Программа дополнитльного образоания по физкультурно - спортивной направленности
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) на тему

Моисеева Татьяна Ивановна

Направленность программы «Хочу быть здоровым»:

 оздоровительно-развивающая.

Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры.

Новизна данной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка. 

 «Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, вера в свои силы»

                                                                                                           В.А.    Сухомлинский.

Введение:

Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной организации здравоохранения говорится о том, что здоровье – это состояние полного физического, духовного, социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Хорошее здоровье – один из главных источников счастья, радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

На каждом историческом этапе развития человечества существовали различные ценности, однако единственной, поистине вечной ценностью оставалось здоровье. Простые люди и великие ученые задавались одним и тем же вопросом «Как сохранить и укрепить здоровье?» Актуален этот вопрос и по сей день. Ответы на него пытаются найти медики и педагоги, психологи и экономисты, художники и спортсмены. Использование физических упражнений для предупреждения болезней и продолжения жизни уходят своими корнями в глубину веков. Древние народы использовали гимнастику, плавание и обливание водой разной температуры. Древние философы Аристотель, Гиппократ проповедовали гимнастику, занятия спортом, закаливание водой и солнцем, прогулки, умеренность в питании. Плутарх называл гимнастику «движения кладовой жизни», а Платон писал: «Гимнастика есть целительная часть медицины» Не зря гласит восточная мудрость «У кого есть здоровье – у того есть надежда. У кого есть надежда – у того есть все».

Проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте, ведь 75% болезней взрослых заложены в детстве. Временем великих начал мы называем детство. Именно, в этот период жизни у ребенка закладываются основы здоровья, двигательной подготовленности, гармоничного физического развития. Неповторимы условия, в которых протекает жизнь детей в детском саду. Так различен опыт взрослых, занимающихся проблемами физического воспитания и сохранения здоровья. Где она самая верная дорога, ведущая к здоровью?  И как к месту изречение древних: «Можно указать путь, а что будет достигнуто на этом пути, зависит от того, кто пойдет по нему».

При поступлении в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем. Мы не в состоянии повлиять на эту тенденцию, однако стараемся учитывать ее при организации образовательного процесса и жизнедеятельности детей в детском саду. Наш девиз: «Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен для него радостным освоением мира движений». Состояние ребенка, его здоровье зависит от многих факторов, но поскольку ребенок в детском саду находится значительную часть времени, то задача всех работников детского сада – заботиться о его здоровье.

Прежде, чем начать целенаправленную работу по оздоровлению дошкольников, необходимо выявить состояние здоровья детей, уровень физической подготовленности, чтобы в дальнейшем разработать программу оздоровления, эффективную для каждого ребенка. Оздоровительная программа должна быть понятна не только педагогическому персоналу, а самое главное – родителям и полностью отвечать их чаяниям. Реализация программы зависит от всех ее участников: работников детского сада, родителей и детей. Критерий эффективности оздоровительной программы – заболеваемость и уровень физической подготовленности.

За основу работы по оздоровлению дошкольников я взяла комплексную программу «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушиной. Опираясь на эту программу, мною была составлена модифицированная программа

«Хочу быть здоровым»

Направленность программы «Хочу быть здоровым»:

 оздоровительно-развивающая.

Содержание программы способствует укреплению здоровья воспитанников, активизации и развитию двигательной деятельности дошкольников, их познавательной и мыслительной сферы средствами игры.

Новизна данной физкультурно-образовательной программы заключается в комплексном решении задач оздоровления: физическое развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.  

         Программой предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования. В инструментарий мониторинга физического развития детей к традиционным диагностикам добавлены тестирование психомоторного развития и обследование уровня освоения позиции субъекта двигательной деятельности. 

Актуальность разработки программы обусловлена поиском более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в ДОУ.

С точки зрения современного развития дошкольного образования программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.

       Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Современная система оздоровительных методик известна во всем мире как одна из наиболее эффективных и востребованных технологий физкультуры и спорта. Уникальность заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их. Применение в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ методик оздоровления гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни.

Педагогическая целесообразность.

Методики, приемы и технологии, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии дошкольников.

Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности, на основе ненасильственного физического воспитания. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Педагогическая технология опирается на принцип активности воспитанников, характеризуемый высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих. Педагогически значимым итогом освоения программы является содействие всестороннему, гармоничному развитию детей старшего дошкольного возраста. 

Принципы построения программы:

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • Принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • Принцип повторения умений и навыков — один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания предполагает то, что главной целью образования становится ребенок, а не окружающий мир. Педагог, опираясь на индивидуальные особенности ребенка, планирует его развитие, намечает пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима.
  • Принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
  • Принцип успешности заключается в том, что на первом этапе формирования здоровья ребенок получает задания, которые он способен успешно выполнить.
  • Принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, индивидуально, организация исследовательской деятельности и др.).
  • Принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  • Принцип взаимодействия детского сада и семьи, преемственности при переходе в школу направлен на создание условий для более успешной реализации способностей ребенка и обеспечения возможности сохранения здоровья при дальнейшем обучении в школе.
  • Принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Цели и задачи программы «Хочу быть здоровым»:

Цель: повышение физической подготовленности детей, уровня здоровья при одновременном развитии их умственных способностей.

Задачи:

  • Укреплять функциональные системы организма.
  • Способствовать профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата, психофизических нарушений.
  • Создавать оптимальные условия для каждого ребенка в процессе освоения им двигательного опыта.
  • Развивать психофизические качества, музыкальные, интеллектуальные, сенсорные способности.
  • Воспитывать привычку к здоровому и активному образу жизни.
  • Расширять кругозор, формировать познавательные интересы детей.

Особенности программы:

  • Рассматривается под оздоровительным аспектом.
  • Акцент оздоровительной работы делается на развитие двигательной деятельности ребенка.
  • Занятия построены с учетом возрастных критериев.
  • Использование малых форм народного фольклора.
  • Проводится в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.

 Отличительные особенности программы:

В программе применена комбинация методик:

- Методики, направленные на развитие органов дыхания:

  • Методика дыхательной гимнастики Б.С.Толкачева.

Данный метод физической реабилитации детей, страдающих респираторными заболеваниями, характеризуется сочетанием простых физических упражнений с озвученным выдохом.

  • Методика парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой.

Суть методики – в активном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох происходит самопроизвольно.

-Методики, направленные на коррекцию зрения:

  • Метод коррекции зрения В.Ф.Базарного заключается в том, что для активизации зрительной координации используются схемы зрительно-двигательных проекций.
  • Метод улучшения зрения У.Бейтса и М Корбетт

Используются приемы, с помощью которых можно снять глазное напряжение.

-Методики, направленные на профилактику ОРЗ, на повышение резистентности организма:

  • Массаж биологически активных зон (по А.А.Уманской)

Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Во время массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).

  • Массаж пальцев.                                                                                      

 По восточной медицине, массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.

  • Самомассаж по китайской методике Шиацу.

Точечный массаж сочетается с поглаживающими, растирающими движениями. Он улучшает питание тканей, терморегуляцию, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения.

-Методики, направленные на развитие речевого аппарата:

 пальчиковые игры, логоритмика направлены на коррекцию речевых нарушений, совершенствование общей моторики, регуляции мышечного тонуса, активизации внимания и памяти.

-Методики, направленные на профилактику опорно-двигательного аппарата:

  • Элементы хатха-йоги.

 Хатха-йога – система воспитания здорового тела и здоровой психики. Используется часть упражнений хатха-йоги, направленных на улучшение осанки и развитие гибкости.

  • Упражнения корригирующей гимнастики для профилактики нарушений осанки.

Общефизическое действие упражнений при их правильной дозировке способствует гармоническому развитию мускулатуры ребенка, позволяющей ему длительно сохранять правильную осанку благодаря достаточной выносливости мышц.

-Методики, направленные на развитие двигательной активности, повышение работоспособности детей:

  • Ритмическая гимнастика одна из разновидностей оздоровительной гимнастики, Она укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки.
  • «Эффект Моцарта» Проведение релаксации под музыку Моцарта помогает расслабить и успокоить детей, снять эмоциональное напряжение.            

Программа предусматривает вовлечение родителей в образовательный процесс через    участие в открытых занятиях, анкетирование, организацию фоторепортажа.  

