"Организация двигательной активности в условиях ограниченного пространства"
консультация по физкультуре на тему

Исильбаева  Юлия Игоревна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx312.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

детский сад № 101 города Тюмени

Организация двигательной активности в условиях ограниченного пространства

Воспитатель:

Вахнина Юлия Игоревна

Во всех программах дошкольного воспитания большое внимание     уделяется физкультурно-оздоровительной работе, в т.ч. организации  двигательного режима детей. Однако, важно заметить, что современные дети, особенно дети, живущие в городе, не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается:

-     замкнутым пространством группового помещения в детском саду, квартирой;

-    ограничением движения на прогулке (отсутствие игровых площадок, большое количество транспорта);

-     занятость и запреты  родителей (не бегай, не лезь, не скачи, не пачкайся и т.д.);

-    увеличение продолжительности образовательной деятельности, с преобладанием статических поз;

-   преобладание статического времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные игры, игры с конструктором, занятия изодеятельностью и т.д.)

Но главная проблема, несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовывать самостоятельную двигательную деятельность. Особенно в условиях ограниченного пространства.

Что такое двигательная активность?

Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых  человеком в процессе повседневной деятельности.

В теории и методики физического воспитания выделяется три вида двигательной активности:

- регламентированная

- частично – регламентированная

- нерегламентированная

Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий (утренняя гимнастика, образовательные области: физическая культура, музыка)

Частично-регламентированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

Нерегламентированная двигательная активность включает объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту или самостоятельной деятельности).

Традиционные подвижные игры трудно проводить в помещении, где много мебели, игрушек, и, кроме того, для таких игр часто требуется участие нескольких игроков.  Как сделать самостоятельное активное движение интересным и   доступным для детей?

 Сначала необходимо определить, наблюдая за самостоятельной деятельностью, индивидуальные предпочтения детей : любимые игры, виды движений, часто используемые в свободной деятельности  и т.д.

Определив круг интересов детей, подобрать именно те подвижные игры и атрибуты, которые органично вольются в самостоятельную деятельность и будут стимулировать безопасную двигательную активность  детей в условиях ограниченного помещения.

.В группе, где много детей, мебели, игрушек невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку.  Полноценное физическое развитие детей, укрепление здоровья и совершенствование функций организма  является неотъемлемой частью педагогической работы в нашем детском саду. Недостаточная двигательная активность неблагоприятно  складывается на растущем организме ребенка  и  приводит к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.

 Задача  педагога, состоит в удовлетворении естественной потребности детей в движении, ведь известно, что свой внутренний мир дети выражают движением.

Также решаются задачи:

 1. Научить  самостоятельной двигательной активности в условиях  группы.

2.Самостоятельное активное движение сделать интересным и доступным для детей.

3.Изготовить такие атрибуты, которые будут органично вливаться в их самостоятельную деятельность и стимулировать безопасную двигательную активность в условиях ограниченного пространства.

Применять  методические рекомендации по организации обучения детей к основным видам движений в условиях ограниченного пространства:

1.Использование новых атрибутов для повышения двигательной активности в условиях группы.

2.Создание проблемных ситуаций, например: имитируя разведчиков, дети идут друг за другом, прыгают с кочки на кочку и т.д.

3.Ходьба: чаще использовать ходьбу на носках и с предметами на голове, для формирования ощущения правильной осанки. Давать задания, в которых изменяется темп при ходьбе, с разным положением рук, умение чередовать ходьбу с другими движениями.

4.Бег: обращать внимание на согласование движения рук и ног, непринужденность движений. Следить за тем, чтобы в беге ставили стопы ближе одна к другой, не разводили в стороны носки ног.

5.Прыжки: особое внимание обращать на мягкое приземление, а не преодоление высоты или длины. Лучше организовывать подпрыгивание, тогда внимание ребенка на отвлекается необходимостью преодоления препятствия, а сосредоточенно на самом движении.

6.При ползании на четвереньках обязательный последующий переход в вертикальное положение и активное выпрямление позвоночника. Регулярное усложнение препятствий, которые нужно преодолевать.

