Знакомство старших дошкольников с Олимпийским движением
статья по физкультуре на тему
Олимпийское движение - важная часть культуры человечества. Формируя представления дошкольников об олимпизме и олимпийском движении, можно успешно решать задачи не только физического, но и умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Знакомство старших дошкольников с Олимпийским движением.
Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО направлено на формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление ценностей здорового образа жизни.
В настоящее время в системе дошкольного воспитания актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образованной организации, нацеленного на формирование ребёнка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире.
Всё более важное место в системе образования, воспитания и обучения подраста-
ющего поколения занимает олимпийское образование, цель которого –
приобщение детей к идеалам и ценностям олимпийского движения.
Они ориентированы на общечеловеческие,
гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные и спортом. Формируя представления дошкольников об олимпизме и олимпийском движении, можно успешно решать задачи не только физического, но и умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания.
Нравственно-патриотическое воспитание — основа для развития нравственно-волевых качеств дошкольников (честности, выдержки, настойчивости, товарищества, взаимопомощи, дружбы, чувства ответственности за свои поступки). Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость постановки вопроса по олимпийскому образованию дошкольников, который должен опираться на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Раскрывая особенности олимпийского образования детей школьного возраста, В.И.Усаков отметил, что его целью является приобщение детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, а основные задачи состоят в том, чтобы познакомить детей с его древней историей и современным состоянием, воспитать их в духе общечеловеческих ценностей и морали, истинной дружбы и мира между людьми и народами и привить потребность в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса.
Для повышения результативности работы по ознакомлению с олимпийским движением необходимо вести регулярную работу. Она предполагает проведение тематических бесед, познавательных занятий, показ видео- и фотоматериалов, проведение спортивных дидактических игр, спортивных упражнений, досугов, праздников, продуктивных видов деятельности и др.
В процессе тематических бесед и познавательных занятий cтарших дошкольников необходимо в доступной им форме знакомить с элементарными знаниями об Олимпийских играх, их истории, традициях, ритуалах, факельной эстафете Древней Греции, символах игр и т. д.; формировать знания об олимпийских зимних и летних видах спорта, олимпийских чемпионах и др.
В непосредственно образовательной деятельности также необходимо формировать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, интерес к результатам, достижения спортсменов; необходимо воспитывать доброе, товарищеское отношение детей друг к другу, взаимовыручку, честность, справедливость, умение сопереживать достижениям и неудачам своих товарищей, правильно и объективно оценивать действия своих товарищей, умение взаимодействовать в коллективе и т д.
В процессе организации спортивных игр и упражнений у детей создаётся мотивация заниматься физической культурой и спортом. Ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России, способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт xapaктера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Коллективный характер такой деятельности обеспечивает приобретение навыков взаимодействия, способствует развитию «командного духа», развивает такие качества, как взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, чувство ответственности.
Несомненным средством ознакомления детей с Олимпийскими играми также являются настольные спортивные игры (футбол, хоккей, баскетбол) и дидактические игры («Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», «Спортивное лото», «Спортивное домино»), которые направлены на расширение объёма знаний об Олимпийских играх, видах спорта, входящих в олимпийскую программу, талисманах Олимпийских игр, пиктограммах видов спорта, развивают у детей организаторские способности, чувство товарищества, командный дух, желание поддерживать друг друга.
Проведение массовых спортивных праздников, досугов и соревнований («Малые Олимпийские игры», «Недели здоровья и спорта», «Мы — будущие олимпийцы», «Навстречу Олимпиаде», «Путешествие и Олимпию») способствует ознакомлению детей с разными видами спорта, развитию положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни, расширению двигательных возможностей ребёнка за счёт освоения новых доступных движений. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др.
В дошкольных образовательных организациях устраиваются встречи с мастерами спорта, мастерами спорта международного класса, рекордсменами и чемпионами мира и Европы, олимпийскими чемпионами, которые проводят с детьми мастер-классы, рассказывают им о своей любви к спорту, о пути, который привел их к высоким спортивным достижениям. Такие встречи способствуют воспитанию чувства патриотизма и интернационализма; расширению кругозора в вопросах спортивной жизни страны; обогащению знаниями в области физической культуры и спорта; формированию интереса к определённому виду спорта. Встречи со спортсменами создают праздничную атмосферу, вызывают положительные эмоции у детей, надолго остаются в памяти.