Работа с родителями:

  • Познакомить родителей с подвижными играми, используемые в кружковой работе
  • Консультация «Что такое нарушение опорно-двигательного аппарата»
  • Устный журнал с участием ортопеда, педиатра детской поликлиники.
  • Оформление фотовыставки работы кружка
  • Ознакомление родителей с приемами самомассажа.
  • Инструктивно-методическое занятие по профилактике нарушений осанки и деформации стопы.
  • Познакомить родителей с комплексом упражнений на профилактику сколиоза и плоскостопия.
  • Демонстрация видеофильма о работе, проводимой в кружке
  • Мастер-класс "Упражнения для укрепления здоровья детей"
  • Консультация на тему «Как правильно дышать и сохранять осанку»
  • Консультация «Учим ребенка следить за своим здоровьем»
  • Дни открытых дверей с просмотром работы кружка
  • Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Крепыш»
  • Познакомить родителей с результатами диагностики
  • Конкурс «Нестандартное оборудование своими руками».

   Возраст детей: программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста

  • - количество детей – 10-12 детей
  • - возраст 5-6 лет

 Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей основной и подготовительной физкультурной групп при отсутствии следующих медицинских противопоказаний: хронические и острые заболевания почек, органов дыхания; пороки сердца; значительная близорукость с изменением глазного дна; повышенное внутричерепное давление.

Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения, 72 часа.

Формы занятий:

  • Традиционные                                                                                                              
  • Круговые тренировки
  • Игровые
  • Занятия – путешествия
  • Обучающие
  • Познавательные

Режим занятий:

  • -2 раза в неделю
  • - время проведения – 25- 30 минут

 Принципы взаимодействия с детьми:

  • сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы;
  • постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому;
  • исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий;
  • сравнение всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей;
  • каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

 Условия реализации программы.

Программа рекомендована специалистам по физической культуре, работающим со старшими дошкольниками.

Занятия организуются в форме кружковой работы и дополняют содержание основной общеобразовательной программы по физкультуре в ДОУ.

Каждое занятие начинается с разминки, затем в игровой форме проходит основная силовая часть тренировки, выполняются упражнения на поддержание осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации, упражнения на релаксацию. Для творческого развития даются специальные задания на придумывание игр и упражнений.  

Часть материала может органично включаться в основной курс по физической культуре, так как не противоречит его содержанию и программным требованиям.

Обязательно наличие спортивной формы одежды у детей и соответствующего санитарно-гигиеническим нормам помещения.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности: 

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:

  • Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.
  • Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.
  • Развитие креативных способностей в двигательной сфере.      
  • Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.
  • Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.

Показатели освоения программы:

Используется методика экспресс-анализа и оценки детской деятельности (О.А. Сафоновой)

1 блок:

  • Челночный бег
  • Прыжок в длину с места
  • Метание мешочков с песком вдаль правой и левой рукой
  • Гибкость (наклон вперед сидя)
  • Сила (бросок набивного мяча)

2 блок:

  • Умение объединяться с другими детьми в своих действиях;
  • Интерес к двигательной деятельности;
  • Знание подвижных игр;
  • Умение организации и самоорганизации в подвижной игре;

Метод тестирования нарушения осанки

а) Для контроля эффективности занятий были использованы тесты на статическую мышечную выносливость, предложенные И. Д. Ловейко

тест для мышц шеи:

И. П. - лежа на спине, руки вниз

1 - приподнять голову и шею, смотреть на носки и зафиксировать положение.

тест для мышц живота:

И. П. - лежа на спине, руки вниз

1 - поднять ноги до угла 45 и зафиксировать положение.

тест для мышц спины:

И. П. - лежа на животе, руки вверх

1 - прогнувшись и зафиксировать положение

б) Для определения подвижности позвоночника нами использована методика, разработанная научными сотрудниками научно-исследовательского института детской ортопедии им. Г. И. Турнера (г. Санкт-Петербург) О. С. Байловой и К. Ф. Зенкевич:

И. П. - стоя на скамейке, стопы параллельно.