7.Обращать внимание на уверенность выполнения статичных поз.

8. Точно дозировать упражнения и применять их в разнообразных комбинациях и вариантах. Обеспечить избирательный характер воздействия на отдельные звенья двигательного аппарата, отдельные группы мышц и определенные системы организма -  в зависимости от конкретных задач.

При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению: Значительно возрастет интерес детей к подвижным играм; снизится спонтанная двигательная активность дошкольников; повысится продолжительность, разнообразие и интенсивность движений. Снизится  количество нарушений поведения детей, ведь они будут организовывать свои подвижные игры с использованием новых пособий и атрибутов.

В чём же причины? Рассмотрим их.

·  Статичность и однообразие материала (воспитатель не привлекает внимание детей к уголку и создаёт удобные для себя правила по его использованию)

· Несоответствие оборудования и материала возрастным возможностям и актуальным интересам детей (в самостоятельной деятельности атрибуты физ. уголка не используются)

· Прямой словесный или негласный запрет (за возможность использования оборудования в свободной самостоятельной деятельности, необходимость предварительного согласия с воспитателем)

·  Эстетическая мало привлекательность материала.

Чтобы улучшить статистику, сделать физкультурные уголки более востребованными, увеличить режим двигательной активности, физкультурный уголок в группах вы так же можете пополнить  самыми разнообразными  атрибутами, сделанными из подручного материала.

 «Рукоходы»

Материал: кубы из старого строителя, крепкие дверные ручки.

 Цель: Развитие координации движений, развитие мышц плечевого пояса, позвоночника, мышц тазобедренного сустава.

 «Ловишки»

Материал: верхняя часть пластиковый бутылки, тесьма или резиночки, пробки от бутылок.

 Цель: Развитие ловкости, внимания, глазомера, быстроты реакции, умение регулировать и координировать движения, формирования навыков самоконтроля.

 «Лабиринт»

Материал:   четыре пластиковые бутылки, маленький мячик или любой шарик .

 Цель:  Развитие ловкости рук, гибкости локтевых суставов, логического мышления.

 «Моталочки»

Материал: деревянные палочки, тесьма, мелкая игрушка или колокольчик.

 Цель : Развитие мелкой моторики, развитие быстроты реакции, глазомера.

 «Ухватки»

  Материал: рукавицы для горячих блюд, перчатки  любые, липучка, мячик тканевый или обклеенный липучкой .

 Цель: Развитие ловкости и быстроты реакции, мелкой моторики

 « Калейдоскоп»

Материал: пластиковая  бутылка,  трубочка, мелко нарезанная фольга.

 Цель: для дыхательных упражнений. Ребенок дует в трубочку, вставленную в пробку.

 «Ходули»

Материал: пластиковые ведёрки из под майонеза, атласные ленты.

 Цель:  Формирование правильной осанки, профилактика  плоскостопия, координация движений, равновесия, ориентировка  в пространстве.

 «Волшебное колесо»

Материал: покрышка, цветной скотч.

Цель: профилактика плоскостопия.

 "Варежковый массажёр»

Материал: рукавицы различные, пуговицы.

 Цель: Укрепление  мышц спины, плечевого пояса, ног, укрепление и формирование правильной осанки.

« Ёжик — массажёр»

Материал: проволока для ручки, ободки с пробок пластиковых бутылок, полый фломастер.

 Цель: Укрепление  мышц спины, укрепление и формирование  правильной осанки, нормализации кровообращения.

 «Король точности»

Материал: ленты или тканевые полоски, резинка, лёгкий мяч.

 Цель: Гимнастика глазных мышц, развитие быстроты, точности, глазомера.

 «Полёт бабочки»

Материал: плитка потолочная, бабочки из бумаги разного цвета.

 Цель: Профилактика зрения.

(можно прикрепить на  потолку, так и к стене, располагая на разном уровне. Ребенок лежит, сидит, стоит и глазками «ходит» к бабочкам в гости).

« Прокати по дорожке»

Цель: профилактика зрения.

