правую (левую) руку, скользя ею по туловищу и поднимая плечо (вдох);

2 – опускать руку и плечо (выдох).                                      (6р).

31. «Поднимемся на носки».

И.П.: О.С.

В.: 1 – подняться на носки, одновременно поднимая руки, и посмотреть на них (вдох), 2 – медленно присесть, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (6р).

32. «Покачивание».

И.П.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища.

В.: 1 – наклон вправо «кач» (вдох),

       2 – наклон влево «кач»  (выдох).                                 (6р).

33. «Хлопок»

И.П.: ноги слегка расставлены, руки вдоль туловища.

В.: 1 – поднять руки, вверх (вдох).

      2 – хлопнуть в ладоши, сказать «хлоп» (выдох), 3 – развести руки «хлоп» (вдох), 4 – опустить руки вниз (выдох).                                      (5р)

34. «приземление».

И.П.: ноги на ширине плеч, руки в замок внизу.

В.: 1 – руки поднять вверх (вдох), 2 – наклон вперед с одновременным опусканием рук и произнесением звука «ух» (выдох).              (5р).

35. «Дышите тихо, спокойно и плавно».

И.П.: стоя.

В.: сделать медленный вдох через нос, пауза, затем плавный выдох через нос.  (5-10).

36. «Подыши одной ноздрей».

И.П.: стоя.

В.: правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох.                                         (3-6р).

37. «Воздушный шар» в грудной клетке»

И.П.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе.

В.: Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий;

Живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивая.   (4-10р).

38. «Воздушный шар» поднимается вверх.

И.П.: стоя.

В.: руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8р).

39. «ветер на планете».

И.П.: О.С., руки соединить пред грудью, сжав кулаки.

В.: наклоны вперед – вниз, при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи (5 – 7р наклонов и вдохов). Выдох произвольный.        (3-6р).

Дыхательные упражнения из положения «сидя», «лежа на спине».

  1. «Воздушный  шар».

И.П.: лежа на спине, глаза закрыты, ладони на животе.

В.: сделать медленный вдох, живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивая.   (8-10р).

  1. «Ветер».

И.П.: лежа на спине.

В.: сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку , задержать дыхание на 3-4 сек, сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.                               (5-6р).

3.»Планета Сат-Нам, отзовись».

И.П.: сидя на пятках, носки вытянуты, стопы соединены, руки подняты над головой, пальцы рук, кроме указательных переплетены, а указательные пальца соединены и выпрямлены вверх, как стрела.  

В.6 после слов «Планета, отзовись». Дети начинают петь «Сат-нам».  (3-5р). «сат» произносится резко, как свист, поднимая живот к позвоночнику, - этот выдох. «нам» произносится мягко, расслабляя мышцы живота, - это вдох.

4.«Инопланетяне».

И.П.: лежа на спине.

В.: спокойно выдохнуть воздух через нос, втягивая в себя живот. Медленно и плавно выполнить вдох, заполняя полностью легкие. Задержать дыхание, напрягая мышцы и мысленно проговаривая «я сильный» (ая)». Спокойно выдохнуть воздух через нос.   (3-4р).

  1. «Трубач».

И.П.: сидя на пятках, кисти рук сжаты и подняты вверх.

В.: медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф»     (8 –10р).

  1. «Карлик».

И,П.: сидя, ноги по-турецки, руки положить на затылок.

В.: откинуть голову назад, сделать глубокий вдох, затем наклонить верхнюю часть тела вперед, сделать выдох.

  1. «Будильник».

А) И.П.: сидя, ноги по-турецки, обхватить голову руками.

В.: ритмично выполнять наклоны вправо-влево со звуком, «тик-так»

Через 3-4 движения вытягиваем голову вперед, имитируя появление «кукушки» со звуком «ку-ку».           (4-5р).

  1. «Полет на луну».

И.П.: сидя, стопы ног соединены, руки на коленях.

В.: сделать глубоких вдох, на выдохе тянуть звук «а-а-а»  , медленно поднимая левую руку вверх, достигают «луны» и так же медленно возвращаются.

Б). «Полет на солнце».

И.П.: сидя, стопы ног соединены, руки на коленях.

В.: сделать глубокий вдох На выдохе тянуть звук «а-а-а» громче и длиннее, поднимая правую руку вверх. Достигнув воображаемого Солнца возвращаются в и.п.

В). «Полет в космос».

И.П.: сидя, стопы ног соединены, руки на коленях.

В.: сделать глубокий вдох. На выдохе громкий звук «а-а-а» достигает предела по мощности выброса (2-3р), появляется ощущение радости.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические пособие по использованию дыхательной гимнастики в практике работы с детьми дошкольного возраста.

В этом методическом пособии собраны и переработаны различные комплексы и упражнения по дыхательной гимнастике,а так же упражнения на расслабление с сосредоточением на дыхании....

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОО «Физическая культура» На тему: «Дыхательная гимнастика для малышей» для детей первой младшей группы.

Дыхательная гимнастика для малышей.    Закаливающее дыханиеЭтот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с нос...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физической культуре с элементами ритмической гимнастики для детей подготовительной группы «Путешествие в Африку»

Ритмическая гимнастика – это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под...

Использование дыхательной гимнастики в непрерывной образовательной деятельности по физической культуре

Использование дыхательной гимнастики в непрерывной образовательной деятельности по физической культуре...

Конспект образовательной деятельности по физической культуре на воздухе для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Спорт»

Формирование у детей основы здорового образа жизни, воспитание самостоятельности и двигательного творчества детей....

Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии Утренний круг в работе с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка - консультация для педагогов "Использование технологии "Утренний круг" в работе с детьми дошкольного возраста"...


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

в копилку