1 - наклон вперед, не сгибая ног в коленях (измеряется с помощью линейки в сантиметрах - 0 от скамейки)

Метод тестирования для выявления плоскостопия:

  • Осмотр ортопеда
  • отпечаток стопы

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Оформление фотовыставки работы кружка
  • Инструктивно-методическое занятие по профилактике нарушений осанки и деформации стопы.
  • Демонстрация видеофильма о работе, проводимой в кружке.
  • Мастер-класс "Упражнения для укрепления здоровья детей"
  • Дни открытых дверей с просмотром работы кружка
  • Анкетирование на тему «Ваше мнение о работе кружка «Хочу быть здоровым»

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы:

Месяц

Тема

сентябрь

Береги свое здоровье

Октябрь

Учимся правильно дышать

Ноябрь

Правильная осанка

Декабрь

Школа мяча

январь

Зарядка для хвоста

Февраль

В стране Шаромании

Март

Волшебное кольцо

Апрель

Я здоровье берегу сам себе я помогу

Май

Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка

Содержание программы:

Для выполнения поставленных оздоровительно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие структуры:

  • Общая физическая подготовка (ОФП).
  • Строевые упражнения.
  • 0бщеразвивающие упражнения (ОРУ).
  • Дыхательная гимнастика.
  • Корригирующая гимнастика.
  • Упражнения на развитие общей выносливости, силы и быстроты, ловкости.
  • Специальная физическая подготовка (СФП).
  • Упражнения на координацию движений.
  • Упражнения на гибкость
  • Различные виды бега
  • Ритмическая гимнастика
  • Релаксационные упражнения
  • Танцевальные движения, различные виды подвижных игр
  • Занимательные разминки
  • Различные виды массажа
  • Пальчиковая гимнастика

Методическое обеспечение дополнительной

образовательной программы:

Название раздела (предмета, дисциплины, образовательной области) учебного курса

Материалы, оборудование

Учебно-наглядные пособия

Образовательная область- физическое развитие

 Спортивное оборудование: скамейки, обручи, мячи большие и маленькие, скакалки, мешочки с песком, набивные мячи флажки, султанчики.

 Магнитофон, проектор, диски;

 Список литературы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
  • Закон Чувашской Республики №50 «Об образовании в Чувашской Республике»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. №1155;
  • Конвенция о правах ребенка, ратифицированная Российской Федерацией 15.09.1990г.;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
  • СанПиН 2.4.1.3049-13;
  • Э.Я Степаненкова «Теория и методика физического воспитания и развития ребенка» Москва, Издательский центр «Академия»2007;
  • М.Ю. Картушина «Зеленый огонек здоровья» Программа оздоровления дошкольников, Сфера, Москва 2007;
  • Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет Автор: Волошина Л. Н. Издательство: М. :АРКТИ Год: 2004
  • Н.И. Николаева «Школа мяча», Санкт-Петербург, Детство – Пресс, 2008;
  • 23. Моргунова О. Н. «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки в ДОУ» Из опыта работы. - Воронеж: ТЦ “Учитель”, 2005.
  • О.В. Козырева «Лечебная физкультура для дошкольников», Москва, Просвещение, 2005;
  • Т.О. Крусева «Справочник инструктора по физической культуре в ДОУ», Ростов –на-Дону, Феникс, 2005;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по физкультурно-спортивной направленности "Крепыш"

Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с одаренными детьми на базе МБДОУ №8 «Теремок». Работая в детском саду довольно продолжительное время, я поняла, что есть дети с высокой двигательной активностью ...

Рабочая программа по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности для дошкольников 5-6лет с ОВЗ «Здоровый малыш».

Важное значение в коррекционно - воспитательном  процессе в   дошкольном учреждении имеет работа, направленная на укрепление их здоровья, психофизического развития, совершенствование...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ

Здоровье, приобретенное в дошкольный период детства, служит фундаментом для общего развития и сохраняет свою значимость в последующие годы.  Состояние физического здоровья детей, без преувеличени...

Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности 2020-2021 учебный год

Одним из подходов к построению модели педагогического процесса, дающего возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие  д...

Дополнительная образовательная программа "Шаги к успеху" физкультурно-спортивной направленности 2021-2022 учебный год

Дополнительное образование в ДОУ  позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные сп...


 

Комментарии

Березняк Людмила Николаевна

в копилку