Знакомство старших дошкольников с Олимпийским движением
статья по физкультуре на тему

Галиуллина Роуза Раильевна

Олимпийское движение - важная часть культуры человечества. Формируя представления дошкольников об олимпизме и олимпийском движении, можно успешно решать задачи не только физического, но и умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_olimp.dvizheniem.docx28.52 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство старших дошкольников с Олимпийским движением.

 Олимпийское движение — важная часть культуры человечества, и изучение его истории, несомненно, должно стать частью образования любого культурного человека.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» ФГОС ДО направлено на формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, становление ценностей здорового образа жизни.

В настоящее время в системе дошкольного воспитания актуализируются вопросы поиска нового содержания, форм и методов воспитательно-образовательного процесса в дошкольной образованной организации, нацеленного на формирование ребёнка как личности, готовой к жизни в меняющемся мире.

Всё более важное место в системе образования, воспитания и обучения подраста-

ющего поколения занимает олимпийское образование, цель которого –

приобщение детей к идеалам и ценностям олимпийского движения.

Они ориентированы на общечеловеческие,

гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные и спортом. Формируя представления дошкольников об олимпизме и олимпийском движении, можно успешно решать задачи не только физического, но и умственного, эстетического, нравственного, патриотического воспитания.

Нравственно-патриотическое воспитание — основа для развития  нравственно-волевых качеств дошкольников (честности, выдержки, настойчивости, товарищества, взаимопомощи, дружбы, чувства ответственности за свои поступки). Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей Родины на мировых аренах. Именно поэтому появилась необходимость постановки вопроса по олимпийскому образованию дошкольников, который должен опираться на традиционные ритуалы и символы Олимпийских игр, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Раскрывая особенности олимпийского образования детей школьного возраста, В.И.Усаков  отметил, что его целью является приобщение детей к духовным и материальным ценностям олимпийского движения, а основные задачи состоят в том, чтобы познакомить детей с его древней историей и современным состоянием, воспитать их в духе общечеловеческих ценностей и морали,  истинной дружбы и мира между людьми и народами и привить потребность в состязательности, являющейся одним из важнейших условий общечеловеческого прогресса.

Для повышения результативности работы по ознакомлению с олимпийским движением необходимо вести регулярную работу. Она предполагает проведение тематических бесед, познавательных занятий, показ видео- и фотоматериалов, проведение спортивных дидактических игр, спортивных упражнений, досугов, праздников, продуктивных видов деятельности и др.

В процессе тематических бесед и познавательных занятий cтарших дошкольников необходимо в доступной им форме знакомить с элементарными знаниями об Олимпийских играх, их истории, традициях, ритуалах, факельной эстафете Древней Греции, символах  игр и т. д.; формировать знания об олимпийских зимних и летних видах спорта, олимпийских чемпионах и др.        

В непосредственно образовательной деятельности также необходимо формировать у детей потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, интерес к результатам, достижения спортсменов; необходимо воспитывать доброе, товарищеское отношение детей друг к другу, взаимовыручку, честность, справедливость, умение сопереживать достижениям и неудачам своих товарищей, правильно и объективно оценивать действия своих товарищей, умение взаимодействовать в коллективе и т д.

В процессе организации спортивных игр и упражнений у детей создаётся мотивация заниматься физической культурой и спортом. Ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России, способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт xapaктера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают физические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. Коллективный характер такой деятельности обеспечивает приобретение навыков взаимодействия, способствует развитию «командного духа», развивает такие качества, как взаимопомощь, уважение к своим партнерам и соперникам, сознательную дисциплину, чувство ответственности.

Несомненным средством ознакомления детей с Олимпийскими играми также являются настольные спортивные игры (футбол, хоккей, баскетбол) и дидактические игры («Одень спортсмена», «Угадай вид спорта», «Спортивное лото», «Спортивное домино»), которые направлены на расширение объёма знаний об Олимпийских играх, видах спорта, входящих в олимпийскую программу, талисманах Олимпийских игр, пиктограммах видов спорта, развивают у детей организаторские способности, чувство товарищества, командный дух, желание поддерживать друг друга.

Проведение  массовых спортивных праздников, досугов и соревнований  («Малые Олимпийские игры», «Недели здоровья и спорта», «Мы — будущие олимпийцы», «Навстречу Олимпиаде», «Путешествие и Олимпию») способствует ознакомлению детей с разными видами спорта, развитию положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни, расширению двигательных возможностей ребёнка за счёт освоения новых доступных движений. В ходе этих соревнований применяется олимпийская атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжения олимпийского огня и др.

В дошкольных образовательных организациях устраиваются встречи с мастерами спорта, мастерами спорта международного класса, рекордсменами и чемпионами мира и Европы, олимпийскими чемпионами, которые проводят с детьми мастер-классы, рассказывают им о своей любви к спорту, о пути, который привел их к высоким спортивным достижениям. Такие встречи способствуют  воспитанию чувства патриотизма и интернационализма; расширению кругозора в вопросах спортивной жизни страны; обогащению знаниями  в области физической культуры и спорта; формированию интереса  к определённому виду спорта. Встречи со спортсменами создают праздничную атмосферу, вызывают положительные эмоции у детей, надолго остаются в памяти.

