Духовно-нравственное воспитание дошкольников на занятиях физической культурой
календарно-тематическое планирование по физкультуре на тему

Назаренко Марина Александровна

План работы в ДОУ по духовно-нравственному воспитанию на занятиях физической культурой. Использование подвижных игр, работа с родителями, привлечение педагогов и специалистов ДОУ при реализации проекта "Русская душа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duh-nr_vospitanie_na_fizkulture.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры

В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на мой взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура и спорт являются одними из эффективнейших средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности человека. Особую важность и актуальность должны получить физкультура и спорт в настоящее время, когда приняты государственные программы по их развитию. Кроме того, в 2010 году утверждена государственная программа «Патриотическая программа граждан Российской Федерации на 2010-2015», которая в большей мере должна способствовать пропаганде физкультуры и спорта чем другие. Ведь одним из важнейших направлений военно-патриотического воспитания является физическое воспитание молодежи. Поэтому регулярные занятия по физической подготовке позволяют не только овладеть двигательными навыками, необходимыми для профессиональной деятельности, развить физические качества, но и закалить характер, подготовить себя к защите Родины. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Одним из эффективных средств решения задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд, являются занятия физкультурой и спортом. Физическая культура может внести свой вклад в решение этой задачи, т.к. формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с воспитанием нравственно волевых черт личности. Физически развитый человек, крепкий, сильный, здоровый должен быть добрым, терпимым, должен уметь прийти на помощь к тем, кому она нужна, и направлять свои умения и силу только на добрые поступки.

 Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны. Формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста можно и нужно осуществлять в процессе использования различных форм и методов работы: на занятиях по физической культуре, в процессе проведения подвижных игр, эстафет, спортивных турниров и досугов. Наибольший воспитательный эффект оказывают спортивные праздники и развлечения. Данная форма работы позволяет закрепить и обобщить знания и умения детей в рамках определённой темы, объединить детей разного возраста общими чувствами и переживаниями.

В двигательной деятельности нравственные качества формируются путем подбора упражнений, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками, добиться общей цели. Дети осознают принадлежность к коллективу и учатся управлять своим поведением. Высокое эмоциональное напряжение, которое сопровождает занятия физическими упражнениями, содействует закреплению нравственных представлений в чувствах, переживаниях, привычках.

Занятия физическими упражнениями оказывают большое влияние на всестороннее развитие ребёнка. Формируется и развивается внутренний мир ребенка — его мысли, чувства, нравственные качества, поведение. Об этом писал еще П. Ф. Лесгафт, который рассматривал двигательную деятельность как фактор развития человека. Занятия по физической культуре содействуют обогащению нравственного опыта, формируют нравственное поведение ребенка. Физкультурные занятия способствуют формированию волевых черт характера. Особенно ценными в этом отношении считаются подвижные игры и физические упражнения.

В последние два года принято несколько значимых нормативных документов, определяющих приоритеты развития дошкольного образования. Среди них «Федеральный государственный образовательный стандарт». В документе определены:

—  цель: развитие каждого ребенка;

—  форма: игра;

—  принципы: интеграция образовательных областей;

—  комплексно-тематическое построение педагогического процесса.

На этих позициях должна строиться работа с детьми. Образовательный материал хорошо усваивается в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников мероприятий. Ими могут стать народные праздники и игры, способные объединить воспитанников, педагогов и родителей.

Приобщение к народным традициям особенно значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои истоки.

В практической деятельности на занятиях физкультурой используем такие средства нравственного воспитания, как:

—  содержание и организация учебно-тренировочных занятий. Бережное отношение к результатам труда воспитывается посредством использования различного спортивного инвентаря. Дежурство на занятиях побуждает дошкольников к добросовестности и ответственности;

—  подвижные игры. Необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать на сигнал организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать свое поведение, развивает чувства гуманизма и коллективизма, дружбы, чувства непримиримости к нарушениям нравственных норм и др.;

—  соревнования (строгое выполнение их правил, воля к победе, командный дух, смелость, решительность, мужественность, самообладание);

—  спортивные праздники способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма;

—  деятельность педагога как образца нравственного поведения, суждений, взглядов.

