Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке
статья по физкультуре на тему
Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для закаливания и укрепления здоровья дошкольников. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование спортивных игр и упражнений
с дошкольниками на прогулке
Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для закаливания и укрепления здоровья дошкольников. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость.
Спортивные игры в летнее и зимнее время года
В теплое время года большое внимание уделяется обучению дошкольников играм с элементами разных видов спорта, таких как волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, гольф, боулинг, городки.
Коллективные игры с мячом создают благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Изучая правила игры, ребенок понимает, что с мячом действуют все, а не он один.
Упражнения даются детям с постепенным усложнением. Например, при игре в баскетбол отрабатываются:
- ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, изменением направления движения;
- ведение мяча бегом;
- передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами;
- бросание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча, груди и т.д.
Усвоив отдельные элементы, дошкольники разучивают игры с мячом. Например, игра «Чья команда больше» проводится на меткость и четкость бросания меча в корзину. Дети делятся на команды и становятся на расстоянии 2 м от баскетбольной стойки. Первые участники в каждой колонне держат мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч, стараясь попасть в корзину, затем ловят его, передают следующему и встают в конец колонны. Выигрывает команда, которая в установленное время забросит в корзину больше мячей. Альтернативным вариантом может стать следующее задание: по сигналу воспитателя первые участники бросают мяч, стараясь попасть в корзину, ловят его, передают следующему, а сами обегают выставленные на площадке конусы и становятся в конец колонны.
В зимнее время года дошкольники обучаются ходьбе на лыжах. Они должны уметь ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом со сменой темпа передвижения. В процессе выполнения упражнения даются двигательные игровые задания на быстроту скольжения. Например, выполняя задание «Не догони», дети идут друг за другом по проложенной лыжне и стараются догнать впереди идущего. Эстафета «Шире шаг» закрепляет быстроту скольжения широким шагом и навыки поворотов. Возможны два варианта проведения игры. Первый: дошкольники делятся на две команды по шесть человек, каждая из них еще раз делится по три человека и становится напротив друг друга на расстоянии 8 – 10 м. по команде воспитателя участники, стоящие первыми, выполняют ходьбу на лыжах широким шагом. Они идут на другую сторону и передают эстафетную палочку стоящему впереди участнику из своей команды, а те в свою очередь идут к своим ребятам напротив. Побеждает команда, которая поменялась местами быстрее. Второй вариант проведения эстафеты – поделить дошкольников на три-четыре команды, напротив каждой из них на расстоянии 6 – 8 м поставить конус. По сигналу воспитателя стоящий первым в колонне идет на лыжах широким шагом до конуса, делает поворот вокруг него и возвращается назад, передавая эстафетную палочку участнику, стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит движение.
Для формирования разнообразных двигательных навыков зимой воспитанникам предлагается скольжение на ледянках и катание на санках. В игре «Кто дальше прокатится» дети соревнуются друг с другом, спускаясь на санках с небольшой горки на расстояние до 8 м.
На прогулке дошкольников обучают спортивной игре в хоккей. Суть одного из вариантов игрового задания «Забей шайбу» проста – отправить шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места. Второй вариант, усложненный, предусматривает забивание шайбы в ворота после проведения между конусами. Упражнение «Передача шайбы друг другу» выполняется в парах: дошкольники стоят друг напротив друга. Игры могут также проводиться в сюжетно-игровой форме с целью развития интереса к спортивной игре.
В процессе организации спортивных игр особое внимание должно уделяться четкости выполнения заданий и взаимоотношениям детей. После усвоения ими правил спортивных игр и приобретения определенного двигательного опыта можно проводить игры – эстафеты и игры соревновательного характера.
Планирование программного содержания спортивных игр
Планирование работы по организации спортивных игр и упражнений на прогулке в старших и подготовительных группах должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать совершенствованию спортивных игр и упражнений, закреплению умений детей, повышать их двигательную активность. Например, обучение дошкольников игре бадминтон нужно начинать с упражнений, как правильно держать ракетку, удерживать на ней волан или мяч в ходьбе или, стоя на месте, подбрасывать и ловить его; подавать волан и перебрасывать через сетку.
Важно правильно выбирать время для проведения спортивных игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.
Следует применять разные способы организации спортивных игр и упражнений (фронтальный, групповой, индивидуальный), в том числе комбинированные, с учетом индивидуальных особенностей двигательной активности воспитанников. Применение группового способа наиболее важно в процессе обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством педагога, а другие воспитанники самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Работа с небольшой группой детей позволяет педагогу учитывать их индивидуальные возможности. Исходя из специфики некоторых упражнений используются поточный и индивидуальный способы их выполнения. Сочетание разных способов организации наиболее целесообразно, поскольку значительно повышает эффективность проведения спортивных игр и упражнений во время прогулки.
Спортивные игры и упражнения желательно организовать по подгруппам, сформированным с учетом уровня двигательной активности дошкольников. Каждая подгруппа выполняет свое задание. Например, дети первой подгруппы (с высокой и средней двигательной активностью) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости (езда на велосипеде по дорожке с поворотами вокруг разных предметов и т.д.), при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети второй подгруппы (с низкой двигательной активностью) упражняются в разных видах прыжков через скакалку. Такая организация требует от педагога тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделения ответственных в каждой подгруппе, выбора удобного места для контроля за движениями воспитанников.
