Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке
статья по физкультуре на тему

Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для закаливания и укрепления здоровья дошкольников. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование спортивных игр и упражнений

с дошкольниками на прогулке

        Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненно, имеет большое значение для закаливания и укрепления здоровья дошкольников. С их помощью дети усваивают разнообразные двигательные навыки, приобретают нравственно-волевые качества: решительность, самостоятельность, смелость, выносливость.

        

Спортивные игры в летнее и зимнее время года

В теплое время года большое внимание уделяется обучению дошкольников играм с элементами разных видов спорта, таких как волейбол, баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис, гольф, боулинг, городки. 

Коллективные игры с мячом  создают благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт детей. Изучая правила игры, ребенок понимает, что с мячом действуют все, а не он один.

Упражнения даются детям с постепенным усложнением. Например, при игре в баскетбол отрабатываются:

- ведение мяча правой и левой рукой на месте, вокруг себя, с продвижением вперед, изменением направления движения;

- ведение мяча бегом;

- передача мяча друг другу с продвижением по площадке парами;

- бросание мяча в корзину двумя руками из-за головы, от плеча, груди и т.д.

        Усвоив отдельные элементы, дошкольники разучивают игры с мячом. Например, игра «Чья команда больше» проводится на меткость и четкость бросания меча в корзину. Дети делятся на команды и становятся на расстоянии 2 м от баскетбольной стойки. Первые участники в каждой колонне держат мячи. По сигналу воспитателя они бросают мяч, стараясь попасть в корзину, затем ловят его, передают следующему и встают в конец колонны. Выигрывает команда, которая в установленное время забросит в корзину больше мячей. Альтернативным вариантом может стать следующее задание: по сигналу воспитателя первые участники бросают мяч, стараясь попасть в корзину, ловят его, передают следующему, а сами обегают выставленные на площадке конусы и становятся в конец колонны.

        В зимнее время года дошкольники обучаются ходьбе на лыжах. Они должны уметь ходить по лыжне скользящим шагом друг за другом со сменой темпа передвижения. В процессе выполнения упражнения даются двигательные игровые задания на быстроту скольжения. Например, выполняя задание «Не догони», дети идут друг за другом по проложенной лыжне и стараются догнать впереди идущего. Эстафета «Шире шаг» закрепляет быстроту скольжения широким шагом и навыки поворотов. Возможны два варианта проведения игры. Первый: дошкольники делятся на две команды по шесть человек, каждая из них еще раз делится по три человека и становится напротив друг друга на расстоянии 8 – 10 м. по команде воспитателя участники, стоящие первыми, выполняют ходьбу на лыжах широким шагом. Они идут на другую сторону и передают эстафетную палочку стоящему впереди участнику из своей команды, а те в свою очередь идут к своим ребятам напротив. Побеждает команда, которая поменялась местами быстрее. Второй вариант проведения эстафеты – поделить дошкольников на три-четыре команды, напротив каждой из них на расстоянии 6 – 8 м поставить конус. По сигналу воспитателя стоящий первым в колонне идет на лыжах широким шагом до конуса, делает поворот вокруг него и возвращается назад, передавая эстафетную палочку участнику, стоящему впереди, а сам встает в конец колонны. Побеждает команда, которая первой закончит движение.

        Для формирования разнообразных двигательных навыков зимой воспитанникам предлагается скольжение на ледянках и катание на санках. В игре «Кто дальше прокатится» дети соревнуются друг с другом, спускаясь на санках с небольшой горки на расстояние до 8 м.

        На прогулке дошкольников обучают спортивной игре в хоккей. Суть одного из вариантов игрового задания «Забей шайбу» проста – отправить шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками и ударяя по ней с места. Второй вариант, усложненный, предусматривает забивание шайбы в ворота после проведения между конусами. Упражнение «Передача шайбы друг другу» выполняется в парах: дошкольники стоят друг напротив друга. Игры могут также проводиться в сюжетно-игровой форме с целью развития интереса к спортивной игре.

        В процессе организации спортивных игр особое внимание должно уделяться четкости выполнения заданий и взаимоотношениям детей. После усвоения ими правил спортивных игр и приобретения определенного двигательного опыта можно проводить игры – эстафеты и игры соревновательного характера.

Планирование программного содержания спортивных игр

        Планирование работы по организации спортивных игр и упражнений на прогулке в старших и подготовительных группах должно обеспечивать системность, последовательность подачи всего программного материала, способствовать совершенствованию спортивных игр и упражнений, закреплению умений детей, повышать их двигательную активность. Например, обучение дошкольников игре бадминтон нужно начинать с упражнений, как правильно держать ракетку, удерживать на ней волан или мяч в ходьбе или, стоя на месте, подбрасывать и ловить его; подавать волан и перебрасывать через сетку.

        Важно правильно выбирать время для проведения спортивных игр и упражнений. Нельзя допускать, чтобы организованная двигательная деятельность проводилась за счет времени самостоятельной деятельности детей.

        Следует применять разные способы организации спортивных игр и упражнений (фронтальный, групповой, индивидуальный), в том числе комбинированные, с учетом индивидуальных особенностей двигательной активности воспитанников. Применение группового способа наиболее важно в процессе обучения и совершенствования двигательных навыков. При этом одна группа детей осваивает новый вид движений под руководством педагога, а другие воспитанники самостоятельно упражняются в хорошо знакомых движениях. Работа с небольшой группой детей позволяет педагогу учитывать их индивидуальные возможности. Исходя из специфики некоторых упражнений используются поточный и индивидуальный способы их выполнения. Сочетание разных способов организации наиболее целесообразно, поскольку значительно повышает эффективность проведения спортивных игр и упражнений во время прогулки.

