Беседа для родителей на тему :" Профилактика правильной осанки".
консультация по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Смирнова Наталья Николаевна

Беседа для родителей на тему :" Профилактика правильной осанки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_pravilnoy_osanki_u_detey.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика правильной осанки у детей.

     «Осанка – привычная поза непринуждённо стоящего человека, принимаемая без излишних мышечных усилий».

     Осанка является одним из важных слагаемых здоровья ребёнка. Нарушение осанки отрицательно сказывается на работе сердечно – сосудистой  и дыхательной систем, искажают форму тела, становятся причиной нарушения обменных процессов. Сдавленные грудной клеткой лёгкие не могут полностью расправиться, набрать свежего воздуха при вдохе для нормального насыщения крови кислородом. В результате нарушаются окислительные процессы, а ткани и клетки не получают достаточного питания, что ведёт к  понижению общей сопротивляемости организма. Дефекты осанки отражаются и на состоянии нервной системы, функционированию внутренних органов и могут привести к серьёзным заболеваниям, которые с трудом поддаются лечению.

        Различают несколько видов осанки:

- отличная осанка – передняя поверхность грудной клетки выступает над   поверхностью живота, спина равномерно волнообразна, что зависит от    позвоночных изгибов;    

 -  хорошая осанка – голова чуть наклонена вперёд, передняя поверхность   живота  выступает  над  передней поверхностью грудной клетки, равномерная   волнообразность изгибов спины несколько нарушена;

 - удовлетворительная осанка – грудная клетка несколько плоская,   передняя   поверхность  живота  значительно  выступает  над  передней поверхностью грудной  клетки.  Волнообразность  спины  нарушена, особенно в поясничном отделе   позвоночника;

плохая осанка – голова выдвинута вперёд, грудь впалая, спина сутулая.

 

       Для того чтобы определить, какая осанка у ребёнка, его нужно вплотную поставить спиной к стене до касания её затылком, лопатками, ягодицами и пятками. При правильной осанке расстояние от стенки до шейного изгиба и от стенки до поясничного изгиба позвоночника должно быть примерно равно ширине ладони ребёнка. Отклонения свидетельствуют о нарушениях осанки. Касание только затылком, спиной и пятками свидетельствует о слабой мускулатуре спины, живота и поясницы. Касание по точкам: спина, ягодицы, пятки указывают на слабую мускулатуру шеи и плечевого пояса.

 Виды нарушений осанки: сутулость, круглая спина,  кругловогнутая спина, плоская спина, плосковогнутая спина, лордоз, кифоз, сколиоз – одно из самых тяжёлых последствий неправильной осанки.

        Нарушения осанки и деформации позвоночника могут быть врождёнными и приобретёнными. Врождённые нарушения позвоночника составляют 5 – 10% от общего числа.

   

 

  К приобретённым нарушениям позвоночника могут привести следующие причины:

- общее недостаточное развитие мускулатуры ребёнка;

- неравномерное развитие мышц спины, живота, бёдер, удерживающих                  позвоночник в правильном положении;

- продолжительная болезнь или частые заболевания ребёнка, ослабляющие его  организм;

-  рахит;

- неудовлетворительный общий режим ребёнка, недостаточно или чрезмерно

 пассивный отдых;

-  неправильный режим питания;

-  однообразные (однобокие) движения: езда на самокате, игра в бадминтон  и  т. п.

 

     К дефектам позвоночника могут привести и плохие привычки:

        

-  привычка стоять с опорой на одну ногу;

- неправильная походка, с опущенной головой, свисающими плечами;

- переноска тяжестей в одной руке;

- привычка неправильно сидеть за столом;

- привычка читать лёжа на боку;

- неправильная поза во время сна: лёжа на одном боку, сгибание спины «калачиком»,   «проваливание» туловища в мягкий матрац;

- неправильная одежда и обувь.

 

Упражнения на создание представления о правильной осанки и её формирование.

 

  1. Стать спиной к стене так, чтобы затылок, лопатки, ягодичные мышцы и пятки касались стены. Запомнить положение частей тела. Отойти от стены, сохраняя принятое положение
  2. Принять то же И.П., запомнить его, сделать шаг вперёд и выполнить повороты головой, туловищем. Снова принять И.П. и сделать шаг назад – проверить правильное положение тела.
  3. И.П.- то же. Поднимать и опускать ноги, выставлять вперёд, в сторону на носок, не отрывая головы, спины и таза от стены.
  4. И.П. – то же. Выполнять различные движения руками, предплечьями, не отрывая головы, плеч, таза и ног от стены. 
  5. И.П. – то же. Полуприседания и приседания, скользя вдоль стены.

 

         Контрольное упражнение для проверки навыка осанки:

         Сохраняя правильное положение тела и удерживая груз на голове, пройти подоске,   влезть на стул, слезть со стула и др.

 

                              Упражнения в равновесии.

 

Они ценны тем, что при их выполнении рефлекторно повышается тонус мышц и удерживается прямое положение тела. Упражнения в равновесии формируют навык правильной осанки и устойчивость вестибулярного аппарата.

 К упражнениям на месте относятся все виды стоек – от обычной на двух ногах до стойки на одной ноге; повороты, наклоны, приседания с различными положениями рук и головы, с открытыми или закрытыми глазами; переходы из высокого положения в более низкое, в положение лёжа и наоборот. Всем упражнениям в равновесии обучают на полу, а потом на повышенной и ограниченной по ширине оп

                               Игры для закрепления правильной осанки.

  

Практически в любую игру можно внести элементы формирования или закрепления правильной осанки.

Например, «Пятнашки» - осаливать игрока нельзя, если он принял положение правильной осанки или у гимнастической стенки, или в парах «спиной к спине».

