Ритмическая гимнастика для слабовидящих детей в ДОУ
статья по физкультуре на тему

Темнышова Алена Геннадьевна

Ритмическая гимнастика для слабовидящих детей- способ осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально – ритмической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmicheskaya_gimnastika_dlya_slabovidyashchih_detey.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ритмическая гимнастика для слабовидящих детей

Ритмическая гимнастика для слабовидящих детей- способ осуществления коррекции недостатков физического и психического развития детей средствами музыкально – ритмической деятельности. Ребенок с нарушением зрения более чем зрячий зависит от выбора, удержание в памяти и использования слуховой информации. Сложные и серьезные задачи стоят перед ним, в связи с переносом акцентуации на развитие самостоятельной активности, связанной с передвижением в пространстве, коммуникацией со сверстниками и взрослыми не только с помощью речи, но и посредством совместного участия в общей деятельности. Ограниченный  опыт физических действий, отставание в развитии психических функций, плохо развитая общая моторика, не сформированность эмоциональной и двигательной выразительности делают важным включение комплексов ритмики в систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Помимо глазных диагнозов, таких как «миопия», «амблиопия », «глаукома», «катаракта», «дистрофия сетчатки», «отслойка сетчатки» имеются сопутствующие заболевания: Д.Ц.П., гидроцефалия, З.П.Р., М.М.Д., эпилепсия, тугоухость. У таких детей возникают  трудности при выполнении некоторых упражнений . Основная задача ритмической гимнастики – научить компенсировать двигательный и эмоциональный дефицит, научить владеть своим телом. Занятия способствуют повышению работоспособности, укрепляют здоровья,  коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития, формированию  умения дифференцировать движения и подчинять по степени мышечных усилий, во времени и в пространстве, управлять темпом движения и подчинять свои движения  музыке, придавая движениям целесообразность, стройность, выразительность  и уверенность. К основным видам, используемым  на ритмической гимнастике , относятся ритмическая ходьба, бег, прыжки с различными движениями рук, проговариванием  речевок ,стихотворений, бег в различном темпе, общеразвивающие упражнения, выполняемые под счет; упражнения с предметами и без; танцы; музыкально-ритмические и подвижные игры. Движение как реакция на прослушанное, как творческое отображение музыки в действии свойственно всем детям любого возраста. В несложных, веселых и подвижных танцах и играх ребенок получает радость от самого процесса движения под музыку, оттого, что у него все получается, от возможности выразить, проявить себя.  Занимаясь ритмикой, слабовидящие дети активно участвуют в передаче характера музыки, ее темпа, динамики, ритма, формы. Они подвижны, эмоциональны, восприимчивы к музыке.  Важнейшим фактором в музыкально-ритмическом движении является эмоциональное переживание музыки. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям определенную эмоциональную окраску и выразительность.   Занятия ритмической гимнастикой оказывают на детей  немалое воспитательное воздействие. То, что упражнения выполняются всем коллективом и часто при необходимости требуют четкого взаимодействия всех участников, это сплачивает ребят, повышает   дисциплину, со временем появляется чувства ответственности, товарищества. Кроме того, у слабовидящих детей развиваются память и внимание, вырабатывается активное торможение (учащиеся постепенно приучаются делать четкие остановки с окончанием музыки, точно переходить с одного движения на другое: с шага на бег или поскоки и т. д.). Постепенно появляются уверенность, находчивость, воспитываются активность, инициатива. Движения должны вытекать из музыки, отражая не только ее общий характер, но и конкретные средства музыкальной выразительности. 

Виды упражнений:

  • Специальные ритмические упражнения
  • Упражнения ритмической гимнастики
  • Упражнения с предметами и без предметов
  • Подготовительные упражнения к танцам, элементы танцев
  • Танцы
  • Музыкально – ритмические, подвижные и речевые игры

способствуют развитию воображения, а так же  активной работе дыхательного аппарата и моторики..
Основные принципы, используемые на занятия ритмической гимнастикой:

  • постепенность в развитии эмоциональных способностей детей.
  • строгая последовательность  при развитии эмоционального состояния
  • целенаправленность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмическая гимнастика и фитболл гимнастика, для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизникаждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ре...

Утренняя гимнастика в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием.

Комплексы утренней гимнастики в группе компенсирующей направленности для слабовидящих детей, с амблиопией и косоглазием, на год....

Значение зрительной гимнастики для слабовидящих детей и детей с сохранным зрением

В статье освещены цели, задачи и особенности выполнения гимнастики для глаз...

Комплекс ритмической гимнастики "Лялечка" для детей старшего дошкольного возраста

Комплекс ритмической гимнастики "Лялечка" для детей старшего дошкольного возраста...

Комплекс ритмической гимнастики "Кузнечик" для детей среднего дошкольного возраста

Комплекс ритмической гимнастики "Кузнечик" для детей среднего дошкольного возраста...