Нарисованные на стене линии используются для выполнения упражнения, направленного на профилактику зрения.

 «Дорожка трансформер»

Материал: небольшие куски напольного покрытия, липучки, различный бросовый материал.

(дорожка состоит из восьми цветных квадратов напольного покрытия размером 30Х30 см. между собой соединены цветными липучками)

 Цель:  Профилактика опорно-двигательного аппарата на физкультурных занятиях, групповых комнатах, после дневного сна и в течение дня

 «Веселые карандаши»

Материал: доска с просверленными отверстиями для карандашей, карандаши.

 Цель: профилактика плоскостопия

« Киндер-солнышко»

Материал: футляры от киндер яиц.

Цель: Профилактика плоскостопия, развитие двигательной активности.

 Ребёнок ходит по лучикам, формируя стопу. А ещё можно перепрыгивать через лучики, тоже интересная игра, которую можно использовать в самостоятельной и совместной деятельности

 «Тихий тренажёр»

Материал: моющаяся ткань, цветная самоклейка, поролон.

 Цель: Развитие координации, пространственного воображения и восприятия, понимание пространственных отношений (право-лево), тренировки мышц плечевого пояса и рук

 «Игры с ковриками»

Материал: коврики ИКЕА, краска по ткани.

 Цель: Развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, формирование перекрестных движений.

 Серия игр для активной двигательной деятельности в помещении

« Допрыгни до полочки»

Материал: полоски, геометрические фигуры и цифры из цветной самоклейки.

Цель: Развитие координации,

 пространственных отношений (право-лево), упражнение в прыжках с места в высоту, тренировка стопы

« Весёлые шарики»

Материал: шнур, элементы пирамидок, пластмассовые шарики, гимнастическая палка.

Цель: гимнастика для глаз, тренировка глазной мышцы, развитие двигательной активности.

 ( оборудование можно опускать на разную высоту

 «Интересная геометрия»

Материал:  недорогая ткань размером  60 см * на 2м, в центре  ткани вырезаны геометрические фигуры.

 Оборудование натягивается  посередине группы, зала .

 Цель: развитие двигательной активности, обучение элементам волейбола, метание предметов в цель, закрепление геометрических фигур.

Игры с ковриками

Оборудование: текстильные коврики с разноцветными геометрическими фигурами.

"Гигантские шаги"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации;

 Ход игры: коврики раскладываются по кругу, на расстоянии большого шага ребенка. Дети по очереди различными способами перешагивают с коврика на коврик (прямые, боковые шаги, на пальцах, на пятках, спиной вперед).

Интересно детям заниматься с ковриками, где нашиты геометрические фигуры: игры «С кочки на кочку» дети прыгают  по коврикам. «Гигантские шаги»- дети шагают с коврика на коврик.

"Веселая дорожка"

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики, координации, внимания, формирование перекрестных движений; закрепление пространственных отношений; закрепление знания формы, упражнение в прыжках и беге.

Ход  игры: коврики располагаются на полу хаотично, на расстоянии небольшого прыжка.

Выбирается водящий, который первый прыгает с коврика на коврик, дети следуют за ним, стараясь не ошибиться и прыгать по тем же коврикам.

" Займи свое место"

Цель: развитие  пространственного воображения и восприятия, крупной моторики; координации, внимания; формирование перекрестных движений; закрепление знаний формы и цвета.

Ход игры: коврики располагаются по большому кругу. Воспитатель дает словесное указание любому играющему ребенку, какой коврик он должен занять и так все дети занимают свои места. По сигналу дети разбегаются и по новому сигналу занимают:

1- свои коврики.

2- любой коврик.

После чего каждый называет, на каком коврике он оказался.

 Игры с  ортопедической дорожкой.

Оборудование: дорожка голубого цвета, длинной 1,5 м. длинной.

" Домик щенят".

Цель: Развивать координацию движений, упражнять в равновесии, ходьбе, прыжках, ползании.

Ход игры: дети ходят по дорожке друг за другом, перепрыгивают через нее, ползают (купаются).

