Психофизиологическое обоснование процесса обучения детей движениям
учебно-методический материал по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Макарьева Анна Алексеевна

Для того, чтобы правильно, с точки зрения здоровье-формирования, строить образовательный процесс физического воспитания дошкольников, педагогу необходимо знать какие психофизиологические механизмы и как участвуют в управлении движениями.

В этой публикации я об этом и расскажу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_dvizheniyam.docx437.59 КБ

Предварительный просмотр:

Психофизиологическое обоснование процесса обучения детей движениям

Для того, чтобы правильно, с точки зрения здоровье-формирования, строить образовательный процесс физического воспитания дошкольников, педагогу необходимо знать какие психофизиологические механизмы и как участвуют в управлении движениями?

Известно, что та или иная моторная функция человека имеет генетическую природу образования, опосредованную деятельностью его центральной нервной системы, которая появляется первой в организме среди прочих Структурной и функциональной единицей центральной нервной системы является нервная клетка (или нейрон) Один нейрон имеет множество синапсов (передаточных механизмов), через которые он получает импульсы для возбуждения и тормозные воздействия от других нейронов. Благодаря такому свойству, нейрон может в больших ' количествах получать, сохранять и передавать информацию. В психофизиологии принято выделять три вида нейронов:

- афферентные — чувствительные, восходящие от периферии к центру и, служащие для анализа сигнала, идущего с рецепторов;

- эфферентные — двигательные, нисходящие от центра к периферии и, несущие исполнительную команду эффектору (т.е. исполнителю — мышце, суставу, связке и т.д.);

- вставочные — смешанные, выполняющие

различные промежуточные функции: передачу сигнала от одного нейрона к другому:

а) распространение сигнала по нейронным сетям;

б) торможение (так называемые тормозные нейроны);

в) поддерживание постоянной активности отдельных нервных центров и т д

У ребенка с момента рождения и до 7 лет восходящие пути (афферентные волокна) покрываются миелином «биохимическое вещество, выполняющее функцию катализатора), что существенно усиливает восприятие информации мозгом, в то время как эфферентные (нисходящие волокна) покрываются таким слоем только к 10-11 годам. Вот почему ребенок на наши просьбы или требования кивает головой, что понял. Однако, функциональное несовершенство нисходящих нервных путей не позволяет ему выполнить задание точно. Иначе говоря, ребенок хочет выполнить предложенное ему задание, но объективно не может этого сделать, так как этого требует задание.

Последовательно соединяясь друг с другом, нейроны

образуют нейронные цепи (или рефлекторные дуги). Деятельность такой рефлекторной дуги лежит в основе элементарного функционального акта центральной нервной системы. Как правило, в состав простой рефлекторной дуги входят афферентные, вставочные и  эфферентные нейроны (рисунок 2)

Рисунок 2. Схема простой рефлекторной дуги,

1 — передний корешок спинного мозга; 2 — передний рог, 3 — боковой канатик,
4 — задний рог; 5 - задний корешок спинномозгового нерва; 6 - вставочный (проводниковый) нейрон;. 7 — чувствительный нейрон. 8 — спинномозговой узел; 9 — спинномозговой нерв; 10 — корешок спинномозгового нерва; 11 - двигательный нейрон.

Скелетные мышцы являются основой опорно-двигательного аппарата, позволяя ему выполнять произвольные и непроизвольные движения. Одновременно мышцы обеспечивают равновесие тела во время ходьбы, во время выполнения позы «стоя» и «сидя», Такая деятельность мышц называется позной (или статической).

В регуляции фазной (т.е. динамической) и позной активности мышц принимают участие различные структуры головного мозга — кора, подкорковые образования и др., а также спинного мозга.

Каждый нейронный механизм, участвующий н регуляции мышечной активности, называется двигательной системой. Поэтому, когда говорят: «двигательная система спинного мозга», то подразумевают все механизмы спинного мозга, участвующие в процессах регуляции мышечной деятельности.

В спинном мозге расположена основная структура —. альфа-мотонейрон, аксон которого (длинный отросток нервной клетки) является единственным каналом, соединяющим нервную систему со скелетной мышцей. Только возбуждение  альфа-мотонейронов приводит к активации соответствующих мышечных волокон

Все двигательные системы работают за счет обязательного использования сенсорной информации от рецепторов и анализаторов.

С участием спинного мозга осуществляются простейшие процессы регуляции деятельности скелетных мышц (т.е. грубые формы движений в виде ходьбы, поворотов и наклонов туловища и т.д.), позволяющие выполнять фазные движения типа сгибания или разгибания в соответствующих суставах, а также регулирующие тонус мышц.