Примерное планирование спортивных игр и упражнений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста в теплое время года
Катание на велосипеде
Содержание | Неделя | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Катание на трехколесном велосипеде | + | |||||||||
Катание на двухколесном велосипеде с помощью (воспитатель поддерживает велосипед одной рукой за руль) | + | + | ||||||||
Езда между двумя линями | + | + | + | |||||||
Езда, объезжая препятствия | + | + | ||||||||
Езда с выполнением правил дорожного движения | + | + | + | + | ||||||
Езда с поворотами, по кругу, «змейкой» | + | + | ||||||||
Езда друг за другом, соблюдая дистанцию | + | + | + |
Катание на самокатах
Содержание | Неделя | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |
Ведение самоката и управление рулем | + | |||||||
Катание по прямой, отталкиваясь левой ногой | + | + | + | |||||
Катание по прямой, отталкиваясь правой ногой | + | + | ||||||
Торможение и остановка в обозначенном месте по сигналу воспитателя | + | + | + | |||||
Езда с различными поворотами | + | + | + | |||||
Езда «змейкой» | + | + | ||||||
Езда по кругу | + | + | + | |||||
Езда с соблюдением правил уличного движения | + | + |
Волейбол
Содержание | Неделя | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте | + | + | + | + | ||||||
Подбрасывание и ловля мяча двумя руками в движении | + | + | + | |||||||
Подбрасывание и ловля мяча двумя руками с хлопком | + | + | ||||||||
Подбрасывание и ловля мяча одной рукой (удобной) | + | + | ||||||||
Перебрасывание мяча друг другу в парах | + | + | + | |||||||
Перебрасывание мяча через сетку друг другу в парах | + | + | + | |||||||
Перебрасывание мяча через сетку в парах с передвижением | + | + | + | |||||||
Подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Баскетбол
Содержание | Неделя | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Стойка баскетболиста | + | |||||||||
Передвижение по площадке бегом, приставными шагами | + | + | ||||||||
Остановки двумя шагами, повороты | + | + | ||||||||
Ловля мяча | + | + | + | |||||||
Передача мяча двумя руками от груди | + | + | ||||||||
Передача двумя руками при движении парами | + | + | + | |||||||
Ведение мяча на месте правой и левой рукой | + | + | + | + | ||||||
Ведение мяча вокруг себя попеременно правой и левой рукой | + | + | + | |||||||
Ведением мяча с продвижением вперед, изменением направления передвижения | + | + | ||||||||
Ведение мяча бегом | + | + | + | |||||||
Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места | + | + | ||||||||
Бросок мяча в корзину после ведения мяча | + | + | ||||||||
Подвижные игры | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Бадминтон, настольный теннис
Содержание | Неделя | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |
Упражнения для мышц руки | + | + | + | + | ||||||
Удержание волана (мяча) на ракетке | + | + | + | |||||||
Удержание волана (мяча) на ракетке при движении прямо, «змейкой» | + | + | + | + | ||||||
Подбрасывание волана (мяча) и ловля его на ракетку | + | + | ||||||||
Подача по подброшенному теннисному мячу толчком | + | + | ||||||||
Подбрасывание и удары ракеткой по волану справа и слева | + | + | + | |||||||
Подача волана высоко – далекая и плоская | + | + | ||||||||
Игры с ракеткой и мячом | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Футбол
Содержание | Неделя | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |
Перемещение: бег по прямой, с быстрыми остановками, поворотами, прыжками, скрестные шаги по прямой | + | + | + | |||||||||
Удары по неподвижному мячу | + | + | ||||||||||
Удары по катящемуся мячу внутренней и внешней стороной стопы, носком | + | + | + | |||||||||
Ведение мяча по прямой последовательными толчками внешней стороной стопы одной ногой | + | + | ||||||||||
Ведение мяча «змейкой»вокруг предметов | + | + | + | + | ||||||||
Попадание мячом в предметы, забивание в ворота | + | + | ||||||||||
Техника игры вратаря: ловля, отбивание мяча | + | + | + | |||||||||
Передача мяча друг другу, прием катящегося мяча от партнера | + | + | + | |||||||||
Учебная игра | + | + | + | + |
Источник. Справочник старшего воспитателя ДУ 2011 – № 5 стр.16 – 21
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке”
Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-756105-1455522257.jpg)
Доклад "Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке"
Доклад "Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/25/picture-963407-1508922726.jpg)
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ПРОГУЛКЕ»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ПРОГУЛКЕ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/04/picture-902144-1654361599.jpg)
Консультация-презентация для воспитателей "Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке"
Двигательная активность детей на прогулке в детском саду также подконтрольна. Воспитатели предлагают игры, спортивный инвентарь, дети самостоятельно выбирают во что играть, с кем. Главное, воспитатель...
Консультация для воспитателей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОГУЛКЕ»
Использование элементов спортивных игр дощкольников на прогулке....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/04/picture-749603-1454590616.jpg)
Картотека спортивных игр для использования спортивных площадок ДОУ в рамках занятий инструктора по физической культуре с дошкольниками с ОВЗ (ТНР)».
Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физичес...
Использование спортивного инвентаря на прогулке
Воспитание любви к спорту надо начинаться с раннего детства. Желательно занятия проводить систематически, как мы это делаем на нашей прогулке с воспитанниками. Физкультура помогает переключить ребенка...