Для реализации задач нравственного воспитания (формирование нравственного сознания, чувств и качеств, воспитание волевых черт и качеств личности) используются следующие методы и приемы:

—  оценка поступков (поощрение, похвала, осуждение, порицание). Одобрение, похвала помогают ребенку преодолевать неуверенность в своих возможностях, устранять недостатки в поведении;

—  положительный пример детей и самого педагога. Словесные воздействия только тогда убедительны, когда они подкрепляются примерами: воспитатель отмечает положительное поведение отдельных детей и остальные стараются им подражать. Не менее важен личный пример самого воспитателя: чем выше авторитет педагога, тем сильнее его влияние на нравственное воспитание детей;

— убеждение — применяется в форме словесных воздействий (разъяснение, беседа). Пользуясь методом убеждения, педагог разъясняет правила поведения, побуждает детей к более осознанному их выполнению;

— накопление морального опыта и его закрепление осуществляются методом многократного повторения правильных действий и поступков в конкретных условиях двигательной деятельности.

Таким образом, формирование нравственно-волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребенка.

Народные подвижные игры помогают осуществить интегративный подход при организации образовательного процесса и решать задачи в разных областях:

—  развивать мышление, воображение, активизировать умственную деятельность, воспитывать активность, сноровку, сообразительность; обучать умению конструировать игры на традиционной народной основе (образовательная область «Познание»);

—  создавать определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству; формировать чувство причастности к истории Родины, знакомясь с народными праздниками и традициями; развивать нравственные качества, воспитывать патриотические чувства (область «Социализация»);

—  развивать навыки свободного общения со сверстниками, инициативу, умение постоять за себя, нравственные чувства; учить преодолевать неудачи, переживать неуспех (область «Коммуникация»);

—  развивать двигательную активность и физические качества (область «Физическая культура»);

—  знакомить с различными видами фольклора — приговорками, считалками, перевертышами, загадками, хороводами, народными песнями и др. (области «Чтение художественной литературы», «Музыка»).

Приобщение детей к истории культуры на основе ознакомления с народными подвижными играми по четырем направлениям:

1)     ознакомление детей с истинно народными старинными подвижными играми, адаптированными к современным условиям, организация физкультурных праздников и развлечений по мотивам народных традиций и обычаев;

2)  обучение воспитателей эффективным приемам работы с детьми. Педагоги прежде всего должны сами знать историю появления народной подвижной игры и ее воспитательное значение, а также уметь заинтересовать этим детей. Условием введения народных подвижных игр в современный педагогический процесс должно стать усвоение педагогами игрового репертуара, знание разнообразных видов народных игр, их вариантов, способов начала и окончания игры, игровых приговорок, диалогов и считалок. И еще: гибкая игровая позиция взрослого — он не руководитель, а партнер в игре;

3)  привлечение родителей в ВОП через проведение совместных развлечений с использованием народных подвижных игр, ознакомление с календарными праздниками, их обычаями и традициями; это объединяет семью и наполняет ее досуг новым содержанием;

4)  оснащение предметно-развивающей среды — изготовление разнообразного оборудования для проведения игр и состязаний, подбор музыкального сопровождения.

Таким образом, детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, позволят нам решить задачу национального воспитания и всестороннего развития ребенка. Правильная педагогическая организация игровой деятельности воспитанников может быть реальным и действенным путем возрождения и сохранения традиционных детских игр, а через них и культуры своего народа. Возрождение народных традиций в подвижных играх, состязаниях, обычаях поможет приостановить процесс вымирания народной педагогики и окажет огромное влияние на воспитание психически и физически здорового подрастающего поколения.

Работа с детьми физкультурно-оздоровительной направленности должна проводиться систематически и последовательно, согласно годовому и перспективному плану работы на уч. год.

На 2015-2016 учебный год мною запланированы следующие мероприятия

  • «Весёлые старты»
  • Смотр песни и строя
  • «Солдатская каша»
  •  «Остров сокровищ»
  • «Аты-баты шли солдаты»
  •  «Малые олимпийские игры».
  • «Масленица»,
  • «В гости к солнышку», «День защиты детей»
  • «День города»

Задачи, поставленные перед педколлективом ДОУ по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников средствами физической культуры, по своей направленности можно условно разделить на несколько групп:

1. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к ближайшему окружению – детскому саду. Духовному единению детей и родителей, детей и воспитателей способствует проведение праздников, посвящённой Дню Матери, «Праздник-безобразник» - спортивное мероприятие между детьми и сотрудниками д/с, посвящённое Дню дошкольного работника, соревнования –эстафеты «А, ну ка, папы»

В процессе организации спортивных досугов - «Весёлые старты» ,«Малые олимпийские игры», спортивные эстафеты по ПДД, по плаванию «Морской бой» - совершенствуются не только физические, но и нравственно-волевые качества личности ребёнка, а также дружеские взаимоотношения со сверстниками, командный дух, чувство коллективизма.