        Спортивные игры и упражнения желательно организовать по подгруппам, сформированным с учетом уровня двигательной активности дошкольников. Каждая подгруппа выполняет свое задание. Например, дети первой подгруппы (с высокой и средней двигательной активностью) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости (езда на велосипеде по дорожке с поворотами вокруг разных предметов и т.д.), при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети второй подгруппы (с низкой двигательной активностью) упражняются в разных видах прыжков через скакалку. Такая организация требует от педагога тщательного подбора упражнений, инвентаря, выделения ответственных в каждой подгруппе, выбора удобного места для контроля за движениями воспитанников.

Примерное планирование спортивных игр и упражнений на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста в теплое время года

Катание на велосипеде

Содержание

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Катание на трехколесном велосипеде

+

Катание на двухколесном велосипеде с помощью (воспитатель поддерживает велосипед одной рукой за руль)

+

+

Езда между двумя линями

+

+

+

Езда, объезжая препятствия

+

+

Езда с выполнением правил дорожного движения

+

+

+

+

Езда с поворотами, по кругу, «змейкой»

+

+

Езда друг за другом, соблюдая дистанцию

+

+

+

Катание на самокатах

Содержание

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

Ведение самоката и управление рулем

+

Катание по прямой, отталкиваясь левой ногой

+

+

+

Катание по прямой, отталкиваясь правой ногой

+

+

Торможение и остановка в обозначенном месте по сигналу воспитателя

+

+

+

Езда с различными поворотами

+

+

+

Езда «змейкой»

+

+

Езда по кругу

+

+

+

Езда с соблюдением правил уличного движения

+

+

Волейбол

Содержание

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками на месте

+

+

+

+

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками в движении

+

+

+

Подбрасывание и ловля мяча двумя руками с хлопком

+

+

Подбрасывание и ловля мяча одной рукой (удобной)

+

+

Перебрасывание мяча друг другу в парах

+

+

+

Перебрасывание мяча через сетку друг другу в парах

+

+

+

Перебрасывание мяча через сетку в парах с передвижением

+

+

+

Подвижные игры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Баскетбол

Содержание

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Стойка баскетболиста

+

Передвижение по площадке бегом, приставными шагами

+

+

Остановки двумя шагами, повороты

+

+

Ловля мяча

+

+

+

Передача мяча двумя руками от груди

+

+

Передача двумя руками при движении парами

+

+

+

Ведение мяча на месте правой и левой рукой

+

+

+

+

Ведение мяча вокруг себя попеременно правой и левой рукой

+

+

+

Ведением мяча с продвижением вперед, изменением направления передвижения

+

+

Ведение мяча бегом

+

+

+

Бросок мяча в корзину двумя руками от груди с места

+

+

Бросок мяча в корзину после ведения мяча

+

+

Подвижные игры

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Бадминтон, настольный теннис

 

Содержание

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Упражнения для мышц руки

+

+

+

+

Удержание волана (мяча) на ракетке

+

+

+

Удержание волана (мяча) на ракетке при движении прямо, «змейкой»

+

+

+

+

Подбрасывание волана (мяча) и ловля его на ракетку

+

+

Подача по подброшенному теннисному мячу толчком

+

+

Подбрасывание и удары ракеткой по волану справа и слева

+

+

+

Подача волана высоко – далекая и плоская

+

+

Игры с ракеткой и мячом

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Футбол

Содержание

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Перемещение: бег по прямой, с быстрыми остановками, поворотами, прыжками, скрестные шаги по прямой

+

+

+

Удары по неподвижному мячу

+

+

Удары по катящемуся мячу внутренней и внешней стороной стопы, носком

+

+

+

Ведение мяча по прямой последовательными толчками внешней стороной стопы одной ногой

+

+

Ведение мяча «змейкой»вокруг предметов

+

+

+

+

Попадание мячом в предметы, забивание в ворота

+

+

Техника игры вратаря: ловля, отбивание мяча

+

+

+

Передача мяча друг другу, прием катящегося мяча от партнера

+

+

+

Учебная игра

+

+

+

+

Источник. Справочник старшего воспитателя ДУ 2011 – № 5 стр.16 – 21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке”

Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненн...

Доклад "Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке"

Доклад "Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке"...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ПРОГУЛКЕ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НА ПРОГУЛКЕ...

Консультация-презентация для воспитателей "Использование спортивных игр и упражнений с дошкольниками на прогулке"

Двигательная активность детей на прогулке в детском саду также подконтрольна. Воспитатели предлагают игры, спортивный инвентарь, дети самостоятельно выбирают во что играть, с кем. Главное, воспитатель...

Консультация для воспитателей: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНЫХ ИГР ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРОГУЛКЕ»

Использование элементов спортивных игр дощкольников на прогулке....

Картотека спортивных игр для использования спортивных площадок ДОУ в рамках занятий инструктора по физической культуре с дошкольниками с ОВЗ (ТНР)».

    Важнейшей задачей дошкольных учреждений является сохранение и укрепление здоровья детей, которое достигается, главным образом, на занятиях по физическому воспитанию. Целью физичес...

Использование спортивного инвентаря на прогулке

Воспитание любви к спорту надо начинаться с раннего детства. Желательно занятия проводить систематически, как мы это делаем на нашей прогулке с воспитанниками. Физкультура помогает переключить ребенка...