Ствол мозга содержит важные структурные компоненты, участвующие в регуляции мышечной активности человека. Он принимает непосредственное участие в регуляции позы тела. Для этого, ствол мозга использует статические и статокинетические рефлексы. Эти рефлексы представляют сбой механизмы перераспределения мышечного тонуса, в результате чего сохраняется удобная поза или возвращение к ней из неудобного положения, а также сохраняется равновесие при ускорении движения тела в пространстве.

Другое подкорковое образование — вестибулярные ядра возбуждаются под влиянием адекватных раздражителей, действующих на вестибулярный аппарат человека. Нейроны вестибулярных ядер возбуждают альфа-мотонейроны разгибателей и одновременно по механизму реципкорной иннервации тормозят альфа-мотопейроны сгибателей. Благодаря этому, при раздражении вестибулярного аппарата меняется тонус верхних и нижних конечностей, что приводит к сохранению равновесия.

Вестибулярный аппарат человека находится под контролем функций мозжечка. Работа же мозжечка построена на сборе обширной информации, в том числе от вестибулярного аппарата, от мышечных и кожных рецепторов, а также предварительная информация от коры больших полушарий головного мозга. Далее, эта информация обрабатывается в коре мозжечка, а результаты подаются на его ядра, которые управляют деятельностью красного ядра, вестибулярного ядра и ретикулярной формации. Кроме того, результаты обработанной информации поступают обратно в кору больших полушарий, где используются уже для составления точных программ выполнения координационно более сложных движений, выполняемых человеком.

Важным подкорковым образованием является красное ядро, нейроны которого получают информацию от коры больших полушарий головного мозга и мозжечка о положении тела в пространстве и состоянии мышечной системы, а также кожи. Нейроны красного ядра оказывают существенное влияние на альфа-мотонейроны спинного мозга, участвуя в регуляции позы тела человека.

Ретикулярная формация — еще одно подкорковое образование, которое также принимает участие и в регуляции позы тела человека, поскольку получает информацию от коры больших полушарий головного мозга и тесно связана с функциями мозжечка.

Доказано, что именно в коре больших полушарий головного мозга находятся те ассоциативные участки, в которых зарождается замысел будущего движения. Только после этого замысел реализуется с участием базальных ядер, мозжечка, красного ядра, вестибулярного аппарата, ретикулярной формации и других подкорковых образований. Взаимодействие этого сложного нейропсихологического комплекса представляет собой единый согласованный механизм, благодаря которому выполняются сложные целенаправленные движения при сохранении равновесия и ориентации тела человека в пространстве.

Процесс освоения дошкольниками двигательных действий строится с учетом зрелости основных физиологических систем организма ребенка к воздействию внешних факторов. Поэтому педагог по физическому воспитанию дошкольников, приступая к процессу освоения детьми движений, определяет (посредством диагностики) исходный уровень этой зрелости, основные этапы обучения и их физиологическую основу, что позволит ему методически грамотно построить свою работу и обеспечить рациональное содержание каждого из этапов.

Первый этап. Первоначальное разучивание (знакомство детей с новым двигательным действием) строится на основе учета физиологических и психологических закономерностей развития организма ребёнка. Речь идет, прежде всего, о морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата ребенка и уровне развития его психофизических качеств.

По И.П. Павлову — это фаза иррадиации процесса возбуждения и недостаточности внутреннего торможения (другими словами, формирование первоначального представления ребенка о движении), которая достаточно короткая по времени. У детей, как правило, наблюдается:

- неуверенность в движении;

  - общая напряженность мускулатуры:

  - наличие лишних движений;

  - неточности движений в пространстве и во времени.

Задачи:

 - создать представление о двигательном акте в целом;

 - воздействовать на все основные анализаторы коры больших полушарий головного мозга, участвующие в освоении данного движения;

 - активизировать сознание ребёнка;

 - создать условия для зрительного восприятия задания;

 - формирование первоначальных умений выполнять двигательное действие в общих чертах.

Методика:

- правильный (эмоционально наполненный) показ педагогом образца двигательного действия в целом с подробным объяснением его по элементам движения, динамике и темпу выполнения;

- первичное воспроизведение ребёнком самостоятельно всего действия, проверяя сложившийся у него образ движения с опорой на собственные мышечные ощущения и имеющийся двигательный опыт;

- выделение педагогом общих типичных ошибок в выполнении ребенком задания;

- повторное выполнение ребенком всего действия с учетом замечаний педагога;

- эмоциональное поощрение действий ребёнка формирует у него положительную мотивацию и способствует более активному процессу разучивания им данного движения.