2. Ознакомление дошкольников с культурой, традициями народов

Сибири  осуществлять в процессе ежедневных физкультурных занятий. Так, проведя цикл занятий с использованием русского фольклора, в качестве обобщения, организуется музыкально – спортивный праздник «Масленица», тематическая пасхальная неделя заканчивается спортивным досугом «Пасха».

Воспитателем группы, совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре разработан проект «Русская душа».

Актуальность проекта: в последнее десятилетие в нашей стране произошло много сложных противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые. Можно с уверенностью говорить, что в связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема ознакомления детей с русской народной культурой.  

В народном творчестве заложены понятия «историческая память поколений» и «неразрывная связь времен», народное видение мира, взгляд на место человека в этом мире. Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея, которой мы придерживаемся.

План разработан по месяцам для всех возрастных групп ДОУ и реализуется на протяжении всего учебного года воспитателями и узкими специалистами. Дети с удовольствием играют в игры разных народов. Ни одно массовое мероприятие в ДОУ не обходится без проведения подвижных игр: «День Города», «День защиты детей»,  день здоровья .Тем самым решаются задачи не только физкультурно-оздоровительного цикла, но и задачи формирования толерантности, чувства уважения и интереса к национальным традициям народов.

3. Отдельным направлением духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения в нашем ДОУ является военно - патриотическое воспитание. Работу по данному направлению можно представить как интеграцию различных видов детской деятельности. Центральным, стержневым моментом является праздник, посвящённый Дню воинской славы , День Победы 9 мая и оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. В процессе подготовки к Смотру песни и строя, посвящённого Дню Защитника Отечества, параду в честь Дня Победы на физкультурных занятиях особое внимание уделяется строевой подготовке детей под военные марши.

Спортивная игра «Остров сокровищ» проводится между подготовительными и старшими группами в летнее время года. В процессе поиска игры совершенствуются бег, ловкость, глазомер, развиваются выносливость и смекалка, воспитываются организованность, дух соперничества.

Для средних групп организуются спортивные соревнования с участием пап «Буду в армии служить», «Аты-баты шли солдаты» с целью воспитания у детей желания быть похожими на солдат через участие в эстафетах, играх с элементами соревнований.

Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств. В данное время в честь Дня Великой победы идет подготовка к военно-патриотической игре «Зарница», в которой наши дети и родители будут принимать активное участие

Благодаря совместной работе инструктора по ФК, музыкального руководителя и воспитателей формируется модель выпускника – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами и потребностями в здоровом образе жизни с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Диагностика нравственной мотивации

 

Вам нужно выбрать из четырех данных вопросов один ответов (подчеркнуть)

Вопросы:

  1. Если кто-то плачет, то я.
  • Пытаюсь ему помочь.
  • Думаю о том, что могло произойти.
  • Не обращаю внимания.
  1. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.
  • Я скажу ему, чтобы он не приставал.
  • Отвечу, что не могу ему помочь.
  • Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
  • Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
  1. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
  • Я не обращу внимания.
  • Скажу, что он размазня.
  • Объясню, что нет ничего страшного.
  • Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
  1. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
  • Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
  • Обижусь в ответ.
  • Докажу ему, что он не прав.

Анкета

Пожалуйста, выскажи свое отношение к занятиям физической культурой и спортом. Нам важно знать твое мнение, чтобы улучшить программу школьных уроков физкультуры, сделать эти уроки более интересными и полезными.

Оцени в баллах от 1 до 5 свое согласие с каждым из 30 утверждений: 1 — не согласен совсем. 5 — согласен полностью.

Выбери вариант оценки и отметь его крестиком или другим значком. Класс ___  

Пол: мальчик ___ девочка ___

Утверждения

Варианты оценок

1.

Я всегда с нетерпением жду уроков физической культуры, потому что они помогают укреплять мое здоровье.

1

2

3

4

5

2.

Занятия физкультурой и спортом помогают мне развивать волю и целеустремленность.

1

2

3

4

5

3.