«Тише едешь – дальше будешь» - дети стоят в шеренге, водящий произносит слова, все начинают идти, по команде «Стоп!» - останавливаются и принимают положение правильной осанки. У кого осанка неправильная, возвращается в и.п.

«Ходим с предметом на голове» - двигаться, выполняя различные задания. Выигрывает тот, у кого предмет не упал.

 

 

                            Упражнения на самовытяжение.

 

   Упражнения, направленные на самовытяжение, являются обязательной частью любого комплекса лечебной гимнастики, направленного на исправление нарушений осанки и лечение сколиоза, остеохондроза, заболеваний суставов.

В процессе самовытяжения происходит растягивание околопозвоночных мышц и глубоких мышц позвоночника, увеличивается расстояние между позвонками, следовательно, уменьшается давление на межпозвоночные диски, на нервные окончания и кровеносные сосуды. В результате улучшается кровоснабжение, питание межпозвонковых дисков, исчезают рефлекторные боли, уменьшается кривизна позвоночника, он становится более гибким. 

    К вечеру у людей в связи со статической нагрузкой в течение дня рост уменьшается на 1 – 2см., следовательно, потянуться в течение дня очень полезно, а особенно после сна.

       Упражнения на растягивание позвоночника можно  выполнять в положении стоя, в упоре стоя на коленях, сидя на пятках, в положении сидя по – турецки, лёжа на животе, спине и в висах на гимн. стенке.

  1. И.П. – лёжа на спине. Подбородок прижать к груди,  носки подтянуть на себя,  потянуться темечком в одну сторону, пятками -  в противоположную.
  2. Упражнение то же, но руки вверх.
  3. И.П. – лёжа на животе, руки вверх, лоб касается пола, пятки вместе, носки оттянуты. Потянуться руками и головой в одну сторону, ногами – в противоположную.
  4. Упражнение то же, но руки на поясе.
  5. И.П. – упор стоя на коленях. Поднять правую руку вперёд, левую ногу назад, потянуться рукой и ногой в противоположные стороны, поменять положение.
  6. Упражнение «кошечка» - в упоре стоя на коленях. Прогнуться и согнуться.
  7. И.П. – сед на пятках  с наклоном туловища вперёд, руки вверх. Потянуться руками вперёд.
  8. И.П. – сед по – турецки, руки вверх. Потянуться руками вверх, живот втянуть.

                            Упражнение №6 «Кошечка»

 

  Упражнение №5 «Боковая растяжка»

                                             «Кошечка»  

 

        Упражнение №4 «Растяжка позвоночника»

 

                  

 Профилактика плоскостопия.

Плоскостопие считается одним из самых распространённых заболеваний у детей. По статистике этот диагноз ставят каждому третьему ребёнку.

У детей в первые годы жизни свод стопы заполняется жировой подушкой, отчего стопа выглядит плоской. Это мнимое плоскостопие. Жировая подушка исчезает обычно к 4 годам, а полностью стопа формируется в 7-9 лет.

Физиологи доказали, что подошвы ног – одна из самых мощных рефлексогенных зон человека. На стопах представлены точки всего организма и имеются закаливающие зоны.

По мнению некоторых специалистов, подошвы ног – это своеобразный распределительный щит с 72 тысячами нервных окончаний, через которые можно подключиться к любому органу: головному мозгу, лёгким и верхним дыхательным путям, печени и почкам,  эндокринным железам и другим органам. Вот почему ходьба босиком тонизирует организм и способствует поддержанию его в здоровом состоянии. Для профилактики плоскостопия и коррекции стопы  используйте ходьбу босиком по специальным резиновым коврикам  с шиповым рефлением.  Каждое утро начинайте с ходьбы по такому коврику. Это и хороший массаж всех рефлексогенных зон.

Для массажа можно также использовать: массажные мячики, палки, катая их подошвами, или в тазик насыпать: жёлуди, морские камушки, или высушенную фасоль и топтаться в нём несколько минут. Массаж следует закончить хождением по мягкому коврику.

 

                           Упражнения для свода стопы.

 

-  Несколько минут ходьба на носках;

-  Столько же  ходьба на пятках;

-  Ходьба с поднятыми пальцами ног;

-  Ходьба на наружном своде стопы «мишка косолапый»;

-  Во время сидячих игр пусть малыш как бы сгребает подошвами в кучу

    песок;

-  При катании на велосипеде, важно чтобы ребёнок нажимал на педали

     пальцами, а не серединой стопы.

 

 

 

                                               

 Игры.

 

 1) «Кто быстрее спрячет косынку»

 Играющие садятся на стулья. У каждого под ногами ситцевый платок, или кусок ткани размером 50см. По сигналу играющие начинают собирать платок пальцами ног. Выигрывает тот кто быстрее подберёт его под стопы.

 

2) «Донеси платочек»

    Захватить платок пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом ( прыгая на одной ноге, на четвереньках) до обозначенного места. То же самое повторить другой ногой.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему " Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста"

Большое значение и процессе выработки хорошей осанки имеют строго соблюдаемый режим дня, размер мебели, паза детей во время занятий, груда и других видов самостоятельной деятельности. Правильную осанк...

Консультация для родителей на тему "Профилактика нарушения осанки"

Нарушение осанки встречается часто в современном мире. Чтобы избежать подобных недугов важно приучать детей следить за своей осанкой и выполнять упражнения способствующие профилактике....

Буклет для родителей на тему: "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста".

Буклет для родителей на тему: "Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста"....

Консультация для родителей на тему: «Формирование правильной осанки ребёнка и профилактика её нарушений».

Осанка – это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Если она правильная, то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легкой и упругой.К сожалению, родители не все...