Второй этап. Углубленное разучивание (или уточнение правильности выполнения уже деталей техники движения) строится на многократном повторении двигательного действия и направлено на формирование динамического стереотипа. С психофизиологической точки зрения формирование такого стереотипа в коре больших полушарий головного мозга обусловлено (по И.П. Павлову) фазой

специализации условного рефлекса, (т.е. его концентрацией и дифференциацией уже в конкретных зонах коры больших полушарий головного мозга), которая более продолжительна по времени. При многократном повторении движения у детей:

- постепенно улучшается качество выполнения;

- в коре больших полушарий головного мозга уточняются

отдельные двигательные рефлексы и их место во всей системе движения в целом;

- постепенно развивается дифференциация внутреннего

торможения при активном участии второй сигнальной системы;

- проявляется осознанность задач и собственных действий;

- процесс образования двигательного действия (умения)

происходит волнообразно (хуже — лучше);

В результате многократного повторения по мере всё

большего уточнения двигательных рефлексов анализаторами коры больших полушарий головного мозга в ней образуется сложная система устойчивых нейронных связей, называемая динамическим стереотипом или двигательным навыком.

В процессе освоения движений у детей на этом этапе

уже можно заметить:

- произвольность движений (их управляемость), экономичность, точность и свобода при ведущей роли второй сигнальной системы;

- самостоятельность и уверенность в выполнении разученных движений с осознанием их значимости для игровых и бытовых ситуации;

- появление дополнительных двигательных реакций, повышающих вариативность освоенного двигательного навыка.

При формировании динамического стереотипа активизируют свою деятельность нервные центры коры больших полушарий головного мозга, отвечающие за развитие вегетативных функций организма, что способствует совершенствованию его функциональных систем.

Задачи:

- выстроить последовательность элементов данного двигательного действия и конкретизировать мышечные ощущения ребёнка от выполняемого им движения;

- на основе механизма образования условного рефлекса воздействовать на сознание ребёнка, получая от него информацию об испытываемых им мышечных ощущениях при выполнении данного движения;

- исправить имеющиеся ошибки первого этапа обучения;

- добиваться правильного выполнения движения в целом при многократном его повторении;

- добиваться слитного выполнения движения при помощи воспитателя (простые — без показа, более сложные с показом и пояснением);

- активизировать внимание ребёнка, его творческое мышление и желание самостоятельно выполнить данное двигательное действие (упражнение) полностью, переводя его из режима первоначального умения в режим хорошо освоенного.

Методика:

- основной акцент делается на образование условно-рефлекторных связей и выработку динамического стереотипа двигательного действия:

- отбор соответствующих методических приёмов и физических упражнений, которые делятся на подготовительные и подводящие по трём типам:

а) полная имитация элементов техники;

б) имитация формы движения (пространственно-временные параметры);

в) имитация характера движения (силовые параметры):

- упрощение (облегчение) внешних условий: высота; длина; темп движения; амплитуда и др.;

- последовательное переключение внимания ребенка с одного элемента на другой;

- использование условных ориентиров (зрительных, слуховых и т.д.);

- дифференцировка степени сложности движения по элементам в определённой последовательности при соответствующем комментировании (ребёнок слушает и выполняет движение самостоятельно);

- обращать внимание на правильность выполнения движения;

- индивидуальная корректировка отдельных деталей техники движения;

- эмоциональное поощрение ребёнка;

- дозировка физической нагрузки должна соответствовать посильным физическим, умственным и психическим возможностям организма ребёнка.

Третий этап. Закрепление и совершенствование двигательного умения с переводом его в режим двигательного навыка, в основе которого расчленённость более сложных технических элементов на составные части

при сохранении целостности общего рисунка движения

(т.е, процесс активизации работы различных сенсорных систем организма, который не может быть включен без работы первых двух этапов).

Задачи:

- закрепление приобретённого двигательного умения в игровой ситуации и реальных условиях жизни;

- словесно регулировать выполнение движения в творческих заданиях;

- стимулировать самостоятельное выполнение ребёнком всего движения без внешней помощи.

Методика:

- особое внимание следует обращать на самостоятельный

анализ ребенком собственных ошибок с применением контрастных и коррекционных движений (показ неправильного движения и выполнение правильного);

- выполнение движений чёткое, эмоциональное и уверенное (при незначительных словесных замечаниях педагога);

- по отдельным (ярким) фрагментам движения ребёнок узнает его и выполняет полностью и самостоятельно;

- ребёнок сознательно воспринимает всё движение (упражнение), действия его целенаправленны, экономичны и почти автоматизированы;

- акцент делается на качество выполнения;

- ребёнку предлагаются творческие задания на закрепление и совершенствование двигательного умения;

- произвольное выполнение движения в целом без ведущей роли сознания в его регуляции.

Есть умения, для освоения которых не требуется повторений. Например, достаточно объяснения педагога, как нужно держать мяч или обруч, и у детей после первой же попытки появится умение выполнять это действие сразу. Однако это зависит еще и от возраста ребенка. Ребенку ясельного возраста одного объяснения педагога будет явно недостаточно, ему необходим еще и показ. Однако большая часть упражнений предполагает наличие у детей сложных умений, требующих многократного повторения для их правильного выполнения.

Двигательные навыки являются результатом хорошо отработанных умений и совершенствуются в процессе индивидуального двигательного опыта ребенка, представляя собой сложную систему условно-рефлекторных связей. Характерными признаками двигательного навыка являются:

- автоматизированный характер выполнения действия или движения  в целом без участия контрольной функции со стороны сознания;

- высокая быстрота выполнения действий или движения в целом;

- стабильность итогов действия, несмотря на то, что они выполняются в новых условиях;

- надежность и прочность выполнения, поскольку навык не исчезает даже при продолжительных перерывах, а лишь вращается назад в режим умения.

Сформированные ранее двигательные умения и навыки могут облегчить или усложнить формирование новых. Положительное взаимодействие ранее приобретенных и вновь осваиваемых двигательных умений и навыков (так называемый «положительный перенос») происходит в тех случаях, когда в технике движений есть сходство. Например, навыки бросания предмета помогают освоить броски мяча вдаль. Наряду с положительным, можно наблюдать и «отрицательный перенос». Он возникает при одновременном разучивании движений, которые имеют разные конечные фазы. Например, навык приземления в прыжках в длину с разбега может существенно замедлить формирование умения приземляться в прыжках в высоту с разбега.

Зрелость основных физиологических систем организма ребенка в периоде первого детства характеризуется еще и особенностями гетерохронного (т.е. неравномерного) их развития. Знание этих возрастных физиологических  особенностей позволяет педагогу по физическому воспитанию дошкольников методически грамотно планировать двигательный режим в тех или иных возрастных группах, минимизируя ошибки.

Структурно в каждой из возрастных групп, начиная со второй младшей, мы выделяем шесть основных разделов: антропометрия; нервная система; костномьииечная система опорно-двигательного аппарата;

дыхательная система; сердечно-сосудистая система и освоение детьми основных движений

1. Состояние основных показателей антропометрии в разных возрастных группах характеризуется тем, что:

а) во второй младшей группе (возраст детей от 3 до 4 лет):

- рост детей увеличивается в среднем на 4-6 см в год (так называемое первое физиологическое вытяжение);

- прибавка массы тела детей составляет примерно 1,6 кг;

- процессы ассимиляции (синтеза) клетки преобладают над процессами ее диссимиляции (распада);

 б) в средней группе (возраст детей от 4 до 5 лет):

- процессы синтеза органических веществ в организме детей обоего пола заметно активизируются;

- прибавка массы тела детей составляет уже около 2 кг в 1 год;

- появляются первые признаки полового диморфизма (т.е. отличия в развитии женского и мужского организма): линейные размеры тела (другими словами, рост) у девочек начинают несколько опережать аналогичные показатели у мальчиков, составляя в среднем 6-7 см в год тогда, как у мальчиков за тот же период только 4-5 см;

 в) в старшей группе (возраст детей от 5 до 6 лет):

- процессы синтеза органических веществ в организме детей обоего пола продолжают заметно активизироваться;

 - прибавка массы тела детей увеличивается уже до 2,5 кг в год;

- признаки полового диморфизма сохраняются: соотношение показателей линейных размеров тела (роста) мальчиков и девочек остается на прежнем уровне (6-7 см. — у девочек и 4-5 см. — у мальчиков);

г) в подготовительной группе (возраст детей от 6 до 7 лет):

- процессы синтеза органических веществ в организме детей (особенно у мальчиков) становятся более выраженными;

- признаки полового диморфизма сохраняются: линейные размера тела (роста) у мальчиков заметно ускоряется и сравнивается с аналогичным показателем у девочек, составляя в среднем 6-8 см в год;

- показатели прироста массы тела у детей обоего пола остаются прежними, составляя в среднем около 2,5 кг. в год.

2. Состояние основных показателей нервной системы в разных возрастных группах характеризуется тем, что:

а) во второй младшей возрастной группе:

- в основном завершается морфологические структурирование центральной и периферической нервной систем, но функционально они еще слишком неустойчивы;

- рост массы головного и спинного мозга ребенка увеличивается более, чем в 2 раза в сравнении с новорожденным;

- двигательные анализаторы коры больших полушарий головного мозга развиваются в определенной последовательности: от простого к сложному, что способствует лучшей дифференцировке внешних раздражителей;

- начинается процесс миелинизации восходящих (афферентных) путей и нервных окончаний в ЦНС;

- процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, у ребенка наблюдается повышенная утомляемость (максимально возможная концентрация внимания на каком-либо объекте или предмете деятельности не более 10-12 минут);

- генетическая предрасположенность ребенка к активному освоению движений обусловлена наличием внешних условий стимулирования, ведущим из которых является речь;

- у ребенка параллельно с интеллектуальным развитием происходит половая идентификация;

б) в средней возрастной группе:

- продолжает возрастать масса головного и спинного мозга детей;

- более активным становится развитие двигательных анализаторов коры больших полушарий головного мозга (основными источниками информации являются аудиальные, визуальные  и тактильные сенсорные каналы при активном участии речи);

- процесс  миелинизации восходящих путей и нервных окончаний в ЦНС существенно активизируется;

- процессы функционального созревания ЦНС несколько

снижают порог утомляемости (максимально возможная концентрация детей увеличивается до 15 - 20 минут)

- улучшается качество дифференцировки внешних раздражителей, ребенок начинает лучше реагировать на сигналы педагога, звуковые и зрительные ориентиры и т.д.;

- процессы возбуждения  продолжают преобладать над процессами торможения (ребенок остается еще достаточно инертным и сложно управляемым);

- наличие внешних условий стимулирования остается ведущим фактором активного освоения ребенком движений;

в) в старшей возрастной группе:

- утраивается в сравнении с новорожденным масса головного мозга;

- завершается морфологические структурирование спинного мозга;

- продолжает расти функциональная зрелость чувствительной части восходящих путей и нервных окончаний в ЦНС (процесс миелинизации нервно-проводящих путей близится к своему завершению);

- активно развиваются процессы торможения в двигательных анализаторах коры больших полушарий головного мозга (происходит смена внешнего торможения на внутреннее);

- появляется осмысленность действий ребенка, в результате чего, он становится более управляемым и в состоянии играть и выполнять задания педагога в соответствии с определенными правилами, однако остается легко ранимым  и быстро теряет  чувство контроля над собой;

- аудиальные, визуальные и тактильные сенсорные  каналы в сочетании с речевым сопровождением продолжают оставаться основными источниками информации;

- дифференцировка внешних раздражителей продолжает качественно изменяться, улучшая реакцию ребенка на сигналы педагога, звуковые и зрительные ориентиры;

- порог утомляемости продолжает снижаться (максимально возможная концентрация внимания ребенка увеличивается до 25 минут);

- активность ocвоения ребенком движений обусловлена: уже не  только наличием внешних условий стимулирования (похвала педагога в процессе деятельности).но  и внутренних — желанием достижения конечного результата (в игре — стать победителем, в выполнении упражнений -  сделать правильно и быстрее всех остальных и т.д.);

г)  в подготовительной возрастной группе;

- завершается структурная дифференцировка чувствительной (афферентной) части проводящих путей в ЦНС, при этом двигательная (эфферентная) часть этой системы ocтается  пока несовершенной;

- продолжает расти уровень функциональной зрелости нервно-мышечных синапсов: более активное возбуждение на мембране синапсов увеличивает скорость передачи импульса с нерва на мышцу, в результате чего сократительный акт становится более быстрым и более точным;

- улучшается анализ тактильно-кинестетических сигналов, что приводит к усилению концентрации психофизиологических процессов (качественно меняются мышление, двигательная память, внимание и другие показатели);

- происходит дальнейшее развитие органов чувств: повышаются острота  слуха и способность к дифференцировке звуков. улучшается обоняние — возрастает чувствительность к запахам и способность к их дифференцировке, однако объемное восприятие предметов, а также способность различать цвета остается хуже, чем у детей начального школьного возраста, острота слуха на слова взрослого значительно ниже, чем на музыкальную тональность);

