«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
статья по физкультуре на тему

Шамшурина Екатерина Николаевна

В соответствии с ФГОС ДО структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий.  [1] Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий - это обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.[2]

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется с помощью  следующих  видов здоровьесберегающих технологий: - технологии сохранения и стимулирования здоровья, которая осуществляется с помощью форм организации здоровьесберегающей работы:

  • Дыхательной гимнастики. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания
  • Релаксации. Она может проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Она способствует расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
  • Пальчиковых игр - это подвижные физкультминутки прямо за столом. Главная цель пальчиковых игр: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья- несут ребенку только здоровье.
  • Подвижных и спортивных игр. Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
  • Проводимых на свежем воздухе физических упражнений способствующих функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Оздоровительного бега, ходьбы, прыжков, метания, бросания и ловли.
  • Гимнастики для глаз. [5]
  • Гимнастики корригирующей. [5]
  • Ритмопластики.
  • Динамических пауз (физкультминуток).
  • Гимнастики пробуждения и утренней, помогающей улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствующей профилактике нарушений осанки и стопы. [3]

технологии здорового образа жизни

  • физкультурных занятий.
  • Спортивных развлечений и досугов.
  • Игр и эстафет.
  • Коммуникативных упражнений. Они бывают трех типов: а) индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений; б) парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его; в) групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. [6]
  • Игрового массажа. Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается ее основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание - успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.
  • Точечного самомассажа. Элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является  профилактикой простудных заболеваний. [4]            

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века.   Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Список литературы

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.
  2. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога». – М.: АРКТИ, 2003г.
  3. Н.В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» ». – М.: ТЦ Сфера 2005г.
  4. М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» ». – М.: АРКТИ 2002г
  5. Моргунова О.Н. «Физическо- оздоровительная работа в ДОУ» из опыта работы/Авт.-сост.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
  6. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет-М.: ТЦ Сфера, 2008
  7. ФГОС ДО – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Шамшурина Е.Н.

МБДОУ «ДСКВ  «Капелька» г. Грайворон

В соответствии с ФГОС ДО структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого - педагогической, профилактической и оздоровительной работы. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях. Одним из путей решения данных задач является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий.  [1] Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребенка к своему здоровью. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащение здоровья не только детей, но и педагогов и родителей.

Цель здоровьесберегающих технологий - это обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, формировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.[2]

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется с помощью  следующих  видов здоровьесберегающих технологий: - технологии сохранения и стимулирования здоровья, которая осуществляется с помощью форм организации здоровьесберегающей работы:

  • Дыхательной гимнастики. От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо - и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную биомеханику дыхания, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания
  • Релаксации. Она может проводиться как в начале занятия - с целью настройки, так и в конце - с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Она способствует расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
  • Пальчиковых игр - это подвижные физкультминутки прямо за столом. Главная цель пальчиковых игр: переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что на прямую воздействует на умственное развитие ребенка. Любые приемы- постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья- несут ребенку только здоровье.
  • Подвижных и спортивных игр. Они способствуют закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляют возможность развивать познавательный интерес, формируют умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для приобретения ребёнком жизненного опыта.
  • Проводимых на свежем воздухе физических упражнений способствующих функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды. Оздоровительного бега, ходьбы, прыжков, метания, бросания и ловли.
  • Гимнастики для глаз. [5]
  • Гимнастики корригирующей. [5]
  • Ритмопластики.
  • Динамических пауз (физкультминуток).
  • Гимнастики пробуждения и утренней, помогающей улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствующей профилактике нарушений осанки и стопы. [3]

технологии здорового образа жизни

  • физкультурных занятий. 
  • Спортивных развлечений и досугов.
  • Игр и эстафет.
  • Коммуникативных упражнений. Они бывают трех типов: а) индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений; б) парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.е. способности чувствовать, понимать и принимать его; в) групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе через организацию совместной деятельности. [6]
  • Игрового массажа. Массаж оказывает на организм ребенка разностороннее, исключительно благотворное воздействие. Под влиянием массажа с кожи по нервным путям направляются бесчисленные потоки импульсов, которые, достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее влияние на центральную нервную систему, в связи, с чем улучшается ее основная функция- контроль над работой всех органов и систем. Различные приемы массажа оказывают различное действие на нервную систему: поглаживание, мягкое растирание и разминание - успокаивают нервную систему. Поколачивание и пощипывание оказывают возбуждающее действие.
  • Точечного самомассажа. Элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Наряду с этим точечный массаж является  профилактикой простудных заболеваний. [4]            

Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21 века.   Грамотная организация  здоровьесберегающей  среды, а также  использование здоровьесберегающих технологий, введение модели оздоровления детей способствовуют повышению двигательной деятельности каждого ребенка, его всестороннему психофизическому развитию.

Список литературы

  1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.
  2. Н.К. Смирнов «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога». – М.: АРКТИ, 2003г.
  3. Н.В. Сократов «Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей» ». – М.: ТЦ Сфера 2005г.
  4. М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ» ». – М.: АРКТИ 2002г
  5. Моргунова О.Н. «Физическо- оздоровительная работа в ДОУ» из опыта работы/Авт.-сост.- Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.,2007
  6. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет-М.: ТЦ Сфера, 2008
  7. ФГОС ДО – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду

Разработка на тему : « Современные  здоровьесберегающие  используемые в детском саду»  содержит  выступление и презентацию  к нему.  Затронуты вопросы современных здоровь...

« Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду»

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду....

Здоровьесберегающие технологии в системе физкультурно-оздоровительной работы с детьми в ДОУ.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения ...

Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе технологий в течении дня

Реализация педагогами здоровьесберегающих инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной  работе технологий в течении дня2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – ...

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»

Описание технологии «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду в соответствии с ФГОС ДО»...

Инновационные здоровьесберегающие технологии в системе физкультурно- оздоровительной работы с детьми в ДОУ.

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни....