Консультация для воспитателей "Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре"
консультация по физкультуре на тему

Корнейчук Галина Викторовна

Консультация для воспитателей "Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре

Консультация для воспитателей

Подвижная игра представляет собой совместную деятельность детей. Общие интересы, цели, задания, совместные действия в п/игре способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками. При анализе воспитательного значения п / игр многие педагоги на первый план выдвигают нравственно – волевые качества, а такое важное качество проявления нравственной активности, как взаимопомощь детей в игре, к сожалению исследовалось недостаточно.

Необходимость же формирования у детей взаимопомощи очевидна: ребенку в будущем предстоит устанавливать с людьми взаимоотношения, основанные на общечеловеческих ценностях.

Наиболее сензитивным периодом для воспитания у детей умения оказывать помощь является пятилетний возраст. Среди большого количества п/игр выделены те, которые способствуют формированию чувства взаимопомощи.

Эти игры можно разделить на пять типов:

Игры – упражнения с поочередным выполнением действий, позволяющие ребенку оказывать помощь сверстнику в освоении им двигательных действий;

Сюжетные п/игры с ролями, включающие действия помощи другим участникам игры;

Сюжетные игры с ролями ловца и убегающих, представляющих возможность создания вариантов, включающих действия помощи пойманным;

Игры, представляющие возможность оказания помощи сверстнику в выполнении игрового действия для достижения им личного успеха в игре;

Игры, в которых от действий взаимной помощи партнеров по игре зависит достижение общего успеха.

Игры первого типа представляют собой индивидуальные игры – упражнения («Сбей кеглю», «Прыгни дальше» и др.). Очередность выполнения действий в играх этого типа позволяет научить детей замечать необходимость оказания помощи сверстнику и проявлять помощь в разных формах – советовать, учить, подсказывать.

Второй тип п/игр представлен народными сюжетными играми («Коршун», «Волк и ягнята» и др.).Действуя в соответствии с ролью, ребенок проявляет по ходу игры такие качества,  как доброта, забота, отзывчивость. Ролевое поведение оказывает определенное влияние на взаимоотношения.

П/игры третьего типа способствуют воспитанию у детей умения управлять своим поведением в коллективе окружающих, проявлению организованности, доброжелательного отношения со сверстниками. Главная цель этих игр – вызвать желание у ребенка помогать другому. Дети постепенно усваивают, что нельзя смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. Помогать попавшим в беду сверстникам дети могут коллективно или индивидуально.

В играх четвертого типа могут складываться как естественные так и специально создаваемые ситуации, требующие помощи сверстника в выполнении игровых действий, для того, чтобы ребенок мог достичь личного успеха в игре, справиться с игровым заданием.

Пятый тип п/игр представлен играми, в которых от действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха. В них особое действие приобретает умение действовать в интересах товарищей. Помогать друзьям. Принимать помощь от них.

В играх второго, третьего и пятого типов проявление детьми взаимопомощи является непременным условием, так как в противном случае игра может распасться.

Интерес детей к игре, как правило, выражается в интересе к исполнению ведущих ролей, к выполнению определенных действий в игре, и к успеху.

Детям, проявляющим интерес к исполнению ведущих ролей, предлагаем участие в играх, ролевое содержание которых наполнено нравственным смыслом – помощь другим, забота о других. Такие условия создаются в играх второго типа.

Детей, которые проявляют интерес к выполнению игровых заданий, привлекают к оказанию помощи тем, кто неправильно выполняет какие – либо действия.

Если для ребенка значимым является интерес к успеху в игре, акцент педагогической работы может сместиться к разъяснению значимости этого успеха для товарища. Данная задача может быть решена посредством использования игр четвертого типа.

Организуя игры пятого типа, воспитатель подчеркивает важность участия каждого ребенка в игре, важность помощи друг другу.

В каждой группе могут оказаться дети с разным уровнем проявления взаимопомощи.

Внимание детей с высоким уровнем взаимопомощи направляется на осознание им своих возможностей в оказании помощи. Особое внимание желательно обращать на формирование у таких детей проявлять помощь в виде обучения, объяснения, а также на формирования умения вести себя тактично, не проявлять излишней назойливости, давать возможность другим детям помогать товарищам.

Детей  со средним уровнем взаимопомощи побуждают к ее оказанию, создавая условия, при которых инициатива исходит как бы от самого ребенка, при этом используя прием «группового ожидания».

Детей с низким уровнем проявления взаимопомощи побуждают к нравственно – ценному поведению, используя образец действия воспитателя и других детей или следование прямым инструкциям.

Работу по формированию взаимопомощи в п/играх желательно сочетать с работой по обогащению представлений о взаимопомощи. В процессе такой работы дети получают сведения о ее различных формах – помощь – совет, помощь – утешение, помощь – поддержка, помощь в выполнении общего дела и др. В этих целях можно использовать детскую художественную литературу. В беседах по литературным произведениям воспитатель подводит детей к уточнению содержания понятий «помогать», «помощь», «помощник», к усвоению различных способов проявления взаимопомощи на основе конкретных поступков героев.

Особое внимание воспитателя должно быть направлено на выразительное описание состояния, которое испытывает герой, нуждающийся в помощи, факты моральной помощи героев друг другу. Содержание некоторых произведений помогает воспитателю «проиллюстрировать» некоторые п/игры. Творчески используя сходство сюжетов литературных произведений и п/игр, воспитатель может добиться воздействия на поведение детей.

Участие детей в п/играх положительно сказывается на внеигровых взаимоотношениях. Задача воспитателя – заметить возможные факты переноса полученных в играх знаний и умений в реальную жизнь, положительно оценить подобные явления, привлечь внимание сверстников к совершенному ребенком хорошему поступку.

        

Формирование взаимопомощи у детей в подвижной игре

Консультация для воспитателей

Инструктор по физической культуре          МАДОУ детский сад

общеразвивающего вида № 208

Корнейчук Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей : "Значение и роль народной подвижной игры в развитии детей"

Подвижная игра  как развитие физ. качеств и воспитание детей...

Консультация для воспитателей по теме "Как разнообразить подвижные игры для детей младшего возраста".

Подвижные игры являются незаменимым средством для развития движений детей, и их сенсорных, позновательных и творческих способностей.  Воспитательная ценность зависит от правильного руководства и ...

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Консультация для родителей: " Развитие речи детей через подвижные игры"

 Первоочередными задачами физического воспитания в нашем детском саду, как известно, являются охрана и укрепление здоровья детей, улучшение физического развития, повышение умственной и физ...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей в подвижной игре»

Вспомните, как загораются глаза у ребят, когда вы говорите: «А сейчас мы с вами поиграем в интересную игру!» Не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое значение имеет игра в жизни...

Консультация для педагогов: «Формирование интереса детей к подвижной игре при помощи использования фольклора»

Ребенок постоянно растет и развивается, а движение – одно из условий роста и развития.  Не для кого не секрет, что дети развиваются в игре. Ведь именно игра воздействует на эмоциональное со...

Консультация для педагогов: «Формирование интереса детей к подвижной игре при помощи использования фольклора»

Консультация для педагогов:«Формирование интереса детей к подвижной игре при помощи использования фольклора»...