В работе по художественно-продуктивной деятельности дети отражают видение Олимпийских игр в рисунках, аппликациях, скульптурах. По рисункам детей можно определить, какие виды спорта и какие моменты состязаний больше интересуют каждого ребёнка. Рисуя соревнующегося спортсмена, ребёнок закрепляет в памяти особенности движения.
С детьми разучивают песни о спорте, знакомят со спортивными материалами, учат движению под музыку. В играх, танцах с музыкальным сопровождением дети составляют композицию из олимпийских колец, маршируют как настоящие спортсмены. Музыка обогащает музыкальными впечатлениями, вызывает яркий эмоциональный отклик при восприятии музыкального произведения, воспитывает интерес к физической культуре и спорту.
Для более широкого ознакомления детей с различными видами спорта и спортсменами желательно использовать соответствующие видеоматериалы — небольшие видеоклипы. В них можно в доступной для детей яркой форме рассказать о том или ином виде спорта, успехах российских спортсменов, участии детей в различных copевнованиях, о том, как хорошо быть сильным и здоровым.
По рекомендации педагогов дошкольных образовательных организаций дети совместно с родителями могут посещать стадионы, спортивные площадки в своём микрорайоне, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях.
Одной из разновидностей совместных занятий детей и родителей; может стать организация семейно-спортивного клуба в дошкольной образовательной организации, основное предназначение которого состоит в создании условий как для коллективной, так и для индивидуальной деятельности и в поддержании в ребёнке самостоятельности, свободы, двигательной активности, в обучении технико-тактическим действиям спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон, хоккей). При проведении занятий в клубе воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физическим упражнениям, умение терпеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обучать ребёнка и обучаться самому определённому движению.
Составление альбома «Семейные спортивные традиции» отражает спортивные привязанности и достижения различных поколений семьи, формирует у ребёнка интерес к занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию, увеличивает глубину родовой памяти, содействует укреплению связей между поколениями. Дети могут принимать непосредственное участие в оформлении альбома, помещая туда свои зарисовки, рисунки, пояснения под собственными фотографиями (указать показатели прыжков, метания, бега и сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и т. д.). Фотоальбом, который ведётся долгие годы, превращается в своеобразную спортивную летопись семьи, архив, передаваемый из поколения в поколения.
Стимулирующим средством активизации интереса детей и родителей к совместной деятельности может быть разработка и изготовление спортивной эмблемы (герба) семьи, который помогает ребенку осознать собственную роль в укреплении своего здоровья, позволяет понять «дух семьи», физкультурно-спортивную индивидуальность и её устремления.
Таким образом, знакомство детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми способствует воспитанию у них интереса, уважения не только к спорту, но и к олимпизму как культурному наследию человечества.
- Егоров Б.Б., Гарипова И.О., Ларина Н.Г. Взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания ребёнка-дошкольника // Материалы Моск. гор. эксп. площ. на базе ГОУ «Детский сад N" 1050»: методическое пособие. — М.: Институт РДО РАО, 2005. — 118 с.
- Кириллова Ю.А. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬстВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 80 с.
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. С.О. Филипповой. — М.: Академия, 2013. —304 с.
- Усаков В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников // Спорт, духовные ценности, культура. — М., 1997. — Вып. 6. - С. 59-62.
- Физическое воспитание и развитие дошкольников / под ред. С.О. Филипповой. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Центр педагогического образования, 2014.- 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-436942-1397651792.jpg)
Физкультурный досуг для старших дошкольников "Малые Олимпийские игры"
Формирование у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через опыт Олимпизма...
Проект по знакомству старших дошкольников с правилами дорожного движения «В добрый путь!»
Санкт – Петербург, один из крупнейших городов в нашей стране. Он имеет большое разнообразие городского транспорта, в том числе пассажирского. Автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/17/picture-768903-1458199855.jpg)
Сценарий спортивного праздника для старших дошкольников «Малые Олимпийские игры».
Задачи:Совершенствовать систему патриотического воспитания, изучать всемирное олимпийское движение.Обогащать знания детей об Олимпийских играх.Совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/15/picture-345227-1384510675.jpg)
Информационно-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийское движение»
В современном мире дети мало двигаются. Новые технологии замещают физическую активность нового поколения. Физичесоке развитие детей напрямую зависит на их интеллектуальное развитие. Таким образо наш к...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/16/picture-488461-1587044230.jpg)
Спортивный досуг для старших дошкольников "История Олимпийских колец"
Спортивный досуг для старших дошкольников "История Олимпийских колец"...