- все виды внутреннего торможения вырабатываются легче и становятся более устойчивыми, создавая предпосылки к переходу в новое качество (учебную деятельность);

- концентрация сосредоточенности детей на интересной для них деятельности достигает уровня 25-30 минут и считается физиологически оптимальной: их словарный запас постепенно увеличивается до 2000; в разговоре они уже используют сложные фразы и предложения; легко запоминают стихи; начинают рисовать различные предметы, животных, уверенно держа, а руках карандаш и кисточки для рисования;

- формируются более сложные двигательные реакции, которые совершаются ребенком при взаимодействии различных сенсорных каналов и опосредуются его обобщенной речью;

- осмысленность действий ребенка существенно улучшает контроль его социального поведения;

- дети уже достаточно определенно выражают различные эмоции, у них развиваются определенные черты характера, формируются моральные понятия, представления об обязанностях и т.д.;

- аудиальные, визуальные и тактильные сенсорные каналы в сочетании с речевым сопровождением продолжают оставаться основными источниками информации;

- активность освоения ребенком новых движений и форм поведения обусловлена, прежде всего, желанием достижения успешного результата в любом виде деятельности: они повторяют многие действия взрослых, выбирая в качестве модели для подражания, как правило, близких родственников, начинают играть в «родителей», «дочки-матери», «больницу», «магазин» и т.д., выполняя (на уровне своего понимания) роль одного из родителей; у детей проявляется определенный интерес к половым различиям.

3. Состояние основных показателей костно-мьниечной системы опорно-двигательного аппарата в разных возрастных группах характеризуется тем, что:

а) во второй младшей возрастной группе:

- интенсивность обменных процессов в костной ткани значительная: содержание воды в костях превышает 25%; содержание кальция крайне мало и находится в пределах 180 г, хрящевая ткань составляет до 75% веса костей тела, а потому они подвержены деформации;

- наблюдается высокая подвижность скелетно-суставного аппарата: появляются шейные и поясничные утолщения и изгибы скелетных тел позвоночника ребенка; существенно уменьшается поясничный лордоз и практически исчезает свойственное детям раннего возраста выпячивание живота;

- масса мышечной ткани ребенка нарастает и составляет до 25% веса его тела, а потому тело пластично;

- функции сгибателей преобладают над функцией разгибателей;

б) в средней возрастной группе:

- интенсивность обменных процессов в костной ткани несколько замедляется: содержание воды в костях остается высоким; примерно на том же уровне остаются показатели хрящевой ткани (до 70% веса костей); содержание кальция в скелете увеличивается и составляет 190-200 г, что, однако, не уменьшает опасности его деформации;

- высокая подвижность скелетно-суставного аппарата сохраняется;

- кости позвоночника продолжают утолщаться, формируя шейные и поясничные изгибы;

- начинается активное формирование грудной клетки;

- масса мышечной ткани ребенка продолжает нарастать, составляя до 35% веса его тела, которое остается достаточно пластичным;

- нарастание массы мышечной ткани улучшает качество работы мышечной системы;

- функции сгибателей продолжают преобладать над функцией разгибателей;

в) в старшей возрастной группе:

- интенсивность обменных процессов в костной ткани продолжает снижаться: содержание кальция в скелете увеличивается уже до 210-215 г, высокими остаются показатели хрящевой ткани (60-65% веса костей), поэтому опасность деформации костей ребенка сохраняется;

- форма позвоночника становится такой же, как у взрослого, однако фиксация позвоночника еще несовершенна;

- сохраняется высокая подвижность скелетно-суставного аппарата;

- более активным становится процесс формирования грудной клетки;

- продолжает нарастать масса мышечной ткани: происходит дифференцировка мышечных волокон и соединительно-тканого каркаса мышц;

- созревает иннервационный аппарат скелетных мышц;

- существенной ускоряется развитие мелкой моторики;

- мышцы кисти достигают развития, позволяющего начать обучение ребенка письму лепке, работе на музыкальных инструментах;

- между функциями сгибателей и функциями разгибателей устанавливается физиологический баланс;

r) в подготовительной возрастной группе:

-интенсивность обменных процессов в костной ткани снижается  еще больше: содержание кальция в скелете увеличивается до 240 г, окостенение скелета не закончено, в нем еще много хрящевой ткани (до 40-50%), минеральных солей меньше, чем у взрослого, поэтому опасность деформации костей ребенка сохраняется;

- завершается формирование позвоночника - он принимает структурно и функционально законченные кифозо-лордозные  изгибы, представляя собой не что иное, как основу осанки взрослого человека;

- подвижность скелетно-суставного аппарата остается высокой (ребенок в состоянии выполнять сложно-координационные движения);

- завершается формирование грудной клетки, ребра постепенно принимают такое же расположение, как у взрослого;                                         - увеличивается толщина мышечных волокон;

- интенсивно нарастает сила мышц;

- достаточно хорошо дифференцируются мышечные ощущения;

 - идет процесс активного развития дыхательной мускулатуры.

