"Интеграция познавательной и двигательной деятельности старших дошкольников в процессе организации и проведении спортивных досугов в ДОУ"(из опыта работы).
методическая разработка по физкультуре на тему

Малагонцева Олеся Александровна

Данная работа представляет собой подбор материала по реализации темы самообразования и включает в себя два основных направления носящих позновательный  и двигательный характер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx33.26 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯАДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БИЙСКА»

МБДОУ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 42»

«Интеграция познавательной и двигательной деятельности старших дошкольников в процессе организации и проведении спортивных досугов в ДОУ»

(из опыта работы)

Выполнила:

Малагонцева Олеся Александровна

инструктор по физической культуре

МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 42»

Бийск, 2015

Содержание

  1. Тема опыта
  2. Условия возникновение опыта
  3. Актуальность
  4. Новизна опыта
  5. Теоретическая база опыта
  6. Ведущая педагогическая идея
  7. Технология опыта
  8. Условия реализации
  9. Трудоемкость
  10. Результативность
  11. Адресная направленность
  12. Литература
  13. Приложения

Условия возникновения опыта

Опыт формировался на базе типового муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка  – Детский сад № 42» (далее - МБДОУ) города Бийска.

В настоящее время, сохранение и укрепление физического здоровья детей – одна из приоритетных задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Для реализации одного из важнейших направлений ФГОС ДО на базе МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 42» была составлена физкультурно – оздоровительная программа МБДОУ. Одной из составляющих частей физкультурно-оздоровительной программы стало включение в нее проекта по организации спортивных досугов с использованием интеграции образовательных областей на тему: «Спортивные праздники мира» и проекта на тему: «Подвижная игра как средство физического развития дошкольников», который направлен на формирование двигательных навыков и линий поведения ребенка дошкольного возраста в обществе через подвижные игры.

Работа в данном направлении осуществлялась с детьми дошкольного возраста в течении двух лет. Опыт формировался в условиях Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центра развития ребенка – Детский сад № 42» в старшей группе № 8 (подготовительной к школе). Выделялось два этапа практической деятельности. Первый этап с сентября 2013 года по май 2014 года и второй этап с сентября 2014 года по март 2015 года. Формирование физических качеств детей проводилось в свободное, отведенное для игры время (во второй половине дня или на прогулках). Отслеживание результатов проделанной работы осуществлялось через мониторинг по определению физических качеств старших дошкольников и проведение опроса направленного на выявления их познавательной сферы. В проекте участвовало 27 воспитанников.

Актуальность 

Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных областей требует пересмотр форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры.

Чрезмерное увлечение расширением объема содержания в разных областях знаний педагогического процесса приводит к перегруженности, что в первую очередь, отражается на ребенке. Складывается своего рода противоречие между желанием «больше дать ребенку» (каждый специалист расширяет объем содержания) и действительными психическими и физическими возможностями ребенка дошкольного возраста. Необходимо создание такой деятельности, при которой возможно избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника. Все вышесказанное, делает наиболее актуальной тему самообразования по интеграции познавательной и двигательной деятельности дошкольников в процессе проведения спортивных досугов в МБДОУ, и проведении подвижных игр как самостоятельную форму организации деятельности детей, так и включая их в спортивные досуги, используя их как средство развития физических качеств дошкольников.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в создании новых вариантов: проведения спортивных досугов с включением в них элементов познавательного характера, которые знакомят детей дошкольного возраста с основами зарождения спортивных праздников и их разновидностях посредствам видеопрезентаций.

Теоретическая база опыта

 Стремясь интегрировать две образовательные области, такие как познавательное и физическое развитие, через проведение спортивных досугов и подвижных игр детей старшего дошкольного возраста, организовала деятельность по следующим направлениям: предметно-развивающая среда, подбор цикла бесед познавательного характера, подбора игр и эстафет к тематическим спортивным досугам, составление картотеки подвижных игр, изучение литературы по данной проблеме.

Спортивные досуги и подвижные игры, методы и принципы их проведения в современной литературе широко рассматриваются в научных работах:  Н. П. Голикова, Г. И. Осокина, М.А. Васильева, В. В. Гербова, А. В. Чебатарева и др.

Так же в современной педагогике все больше внимания уделяется физическому развитию детей – дошкольников, как основному средству развития здорового и гармонически развитого человека путем разработки нестандартных и нетрадиционных методик проведения занятий и спортивных досугов и праздников. Автором подобных программно – методических пособий являются: В. Н. Шебаков, О. Н. Моргунова, М. Ю. Картушина, З. Ф. Аксенова, Н. Луконина, Л. Чадова.

Таким образом, после изучения теоретических основ организации процессов проведения спортивных досугов, и  подвижных игр, актуальности проблемы, были начаты поиски сценариев спортивных досугов и тем для реализации интеграции физического и познавательного развития. Подбор теоретических материалов стал основой для разработки авторских конспектов спортивных досугов с интеграцией, познавательного развития ребенка старшего дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея

Ознакомление детей с истоками возникновения спорта, со спортивными праздниками и  видами спорта; развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе интеграции образовательных областей и организации спортивных досугов и взаимодействии с семьями воспитанников в данном направлении.

Технология опыта

Цель:  Интеграция познавательной и двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе организации и проведения спортивных досугов в ДОУ.

Задачи:

  1. Дать детям представление о спорте, спортивных праздниках и о подвижных играх.
  2. Развивать физические качества и познавательную сферу детей старшего дошкольного возраста в вопросах физического воспитания через интеграцию познавательной и двигательной деятельности детей на спортивных досугах и организацию подвижной игры.
  3. Развивать познавательный интерес к подвижным играм и к спортивным праздникам, которые знают во всем мире.
  4. Повысить педагогическую компетентность участников проектной деятельности в вопросах организации и проведения спортивных досугов и подвижных игр, через вовлечение их в совместную деятельность.

Принципы работы.

Эффективность решения данных задач зависит от правильного подбора принципов в организации  и проведении работы в данном направлении.

  1. Принцип научности – подкрепление всех  необходимых мероприятий, направленных на развитие физических качеств, научно обоснованными  и практически апробированными методиками;
  2. Принцип активности и сознательности – участие всех участников проектной деятельности в поиске новых эффективных методов целенаправленной деятельности в целях оздоровлении себя и детей;
  3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе с задачами познавательного характера.
  4. Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата, независимо от возраста и уровня физического развития детей;
  5. Принцип оздоровительной направленности – согласно, которому инструктор по физической культуре несет ответственность за жизнь и здоровье своих воспитанников, должен обеспечить рациональный общий и двигательный режим, создать оптимальные условия для  двигательной  активности детей в соответствии с состоянием здоровья воспитанников и уровня их физического развития на спортивных досугах.
  6. Принцип единства с семьей, предполагающий единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно – гигиенических навыков, развития двигательных навыков. Поэтому очень важным становится оказание необходимой помощи родителям воспитанников, привлечение их к участию в совместных физкультурных мероприятиях – физкультурных досугах и праздниках.

По мимо вышеизложенных принципов, проектная деятельность строилась на принципах В. И. Зягвязимского:

  1. Принцип мультимедийност.
  2. Принцип активизации познавательной деятельности – обучение опирается на сознательное заинтересованное отношение ребенка к предлагаемым ему формам деятельности.

Методы и приемы работы.

При организации проектной деятельности  использовались различные методы физического воспитания как специфические, так и общепедагогические.

К специфическим методам физического воспитания относится:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) игровой метод;

3) соревновательный метод.

С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств.

Общепедагогические методы:

1) словесные методы (беседы, рассказы);

2) методы наглядного воздействия (презентации, атрибуты к подвижным играм и др.).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания направленных на организацию интегрированных спортивных досугов детей старшего дошкольного возраста.

Формы организации работы.

  • Непосредственно – образовательная деятельность (спортивные досуги).
  • Совместная деятельность.
  • Беседы.
  • Рассказы по презентациям  познавательного характера с использованием ИКТ.
  • Родительские собрания.
  • Выставки (подразумевают представление совместных рисунков детей и  родителей по теме прошедшего спортивного досуга, в конце года составляется альбом по видам спорта из лучших творческих работ семей).
  • Коллективная совместная деятельность (творческая лаборатория – участие родителей в спортивных досугов, изготовление костюмов для совместных праздников, организация фото и видеосъемки).
  • НОД с группой детей.
  • Фронтальная (работа по закреплению движений используемых в играх).
  • НОД с подгруппой детей.
  • Интегрированная НОД.
  • НОД – путешествие.

Этапы работы.

  1. Подготовительный (2013 г.).

Изучение теоретических исследований по проблеме развития у детей  старшего дошкольного возраста физических качеств их перезагруженности. Поиск возможных вариантов избегания перегрузок детей, с помощью интеграции познавательной и двигательной деятельности детей на основе имеющихся теоретических знаний. Возникновение идеи опыта, определение цели, задач и выбор методов и средств их реализации, анализ литературы и сбор информации.

