Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики".
статья по теме

Данилова Елена Валерьевна

Статья "Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_zhurnal.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция познавательной и двигательной деятельности дошкольников средствами сюжетно - ролевой ритмической гимнастики.

На современном этапе развития общества происходит процесс критического осмысления многих теоретических и практических положений в области физического воспитания подрастающего поколения в рамках образовательных программ в соответствии с ФГРОС. Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка.

К сожалению, статистика последних лет разноречива и негативна. По данным Министерства здравоохранения РФ, состояние здоровья детей за последние два года несколько стабилизировалось. Но при этом процент здоровых детей невысок. Одна из причин этого явления - нерациональная организация двигательного режима в дошкольных образовательных учреждениях. Много часов дети проводят на занятиях в статическом (чаще "сидячем") положении. Интеллектуальная нагрузка значительно превосходит физическую. Недостаточное физическое развитие накладывает негативный отпечаток на интеллектуальное развитие, и наоборот. Известно, что маленькие непоседы и "ходунки" быстрее, чем их более "ленивые" сверстники, познавая окружающий мир, скорее и правильнее научаются говорить.

Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников является процесс их интеграции.

Интеграция предполагает не просто объединение отдельных элементов, а их синтез и в результате получение системы, обладающей свойствами целостности.

В связи с этим хотелось бы отметить преимущества популярной сегодня ритмической гимнастики. О благотворном воздействии ее средств на организм и развитие детей писали Т.С. Лисицкая, 1989; С.В.Шарманова, 1995; В.Н. Курысь, 1998, и др.

Разнообразие движений, их всесторонняя направленность, выразительность, музыкальность способствуют гармоничному двигательному развитию детей. А сказочные сюжеты занятий превращают их в интересные, увлекательные и познавательные игры.

Сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика представляет собой интегрированную систему средств ритмической гимнастики, сюжетно - ролевых игр и сказочных сюжетов. Основными компонентами воздействия на организм и личность ребенка являются: Движение, Игра, Сюжет, Музыка.

Движение направлено на развитие физических качеств, координационных способностей и функциональных возможностей организма дошкольника. Для этого используются следующие средства: основные виды движений; ОРУ; акробатики современной аэробики (степ); стретчинга (гимнастика для развития гибкости); гимнастика на фитболах; волнообразные движения корпусом, руками; элементы народного танца (русский); современного танца (диско, реп, рок-н-ролл); хореографии (основные позиции рук и ног, экзерсисы); элементы пантомимы; пальчиковая гимнастика; дыхательные упражнения. Перечисленные средства объединяются в определенной последовательности и связаны музыкой в комплексы упражнений.

Музыка создает положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, выразительно передать их характер. Музыка должна быть доступной восприятию ребенка.

Известно, что игра является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребенка, а также создает положительный эмоциональный фон занятий и позволяет более мягко и гуманно решать воспитательные и образовательные задачи. Особое значение имеют сюжетно - ролевые игры, способствующие эмоциональному и интеллектуальному развитию дошкольников.

Сочетание ритмической гимнастики с сюжетно - ролевой игрой позволяет успешно решать задачи двигательного, познавательного и психического развития.

Это подкрепляется воздействием сюжетов сказок, которые, в свою очередь, являются носителями эмоционально - нравственного воспитания.

Занятия ритмической гимнастикой сюжетно - ролевого характера помогают детям глубже почувствовать, понять, оценить события и поступки персонажей сказочных произведений. Можно говорить о возможности "прочтения" сказок всем телом, каждой мышцей, клеткой организма. Сопереживание через выразительную двигательную деятельность значительно усиливается. Дети с помощью физических упражнений, жестов и мимики создают образы героев и антигероев, выражая свое отношение к ним. Иногда они плачут вместе с тетей Кошкой о сгоревшем доме, радуются с "козлятами победе над волком", удивляются, хохочут, изображают хитрую лису Алису и глупого Дуремара, жестокого Карабаса Барабаса и отважного Буратино.

Если на первом этапе музыкальную фонограмму можно прерывать для уточнения отдельных движений и связок, то по мере освоения комплекса занятия проходят под непрерывную музыку. Это значительно увеличивает их моторную плотность. На последнем этапе больше внимания необходимо уделять развитию творческой фантазии детей, давать им возможность придумать свои упражнения, характерные подражательные движения, соответствующие героям сказки.

Именно сюжетно - ролевая ритмическая гимнастика способствует познавательной и двигательной деятельности дошкольников.

Литература

  1. А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» - программа по ритмической пластике для детей, Санкт – Петербург – 2000 г.;
  2. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес – Данс» - лечебно – профилактический танец, Санкт – Петербург «Детство – пресс», 2010 г.;
  3. Н.А.Ветлугина «Музыкально развитие ребенка» - М: Просвещение, 1985 г.;
  4.  Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Са-Фи-Дансе» - танцевально – игровая гимнастика для детей, Санкт – Петербург «Детство – пресс», 2000 г.;
  5. В.Ю. Сосина, М.М. Фабиан «Ритмическая гимнастика» Санкт – Петербург «Детство – пресс», 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика является совокупностью средств физического воспитания, музыки, игры-драматизации и содержания сказок, в целом обеспечивающих интеграцию двигательной и познавательной деятельности детей.

Жак Далькроз в начале века (20-го) в звук движение вложил - В основание системы он фундамент заложил. Позже физиолог Купер ключ к здоровью в ней открыл – Аэробный механизм досконально изучил...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию старшей группы с применением сюжетно-ролевой ритмической гимнастики "Гуси-лебеди"

Одним из средств на занятиях физическими упражнениями с детьми дошкольного возраста является ритмическа ягимнастика. Ряд исследователей (Н.А. Фомина, С.Ю. Максимова, Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина, Н.В. ...

КОНСПЕКТ Занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Совместная деятельность с родителями, педагогами и детьми с применением технологии сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Морозко»»

Воспитание коммуникативных качеств, дружеских партнерских взаимоотношений между детьми, родителями, педагогами. Повышение двигательной активности....

Физическое воспитание дошкольников на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту цель дошкольного образования -  создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его л...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике "Приключения Незнайки и его друзей"

Конспект НОД по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике с воспитанниками подготовительной к школе группы...

Развитие интеллектуальных и познавательных способностей дошкольников на физкультурных занятиях с помощью сюжетно-ролевой ритмической гимнастики.

Деятельность по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике с детьми организуются в рамках основной непосредственной образовательной деятельности по физическому воспитанию, музыкальному развитию....

Обобщение опыта работы Тема: Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика как средство развития детей дошкольного возраста

Обобщение опыта работыТема:  Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастикакак средство развития детей дошкольного возраста...