4. Состояние основных показателей дыхательной системы в разных возрастных группах характеризуется тем, что:

а) во второй младшей возрастной группе:

- голосовая щель носоглотки, трахея и бронхи остаются узкими, затрудняя дыхательный акт;

 - слизистая оболочка дыхательных путей слишком нежная, богата кровеносными сосудами и функционально не готова к активным дыхательным актам;

 - дыхание ребенка поверхностное;

 - дыхательный объем составляет в среднем 110-114 мл;

 - минутный объем дыхания — 2900 см3;

частота дыхательных актов, высокая и составляет 31-35раз в 1 мин.;

б)        в средней возрастной группе:

-        масса легких, число альвеол, а также просвет бронхиол увеличиваются;

-        дыхательный объем составляет уже порядка 120 мл;

-        минутный объем увеличивается до 2950 смЗ;

-        в силу функционального несовершенства, дыхание ребенка продолжает остаться поверхностным;

-        частота дыхательных актов составляет уже 29-30 раз в 1 мин.;

в)        в старшей возрастной группе:

-        активно формируется структура альвеолы; дыхательный объем продолжает нарастать   и составляет 130-140 мл,

-        минутный объем достигает уровня 3000 смЗ.

-        частота дыхательных актов уменьшается до 26-28 в 1

мин;

-        дыхание ребенка продолжает остаться поверхностным;

г) в подготовительной возрастной группе:

-        заканчивается формирование структуры альвеолы;

-        дыхательный объем возрастает до 156-160 мл;

-        минутный объем - соответственно до 3200 смЗ.;

-        потребность в кислороде достигает максимальной величины - 9,2 мл/мин/кг, что вдвое выше, чем у взрослого человека;

-        дыхание становится более глубоким и редким (появляется так называемое грудное дыхание), на одно дыхательное движение приходится 3,5-4 удара пульса;

-        частота дыхательных актов продолжает уменьшаться, достигая 23-25 раз в 1 мин.

5.   Состояние   основных   показателей      сердечно-сосудистой системы в разных возрастных группах характеризуется тем, что:

а) во второй возрастной младшей группе:

-        она морфологически структурирована, но функционально слаба;

-        частота сердечных сокращений (ЧСС) составляет 100-105 уд./мин;

- артериальное давление (АД) находится в пределах в 95/60 мм рт, ст;

- идет активное созревание костного мозга, способствуя развитию кроветворной системы, при этом число нейтрофилов (основных кровяных телец) превышает число лимфоцитов, что при функционально неадекватной физической нагрузке может спровоцировать различные отклонения в составе крови, вызывая патологию в работе жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем;

6) в средней возрастной группе:

- ССС становится более работоспособной и выносливой;

- увеличиваются масса сердца и сила сердечных сокращений;

- ЧСС постепенно урежается до 95-100 уд./мин;

- АД остается прежним;

- увеличение массы костного мозга, вилочковой железы, размеров селезенки, способствуют активному развитию кровеносной системы;

- происходят качественные изменения состава крови: число нейтрофилов и лимфоцитов почти выравнивается;

-        лимфоидная ткань и глоточные миндалины развиваются

активно;

- неадекватная функциональным возможностям организма ребенка физическая нагрузка сохраняет опасность возникновения различных патологий в работе кровеносной системы;

в) в старшей возрастной группе:

-        ССС продолжает развиваться, увеличивая свою работоспособность и выносливость за счет прироста массы сердца и силы сердечных сокращений;

-        форма и расположение сердца почти такие же, как у

взрослых;

-        ЧСС продолжает урежаться до 90-95 уд./мин;

-        показатели АД остаются прежними;

-        идет процесс дальнейшего развития кровеносной системы за счет увеличения числа лимфатических узлов;

-        кровеносная система остается достаточно чувствительной к неадекватным физическим нагрузкам и относительной неустойчивости функциональных возможностей организма ребенка;

г) в подготовительной возрастной группе:

-        работоспособность ССС существенно повышается: она становится более способной к выполнению относительно длительной физической нагрузки, увеличивая свою функциональную выносливость;

-        ЧСС достигает уровня 85-90 уд./ мин;

-        АД повышается до 100/65 мм рт, ст., характеризуя относительную зрелость сосудистой системы;

-        на фоне увеличения числа лимфатических узлов активно развивается лимфоидный аппарат носоглотки, желудочно-кишечного тракта, что является свидетельством функциональной зрелости кровеносной системы организма ребенка.