  1. Практический (2013 – 2015 гг.)
  1. Проведения мониторинга на начальном этапе.
  2. Разработка плана работы по выбранному направлению.
  3. Реализация плана работы по составленным проектам.
  4. Работа с родителями (советы, консультации)
  • Выступление на родительских собраниях («Игра – наше все» 2013, «Спортивные досуги дошкольников и роль родителей в них» 2013, «Движение и здоровье» или как организовать активный отдых дома 2013 год, «Родители образец для подражания» 2014);
  • Консультация («Как вести себя во время проведения спортивного досуга или праздника» 2013, «Как в домашних условиях создать уголки активности» 2014);
  • Папки передвижки с информацией о существующих спортивных праздниках (обновляются за неделю до проведения спортивного досуга и рассказа с детьми, по презентации с аналогичной информацией).
  • Совместное изготовление атрибутов к проведению совместных спортивных праздников («Мама, папа, я – спортивная семья», «А ты баты мы солдаты», «День физкультурника»).
  • Газета для родителей о пользе подвижных игр и предоставления перечня подвижных игр и их содержание, которым может пользоваться родитель.
  1. Завершающий (2015 г.)
  1. Повторный мониторинг.
  2. Оценка эффективности работы.
  3. Обобщение опыты.

Реализация опыта работы.

Реализация опыта в этом направлении началось: с подбора литературы теоретического и практического характера, с поиска иллюстрационного материала, с подбора базовых конспектов и презентаций познавательного характера по проведению и организации спортивных досугов,  с  составления консультаций для родителей, с составление выступлений на родительских собраниях, с составление перспективного плана работы с родителями, детьми и педагогами группы; по двум основным направлениям: «Спортивные праздники мира» и «Подвижная игра как средство физического развития дошкольника».

        Затем провела первую запланированную встречу с родителями на родительском собрании. На нем родители включились в информационную беседу, касающуюся проектов, которые запланированы реализоваться в группе и их роли в них.  Вся остальная работа была направленна:

  • на обогащение знаний детей, воспитателей и родителей группы в данных направлениях;
  •  на развитие и закрепление физических качеств детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрирования познавательной и двигательной деятельности.
  • на повышение педагогической компетентности в рассматриваемом вопросе участников проектной деятельности (воспитатели и родители группы).

Совместно с родителями организованы тематические выставки после проведения спортивного досуга по заданной тематике с совместными творческими работами, после окончания проектной деятельности был составлен альбом «Спортивные праздники мира». Помимо этого совместно с родителями были изготовлены атрибуты для подвижных игр и ирг малой подвижности.  Также совместно с родителями были проведены три спортивных праздника, которые запланированы в учебном году – «Папа, мама, я – спортивная семья», «А ты баты мы солдаты!», «День физкультурника». Все желающие родители могли присутствовать на спортивных досугах, поддерживая своего ребенка и осуществляя помощь в организации.  

Родители, ознакомившись с теоретическими и методическими основами подвижной игры, посредствам выпушенной для них газеты, начали использовать их в совместной деятельности  со своим ребенком и окружающими детьми. Родители во время всей совместной работы проводили с детьми беседы на тему: «О каких играх ты узнал?»

Основное направление («Спортивные игры мира»)  работы по интеграции познавательной и двигательной деятельности ребенка строилась по следующему плану:

  • перед проведением запланированного спортивного досуга осуществлялся просмотр презентации на основе рассказа инструктора о том спортивном празднике, который будет лежать в основе спортивного досуга;
  • через 2-3 дня проводиться сам спортивный досуг, который в своей вводной части на основе словесного метода закрепляет и обобщает знания детей о каком либо спортивном празднике полученные ранее на просмотре презентации и рассказе по ней;
  • после проведения тематического развлечения дети совместно с родителями проводят творческую работу в виде рисунков по тематике «О, каком спортивном празднике - мы узнали?» здесь дети с родителями проявляют свои творческие способности.

Второе направление в работе («Подвижная игра как средство развития физических качеств дошкольников») осуществлялось по следующему плану:

  • ведение НОД («Подвижная игра, что это?»);
  • беседа («Какие подвижные игры мы знаем?»);
  • рисование («Моя любимая игра», «Как много игрушек для подвижных игр»);
  • издание с детьми газеты для родителей о пользе подвижных игр, НОД – путешествие («В гости к Елене Прекрасной»);
  •  совершенствование навыков двигательной активности ребенка, при проведении подвижных игр вне НОД (на прогулке);
  •  интегрированная НОД («Древние люди»).  

 Все вышеизложенное не только позволило решить ряд запланированных целей и задач, но и  позволило сплотить коллектив детей и родителей привлечь их совместной деятельности в рамках физической культуры..

Условия реализации.

  1. Организация материально - технического  и атрибутивного обеспечения для организации спортивных досугов, презентаций и подвижных игр.
  2. Организация консультативного уголка для родителей группы по тематике проводимых проектов.

Трудоемкость.

  1. Создание: картотеки подвижных игр и игр малой подвижности, атрибутов, наглядных материалов, альбома «Виды спорта и спортивные праздники мира».
  2. Разработка проектов: «Спортивные праздники мира» для детей старшей и подготовительной к школе группе, «Подвижная игра как средство развития физических качеств дошкольников».
  3. Разработка конспектов спортивных досугов.
  4. Разработка презентаций познавательного характера.
  5. Разработка нетрадиционных форм организации подвижных игр.