Я всегда нахожу возможность заниматься физкультурой, потому что движения доставляют мне радость.

1

2

3

4

5

4.

В любых обстоятельствах я стараюсь регулярно заниматься физической культурой.

1

2

3

4

5

5.

Мне приходится ходить на уроки физической культуры, чтобы получить оценку.

1

2

3

4

5

6.

Занятия физкультурой и спортом мне нужны для того, чтобы в дальнейшем использовать эти знания, навыки и умения в жизни.

1

2

3

4

5

7.

В спортивной секции есть все условия для общения с интересными людьми.

1

2

3

4

5

8.

Участвуя в физкультурно-спортивных мероприятиях и соревнованиях, я стремлюсь стать победителем.

 1

2

3

4

5

9.

Интерес к физической культуре у меня не пропадает и во время школьных каникул.

1

2

3

4

5

10.

Мне нравятся физкультурно-спортивные праздники и соревнования, связанные с борьбой и соперничеством.

1.

2

3

4

5

11.

Я получаю удовольствие от занятий физкультурой и спортом.

1

2

3

4

5

12.

Я думаю, что все оздоровительные мероприятия — физкультминутки, подвижные перемены, спортивный час — должны содержать разные игры и развлечения.

1

2

3

4

5

13.

Я хочу заниматься физическими упражнениями и спортом, потому что это модно и престижно среди молодежи.

1

2

3

4

5

14.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями уже стали моей привычкой.

1

2

3

4

5

15.

Занятия физическими упражнениями мне приятны, улучшают мое настроение и самочувствие.

1

2

3

4

5

16.

Дополнительные занятия физическими упражнениями полезны для здоровья, потому что школьных уроков физкультуры недостаточно.

1

2

3

4

5

17.

На занятиях физическими упражнениями и спортом я воспитываю в себе смелость, решительность и самодисциплину.

1

2

3

4

5

18.

Во время каникул мне нравится много двигаться и заниматься физическими упражнениями.

1

2

3

4

5

19.

Даже в каникулы я заставляю себя уделять время занятиям физическими упражнениями.

1

2

3

4

5

20.

Чтобы занятия физкультурой и спортом во время каникул не прерывались, меня обязательно кто-то должен контролировать.

1

2

3

4

5

21.

Я стараюсь накопить опыт физкультурно-оздоровительной работы, чтобы использовать его в будущей жизни.

1

2

3

4

5

22.

Возможность общения с друзьями во время физкультурно-спортивных мероприятий доставляет мне большое удовольствие.

1

2

3

4

5

23.

На соревнованиях мне нужна только победа.

1

2

3

4

5

24.

Я всегда интересуюсь физкультурно-спортивной работой и принимаю в ней участие.

1

2

3

4

5

25.

Мне нравится, что в занятиях физкультурой есть элементы соперничества.

1

2

3

4

5

26.

Мне хочется заниматься физическими упражнениями, чтобы научиться красиво двигаться, иметь стройную фигуру и сильные мышцы.

1

2

3

4

5

27.

Уроки физической культуры привлекают меня играми и развлечениями.

1

2

3

4

5

28.

Я участвую в спортивных соревнованиях только тогда, когда в них участвуют мои знакомые и друзья.

1

2

3

4

5

29.

Активный отдых в выходные дни, прогулки и подвижные игры — это моя привычка.

1

2

3

4

5

30.

Физкультура, спорт, подвижные игры на досуге и в каникулы помогают мне оставаться радостным, бодрым, веселым.

1

2

3

4

5

Литература.

  1. Александровна Г.В., Физкультура. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации.11класс/ - СПб.: Тригон, 2008.
  2. Психология: Учебник для техникумов физической культуры/под ред. А. Ц. Пуни. – М.: Физкультура и спорт, 1984.
  3. Физическая культура: учебное пособие/ под ред. Н.В. Решетникова, Ю.Л. Кислицын – Академ А.
  4. http://www.profistart.ru
  5. http://sportedu.ru
  6. http://vrhpschool.norod.ru
  7. http://www.nauka – shop.com
  8. http://1179.ru/sport/oty


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры.

Данная публикация вкратце раскрывает основные направления работы педколлектива по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами физической культуры - через организацию тематических до...

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культуры народов России

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе  культуры народов России...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе культуры народов России

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе  культуры народов России...

"Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры"

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами физической культуры. Физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные праздники....