"Огород".

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети перебирают пальцами наполнители, имитируя работу на грядке.

" Котята".

Цель: упражнять в ползании на четвереньках.

Ход игры: хождение на четвереньках по ортопедической дорожке.

Игры с цветными шнурами.

Оборудование: цветной шнур-косичка длиной 60-70 см.

" Зайчики".

Цель: упражнять в прыжках.

Ход игры: Из шнуров сделаны круги. Дети прыгают из шнура в шнур, как зайцы.

"Нора лисички".

Цель: упражнять в подлезании.

Ход игры: воспитатель держит шнур-косичку в виде круга, как обруч. Дети- лисички прячутся в нору от охотников, пролезая в "обруч".

"Паутинка".

Цель: упражнять в перелезании, подлезании,  пролезании между натянутых шнуров.

Ход игры: дети преодолевают препятствия перелезая через натянутый шнур, затем подлезают под шнур, пролезают между двумя натянутыми шнурами.

"По мостику".

Цель: упражнять в равновесии, развивать уверенность, внимание, профилактика плоскостопия.

Ход игры: дети идут друг за другом не торопясь по шнуру .

Игры с лесенкой.

Оборудование: лесенка сделанная из двух толстых шнуров и "перекладин" из тесьмы.

Игры с мешочками.

Оборудование: мешочки с песком разных размеров.

"Веселые негритята".

Цель: упражнять в равновесии, развивать внимание.

Ход игры: Дети переносят мешочки с грузом на голове, ходьба по ортопедической дорожке, между шнурами.

"Через кочку".

Цель: упражнять в прыжках.

Ход игры: дети перепрыгивают через мешочки с песком.

"С кочки на кочку".

Цель:  развивать умение запрыгивать и спрыгивать на большие мешочки с песком.

Ход игры: дети запрыгивают на мешочек с песком и спрыгивают с него.

"Урожай в кладовочку."

Цель: упражнять в забрасывании мешочков в короб.

Ход игры: дети забрасывают мешочки с песком в короб.

"Аист"

Цель: упражнять в равновесии.

Ход игры: дети стоят на одной ноге с мешочком на голове.

  «ТИХИЙ ТРЕНАЖЕР»

http://ped-kopilka.ru/images/12%28189%29.jpgf:\dcim\106_pana\p1060180.jpg

 «ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДОРОЖКИ»

Используются для профилактики нарушения зрения, развитие внимания, зрительной функции, ориентировки в пространстве, интереса к занятиям.

Материал: картинки с изображением зрительных дорожек, потолочная плитка, клей.

http://ped-kopilka.ru/images/14%28135%29.jpghttp://ped-kopilka.ru/images/15%28119%29.jpg


 «ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ТРЕНАЖЕР»

Используется для проведения дыхательных гимнастик во время занятия, с целью повышения интереса к занятиям.

Материал: картинки с изображением животных, бельевые прищепки, нитки.

http://ped-kopilka.ru/images/16%28101%29.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...

Самостоятельная двигательная активность в условиях ограниченного пространства

Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое и психическое развитие является главной целью педагогической работы в ДОУ. Одна из важнейших зада...

Педагогический совет "Организация двигательной активности - важное условие укрепления здоровья воспитанников"

Представлен план проведения педагогического совета по организации двигательной активности дошкольников в ДОУ....

Организация двигательной активности в условиях образовательного учреждения

Статья посвящена организации двигательной активности дошкольников в течение дня. Представляет интерес для воспитателей дошкольных учреждений....

«Создание условий для организации двигательной активности детей в совместной и самостоятельной деятельности в условиях ограниченного пространства"

Самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространств...

Организация самостоятельной двигательной активности детей в условиях ограниченного пространства ДОУ.

При применении разнообразных развивающих игр, методических рекомендаций в ограниченном пространстве группы дети будут отдавать предпочтение активному времяпрепровождению. Значительно во...

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности в условиях режима самоизоляции

Рекомендации для родителей по организации двигательной активности в условиях режима самоизоляции...