6. Процесс освоения детьми основных движений в разных возрастных группах (от 3 до 7 лет) характеризуется! функциональными особенностями работы двигательных анализаторов коры больших полушарий головного мозга, а потому имеет определенную последовательность:

-        основные виды ходьбы;

-        основные виды бега;

-        сочетания всех выше перечисленных видов движений;

-        основные виды ползания (перелезаний);

-        сочетания всех выше перечисленных видов движений;

- катание (прокатывания) мячей в заданном и разных направлениях;

- сочетания всех выше перечисленных видов движений;

- подскоки на месте и в движении;

- сочетания всех выше перечисленных видов движений;

- прыжки с места на двух ногах вперед, в глубину, напрыгивание на предметы в заданном и произвольном направлениях;

- сочетания всех выше перечисленных видов движений:

- бросание мячей (предметов) произвольное, в горизонтальную, а затем в вертикальную цели, на дальность;

- сочетания всех выше перечисленных видов движений;

- разные виды лазания по гимнастической стенке в заданном и произвольном направлениях;

- сочетания всех выше перечисленных видов движений;

- разные виды метания мячей (предметов) в заданном, произвольном направлениях, а также на дальность;

- сочетания всех выше перечисленных видов основных движений.

При этом:

 а) во второй младшейозрастной группе:

-        высокая пластичность центральной и периферической нервной систем, а также опорно-двигательного аппарата ускоряют освоение ребенком новых движений при обязательном учете его реального двигательного опыта, однако координация таких движений остается крайне неустойчивой;

-        ребенок в состоянии выполнять движения только по образцу (показу);

- начинается период активного освоения произвольных (т.е. управляемых) движений;

-        растущий объем движений стимулирует развитие определенных психофизических качеств: ловкости; скоростно-силовых; координационных; гибкости, а также общей выносливости.

б) в средней возрастной группе:

-        происходит коррекция более грубых форм движений;

-        созревают предварительные визуальные (зрительные) представления о конечной фазе движения;

-        ребенок может выполнять движения не только по образцу (показу), но и по его описанию, однако ориентировка положения рук, ног, туловища и головы в пространстве остается еще достаточно слабой.

в) в старшей возрастной группе:

-        появляется способность к более координированным и точным движениям: ребенок в состоянии выполнять движения по его описанию, ориентируя положения рук, ног,

туловища и головы в пространстве.

г) в подготовительной возрастной группе:

-        происходит коррекция более тонких форм движений;

-        активно развиваются координационные способности: за счет роста пространственной ориентировки и устойчивой согласованности перекрестных движений рук и ног ребенку легче удаются технически сложные действия, чем подростку;

-        прирост мышечной массы и функциональных показателей существенно повышает общую и силовую выносливость детей, а также их скоростно-силовые способности.

                Таким образом, планируя работу по обучению детей новым движениям, педагог по физическому воспитанию дошкольников подбирает эти движения с опорой на степень зрелости основных физиологических систем организма ребенка в разных возрастных группах и основные этапы обучения, активно используя для этого положительный перенос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по музыкальному воспитанию детей «Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

В консультации представлен теоретический материал о музыкально-ритмических движениях, даны некоторые приемы для разучивания и закрепления ритмического рисунка, а также есть подборка двигательных упраж...

Образовательный проект "Взаимодействие педагогов и родителей в процессе обучения детей правилам дорожного движения"

Расширить знания родителей о правилах дорожного движения, сформировать систематическую разноплановую работу, используя творческие формы и методы просвещения родителей по данной теме....

«Использование игровых приемов в процессе обучения детей музыкально - ритмическим движениям.»

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, вызвать интерес и любовь к музыке, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоцио...

Тематическое планирование по связи с другими видами деятельности в процессе обучения детей подготовительной к школе группы правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения

Тематическое планирование по связи с другими видами деятельности в процессе  обучения детей подготовительной к школе группы правилам безопасного поведения на дороге и  Правилам дорожного дви...

Статья Обоснование необходимости обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности

Данная статья предназначена для родителей и педагогов дошкольных организаций....