Результативность.

Систематическую работу по интегрированию познавательной и двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста осуществляла путем планирования деятельности в трех основных направлениях: в процессе проведения спортивных досугов и праздников, совместной деятельности и самостоятельной.

Для определения физических качеств детей старшего дошкольного возраста использовалась методика определения физической подготовленности детей с 3 до 7 лет М. А. Руновой. Для определения уровня знаний детей по заданной тематике был составлен опросник в виде анкет, в которой содержатся ряд вопросов, на которые дети отвечают в индивидуальном порядке.

Физические качества детей определялись, через их физическую подготовленность последующим критериям: скоростные качества, скоростно-силовые качества, равновесие, ловкости и координации, гибкость. После определения этих критериев у каждого ребенка, определяется средний уровень его физической подготовленности путем сравнительного анализа полученных результатов.

Результаты мониторинга, проведенные в начале учебного года (2013 г.) по определению физических качеств,  в старшей группе дети имели низкий уровень 38, 4 %, у 57, 9 %  детей средний уровень и высокий  уровень имели  3,7 % воспитанников.

Проведение опросника по определению уровня знаний детей по вопросам спортивных праздников мира на начало учебного года (2013 г.) был в следующем соотношении:

- высокий 0 %;

- средний 15 %;

- низкий 85 %.

Результаты мониторинга, проведенные в начале учебного года (2014 г.) по определению физических качеств,  в подготовительной к школе группе дети имели низкий уровень 18 %, у 60 % детей средний уровень и высокий  уровень имели  22 % воспитанников.

Проведение опросника, по определению уровня знаний детей по вопросам спортивных праздников мира, на начало учебного года в подготовительной к школе группе (2014 г.) был в следующем соотношении:

- высокий 8 %;

- средний 52 %;

- низкий  40%.

К концу осуществления проектной деятельности по данной проблеме (2015 г.) мониторинг по М. А. Руновой показал, что высокий уровень составляет 35 %, средний уровень 58 % и низкий соответственно 7 %.

Проведение опросника по определению уровня знаний детей по вопросам спортивных праздников мира на конец проектной деятельности (2015 г.) был в следующем соотношении:

- высокий 38,3 %;

- средний 57 %;

- низкий 4,7%.

В результате проделанной работы повысилась педагогическая компетентность родителей в вопросах организации спортивного досуга и обогатила их познавательную сферу по вопросам физической культуры и спорта. Дети без особого труда освоили запланированный объем теоретической информации о спортивных праздниках мира, научились понимать значимость спортивных праздников и развлечений, стали проявлять познавательный интерес к организации и проведении спортивных мероприятий. Дети с огромным удовольствием слушали рассказы по презентациям, быстро включались в беседы по закреплению изученного. Легко принимали участия в подвижных играх и эстафетах включенных в спортивные досуги, выполняя предложенные движения и упражнения правильно соблюдая все указания, тем самым закрепляя основные виды движений разученных на непосредственно образовательной деятельности. Проведение системной работы с интеграцией образовательных областей в организации спортивного досуга не только обогатила познавательную деятельность, и развило физические качества старших дошкольников, но и сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны.

Самым главным показателем результативности проделанной работы, считаю: когда от детей идет инициатива организации маленького спортивного праздника, когда они обсуждают, между собой, о каких спортивных праздниках они узнали что-то новое вне детского сада, когда дети на спортивных досугах начинают выполнять все правильно и четко, когда ребенок искренне радуется при достижении положительного результат в играх, все это дает мне знать о том, что маленькие ростки физической культуры посеяны в душе каждого ребенка. И главный результат заключается в усвоении одной из главных составляющих человеческой жизни – это любить себя и ценностно относится к своему здоровью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса и инициативности старших дошкольников в процессе познавательно-исследовательской деятельности (опыт работы)

Сообщение из опыта работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников....

Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики".

Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики"....

Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников.

Сегодня наши дошколята занимаются физкультурой с удовольствием во многом благодаря организации занятий в виде сюжетно – ролевых музыкально – ритмических игр....

Познавательно- исследовательская деятельность старших дошкольников в процессе работы с автодидактическим мотериалом Марии Монтессори

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. В процессе экспериментирования обогащается словарь...

ТЕМА: «Интеграция логико-математического и речевого развития дошкольников, в процессе организации игровой деятельности.»

Под математическим развитием дошкольников, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и ...

Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"

Презентация "Интеграция речевого и логико-математического развития дошкольников в процессе организации игровой деятельности"...

МАСТЕР-КЛАСС «ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ДОСУГОВ»

МАСТЕР-КЛАСС «ИНТЕГРАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПОРТИВНЫХ ДОСУГОВ»...