В работе по художественно-продуктивной деятельности дети отражают видение Олимпийских игр в рисунках, аппликациях, скульптурах. По рисункам детей можно определить, какие виды спорта и какие моменты состязаний больше интересуют каждого ребёнка.  Рисуя соревнующегося спортсмена, ребёнок закрепляет в памяти особенности движения.        

С детьми разучивают песни о спорте, знакомят со спортивными  материалами, учат движению под музыку. В играх, танцах с музыкальным сопровождением дети составляют композицию из олимпийских колец, маршируют как настоящие спортсмены. Музыка обогащает музыкальными впечатлениями, вызывает яркий эмоциональный отклик при восприятии музыкального произведения, воспитывает интерес к физической культуре и спорту.

Для более широкого ознакомления детей с различными видами спорта и спортсменами желательно использовать соответствующие  видеоматериалы — небольшие видеоклипы. В них можно в доступной для детей яркой форме рассказать о том или ином виде спорта, успехах российских спортсменов, участии детей в различных copевнованиях, о том, как хорошо быть сильным и здоровым.

По рекомендации педагогов дошкольных образовательных организаций дети совместно с родителями могут посещать стадионы,  спортивные площадки в своём микрорайоне, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях.

Одной из разновидностей совместных занятий детей и родителей; может стать организация семейно-спортивного клуба в дошкольной образовательной организации, основное предназначение которого состоит в создании условий как для коллективной, так и для индивидуальной деятельности и в поддержании  в ребёнке самостоятельности, свободы, двигательной активности, в обучении технико-тактическим действиям спортивных игр (баскетбол, футбол, бадминтон, хоккей). При проведении занятий в клубе воспитательное значение имеет пример родителей, их отношение к физическим упражнениям,  умение терпеливо и доброжелательно, но в то же время требовательно обучать ребёнка и обучаться самому определённому движению.

Составление альбома «Семейные спортивные традиции» отражает спортивные привязанности и достижения различных поколений семьи, формирует у ребёнка интерес к занятиям физической культурой, стремление к самосовершенствованию, увеличивает глубину  родовой памяти, содействует укреплению связей между поколениями. Дети могут принимать непосредственное участие в оформлении альбома, помещая туда свои зарисовки, рисунки, пояснения под собственными фотографиями (указать показатели прыжков, метания, бега и сроки овладения плаванием, лыжами, велосипедом, футболом и т. д.). Фотоальбом, который ведётся долгие годы, превращается в своеобразную спортивную летопись семьи, архив, передаваемый из поколения в поколения.

Стимулирующим средством активизации интереса детей и родителей к совместной деятельности может быть разработка и изготовление спортивной эмблемы (герба) семьи, который помогает ребенку осознать собственную роль в укреплении своего здоровья, позволяет понять «дух семьи», физкультурно-спортивную индивидуальность и её устремления.

Таким образом, знакомство детей старшего дошкольного возраста с Олимпийскими играми способствует воспитанию у них интереса,  уважения не только к спорту, но и к олимпизму как культурному наследию человечества.

        

Литература:

  1.  Егоров Б.Б., Гарипова И.О., Ларина Н.Г. Взаимодействие родителей и педагогов в процессе оздоровления и воспитания ребёнка-дошкольника // Материалы Моск. гор. эксп. площ. на базе ГОУ «Детский сад N" 1050»: методическое пособие. — М.: Институт РДО РАО, 2005. — 118 с.
  2. Кириллова Ю.А. Навстречу Олимпиаде. Физкультурные досуги для детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬстВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. - 80 с.
  3. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / под ред. С.О. Филипповой. — М.: Академия, 2013. —304 с.
  4. Усаков В.И. Программа олимпийского воспитания и образования дошкольников // Спорт, духовные ценности, культура. — М., 1997. — Вып. 6. - С. 59-62.
  5. Физическое воспитание и развитие дошкольников / под ред. С.О. Филипповой. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 224 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М.: Центр педагогического образования, 2014.- 32 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг для старших дошкольников "Малые Олимпийские игры"

Формирование у детей интереса к занятиям физическими упражнениями через опыт Олимпизма...

Проект по знакомству старших дошкольников с правилами дорожного движения «В добрый путь!»

Санкт – Петербург, один из крупнейших городов в нашей стране. Он имеет большое разнообразие городского транспорта, в том числе  пассажирского.  Автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутн...

Сценарий спортивного праздника для старших дошкольников «Малые Олимпийские игры».

Задачи:Совершенствовать систему патриотического воспитания, изучать всемирное олимпийское движение.Обогащать знания детей об Олимпийских играх.Совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнен...

Информационно-познавательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийское движение»

В современном мире дети мало двигаются. Новые технологии замещают физическую активность нового поколения. Физичесоке развитие детей напрямую зависит на их интеллектуальное развитие. Таким образо наш к...

Спортивный досуг для старших дошкольников "История Олимпийских колец"

Спортивный досуг для старших дошкольников "История Олимпийских колец"...